Напоминание

Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами рисования


Автор: Рогожникова Галина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКАДОУ детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: с Кривадановка Новосибирской Новосибирского микрорайон 4
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами рисования
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ОНР СРЕДСТВАМИ РИСОВАНИЯ

Рогожникова Галина Валентиновна

«Специальное Дошкольное образование»

Объект исследования: развитие восприятия цвета у

детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования: изобразительная

деятельность, как средство развития цветовосприятия

у дошкольников с ОНР.

Цель: определить влияние рисования на восприятие

цвета детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи исследования:

Провести

анализ

научной

литературы

по

теме

исследования.

Выявить

особенности

восприятия

цвета

детьми

старшего

дошкольного

возраста

с

нормой

и

общим

недоразвитием речи.

Изучить

возможности

изобразительной

деятельности в развитии цветовосприятия у детей с

ОНР.

Изучить особенности развития дошкольников с ОНР.

Отобрать

наиболее

эффективные

методы

и

формы

работы

для

развития

цветовосприятия

у

старших

дошкольников с ОНР.

Методы исследования:

изучение и анализ литературы

конспектирование

наблюдение

анализ продуктов деятельности

беседа.

ВЫВОДЫ К 1 И 2 ГЛАВЕ

На развитии цветовосприятия детей с общим недоразвитием

речи сказывается характерная недостаточная сформированность

процессов,

тесно

связанных

с

речевой

деятельностью.

А

именно: нарушение внимания, памяти, словесно-логического и

опосредованного

мышления.

Неполноценная

речь

детей,

в

ряде

случаев,

накладывает

отпечаток

на

формирование

сенсорной

и

интеллектуальной

сферы,

и

как

следствие,

на

развитие познавательных интересов и способностей детей.

Изобразительная

деятельность,

и

в

частности,

рисование

способствуют

в

первую

очередь

совершенствованию

этих

психических

процессов

и

как

следствие

развитию

цветовосприятию у детей с ОНР.

Для проведения обследования детей с целью

выявления уровня развития цветовосприятия

были разработаны критерии:

- Умение различать и называть цвета и их оттенки.

- Умение различать темные и светлые цвета.

- Умение различать и называть яркие и бледные оттенки.

- Умение создавать самостоятельно простые оттенки.

Фамилия, имя

Цветовосприятие

название

цветов

название

оттенков

темные и

светлые

яркие и

бледные

Кол-во

баллов

Маткасимова Маша

Подоплелов Никита

Бессонова Аня

Рогожникова Саша

Баева Настя

Батенева Карина

Логочев Андрей

Шемонюк Коля

Докучаева Соня

Уалиева Альмира

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

2

3

2

3

2

3

3

1

3

1

2

3

2

2

1

3

3

1

2

1

1

2

1

2

1

2

2

7

11

7

8

11

8

10

7

11

11

Тема: «Цветочная поляна»

Задачи: развитие воображение и формирование умения детей стремиться к

красоте цветосочетаний, к ритмичному расположению цвета.

Полученные результаты обследования были внесены в таблицу 1.

Вывод: анализ детских работ, показал, что у детей знания о

цветах достаточно хорошо сформированы. Умения различать и

называть оттенки сформированы у половины детей, у второй

половины

они

находятся

на

стадии

формирования.

Умение

различать темные и светлые цвета у детей вызывает больше

затруднений. У четверых детей знания сформированы. У трех

находятся

в

стадии

формирования.

У

3-х

человек

представления отсутствуют полностью. Яркие и бледные цвета

с

затруднениями

различают

и

называют

половина

детей.

Пятеро из десяти испытывают большие затруднения. Таким

образом, подведя итоги, можно увидеть, что на высоком уровне

развития цветовосприятия находится пять детей, на среднем –

пять детей.

Для работы с детьми были намечены задачи:

Продолжать закреплять знания о цветах и оттенках

Учить различать и называть яркие и бледные цвета

Учить различать и называть темные и светлые цвета

Учить получать простые оттенки

Учить использовать знания при создании рисунков

Фамилия, имя

Цветовосприятие

название

цветов

название

оттенков

темные и

светлые

яркие и

бледные

Кол-во

баллов

Маткасимова Маша

Шемонюк Коля

Бессонова Аня

Рогожникова Саша

Батенева Карина

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

3

3

2

2

2

2

2

10

10

10

11

11

Таблица 2.

Цель:

выявить

динамику

развития

цветовосприятия

у

детей

старшего

дошкольного возраста, умение использовать цвета и оттенки, находить красивые

цветосочетания. Для этого было проведено занятие на тему «Цветочная поляна»

Вывод:

В результате проделанной работы значительно улучшилось качество

и

содержание

детских

рисунков.

Они

приобрели

выразительность.

Цветовой колорит стал не просто богаче, но и осмысленнее. Дети более

свободно стали обращаться с цветом, чувствовать, где какой можно

применить, знать и называть цвета и оттенки, самостоятельно смешивать

краски для получения нового оттенка.

Полученные

результаты

показали,

что

уровень

развития

цветовосприятия у детей участвующих в опытно-практической работе со

среднего

поднялся

до

высокого

уровня.

Кроме

этого

можно

было

наблюдать

и

небольшие

изменения,

произошедшие

в

развитии

речи

детей. Обогатился их словарный запас, в речи появились новые слова,

связанные

с

названием

цветов

и

оттенков.

Дети

с

желанием

стали

рассказывать о своих успехах в рисунках и полученных результатах.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования