Напоминание

"Игры-драматизации как средство формирования детского коллектива"


Авторы: Дубовская Евгения Витальевна, Петухова Елена Семеновна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игры-драматизации как средство формирования детского коллектива"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры-драматизации как средство формирования детского коллектива

Авторы-составители:

Дубовская Е.В., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 241» г. Новокузнецк

Петухова Е.С., старший воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 241» г. Новокузнецк

Нашу группу посещают дети с нарушением речевого развития, и, как следствие,

возникает проблема налаживания взаимодействия сверстников друг с другом. Очень часто

дети не понимают товарищей, конфликтуют, им трудно организовать совместную игру,

безболезненно решить возникший конфликт.

Учитывая

все

это,

в

своей

работе

мы

особое

значение

придаем

играм-

драматизациям.

В

них

дети

объединены

общими

переживаниями,

они

учатся

согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива. Кроме того,

в

игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение

выразительности

речи,

ребенок

стремится

познать

собственные

возможности

в

перевоплощении, в поиске нового. И, наконец, игра-драматизация является средством

самовыражения

и

самореализации

ребенка,

что

соответствует

личностно

-ориентированному

подходу

в

работе

с

детьми

дошкольного

возраста.

Игра-

драматизация дает возможность охватить всех детей группы: активных и пассивных,

бойких и робких.

Чтобы дети заинтересовались таким видом игровой деятельности, мы, в первую

очередь,

озаботились созданием условий для их развития: сделали ширмы различных

конструкций (напольные, настольные), учитывая принцип полифункциональности; вместе

с родителями подобрали игрушки по сюжетам сказок, плоскостные, теневые, пальчиковые

театры, различные атрибуты (шапочки, символизирующие персонажей сказок, фартучки,

платочки, юбочки, корзиночки) и музыкальные инструменты.

Хорошим

методическим

пособием

для

нас,

воспитателей,

стали

книги

Г.Н.

и

Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр дошкольникам» и Г.В.Генова «Театр для малышей»,

где предлагаются варианты организации кукольного настольного и теневого театров, а

также подобран примерный репертуар. Все остальное зависело от нашей инициативы и

творчества. Ведь каждый вид театра можно усовершенствовать и приспособить к своим

условиям и возможностям.

В ходе организации игр-драматизаций мы столкнулись с проблемой активных и

пассивных детей, где главную роль на себя всегда старались брать дети активные. Часто

возникали споры при распределении ролей, обиды, если желание не было удовлетворено.

А дети пассивные старались чаще всего отсидеться в сторонке, мотивируя это тем, что у

них все равно не получится, и они не хотят играть. Перед нами встала проблема: как

заинтересовать детей и дать возможность поверить им в свои силы. Тогда мы разработали

серию игровых заданий, которые помогли бы таким детям поверить в себя, а «активистам»

увидеть в них равноправных членов игры.

Этапы работы следующие:

1 шаг: имитация отдельных действий человека, животных и птиц;

2 шаг: имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей

основных эмоций героя (заяц увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);

3 шаг: имитация образов хорошо знакомых сказочных героев (неуклюжий медведь,

храбрый петушок);

4 шаг: импровизация под музыку («Листопад», «Веселый дождик»);

5 шаг: бессловесная импровизация по текстам стихов и прибауток (воспитатель

читает В.Берестов «Больная кукла», «Заинька, попляши» и т.д.);

6 шаг: импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов (Е.Чарушин

«Утка с утятами», К.Ушинский «Петушок с семьей» и т.д.);

7 шаг: ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Три медведя», «Заюшкина

избушка»);

8 шаг: инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и

лиса»);

9 шаг: игра-драматизация с несколькими персонажами

по народным сказкам

(«Колобок»,

«Репка»)

и

авторским

текстам

(В.Сутеев

«Под

грибом»,

К.

Чуковский

«Цыпленок»).

Если при работе с детьми активными и бойкими можно было смело «опустить»

первые 3-4 шага, то с детьми пассивными мы последовательно проходили все этапы

работы, постепенно добиваясь положительных результатов.

Наряду

с

общими

методами

руководства

игрой-драматизацией

(показ

способа

действия, побуждение к самостоятельному действию) можно выделить отдельные методы,

способствующие активизации речевого развития дошкольников:

- метод моделирования ситуаций (создание вместе с детьми сюжетов-моделей,

ситуаций-моделей, этюдов);

- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ

путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка

путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в

сознании новые образы).

Использование этих методов помогло «раскрыться» детям пассивным.

С каждым

шагом дети все более уверенно двигались, рассуждали, произносили фразы на публике,

фантазировали, сверстники проявляли к ним интерес и уважение. Они с удовольствием

стали участвовать в играх-драматизациях.

Обычно

игры-драматизации

организовывали

во

второй

половине

дня.

Мы

предлагали детям назвать их любимые сказки и спрашивали, в какую они хотели бы

поиграть и почему. Например, ребята выбирали «Репку» и объясняли свое желание тем,

что есть подходящая атрибутика и в ней может участвовать много детей. Затем все вместе

обсуждали содержание и определяли основную мысль. После такой беседы у детей

появлялось желание принять участие в сказке, они лучше понимали, как нужно выполнить

ту или иную роль.

Значительную

самостоятельность

проявляли

дети

и

при

оформлении

сказок.

Например, готовясь к инсценировке сказки К.Чуковского «Мойдодыр», Вася предложил

нарисовать умывальник и прикрепить к нему на петельках полотенце. Витя – приделать к

мочалке длинную проволоку и прикрепить к ней пропеллер. Оформление сказки «Три

поросенка» дети придумали сами. Настя предложила сделать шапочки поросятам и волку,

Тоня – смастерить бантики из ленточек в горошек. Максим высказал пожелание, чтобы

поросята

были

мальчиками,

тогда

к

их

штанишкам

можно

пришить

хвостики.

Лера

предложила на кукольном домике нарисовать кирпичики, чтобы он был похож на дом

Наф-Нафа.

Общая идея объединяет детский коллектив: всей группой они мастерили домики

для поросят из картона, лепили из глины посуду для сказки «Три медведя», сделали папье-

маше всех персонажей «Колобка». Свои поделки дети с удовольствием использовали в

играх в театр.

Наряду

с

речевым

развитием

детей

игры-драматизации

способствовали

укреплению

дружбы,

уважения

друг

к

другу,

развитию

общности

интересов,

формированию

творческих

способностей.

Дети

проявляли

себя

активными

организаторами игр, спектаклей, научились дружно жить и действовать в коллективе

сверстников. В драматизациях принимали участие все дети, даже самые застенчивые.



В раздел образования