Авторы: Дубовская Евгения Витальевна, Петухова Елена Семеновна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игры-драматизации как средство формирования детского коллектива"
Раздел: дошкольное образование
Игры-драматизации как средство формирования детского коллектива
Авторы-составители:
Дубовская Е.В., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 241» г. Новокузнецк
Петухова Е.С., старший воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 241» г. Новокузнецк
Нашу группу посещают дети с нарушением речевого развития, и, как следствие,
возникает проблема налаживания взаимодействия сверстников друг с другом. Очень часто
дети не понимают товарищей, конфликтуют, им трудно организовать совместную игру,
безболезненно решить возникший конфликт.
Учитывая
все
это,
в
своей
работе
мы
особое
значение
придаем
играм-
драматизациям.
В
них
дети
объединены
общими
переживаниями,
они
учатся
согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива. Кроме того,
в
игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение
выразительности
речи,
ребенок
стремится
познать
собственные
возможности
в
перевоплощении, в поиске нового. И, наконец, игра-драматизация является средством
самовыражения
и
самореализации
ребенка,
что
соответствует
личностно
-ориентированному
подходу
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста.
Игра-
драматизация дает возможность охватить всех детей группы: активных и пассивных,
бойких и робких.
Чтобы дети заинтересовались таким видом игровой деятельности, мы, в первую
очередь,
озаботились созданием условий для их развития: сделали ширмы различных
конструкций (напольные, настольные), учитывая принцип полифункциональности; вместе
с родителями подобрали игрушки по сюжетам сказок, плоскостные, теневые, пальчиковые
театры, различные атрибуты (шапочки, символизирующие персонажей сказок, фартучки,
платочки, юбочки, корзиночки) и музыкальные инструменты.
Хорошим
методическим
пособием
для
нас,
воспитателей,
стали
книги
Г.Н.
и
Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр дошкольникам» и Г.В.Генова «Театр для малышей»,
где предлагаются варианты организации кукольного настольного и теневого театров, а
также подобран примерный репертуар. Все остальное зависело от нашей инициативы и
творчества. Ведь каждый вид театра можно усовершенствовать и приспособить к своим
условиям и возможностям.
В ходе организации игр-драматизаций мы столкнулись с проблемой активных и
пассивных детей, где главную роль на себя всегда старались брать дети активные. Часто
возникали споры при распределении ролей, обиды, если желание не было удовлетворено.
А дети пассивные старались чаще всего отсидеться в сторонке, мотивируя это тем, что у
них все равно не получится, и они не хотят играть. Перед нами встала проблема: как
заинтересовать детей и дать возможность поверить им в свои силы. Тогда мы разработали
серию игровых заданий, которые помогли бы таким детям поверить в себя, а «активистам»
увидеть в них равноправных членов игры.
Этапы работы следующие:
1 шаг: имитация отдельных действий человека, животных и птиц;
2 шаг: имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей
основных эмоций героя (заяц увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);
3 шаг: имитация образов хорошо знакомых сказочных героев (неуклюжий медведь,
храбрый петушок);
4 шаг: импровизация под музыку («Листопад», «Веселый дождик»);
5 шаг: бессловесная импровизация по текстам стихов и прибауток (воспитатель
читает В.Берестов «Больная кукла», «Заинька, попляши» и т.д.);
6 шаг: импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов (Е.Чарушин
«Утка с утятами», К.Ушинский «Петушок с семьей» и т.д.);
7 шаг: ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Три медведя», «Заюшкина
избушка»);
8 шаг: инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и
лиса»);
9 шаг: игра-драматизация с несколькими персонажами
по народным сказкам
(«Колобок»,
«Репка»)
и
авторским
текстам
(В.Сутеев
«Под
грибом»,
К.
Чуковский
«Цыпленок»).
Если при работе с детьми активными и бойкими можно было смело «опустить»
первые 3-4 шага, то с детьми пассивными мы последовательно проходили все этапы
работы, постепенно добиваясь положительных результатов.
Наряду
с
общими
методами
руководства
игрой-драматизацией
(показ
способа
действия, побуждение к самостоятельному действию) можно выделить отдельные методы,
способствующие активизации речевого развития дошкольников:
- метод моделирования ситуаций (создание вместе с детьми сюжетов-моделей,
ситуаций-моделей, этюдов);
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ
путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка
путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в
сознании новые образы).
Использование этих методов помогло «раскрыться» детям пассивным.
С каждым
шагом дети все более уверенно двигались, рассуждали, произносили фразы на публике,
фантазировали, сверстники проявляли к ним интерес и уважение. Они с удовольствием
стали участвовать в играх-драматизациях.
Обычно
игры-драматизации
организовывали
во
второй
половине
дня.
Мы
предлагали детям назвать их любимые сказки и спрашивали, в какую они хотели бы
поиграть и почему. Например, ребята выбирали «Репку» и объясняли свое желание тем,
что есть подходящая атрибутика и в ней может участвовать много детей. Затем все вместе
обсуждали содержание и определяли основную мысль. После такой беседы у детей
появлялось желание принять участие в сказке, они лучше понимали, как нужно выполнить
ту или иную роль.
Значительную
самостоятельность
проявляли
дети
и
при
оформлении
сказок.
Например, готовясь к инсценировке сказки К.Чуковского «Мойдодыр», Вася предложил
нарисовать умывальник и прикрепить к нему на петельках полотенце. Витя – приделать к
мочалке длинную проволоку и прикрепить к ней пропеллер. Оформление сказки «Три
поросенка» дети придумали сами. Настя предложила сделать шапочки поросятам и волку,
Тоня – смастерить бантики из ленточек в горошек. Максим высказал пожелание, чтобы
поросята
были
мальчиками,
тогда
к
их
штанишкам
можно
пришить
хвостики.
Лера
предложила на кукольном домике нарисовать кирпичики, чтобы он был похож на дом
Наф-Нафа.
Общая идея объединяет детский коллектив: всей группой они мастерили домики
для поросят из картона, лепили из глины посуду для сказки «Три медведя», сделали папье-
маше всех персонажей «Колобка». Свои поделки дети с удовольствием использовали в
играх в театр.
Наряду
с
речевым
развитием
детей
игры-драматизации
способствовали
укреплению
дружбы,
уважения
друг
к
другу,
развитию
общности
интересов,
формированию
творческих
способностей.
Дети
проявляли
себя
активными
организаторами игр, спектаклей, научились дружно жить и действовать в коллективе
сверстников. В драматизациях принимали участие все дети, даже самые застенчивые.