Напоминание

"Воспитание личности современного дошкольника средствами художественной литературы"


Автор: Жижко Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 208
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Воспитание личности современного дошкольника средствами художественной литературы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Старший воспитатель

МКДОУ д/с №208 г.Новосибирск

И.В.Жижко

Опыт работы

Воспитание личности современного дошкольника средствами

художественной литературы.

Наш детский сад работает по Основной общеобразовательной программе

дошкольного образования , разработанной по примерной образовательной программе

«От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В программе,

помимо других образовательных областей, уделено внимание образовательной области

«Социализация», содержание которой направлено на достижение целей освоения

первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему

социальных отношений через решение определенных задач, одна из которых –

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со

сверстниками и взрослыми( в том числе - моральным). Знание принятых в обществе

норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к

сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных

качеств – все это составляет понятие нравственность. По-моему мнению, важно с

самого раннего детства формировать у ребенка необходимые нравственные чувства,

представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам

нравственного поведения. Идея В.А. Сухомлинского о том, что ввести ребенка в мир

человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка

дошкольного возраста , по-моему мнению, по прежнему актуальна. Необходимо

формировать у детей наиболее важные нравственные качества: вежливость,

деликатность, чуткость, предупредительность, чувство такта, скромность,

общительность, дисциплинированность. Исходя из этого, определена цель

педагогической деятельности : формирование представлений о нравственных

ценностях, нравственных качествах, воспитание нравственности , повышение уровня

усвоения детьми нравственных норм и правил в процессе ознакомления с

художественной литературой.

Задачи, которые решаются для достижения цели:

1. систематическое ознакомление детей с произведениями художественной литературы

нравственной направленности в соответствии с индивидуальными и возрастными

особенностями детей

2.разработка и апробация методов, направленных на нравственное воспитание детей 3.

воспитание нравственных качеств и положительных привычек.

В учреждении созданы условия для такой деятельности: в группах достаточное

количество разнообразной литературы и пособий по

теме, наглядных пособий и дидактических игр. Детям предлагаются игры-беседы с

куклами-персонажами, изготовление кукол своими руками, рисование на темы

прочитанных книг, игры-драматизации, эстетические беседы на основе прочитанного.

1

Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре

внимания отечественной педагогики. Проблема нравственного воспитания в детском

саду на современном этапе жизни общества, приобретает особую актуальность и

значимость.

Нравственное воспитание - одна из важнейших проблем, которая решается сегодня

педагогами совместно с родителями. Дошкольный возраст - это период активного

познания мира и человеческих отношений, формирования личности, усвоения норм

морали и социальных способов поведения. В процессе этого познания ребенок сам

становится личностью, со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, своими

реакциями на поступки других и собственным поведением.

Воспитание нравственности осуществляется во всех видах детской деятельности.

Действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и

оценкой их нравственной значимости является художественная литература, в которой

описываются ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия их

действий. Большое внимание уделяется изучению и анализу литературы по проблеме,

определяются пути оптимизации нравственного воспитания детей дошкольного

возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, создана система по

применению средств и методов работы по теме, выявлен уровень нравственного

воспитания детей в процессе наблюдения за детьми. Проведена диагностика-оценка

критериев образовательной деятельности по разделу- восприятие детьми

художественного текста и разделу -овладение детьми навыками общения. Более 50%

детей показали низкий уровень усвоения нравственных норм и правил. Возникли

вопросы: «Как развить в ребенке нравственные качества? Как подвести его к

пониманию добра и зла? Какие условия позволят повысить уровень нравственных

норм и правил?» и т. п. Ответить на эти и другие вопросы помогли психологические и

педагогические исследования Т. И. Рудневой «Нравственное воспитание личности», Л.

В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой «Формирование нравственного здоровья

дошкольника», Н. В. Микляевой «Развитие способностей средствами ознакомления

дошкольников с художественной литературой» и др.

Главными помощниками в работе стали книги, которые, погружая дошкольника в

вымышленный мир, одновременно учат его нормам поведения, допустимым и

недопустимым поступкам. Использовалась художественная литература нравственной

направленности в соответствии с интеграцией всех образовательных областей. Работу

по приобщению детей к художественной литературе для воспитания нравственности,

начинали с использования в течение дня в речи педагогов отрывков из произведений

нравственной направленности, которые так или иначе соответствовали ситуации,

эмоционально ее характеризовали и окрашивали. Действие по правилу

сопровождалось словами из произведений известных авторов. Например: К.

Чуковского «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам - стыд

и срам»; В. Маяковского «Буду делать хорошо и не буду плохо»; Е. Благининой «С

добрым утром, с ясным днем! – Вот как славно мы поем!»; С. Михалкова «Когда

живется дружно, что может лучше быть! И ссориться не нужно, и можно всех

любить!» и др. Художественные тексты позволили использовать яркие образы для

того, чтобы объяснить детям, как нельзя поступать и как можно. Повседневную уборку

игрушек мы превратили в увлекательную игру с помощью стихов и считалок.

Например: «Раз, два, три, четыре, пять, игрушки я иду искать». С помощью

2

художественного слова я обращала внимание на то, что некоторые дети часто

капризничают: «Что стряслось на белом свете? Что за топот? Что за крик? Это Пете,

это Пете не купили грузовик!» (Л. Яковлев). Такие вопросы, как: «Кто-нибудь хочет

походить на Петю? Почему не хочется быть похожим на этого мальчика?» помогали

детям оценить свои поступки.

Огромное внимание уделено сказкам, т.к. это один из благодатных и ничем не

заменимый источник нравственного воспитания, в них отражена вся реальная жизнь с

добром и злом, счастьем и горем. Они открывают и объясняют ребенку жизнь

общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Нравственные

понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах

сказочных героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими

людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и

поступки ребенка. Знакомство со сказками проводится с помощью следующих

методов: чтение, рассказывание, дидактические игры на материале знакомых сказок,

театрализованная деятельность, беседа, викторина, рассматривание иллюстраций и

т.д.). Для эффективности используется метод совместного рассказывания, приемы,

взятые из трудов Н. В. Микляевой, Е. Ф. Черенковой, З. А. Ефановой и др.

В содержание совместной деятельности включено знакомство с русскими народными

потешками, русскими народными и зарубежными сказками, рассказами К.Ушинского,

поэтические тексты нравственной направленности. Содержание бесед направлено на

формирование у детей культуры поведения, разумных потребностей, общения с

взрослыми и сверстниками, воспитание культуры речи, культуры трудовой

деятельности, представлений о том, как нужно себя вести и заботиться о близких.

Большое внимание в уделяется разнообразным видам игр, для побуждения детей к

активной деятельности, развития самостоятельности в выборе игры, в осуществлении

задуманного, к соблюдению элементарных правил поведения. Широко используются в

работе с детьми коллективные игры, игры- сказки, игры- ситуации, сюжетно- ролевые

игры. Например: «Ласковые дети», « Волшебный стул», «Смелый и робкий лисенок»,

« Поможем зайке» и т.д. В играх побуждаем детей к использованию вежливых слов,

это облегчает усвоение вежливых форм общения в повседневной жизни. Также

используются карточки индивидуальной работы с детьми, составляется план - задание

по устранению низкого уровня нравственных норм и правил на каждого ребенка.

Для самостоятельной деятельности детей организован книжный и театральный

центры, подобраны дидактические игры.

В процессе работы активно взаимодействуем с родителями, привлекая их к важной

теме нравственности. На родительских собраниях рассказываем о направлении своей

деятельности по воспитанию нравственных качеств у детей с помощью

художественной литературы. Провели анкетирование родителей на предмет

эффективности ознакомления дошкольников с художественной литературой.

Оказалось, что родители осознают роль литературы в развитии детей. Но затрудняются

в описании дифференциации ее нравственной и эстетической функции, более

ориентируясь на познавательную и развлекательную функции. Предложили вниманию

родителей доклады по теме, например, «Роль семейного воспитания в формировании у

детей личностных качеств», опираясь на труды Я. А. Коменского и Н. И. Новикова.

Рекомендуем родителям методическую литературу, например, «Нравственно-этические

беседы и игры с дошкольниками» Е. А. Алябьевой и списки детской литературы

нравственной направленности. Предлагаем беседовать с детьми на темы добра и зла,

3

что хорошо и что плохо. Такие беседы служат установлению эмоционального контакта

между детьми и родителями. Регулярно обновляем материалы по теме в родительском

уголке, выставки в приемных, например, «В человеке все должно быть прекрасно – и

душа, и одежда, и мысли». На стендах – фотографии детей и родителей, где они заняты

своими увлечениями (чтением книг, рисованием, изготовлением поделок, уходом за

животными, совместным трудом дома и на даче и т.д.). Родители заинтересовались,

вместе с этим определились и единые подходы в организации нравственного

воспитания детей через приобщение к детской художественной литературе. Итоговый

материал взаимодействия с родителями –совместные развлечения: «Сказки»,

«Хорошее настроение», «Волшебные слова» и др., викторины: «Добрые слова», «Ты

пришел в гости», «Что видел Незнайка» и др. Последующее анкетирование родителей

показало высокий уровень понимания значимости художественной литературы в

нравственном воспитании.

Работая в данном направлении, получены следующие результаты:

- с помощью художественного слова дети научились воспринимать тексты

произведений, сочувствовать героям. У детей развита эмоциональная отзывчивость на

литературный текст, они научились испытывать и выражать грусть, печаль, радость,

извлекая из этого положительный опыт сопереживания и любви.

- у детей произошел большой сдвиг в нравственном воспитании: они научились

вежливо общаться, здороваться, у них сформировалась культура поведения, умение

уважительно относиться к окружающим.

- дети овладели умением договариваться между собой, действовать согласно правилам.

- у дошкольников сформировались такие нравственные качества, как скромность,

доброта, правдивость, чувство такта. Дети умеют дружно играть, делиться игрушками,

использовать в речи вежливые слова, извиняться за неправильные поступки, культурно

вести себя за столом и в коллективе.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию нравственных качеств у

детей посредством художественной литературы позволила добиться высоких

результатов.

4

Приложение № 1

Этическая беседа «О дружбе»

Цель: помочь детям углубить их представления о товарищеском отношении к

друзьям, о бескорыстии и порядочности как необходимых качествах настоящего друга.

Ход этической беседы.

(Играет песня о дружбе, например «От улыбки»).

Влспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Как

вы думаете, что такое дружба? (Дети предлагают свои варианты). А как, по-вашему,

какими качествами должен обладать настоящий друг? (Дети перечисляют качества).

Тогда, как бы вы поступили в этой ситуации? (Детям предлагается такой рассказ).

«Сашу пригласил его любимый друг Петя на день рождения. Саша очень

обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг,

значит, и подарок должен быть самым лучший, самый дорогой. А мама утром

говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть

совсем не пойти, раз нет подарка?».

(Воспитателем выслушиваются точки зрения детей и вместе с ребятами

анализируются).

Воспитатель: Правильно, ребята, что вы считаете так: не важен подарок, а дорога

дружба. Итак, подведём с вами итоги по нашей беседе: дружба – это (перечисляете

точки зрения учеников). Надеюсь, что у вас будет много настоящих и верных друзей!

В заключение занятия, давайте вспомним, какие песни о дружбе вам знакомы и

споем их вместе.

Этическая беседа «Поведение за столом»

Цель беседы: на материале примеров образцового и неправильного поведения за

столом, выражений приглашения, благодарности, извинения сформировать

представление об этикете.

Некоторые установки:

5

В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает

бабушка. Она старшая в доме. У нее старинное имя и отчество. Гостеприимство –

национальная черта русских. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и

свободно. Но и гость должен быть вежливым. Угощение принято хвалить.

Постарайтесь ввести детям в привычку выражение благодарности за угощение (за

завтрак, обед, ужин).

Нина Михайловна, удивленная поведением Феди, спрашивает: «Знaeт мальчик или

нет, что такое этикет?» Эти кет – это правила поведения дома, в детском саду, в школе,

на улице, в театре и других местах. Правила нужно знать и соблюдать.

Этикетные правила должны стать нормой поведения, войти в привычку. В этом

случае говорят о хороших манерах. Когда человек постоянно нарушает правила,

говорят, что у него дурные (плохие) манеры.

Текст для чтения:

Простите, пожалуйста!

Бабушка угощает чаем:

Пожалуйста, чай, конфеты,варенье.

Потом мы послушаем Нюшино пенье.

Извольте откушать домашний пирог,

Отведать печенье, пирожное, сок.

Все садятся к столу. Мама разливает чай.

Нина Михайловна хвалит угощение:

- Спасибо хозяйке - Марии Донатовне.

Как говорят, угощение знатное:

Тают во рту и пирог, и печенье,

Вышло на славу и ваше варенье.

Очень красива посуда чайная ...

В это время Федя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Нины Михайловны.

Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай

проливает-ся ...

Нина Михайловна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и

строго спрашивает:

- Знает мальчик или нет,

6

Что такое этикет?!

Федя пожимает плечами. Он никогда не слышал слово этикет.

- Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что

я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать?... Сейчас

вспомню…

Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:

- Нина Михайловна, не надо сердиться.

Проказнику следует извиниться.

Вместо него я прошу извинения

За Федино глупое поведение.

Нина Михайловна и бабушка уходят в ванную.

Через некоторое время они возвращаются. Федя подходит к гостье, виновато

склоняет голову:

- Я был неловок. Прошу извинения.

Я виноват. Я прошу прощения ...

Нина Михайловна:

Что ж, Федя, тебя от души я простила.

Пятно уничтожили содой и мылом.

Пусть Нюша служит тебе примером:

Хорошие у нее манеры.

Взрослые остаются за столом, а Федя с Нюшей уходят в детскую.

Беседа:

- Какими словами бабушка предлагает гостье угоще ние? (Мария Донатовна

говорит так, как принято было в старину: Извольте откушать пирог, отведать печенье.

Эти слова выражали почтение, уважение к гостю. Нам и сейчас приятно их слышать. А

какими словами сейчас принято сопровождать угощение? (Кушайте, пожалуйста.

Попробуйте этот пирог и т. д.)

- Как нужно благодарить за угощение?

- Почему бабушке стало стыдно за Федю? Как вы думаете какие манеры у Феди?

- Почему Нина Михайловна сказала, что у Нюши хо рошие манеры? (Нужно

поговорить с детьми о том, что такое хорошие и плохие манеры.)

7

- Когда Федя вел себя как воспитанный мальчик? Почему Нина М ихайловна

простила его? (Если этикетное правило нарушено, следует принести извинение. Когда

девочка или мальчик искренне, от дyши извиняются, их прощают.)

- Знаете ли вы, что такое этикет? Как сначала понял это слово Федя?

Что оно означает на самом деле? Почему каждый - и взрослый, и ребенок - должен

соблюдать правила этикета? (Соблюдение этикета помогает людям быть

предупредительными, вежливыми и не обижать друг друга.)

Игровые ситуации.

Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Пусть Ира будет мама, а Дима и Лера - ее дети. Вы собираетесь в гости. «Maмa»

должна объяснить «детям» как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Поиграй дома с мамой в гости. Представь себе, что ты ждёшь гостей. Они первый

раз придут к тебе в дом. Какими словами ты встретишь гостей?

Предложи им чай. Подумай, о чём можно поговорить за столом. Расскажи

смешную историю.

К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе шоколадку.

Какие слова нужно сказать, принимая подарок? Постарайся произнести эти слова

вежливо. Послушаем Аню, Славу ...

Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют ещё гостинцами. Вспомните,

в каких сказках встречается это слово? Как герои сказок благодарят за гостинец?

Количecтво играющих «троек» и пар определяет воспитатель. Группа может быть

разделена на играющих без остатка; часть группы может выполнять роль арбитра.

Этическая беседа «С друзьями надо делиться»

Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

«Жили два воробья – Чик и Чирик.Однажды Чику пришла посылка от бабушки.

Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и

склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же

просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему

приятелю Чику.

8

– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну

разделим и склюем.

– Не надо... Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и

клюй!

– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить

пополам. Разве не так?

– Ты, наверное, прав, – ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек.

И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не

поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка».

Воспитатель выясняет, как дети поняли произведение, их отношение к сказке

(понравилась или нет, что понравилось, что непонятно и т. д.).

– Что сделал Чик, когда получил посылку от бабушки? (Он сам склевал целый

ящик пшена и не угостил друга.)

– Почему он так поступил? (Он боялся, что ему мало достанется.)

– А как поступил Чирик, когда нашел несколько зернышек? (Он поделился с

Чиком.)

– Обрадовался ли Чик угощению друга? (Нет, он начал отказываться от угощения.)

– Почему Чик все же склевал зерно? (Он не хотел признаться, что поступил

плохо.)

– Что чувствовал Чик? (Ему было стыдно.)

Затем можно предложить детям нарисовать одного из героев произведения или

инсценировать сказку. В беседе по данной теме можно использовать также

стихотворение Я. Акима «Яблоко»:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Этическая беседа «Спешите делать добро»

9

Цель: формировать у детей стремления совершать добрые поступки, пробуждать

добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.

Задачи:

1) Учить размышлять над нравственной сутью поступков.

2) Дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого

себя.

3) Воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим,

стремление прийти на помощь.

4) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны

сочетаться с добрыми поступками.

Ход беседы:

I. Этический заряд.

- Ребята, я очень рад видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим

частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!

П. Вступительная беседа.

- Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте (добрым словам и добрым

поступкам), она так и называется “Спешите делать добро”. Доброта… Что означает

это слово? (Ответы детей).

- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта – это

отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. И

отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный,

доброжелательный, добросердечный, допропорядочный, добросовестный.

Наверное, по – настоящему добрый человек, обладает всеми этими качествами.

Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего

близкого друга (подругу) или родственника кто-то обидел? (Дети рассказывают).

- Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое

состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей)

- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда

вы сами обидели кого-либо? (Ответы детей).

- Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы

вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).

10

- Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы

поступали по отношению к тебе”.

- Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас,

заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Один

известный человек (Ф.П. Гааз) очень давно сказал такие слова: «Спешите делать

добро». Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни.

- Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди

относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И только у

такого человека есть верные, надежные друзья.

- Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым

друг к другу? (Ответы детей).

- Да, я думаю, что совсем не трудно уступить место в автобусе пожилому

человеку или женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с

родителями и друзьями.

- Давайте сейчас каждый скажет, какое доброе дело, поступок вы можете сделать

сегодня в садике или дома, а может по дороге домой. (дети отвечают)

Ш. Обобщение.

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова,

совершать добрые поступки, делать добрые дела.

- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. На

память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички

моего сердца.

IV. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”.

Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли

у них сегодня на занятии, что запомнилось и почему.

Этическая беседа по рассказу Ю. Ермолаева «Навестили»

11

Цель: формировать умение справедливо оценивать поступки своих сверстников.

Задачи: учить размышлять над нравственной сутью поступков.

Воспитатель выразительно читает рассказ Ю. Ермолаева «Навестили».

- Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте? (ответы детей)

- Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища? (ответы детей)

- Что обидело Толика? (ответы детей)

- Как можно назвать поступок Алика и Кости?

- Почувствовали ребята, что они обидели Толика? (в одном их ответов звучит

слово «нечуткие»)

- Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать? (Дети

затрудняются ответить, экспериментатор старается помочь им, знакомит с синонимом

этого слова — «равнодушный».

- Когда человеку безразлично горе другого человека, как о нем говорят? (ответы

детей)

- Итак, дети, вы сказали, что Костя и Алик оказались нечуткими, нечестными,

трусами. Почему же автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди

спелой пшеницы? (Экспериментатор конкретизирует свою мысль, предлагает детям

представить поле со спелой пшеницей, колосьями, налитыми зерном, а среди них

несколько пустых колосьев.)

- Подумайте, дети, пустые колосья нужны ли людям. (ответы детей)

- Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа? (ответы

детей)

Воспитатель обобщает детские высказывания. Затем детям предлагается вопрос:

«Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить?»

Предполагаемые ответы детей:

Надо всегда помогать товарищу.

Надо быть чутким.

Нельзя быть равнодушным к горю товарища.

Быть честным в дружбе и искренним.

Нельзя хвастаться хорошими поступками.

Не надо менять друзей.

12

Надо быть постоянным в дружбе.

Этическая беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Программное содержание:

развивать представления о добре и зле;

формировать понимания важности, вежливого отношения к окружающим;

воспитывать стремление совершать добрые дела.

Материалы: игрушка Солнышко, коробочка «Добрых дел», плоскостные сердечки

для неё, сюжетные картинки «Добрые поступки», музыка «Улыбка», «В мире много

сказок», для фона, домик с лисой, кубики-кирпичики, изображение домика с окнами,

фотографии детей по размеру окошек в домике, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Солнышко).

Воспитатель: Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом.

Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Игра «Солнышко»

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с солнышком. А сейчас давайте сделаем

подарок нашим гостям. Подарим им нашу улыбку.

Воспитатель: Ребята, а что вы увидели? (Гости нам тоже улыбнулись).

Музыка «Улыбка»

Воспитатель: Солнышко приглашает нас в страну чудес. Чтобы туда попасть, надо

пройти через ворота. Но пройти сможет только тот, кто назовёт ласковое, вежливое

слово.

Дети проходят через ворота, называя ласковые, вежливые слова, и оказываются в

стране чудес.

Воспитатель: Вот мы и пришли на поляну добрых дел. Посмотрите, коробочка

«Добрых дел» пуста. Надо наполнить её добрыми делами.

Как вы думаете, вы – добрые дети? (Ответы детей)

13

Как вы думаете, каких людей называют добрыми? (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на эту картину.

Кто нуждается в помощи?

Какой добрый поступок может совершить девочка?

Давайте ей подскажем.

Ответы детей: поднять палочку, положить досточку, проводить домой, предложить

зонтик.

Воспитатель: Молодцы, вы помогли девочке, подсказали ей, как поступить.

Давайте в коробочку положим сердечко.

Воспитатель: А теперь посмотрите на вторую картину и скажите:

Какое доброе дело совершает девочка здесь?

Какое настроение у бабушки?

Что делает девочка?

Чему радуется бабушка?

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, ещё на одну картину.

Что делает белочка?

Почему она решила поделиться шишкой с дятлом?

Чему радуются бельчата и солнышко?

14

Приложение № 2

ДИАГНОСТИКА ОЦЕНКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

У ДЕТЕЙ

СЕНТЯБРЬ, МАЙ

Таким образом, диагностика оценки культуры поведения у детей в сентябре 2012

года показала, что детей со средним уровнем было 6 человек (37%), с низким уровнем

10 человек (63%). А в мае 2013 года детей со средним уровнем стало 9 человек (56%),

с низким уровнем – 2 человека (13%), а также появились дети с высоким уровнем

культуры поведения – 5 человек (31%).

15

Приложение № 3

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

ГРУППЫ

СЕНТЯБРЬ 2012 ; МАЙ 2013

Таким образом, диагностика развития связной речи у детей в начале учебного года

(сентябрь, 2012) выявила, что детей со средним уровнем развития было 8 человек

(50%), с низким уровнем – 8 человек (50%). В конце учебного года (май, 2013)

результаты улучшились: детей с высоким уровнем развития связной речи стало 5

человек (31%), со средним уровнем – 9 человек (56%), с низким уровнем – 2 человека

(13%).

16

Приложение № 4

17

Приложение № 5

Приложение № 6

ОТЗЫВ РОДИТЕЛЕЙ

О РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

МКДОУ Д С № 208

ЖИЖКО И. В.

НОВОСИБИРСК 2013 г.

18

Проявления

дошкольников

Степень выраженности

постоянно

часто

эпизодически

отсутствует

1.

Культура питания.

-правильно

п о л ь з у е т с я

столовыми приборами;

- ест аккуратно;

-правильно

п о л ь з у е т с я

салфетками.

Даша Л.,

Ваня Ф.

Алина М.,

Савелий М.

Вика С.,

Аня К.,

Максим П.

Дима П.,

Максим Б.,

Максим Х.,

Дима В.

2.

Культура поведения.

-следит

за

чистотой

и

опрятностью (тела, одежды,

прически);

-соблюдает порядок;

-применяет вежливые слова;

-проявляет

уважение

к

сверстникам, взрослым.

Юля С.,

Кирилл Б.

Даша Л,.

Ваня Ф.,

Юля С.

Савелий М.,

Дима П.,

Дима В.

Максим Б.,

Максим Х.,

Никита К.,

Ира Т.

3.

Культура

взаимоотношений.

-умеет находить интересные

общие

занятия

с

детьми,

организовать игру;

-умеет

играть

с о о б щ а ,

выполняя правила;

-умеет трудиться сообща;

- умеет оценивать поступки

( с в о и ,

с в е р с т н и к о в ,

литературных героев);

Аня К.,

Савелий М.,

Ваня Ф.,

Даша Л.

Алина М.,

Юля С.,

Дима В.,

Максим П.

Ира Т.,

Полина Т.,

Максим Д.

Слава Б.,

Андрей Д.,

Максим Б.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА, НАГАДЫ, ГРАМОТЫ

ЖИЖКО И. В.

- Почетная грамота МКДОУ № 208 за добросовестный труд в деле обучения,

воспитания и развития детей дошкольного возраста, 2009 г.

- Благодарность МКДОУ д/c № 208 за высокие профессиональные достижения, за

добросовестный творческий труд в деле обучения и воспитания подрастающего

поколения,2013г.

-Благодарственное письмо от коллектива родителей подготовительной группы

МКДОУ д/с № 208, 2013г.

19

- Памятный знак «За труд на благо города» в честь 120-летия со дня основания г.

Новосибирска, 2013 г.

-Почетная грамота Администрации Ленинского района г.Новосибирска за

значительные успехи в организации и совершенствовании учебно- воспитательного

процесса, высокие профессиональные достижения, 2013г.

20



В раздел образования