Автор: Жижко Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 208
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Воспитание личности современного дошкольника средствами художественной литературы"
Раздел: дошкольное образование
Старший воспитатель
МКДОУ д/с №208 г.Новосибирск
И.В.Жижко
Опыт работы
Воспитание личности современного дошкольника средствами
художественной литературы.
Наш детский сад работает по Основной общеобразовательной программе
дошкольного образования , разработанной по примерной образовательной программе
«От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В программе,
помимо других образовательных областей, уделено внимание образовательной области
«Социализация», содержание которой направлено на достижение целей освоения
первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему
социальных отношений через решение определенных задач, одна из которых –
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми( в том числе - моральным). Знание принятых в обществе
норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к
сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных
качеств – все это составляет понятие нравственность. По-моему мнению, важно с
самого раннего детства формировать у ребенка необходимые нравственные чувства,
представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам
нравственного поведения. Идея В.А. Сухомлинского о том, что ввести ребенка в мир
человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка
дошкольного возраста , по-моему мнению, по прежнему актуальна. Необходимо
формировать у детей наиболее важные нравственные качества: вежливость,
деликатность, чуткость, предупредительность, чувство такта, скромность,
общительность, дисциплинированность. Исходя из этого, определена цель
педагогической деятельности : формирование представлений о нравственных
ценностях, нравственных качествах, воспитание нравственности , повышение уровня
усвоения детьми нравственных норм и правил в процессе ознакомления с
художественной литературой.
Задачи, которые решаются для достижения цели:
1. систематическое ознакомление детей с произведениями художественной литературы
нравственной направленности в соответствии с индивидуальными и возрастными
особенностями детей
2.разработка и апробация методов, направленных на нравственное воспитание детей 3.
воспитание нравственных качеств и положительных привычек.
В учреждении созданы условия для такой деятельности: в группах достаточное
количество разнообразной литературы и пособий по
теме, наглядных пособий и дидактических игр. Детям предлагаются игры-беседы с
куклами-персонажами, изготовление кукол своими руками, рисование на темы
прочитанных книг, игры-драматизации, эстетические беседы на основе прочитанного.
1
Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре
внимания отечественной педагогики. Проблема нравственного воспитания в детском
саду на современном этапе жизни общества, приобретает особую актуальность и
значимость.
Нравственное воспитание - одна из важнейших проблем, которая решается сегодня
педагогами совместно с родителями. Дошкольный возраст - это период активного
познания мира и человеческих отношений, формирования личности, усвоения норм
морали и социальных способов поведения. В процессе этого познания ребенок сам
становится личностью, со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, своими
реакциями на поступки других и собственным поведением.
Воспитание нравственности осуществляется во всех видах детской деятельности.
Действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и
оценкой их нравственной значимости является художественная литература, в которой
описываются ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия их
действий. Большое внимание уделяется изучению и анализу литературы по проблеме,
определяются пути оптимизации нравственного воспитания детей дошкольного
возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, создана система по
применению средств и методов работы по теме, выявлен уровень нравственного
воспитания детей в процессе наблюдения за детьми. Проведена диагностика-оценка
критериев образовательной деятельности по разделу- восприятие детьми
художественного текста и разделу -овладение детьми навыками общения. Более 50%
детей показали низкий уровень усвоения нравственных норм и правил. Возникли
вопросы: «Как развить в ребенке нравственные качества? Как подвести его к
пониманию добра и зла? Какие условия позволят повысить уровень нравственных
норм и правил?» и т. п. Ответить на эти и другие вопросы помогли психологические и
педагогические исследования Т. И. Рудневой «Нравственное воспитание личности», Л.
В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой «Формирование нравственного здоровья
дошкольника», Н. В. Микляевой «Развитие способностей средствами ознакомления
дошкольников с художественной литературой» и др.
Главными помощниками в работе стали книги, которые, погружая дошкольника в
вымышленный мир, одновременно учат его нормам поведения, допустимым и
недопустимым поступкам. Использовалась художественная литература нравственной
направленности в соответствии с интеграцией всех образовательных областей. Работу
по приобщению детей к художественной литературе для воспитания нравственности,
начинали с использования в течение дня в речи педагогов отрывков из произведений
нравственной направленности, которые так или иначе соответствовали ситуации,
эмоционально ее характеризовали и окрашивали. Действие по правилу
сопровождалось словами из произведений известных авторов. Например: К.
Чуковского «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам - стыд
и срам»; В. Маяковского «Буду делать хорошо и не буду плохо»; Е. Благининой «С
добрым утром, с ясным днем! – Вот как славно мы поем!»; С. Михалкова «Когда
живется дружно, что может лучше быть! И ссориться не нужно, и можно всех
любить!» и др. Художественные тексты позволили использовать яркие образы для
того, чтобы объяснить детям, как нельзя поступать и как можно. Повседневную уборку
игрушек мы превратили в увлекательную игру с помощью стихов и считалок.
Например: «Раз, два, три, четыре, пять, игрушки я иду искать». С помощью
2
художественного слова я обращала внимание на то, что некоторые дети часто
капризничают: «Что стряслось на белом свете? Что за топот? Что за крик? Это Пете,
это Пете не купили грузовик!» (Л. Яковлев). Такие вопросы, как: «Кто-нибудь хочет
походить на Петю? Почему не хочется быть похожим на этого мальчика?» помогали
детям оценить свои поступки.
Огромное внимание уделено сказкам, т.к. это один из благодатных и ничем не
заменимый источник нравственного воспитания, в них отражена вся реальная жизнь с
добром и злом, счастьем и горем. Они открывают и объясняют ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Нравственные
понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах
сказочных героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими
людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и
поступки ребенка. Знакомство со сказками проводится с помощью следующих
методов: чтение, рассказывание, дидактические игры на материале знакомых сказок,
театрализованная деятельность, беседа, викторина, рассматривание иллюстраций и
т.д.). Для эффективности используется метод совместного рассказывания, приемы,
взятые из трудов Н. В. Микляевой, Е. Ф. Черенковой, З. А. Ефановой и др.
В содержание совместной деятельности включено знакомство с русскими народными
потешками, русскими народными и зарубежными сказками, рассказами К.Ушинского,
поэтические тексты нравственной направленности. Содержание бесед направлено на
формирование у детей культуры поведения, разумных потребностей, общения с
взрослыми и сверстниками, воспитание культуры речи, культуры трудовой
деятельности, представлений о том, как нужно себя вести и заботиться о близких.
Большое внимание в уделяется разнообразным видам игр, для побуждения детей к
активной деятельности, развития самостоятельности в выборе игры, в осуществлении
задуманного, к соблюдению элементарных правил поведения. Широко используются в
работе с детьми коллективные игры, игры- сказки, игры- ситуации, сюжетно- ролевые
игры. Например: «Ласковые дети», « Волшебный стул», «Смелый и робкий лисенок»,
« Поможем зайке» и т.д. В играх побуждаем детей к использованию вежливых слов,
это облегчает усвоение вежливых форм общения в повседневной жизни. Также
используются карточки индивидуальной работы с детьми, составляется план - задание
по устранению низкого уровня нравственных норм и правил на каждого ребенка.
Для самостоятельной деятельности детей организован книжный и театральный
центры, подобраны дидактические игры.
В процессе работы активно взаимодействуем с родителями, привлекая их к важной
теме нравственности. На родительских собраниях рассказываем о направлении своей
деятельности по воспитанию нравственных качеств у детей с помощью
художественной литературы. Провели анкетирование родителей на предмет
эффективности ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Оказалось, что родители осознают роль литературы в развитии детей. Но затрудняются
в описании дифференциации ее нравственной и эстетической функции, более
ориентируясь на познавательную и развлекательную функции. Предложили вниманию
родителей доклады по теме, например, «Роль семейного воспитания в формировании у
детей личностных качеств», опираясь на труды Я. А. Коменского и Н. И. Новикова.
Рекомендуем родителям методическую литературу, например, «Нравственно-этические
беседы и игры с дошкольниками» Е. А. Алябьевой и списки детской литературы
нравственной направленности. Предлагаем беседовать с детьми на темы добра и зла,
3
что хорошо и что плохо. Такие беседы служат установлению эмоционального контакта
между детьми и родителями. Регулярно обновляем материалы по теме в родительском
уголке, выставки в приемных, например, «В человеке все должно быть прекрасно – и
душа, и одежда, и мысли». На стендах – фотографии детей и родителей, где они заняты
своими увлечениями (чтением книг, рисованием, изготовлением поделок, уходом за
животными, совместным трудом дома и на даче и т.д.). Родители заинтересовались,
вместе с этим определились и единые подходы в организации нравственного
воспитания детей через приобщение к детской художественной литературе. Итоговый
материал взаимодействия с родителями –совместные развлечения: «Сказки»,
«Хорошее настроение», «Волшебные слова» и др., викторины: «Добрые слова», «Ты
пришел в гости», «Что видел Незнайка» и др. Последующее анкетирование родителей
показало высокий уровень понимания значимости художественной литературы в
нравственном воспитании.
Работая в данном направлении, получены следующие результаты:
- с помощью художественного слова дети научились воспринимать тексты
произведений, сочувствовать героям. У детей развита эмоциональная отзывчивость на
литературный текст, они научились испытывать и выражать грусть, печаль, радость,
извлекая из этого положительный опыт сопереживания и любви.
- у детей произошел большой сдвиг в нравственном воспитании: они научились
вежливо общаться, здороваться, у них сформировалась культура поведения, умение
уважительно относиться к окружающим.
- дети овладели умением договариваться между собой, действовать согласно правилам.
- у дошкольников сформировались такие нравственные качества, как скромность,
доброта, правдивость, чувство такта. Дети умеют дружно играть, делиться игрушками,
использовать в речи вежливые слова, извиняться за неправильные поступки, культурно
вести себя за столом и в коллективе.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию нравственных качеств у
детей посредством художественной литературы позволила добиться высоких
результатов.
4
Приложение № 1
Этическая беседа «О дружбе»
Цель: помочь детям углубить их представления о товарищеском отношении к
друзьям, о бескорыстии и порядочности как необходимых качествах настоящего друга.
Ход этической беседы.
(Играет песня о дружбе, например «От улыбки»).
Влспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Как
вы думаете, что такое дружба? (Дети предлагают свои варианты). А как, по-вашему,
какими качествами должен обладать настоящий друг? (Дети перечисляют качества).
Тогда, как бы вы поступили в этой ситуации? (Детям предлагается такой рассказ).
«Сашу пригласил его любимый друг Петя на день рождения. Саша очень
обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг,
значит, и подарок должен быть самым лучший, самый дорогой. А мама утром
говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть
совсем не пойти, раз нет подарка?».
(Воспитателем выслушиваются точки зрения детей и вместе с ребятами
анализируются).
Воспитатель: Правильно, ребята, что вы считаете так: не важен подарок, а дорога
дружба. Итак, подведём с вами итоги по нашей беседе: дружба – это (перечисляете
точки зрения учеников). Надеюсь, что у вас будет много настоящих и верных друзей!
В заключение занятия, давайте вспомним, какие песни о дружбе вам знакомы и
споем их вместе.
Этическая беседа «Поведение за столом»
Цель беседы: на материале примеров образцового и неправильного поведения за
столом, выражений приглашения, благодарности, извинения сформировать
представление об этикете.
Некоторые установки:
5
В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает
бабушка. Она старшая в доме. У нее старинное имя и отчество. Гостеприимство –
национальная черта русских. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и
свободно. Но и гость должен быть вежливым. Угощение принято хвалить.
Постарайтесь ввести детям в привычку выражение благодарности за угощение (за
завтрак, обед, ужин).
Нина Михайловна, удивленная поведением Феди, спрашивает: «Знaeт мальчик или
нет, что такое этикет?» Эти кет – это правила поведения дома, в детском саду, в школе,
на улице, в театре и других местах. Правила нужно знать и соблюдать.
Этикетные правила должны стать нормой поведения, войти в привычку. В этом
случае говорят о хороших манерах. Когда человек постоянно нарушает правила,
говорят, что у него дурные (плохие) манеры.
Текст для чтения:
Простите, пожалуйста!
Бабушка угощает чаем:
Пожалуйста, чай, конфеты,варенье.
Потом мы послушаем Нюшино пенье.
Извольте откушать домашний пирог,
Отведать печенье, пирожное, сок.
Все садятся к столу. Мама разливает чай.
Нина Михайловна хвалит угощение:
- Спасибо хозяйке - Марии Донатовне.
Как говорят, угощение знатное:
Тают во рту и пирог, и печенье,
Вышло на славу и ваше варенье.
Очень красива посуда чайная ...
В это время Федя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Нины Михайловны.
Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай
проливает-ся ...
Нина Михайловна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и
строго спрашивает:
- Знает мальчик или нет,
6
Что такое этикет?!
Федя пожимает плечами. Он никогда не слышал слово этикет.
- Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что
я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать?... Сейчас
вспомню…
Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:
- Нина Михайловна, не надо сердиться.
Проказнику следует извиниться.
Вместо него я прошу извинения
За Федино глупое поведение.
Нина Михайловна и бабушка уходят в ванную.
Через некоторое время они возвращаются. Федя подходит к гостье, виновато
склоняет голову:
- Я был неловок. Прошу извинения.
Я виноват. Я прошу прощения ...
Нина Михайловна:
Что ж, Федя, тебя от души я простила.
Пятно уничтожили содой и мылом.
Пусть Нюша служит тебе примером:
Хорошие у нее манеры.
Взрослые остаются за столом, а Федя с Нюшей уходят в детскую.
Беседа:
- Какими словами бабушка предлагает гостье угоще ние? (Мария Донатовна
говорит так, как принято было в старину: Извольте откушать пирог, отведать печенье.
Эти слова выражали почтение, уважение к гостю. Нам и сейчас приятно их слышать. А
какими словами сейчас принято сопровождать угощение? (Кушайте, пожалуйста.
Попробуйте этот пирог и т. д.)
- Как нужно благодарить за угощение?
- Почему бабушке стало стыдно за Федю? Как вы думаете какие манеры у Феди?
- Почему Нина Михайловна сказала, что у Нюши хо рошие манеры? (Нужно
поговорить с детьми о том, что такое хорошие и плохие манеры.)
7
- Когда Федя вел себя как воспитанный мальчик? Почему Нина М ихайловна
простила его? (Если этикетное правило нарушено, следует принести извинение. Когда
девочка или мальчик искренне, от дyши извиняются, их прощают.)
- Знаете ли вы, что такое этикет? Как сначала понял это слово Федя?
Что оно означает на самом деле? Почему каждый - и взрослый, и ребенок - должен
соблюдать правила этикета? (Соблюдение этикета помогает людям быть
предупредительными, вежливыми и не обижать друг друга.)
Игровые ситуации.
Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.
Пусть Ира будет мама, а Дима и Лера - ее дети. Вы собираетесь в гости. «Maмa»
должна объяснить «детям» как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
Поиграй дома с мамой в гости. Представь себе, что ты ждёшь гостей. Они первый
раз придут к тебе в дом. Какими словами ты встретишь гостей?
Предложи им чай. Подумай, о чём можно поговорить за столом. Расскажи
смешную историю.
К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе шоколадку.
Какие слова нужно сказать, принимая подарок? Постарайся произнести эти слова
вежливо. Послушаем Аню, Славу ...
Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют ещё гостинцами. Вспомните,
в каких сказках встречается это слово? Как герои сказок благодарят за гостинец?
Количecтво играющих «троек» и пар определяет воспитатель. Группа может быть
разделена на играющих без остатка; часть группы может выполнять роль арбитра.
Этическая беседа «С друзьями надо делиться»
Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.
«Жили два воробья – Чик и Чирик.Однажды Чику пришла посылка от бабушки.
Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и
склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же
просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему
приятелю Чику.
8
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну
разделим и склюем.
– Не надо... Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и
клюй!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить
пополам. Разве не так?
– Ты, наверное, прав, – ответил Чик.
Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек.
И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не
поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка».
Воспитатель выясняет, как дети поняли произведение, их отношение к сказке
(понравилась или нет, что понравилось, что непонятно и т. д.).
– Что сделал Чик, когда получил посылку от бабушки? (Он сам склевал целый
ящик пшена и не угостил друга.)
– Почему он так поступил? (Он боялся, что ему мало достанется.)
– А как поступил Чирик, когда нашел несколько зернышек? (Он поделился с
Чиком.)
– Обрадовался ли Чик угощению друга? (Нет, он начал отказываться от угощения.)
– Почему Чик все же склевал зерно? (Он не хотел признаться, что поступил
плохо.)
– Что чувствовал Чик? (Ему было стыдно.)
Затем можно предложить детям нарисовать одного из героев произведения или
инсценировать сказку. В беседе по данной теме можно использовать также
стихотворение Я. Акима «Яблоко»:
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Этическая беседа «Спешите делать добро»
9
Цель: формировать у детей стремления совершать добрые поступки, пробуждать
добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.
Задачи:
1) Учить размышлять над нравственной сутью поступков.
2) Дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого
себя.
3) Воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим,
стремление прийти на помощь.
4) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны
сочетаться с добрыми поступками.
Ход беседы:
I. Этический заряд.
- Ребята, я очень рад видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим
частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!
П. Вступительная беседа.
- Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте (добрым словам и добрым
поступкам), она так и называется “Спешите делать добро”. Доброта… Что означает
это слово? (Ответы детей).
- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта – это
отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. И
отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный,
доброжелательный, добросердечный, допропорядочный, добросовестный.
Наверное, по – настоящему добрый человек, обладает всеми этими качествами.
Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего
близкого друга (подругу) или родственника кто-то обидел? (Дети рассказывают).
- Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое
состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей)
- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда
вы сами обидели кого-либо? (Ответы детей).
- Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы
вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).
10
- Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы
поступали по отношению к тебе”.
- Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.
Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас,
заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Один
известный человек (Ф.П. Гааз) очень давно сказал такие слова: «Спешите делать
добро». Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни.
- Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди
относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И только у
такого человека есть верные, надежные друзья.
- Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым
друг к другу? (Ответы детей).
- Да, я думаю, что совсем не трудно уступить место в автобусе пожилому
человеку или женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с
родителями и друзьями.
- Давайте сейчас каждый скажет, какое доброе дело, поступок вы можете сделать
сегодня в садике или дома, а может по дороге домой. (дети отвечают)
Ш. Обобщение.
- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова,
совершать добрые поступки, делать добрые дела.
- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. На
память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички
моего сердца.
IV. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”.
Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли
у них сегодня на занятии, что запомнилось и почему.
Этическая беседа по рассказу Ю. Ермолаева «Навестили»
11
Цель: формировать умение справедливо оценивать поступки своих сверстников.
Задачи: учить размышлять над нравственной сутью поступков.
Воспитатель выразительно читает рассказ Ю. Ермолаева «Навестили».
- Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте? (ответы детей)
- Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища? (ответы детей)
- Что обидело Толика? (ответы детей)
- Как можно назвать поступок Алика и Кости?
- Почувствовали ребята, что они обидели Толика? (в одном их ответов звучит
слово «нечуткие»)
- Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать? (Дети
затрудняются ответить, экспериментатор старается помочь им, знакомит с синонимом
этого слова — «равнодушный».
- Когда человеку безразлично горе другого человека, как о нем говорят? (ответы
детей)
- Итак, дети, вы сказали, что Костя и Алик оказались нечуткими, нечестными,
трусами. Почему же автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди
спелой пшеницы? (Экспериментатор конкретизирует свою мысль, предлагает детям
представить поле со спелой пшеницей, колосьями, налитыми зерном, а среди них
несколько пустых колосьев.)
- Подумайте, дети, пустые колосья нужны ли людям. (ответы детей)
- Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа? (ответы
детей)
Воспитатель обобщает детские высказывания. Затем детям предлагается вопрос:
«Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить?»
Предполагаемые ответы детей:
Надо всегда помогать товарищу.
Надо быть чутким.
Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
Быть честным в дружбе и искренним.
Нельзя хвастаться хорошими поступками.
Не надо менять друзей.
12
Надо быть постоянным в дружбе.
Этическая беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
Программное содержание:
развивать представления о добре и зле;
формировать понимания важности, вежливого отношения к окружающим;
воспитывать стремление совершать добрые дела.
Материалы: игрушка Солнышко, коробочка «Добрых дел», плоскостные сердечки
для неё, сюжетные картинки «Добрые поступки», музыка «Улыбка», «В мире много
сказок», для фона, домик с лисой, кубики-кирпичики, изображение домика с окнами,
фотографии детей по размеру окошек в домике, клей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Солнышко).
Воспитатель: Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом.
Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.
Игра «Солнышко»
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
Воспитатель: Вот мы и познакомились с солнышком. А сейчас давайте сделаем
подарок нашим гостям. Подарим им нашу улыбку.
Воспитатель: Ребята, а что вы увидели? (Гости нам тоже улыбнулись).
Музыка «Улыбка»
Воспитатель: Солнышко приглашает нас в страну чудес. Чтобы туда попасть, надо
пройти через ворота. Но пройти сможет только тот, кто назовёт ласковое, вежливое
слово.
Дети проходят через ворота, называя ласковые, вежливые слова, и оказываются в
стране чудес.
Воспитатель: Вот мы и пришли на поляну добрых дел. Посмотрите, коробочка
«Добрых дел» пуста. Надо наполнить её добрыми делами.
Как вы думаете, вы – добрые дети? (Ответы детей)
13
Как вы думаете, каких людей называют добрыми? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на эту картину.
Кто нуждается в помощи?
Какой добрый поступок может совершить девочка?
Давайте ей подскажем.
Ответы детей: поднять палочку, положить досточку, проводить домой, предложить
зонтик.
Воспитатель: Молодцы, вы помогли девочке, подсказали ей, как поступить.
Давайте в коробочку положим сердечко.
Воспитатель: А теперь посмотрите на вторую картину и скажите:
Какое доброе дело совершает девочка здесь?
Какое настроение у бабушки?
Что делает девочка?
Чему радуется бабушка?
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, ещё на одну картину.
Что делает белочка?
Почему она решила поделиться шишкой с дятлом?
Чему радуются бельчата и солнышко?
14
Приложение № 2
ДИАГНОСТИКА ОЦЕНКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ
СЕНТЯБРЬ, МАЙ
Таким образом, диагностика оценки культуры поведения у детей в сентябре 2012
года показала, что детей со средним уровнем было 6 человек (37%), с низким уровнем
10 человек (63%). А в мае 2013 года детей со средним уровнем стало 9 человек (56%),
с низким уровнем – 2 человека (13%), а также появились дети с высоким уровнем
культуры поведения – 5 человек (31%).
15
Приложение № 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ГРУППЫ
СЕНТЯБРЬ 2012 ; МАЙ 2013
Таким образом, диагностика развития связной речи у детей в начале учебного года
(сентябрь, 2012) выявила, что детей со средним уровнем развития было 8 человек
(50%), с низким уровнем – 8 человек (50%). В конце учебного года (май, 2013)
результаты улучшились: детей с высоким уровнем развития связной речи стало 5
человек (31%), со средним уровнем – 9 человек (56%), с низким уровнем – 2 человека
(13%).
16
Приложение № 4
17
Приложение № 5
Приложение № 6
ОТЗЫВ РОДИТЕЛЕЙ
О РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
МКДОУ Д С № 208
ЖИЖКО И. В.
НОВОСИБИРСК 2013 г.
18
№
Проявления
дошкольников
Степень выраженности
постоянно
часто
эпизодически
отсутствует
1.
Культура питания.
-правильно
п о л ь з у е т с я
столовыми приборами;
- ест аккуратно;
-правильно
п о л ь з у е т с я
салфетками.
Даша Л.,
Ваня Ф.
Алина М.,
Савелий М.
Вика С.,
Аня К.,
Максим П.
Дима П.,
Максим Б.,
Максим Х.,
Дима В.
2.
Культура поведения.
-следит
за
чистотой
и
опрятностью (тела, одежды,
прически);
-соблюдает порядок;
-применяет вежливые слова;
-проявляет
уважение
к
сверстникам, взрослым.
Юля С.,
Кирилл Б.
Даша Л,.
Ваня Ф.,
Юля С.
Савелий М.,
Дима П.,
Дима В.
Максим Б.,
Максим Х.,
Никита К.,
Ира Т.
3.
Культура
взаимоотношений.
-умеет находить интересные
общие
занятия
с
детьми,
организовать игру;
-умеет
играть
с о о б щ а ,
выполняя правила;
-умеет трудиться сообща;
- умеет оценивать поступки
( с в о и ,
с в е р с т н и к о в ,
литературных героев);
Аня К.,
Савелий М.,
Ваня Ф.,
Даша Л.
Алина М.,
Юля С.,
Дима В.,
Максим П.
Ира Т.,
Полина Т.,
Максим Д.
Слава Б.,
Андрей Д.,
Максим Б.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА, НАГАДЫ, ГРАМОТЫ
ЖИЖКО И. В.
- Почетная грамота МКДОУ № 208 за добросовестный труд в деле обучения,
воспитания и развития детей дошкольного возраста, 2009 г.
- Благодарность МКДОУ д/c № 208 за высокие профессиональные достижения, за
добросовестный творческий труд в деле обучения и воспитания подрастающего
поколения,2013г.
-Благодарственное письмо от коллектива родителей подготовительной группы
МКДОУ д/с № 208, 2013г.
19
- Памятный знак «За труд на благо города» в честь 120-летия со дня основания г.
Новосибирска, 2013 г.
-Почетная грамота Администрации Ленинского района г.Новосибирска за
значительные успехи в организации и совершенствовании учебно- воспитательного
процесса, высокие профессиональные достижения, 2013г.
20