Автор: Рогожникова Галина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКАДОУ детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: с Кривадановка Новосибирской Новосибирского микрорайон 4
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами рисования
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ОНР СРЕДСТВАМИ РИСОВАНИЯ
Рогожникова Галина Валентиновна
«Специальное Дошкольное образование»
Объект исследования: развитие восприятия цвета у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: изобразительная
деятельность, как средство развития цветовосприятия
у дошкольников с ОНР.
Цель: определить влияние рисования на восприятие
цвета детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
•
Провести
анализ
научной
литературы
по
теме
исследования.
•
Выявить
особенности
восприятия
цвета
детьми
старшего
дошкольного
возраста
с
нормой
и
общим
недоразвитием речи.
•
Изучить
возможности
изобразительной
деятельности в развитии цветовосприятия у детей с
ОНР.
•
Изучить особенности развития дошкольников с ОНР.
•
Отобрать
наиболее
эффективные
методы
и
формы
работы
для
развития
цветовосприятия
у
старших
дошкольников с ОНР.
Методы исследования:
•
изучение и анализ литературы
•
конспектирование
•
наблюдение
•
анализ продуктов деятельности
•
беседа.
ВЫВОДЫ К 1 И 2 ГЛАВЕ
На развитии цветовосприятия детей с общим недоразвитием
речи сказывается характерная недостаточная сформированность
процессов,
тесно
связанных
с
речевой
деятельностью.
А
именно: нарушение внимания, памяти, словесно-логического и
опосредованного
мышления.
Неполноценная
речь
детей,
в
ряде
случаев,
накладывает
отпечаток
на
формирование
сенсорной
и
интеллектуальной
сферы,
и
как
следствие,
на
развитие познавательных интересов и способностей детей.
Изобразительная
деятельность,
и
в
частности,
рисование
способствуют
в
первую
очередь
совершенствованию
этих
психических
процессов
и
как
следствие
развитию
цветовосприятию у детей с ОНР.
Для проведения обследования детей с целью
выявления уровня развития цветовосприятия
были разработаны критерии:
- Умение различать и называть цвета и их оттенки.
- Умение различать темные и светлые цвета.
- Умение различать и называть яркие и бледные оттенки.
- Умение создавать самостоятельно простые оттенки.
Фамилия, имя
Цветовосприятие
название
цветов
название
оттенков
темные и
светлые
яркие и
бледные
Кол-во
баллов
Маткасимова Маша
Подоплелов Никита
Бессонова Аня
Рогожникова Саша
Баева Настя
Батенева Карина
Логочев Андрей
Шемонюк Коля
Докучаева Соня
Уалиева Альмира
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
2
2
3
2
3
2
3
3
1
3
1
2
3
2
2
1
3
3
1
2
1
1
2
1
2
1
2
2
7
11
7
8
11
8
10
7
11
11
Тема: «Цветочная поляна»
Задачи: развитие воображение и формирование умения детей стремиться к
красоте цветосочетаний, к ритмичному расположению цвета.
Полученные результаты обследования были внесены в таблицу 1.
Вывод: анализ детских работ, показал, что у детей знания о
цветах достаточно хорошо сформированы. Умения различать и
называть оттенки сформированы у половины детей, у второй
половины
они
находятся
на
стадии
формирования.
Умение
различать темные и светлые цвета у детей вызывает больше
затруднений. У четверых детей знания сформированы. У трех
находятся
в
стадии
формирования.
У
3-х
человек
представления отсутствуют полностью. Яркие и бледные цвета
с
затруднениями
различают
и
называют
половина
детей.
Пятеро из десяти испытывают большие затруднения. Таким
образом, подведя итоги, можно увидеть, что на высоком уровне
развития цветовосприятия находится пять детей, на среднем –
пять детей.
Для работы с детьми были намечены задачи:
•
Продолжать закреплять знания о цветах и оттенках
•
Учить различать и называть яркие и бледные цвета
•
Учить различать и называть темные и светлые цвета
•
Учить получать простые оттенки
•
Учить использовать знания при создании рисунков
Фамилия, имя
Цветовосприятие
название
цветов
название
оттенков
темные и
светлые
яркие и
бледные
Кол-во
баллов
Маткасимова Маша
Шемонюк Коля
Бессонова Аня
Рогожникова Саша
Батенева Карина
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
3
3
2
2
2
2
2
10
10
10
11
11
Таблица 2.
Цель:
выявить
динамику
развития
цветовосприятия
у
детей
старшего
дошкольного возраста, умение использовать цвета и оттенки, находить красивые
цветосочетания. Для этого было проведено занятие на тему «Цветочная поляна»
Вывод:
В результате проделанной работы значительно улучшилось качество
и
содержание
детских
рисунков.
Они
приобрели
выразительность.
Цветовой колорит стал не просто богаче, но и осмысленнее. Дети более
свободно стали обращаться с цветом, чувствовать, где какой можно
применить, знать и называть цвета и оттенки, самостоятельно смешивать
краски для получения нового оттенка.
Полученные
результаты
показали,
что
уровень
развития
цветовосприятия у детей участвующих в опытно-практической работе со
среднего
поднялся
до
высокого
уровня.
Кроме
этого
можно
было
наблюдать
и
небольшие
изменения,
произошедшие
в
развитии
речи
детей. Обогатился их словарный запас, в речи появились новые слова,
связанные
с
названием
цветов
и
оттенков.
Дети
с
желанием
стали
рассказывать о своих успехах в рисунках и полученных результатах.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!