Напоминание

Система работы учителя начальных классов с дидактическим материалом


Автор: Янькова Оксана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 10
Населённый пункт: п.Лебединый Алданского роайона РС(Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система работы учителя начальных классов с дидактическим материалом
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение Алданского района Республики Саха

(Якутия) «Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Лебединый»

Система работы учителя начальных классов

МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый

Алданского района Республики Саха ( Якутия)

Яньковой Оксаны Алексеевны по теме:

«Возможности использования дидактических игр на уроках математики

как метод формирования положительного отношения младших

школьников к учению и успешного обучения в старших классах».

Янькова Оксана Алексеевна родилась в 1973 году, в п. Юбилейный

Баргузинского района Республики Бурятия.

Окончила Благовещенский педагогический институт по специальности –

«Учитель начальных классов». Образование: высшее,

первая квалификационная категория.

С 1993 года работаю в МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый.

Учитель начальных классов.

Аннотация: Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал

тот

или

иной

предмет?

Для

достижения

эффективности

формирования

положительного

отношения

младших

школьников

к

учению

необходимо

учитывать практический опыт в решении данной проблемы.

Ключевые слова: технологии работы, игра,

Видя всю актуальность и многозначность проблемы, я исследовала одну из

разновидностей игр- дидактическую.

Цель моей

работы : исследование роли дидактической игры в начальном

обучении.

Хочу показать, что дидактическая игра не развлечение, а особый метод

стимулирования их активности; игра должна быть не только формой усвоения

отдельных знаний и умений, но и способствовать общему развитию ребёнка,

служить

формированию

его

способностей;

игра

должна

органически

сочетаться с серьёзным, напряженным трудом, т.е. не отвлекать от учёбы, а

способствовать интенсификации умственной деятельности.

Теоретическое обоснование проблемы.

Условия возникновения проблемы, становление опыта: трудности в развитии внимания.

Развитие

активной

личности,

самоопределяющейся

в

дальнейшей

жизни,

развитие

успешногоученика.

Теоретическая база опыта основывается на Концепции МКОУ СОШ №

10 п. Лебединый:

«1…Удовлетворение образовательных

способностей, на высоком уровне

качества

школа

должна

быть

конкурентно

способной,

престижной,

это

возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска

новых технологий, методик, роста педагогического мастерства учителя на

педагогическом и управленческом уровне, преемственности в обучении.

2.

Решая

образовательные

задачи

в

широком

смысле

слова,

школа

обеспечивает

различные

виды

деятельности

внеклассная

работа

по

предметам, кружковая

работа, работа с одаренными детьми- участия в

школьных и улусных олимпиадах, предоставляя широкие возможности для

развития и самоопределения личности ребенка, и нормативных документах

КМОУ СОШ № 10, документах по ПНПО, Законе : « Об образовании»,

методической проблеме и теме школы: «От успешного ученика в школе- к

успешной социализации взрослого человека».

« Изучение физики- детская игра в сравнении с изучением детской игры»

А. Энштейн.

Правомерно ли учение без увлечения? Полагаю, что нет, т.к. тогда оно

перестанет

быть

познанием.

Познавать

что-

либо

страшно

интересно-

открывать

новое,

неизвестное,

любопытное,

становится

богаче,

но

это

познание

есть

труд

души

и

ума,

иногда

очень

нелёгкий,

требующий

напряжение, терпения, воли, настойчивости.

Это напряжение- процесс увлекательный, это ведь игра ума. А гимнастика

ума для нормального человека- наслаждение.

Дидактические игры развивают интеллектуальные качества личности,

свойства ума, позволяют приобрести знания, дети любят соперничать не

только на волейбольной площадке, но и за столом, за партой. Дети любят

гимнастику ума и с удовольствием «скрещивают шпаги» в области знаний.

Дидактические игры- одно из действенных средств воспитания ума, потому

что:

они способны породить непосредственный интерес у детей;

они

предоставляют

возможность

проявить

самые

разнообразные

способности,

в

том

числе

конструкторские,

музыка льные,

математические, лингвистические, ораторские и многие другие;

Они вовлекают ребёнка в соревнование с другими людьми;

они обеспечивают самостоятельность в поиске знаний, в формировании

умений и навыков, где их источниками могут выступать взрослые люди и

книги;

они позволяют получить заслуженные поощрения за успехи, причём не

столько за сам по себе выигрыш, сколько за демонстрацию в игре новых

знаний, умений, навыков;

они

способствуют

самоутверждению,

т.к.

развивают

настойчивость,

стремление

к

успеху

и

другие

полезные

мотивационные

качества,

которые детям могут понадобится в их будущей жизни;

они развивают у детей зрительные, слуховые, осязательные и другие

ощущения и т.д.

В основе секрета дидактической игры- секрет, что такое интерес? В

энциклопедии

читаем:

«Интерес-

активная

поз нават ельная

направленность

человека

на

тот

или

иной

предмет

или

явление

действительности,

связанное

обычно

с

положительно

окрашенным

отношением

к

познанию

объекта

или

овладению

той

или

иной

деятельностью».

У

школьников

зачастую

снижен

интерес

к

учению.

Именно

игра

способна его разбудить.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения,

т.е. так, что сама игра направляет ученика на овладение знаниями и

умениями.

Между

соответственно

обучением

и

дидактической

игрой

существует значительная общность и существенная разница.

В играх заложена огромная информация различных знаний и сведений.

Ребёнок

получает

их

свободно,

без

нажима

и

насилия.

Важнейший

психологический

секрет

в

том,

что

она

обязательно

построена

на

интересе и добровольности.

Представление о школе, как о заведении, в котором учатся, а не играют,

так

глубоко

проникло

в

сознание,

что

кажется

кощунственным

предложение повесить на стенах длинных коридоров школы не унылую

наглядность,

а

стенды,

часто

меняющиеся,

с

игровыми

заданиями,

занимательными вопросами и задачами, с рисунками, шарадами, умными

забавами.

Конечно, есть талантливые педагоги, призывающие игру на уроки, на

перемены, однако большинство полагает, что ей не место «за партой»!

Какая педагогическая близорукость?!

Эти талантливые педагоги накопили ассортимент дидактических игр,

которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение применять на

практике

полученные на уроках знания, помогают выявить знания,

способности,

дарования

каждого

ребёнка.

Каждая

наука,

каждый

учебный предмет имеет свою занимательную сторону. Элемент игры на

уроке, тем более после урока, только способствует педагогам. Но для

этого

надо

научить

учителя

играть.

Особенно

учителя

начальных

классов.

Учебный процесс от этого только выиграет.

Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к

проблеме

развития

творческих

способностей

учащихся.

Основу

этого

подхода составляет организация учебного процесса, который естественно

выходил

бы

за

рамки

урока

-

жизненную

практику

учащихся.

Другим

элементом новизны данного опыта является использование разнообразных

форм

и

методов

урочной

и

внеурочной

деятельности,

применение

дидактических игр, которые не являются традиционными в школе. Причем

использование

этих

форм

работы

нацелено

в

большей

степени

на

всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает

развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей

детей

«Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А Сухомлинский.

Одна из первоочередных задач современной школы- добиваться глубоких

прочных знаний, предусмотренных программой: научить каждого учащегося

рационально

пользоваться

ими,

овладеть

соответствующими

умениями

и

навыками.

Следовательно,

перед

педагогической

наукой

и

школьной

практикой

стоит

актуальная

проблема

разработки

путей

интенсификации

всего процесса обучения, и ведущее место здесь занимают дидактические

игры.

Актуальность

данного

опыта

заключается

еще

и

в

том,

что

развивая

творческие

качества

личности,

мы,

в

конечном

итоге,

обеспечиваем

разностороннее

развитие

ребенка.

Кроме

того,

развитие

интереса

к

математике, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях,

открытое

общение

обеспечивает

формирование

у

школьников

активной

жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению

социального

заказа

общества,

реализации

задач

стоящих

перед

школой.

Развитие

креативных

способностей

учащихся

начинается

с

развития

познавательного

интереса

в

области

математики,

что

способствует

формированию

у

учащихся

активной

жизненной

позиции,

которая

способствует успешному обучению в старших классах. Предлагаемая система

моей работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, на

базе

которой

он

сформировался,

поскольку

школа

10

п.

Лебединый

работает в направлении развития положительных компетенций в обучении и

воспитании

нравственной,

гармоничной,

физически

здоровой

личности,

способной к творчеству и самоопределению и успешной в самореализации.

Рабочая гипотеза: если целенаправленно использовать систему

дидактических игр на уроках математики с целью формирования навыков

устных

вычислений,

то

такая

серьёзная

учебная

деятельность

будет

способствовать

более

эффективному

пониманию

и

закреплению

математического

материала

и

интенсификации

умственной

деятельности

даже тех детей, которые индифферентно относятся к учению вообще и к

математике в особенности.

В

соответствии

с

поставленной

целью

и

гипотезой

мною

определены

основные задачи исследования:

1. Изучить состояние этой проблемы в психолого- педагогической и

научно- методической литературе.

2. Выявить сущность дидактической игры, как метода обучения.

3. Выявить возможности игры при формировании навыков устных

вычислений.

4.Сформировать требования к игре.

5. Разработать систему дидактических игр для изучения этой темы.

6.С помощью мониторинга обученности и качества знаний отследить

результативность моей работы у детей в старших классах.

Для решения данных задач использовали следующие методы:

1.

Изучение

и

анализ

психолого-

педагогической

и

методической

литературы с целью выявления возможностей дидактических игр.

2.Наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном

процессе с целью изучения состояния использования игр.

3.Анкетирование учащихся .

Цель анкетирований: выявить, что учащиеся понимают под словом

«игра», как они относятся к использованию игр на уроках математики.

2.

Контрольные

срезы

в

классах,

работающих

по

различным

программам.

3.

Изучение и обобщение опыта учителей.

Предлагаю систему игр по теме.

Игры очень разнообразны, но апробированы были лишь некоторые. Их

выбор определился с учётом всех требований, особенностей класса и каждого

ученика. Рассматривая это требование следует отметить, что лучше всего

готовить игровые материалы со съёмными деталями для того, чтобы создать

возможность многократного использования подготовительного материала или

их частей в других играх. Очень яркие рисунки и детали дидактического

материала отвлекают учеников от дидактической задачи, а не способствует её

решению.

Дети

лишь

восхищаются

работой

художника,

а

учителю

необходимо потратить немало усилий, чтобы обратить внимание учеников на

дидактическую задачу игры.

Следовательно, дидактический материал, используемый в игре, должен

быть

динамичным,

красочным,

понятным

детям,

соответствовать

содержанию игры, а не отвлекать от сути решаемой проблемы.

Игра должна органически сочетаться со всеми другими этапами урока

логическим завершением или продолжением одного из них, соответствовать

теме урока и целям, дополнять и разнообразить урок, поддерживать высокую

трудоспособность и активность учеников на протяжении всего урока, игра

должна разнообразить и дополнить учебный процесс.

Успешное проведение игры обеспечивается и эмоциональным настроем

учителя.

Если учитель сам увлечён игрой, то увлекаются и ученики: вся игра

проходит интересно, приносит максимальную пользу.

Дидактическая игра организуется и проводится с целью решения её

дидактических задач, т.е. с целью получения результата.

В процессе

В процессе

исследования

сталкивали

несколько

мотивов,

во-

первых

стремление

исследования

сталкивали

несколько

мотивов,

во-

первых

стремление

заслужить похвалу учителя со стремлением получить отметку. Эксперимент

заслужить похвалу учителя со стремлением получить отметку. Эксперимент

проводился

так:

«Сейчас

вам

нужно

самостоятельно

решить

задачи,

проводился

так:

«Сейчас

вам

нужно

самостоятельно

решить

задачи,

записанные на доске. Задание будет выполнено, если будет решена одна из

записанные на доске. Задание будет выполнено, если будет решена одна из

двух задач. За решение задачи № 2 отметка поставлена не будет, за решение

двух задач. За решение задачи № 2 отметка поставлена не будет, за решение

задачи № 1 будет поставлена отметка, но моё мнение об учениках решивших

задачи № 1 будет поставлена отметка, но моё мнение об учениках решивших

задачу № 2 будет выше».

задачу № 2 будет выше».

Наблюдались отдельные случаи борьбы мотивов, стремление взять

Наблюдались отдельные случаи борьбы мотивов, стремление взять

обе задачи, что выражалось в колебаниях и в вопросах о том, можно

обе задачи, что выражалось в колебаниях и в вопросах о том, можно

ли

решать

обе

задачи.

Но

в

целом

выбор

осуществлялся

определённо.

ли

решать

обе

задачи.

Но

в

целом

выбор

осуществлялся

определённо.

Результаты выбора были сведены в таблицу:

Результаты выбора были сведены в таблицу:

Наблюдались отдельные случаи борьбы мотивов, стремление взять обе

задачи, что выражалось в колебаниях и в вопросах о том, можно ли решать

обе задачи. Но в целом выбор осуществлялся определённо. Результаты

выбора были сведены в таблицу:

Возрастная

группа

Количество

Испытуемых

Учащихся.

Выбрали отметку.

Кол- во %

Выбрали похвалу.

Кол- во %

2 класс

14

7 50

10 71,4

Из таблицы видно, что из двух мотивов на первом месте стоит стремление

получить похвалу учителя

Мотивационно-потребностная сфера учащихся. Эксперимент 1

Мотив получения отметки

Интерес к познавательной деятель-

ности\

В качестве домашнего задания учащимся давалось две задачи, давалась

следующая

установка:

«Домашнее

задание

считается

выполненным

если

будет решена та или иная другая задача.

Задача № 1 интересна тем, что при её решении нужно рассуждать, мыслить,

однако отметки за её решение поставлены не будут.

Задача № 2 менее интересна, но за её решение будут поставлены в журнал

отметки».

В

основном,

результаты

выбора,

отражённые

в

таблице,

проявились

отчётливо:

Возрастная группа.

Количество

испытуемых

учащихся.

Мотив

получения

отметки.

Кол-во %

И н т е р е с

к

мыслительной

деятельности.

Кол- во %

2 класс

14

4 28,5

13 92,8

Из таблицы видно, что большинство учащихся побуждались стремлением к

мыслительной

деятельности,

которая

занимает

место

по

сравнению

с

мотивом получения отметки.

Переходя к вопросу о столкновении следующей пары мотивов, а именно:

интереса к мыслительной деятельности и интереса к игровой деятельности

на уроке, следует отметить, что при использовании игр должно соблюдаться

следующее условие: игра не снижает рабочего настроя учащихся, не делает

урок развлекательным препровождением времени.

Итак, в данном эксперименте учащимся давалась такая установка:

«Ребята, на следующем уроке математики мы можем выполнить одно из

двух

заданий:

или

будем

решать

интересные

задачи,

в

которых

нужно

рассуждать

и

мыслить,

или

проведём

математическую

игру.

Это

будет

зависеть

от

вашего

желания.

Напишите

ваше

желание».

Результаты

эксперимента отражены в таблице:

Возрастная группа.

Количество

испытуемых

учащихся.

Мотив

получения

отметки.

Кол- во %

И н т е р е с

к

мыслительной

деятельности

Кол- во %

2 класс

14

12 85,7

5 35,7

На

основании

данных

в

таблице

можно

предполагать,

что

интерес

мыслительной

деятельности

отступает

на

второй

план

в

сравнении

с

интересом к элементам игры на уроке.

При сравнении данных экспериментов было выяснено, что на одно из

высоких ранговых мест претендует мотивы получения похвалы учителя и

стремления к игровой деятельности. Возникла задача выяснения того, какой

из этих двух мотивов является более сильным.

Был проведён эксперимент, аналогичный вышеизложенным, где при

соответствующей установке сталкивались два мотива: а) интерес к игровой

деятельности;

б)

стремление

получить

похвалу

учителя.

Получены

следующие данные:

Возрастная группа.

Количество

испытуемых

учащихся.

Интерес

к

игровой

деятельности.

Кол- во %

Стремление

получить похвалу.

Кол- во %

2 КЛАСС

14

14 100

3 21,4

На основании данных таблицы можно предполагать, что мотив интереса к

игровой

деятельности

гораздо

выше,

чем

стремление

получить

похвалу

учителя,

можно

сказать,

что

игровые

элементы

на

уроках

таят

в

себе

нераскрытые возможности.

Обобщая полученные результаты экспериментов, можно установить

ранговое место исследуемых мотивов: игра- один, мысль- два, похвала- три,

отметка-

четыре.

Выбранные

для

исследования

мотивы

сравнительно

одинаковое

количество

раз

сталкивались

друг

с

другом. Полученные

результаты позволят сделать следующие выводы:

1.

Имеют значимость: мысль, игра, оценка, похвала.

2.

Наибольшую

силу

имеет

интерес

к

игровой

и

мыслительной

деятельности. Следовательно, учителю на уроках необходимо включать

игровые моменты, пробуждать учащихся к мыслительной деятельности.

Остальные мотивы также имеют достаточную силу в учебном

процессе;

их

умелое

применение

и

использование

может

дать

хорошие

результаты.

Анализ контрольных срезов в экспериментальном классе.

Как уже отмечалось выше, необходимо не только формировать умения и

навыки устных вычислений, но и систематически их проверять. С целью учёта

навыков вычислений можно использовать математические диктанты. Для

этого подбирают 3-10 заданий различных видов, упражнений по изучаемому

материалу.

В своей работе мы использовали математический диктант как форму

контрольного среза. Контрольный срез проводился в течение четверти три

раза:

а) вначале четверти;

б) в середине четверти;

в) в конце четверти.

ЦЕЛЬ ЭТОЙ РАБОТЫ:

1.Проверить знание таблицы умножения и деления однозначных чисел.

2.Проверить

знание

формулировок

правил

взаимосвязи

между

компонентами и результатом действий умножения и деления.

3. Проверить умение записывать значения выражений, опираясь на значение

терминологии действий.

4.

Проверить

умение

вычислять

выражения,

пользуясь

знанием

таблицы

умножения и взаимосвязей между компонентами и результатами действий

умножения и деления.

Содержание математического диктанта для всех трёх срезов одинаковы

:

1.

Чему равно произведение чисел 8 и 7?

2.

Первый множитель 9, второй 8. Найдите произведение.

3.

Делимое 63, делитель 7. Найдите частное.

4.

Неизвестное число разделили на 8 и получили 6. Найдите неизвестное число.

5.

На брюки идёт 4 метра ткани. Сколько надо ткани на 8 таких брюк?

6.

Сколько

прямоугольников

можно

сложить

из

двадцати

спичек,

если

на

один

прямоугольник идёт четыре спички?

7.

Разделите 56 на 7.

8.

Умножьте 7 на 4.

9.

Ребята катаются на санках. На одних санках помещаются 2 человека. Сколько детей

поместится на 8 таких санках?

10. У входа в школу с двух сторон посадили по 6 ёлочек. Сколько ёлочек посадили?

11. Чему равно частное чисел 25 и 5?

12. Чему равно произведение чисел 6 и 6?

Результаты исследования отражены в таблице № 1, показывающей рост каждого ученика

класса.

Список класса.

1 срез

2 срез

3 срез

1.Даниленко Ю.

1

1

0

2.Дегальцева А.

9

9

3

3.Дедов Д.

7

5

4

4.Заварухин А.

4

3

3

5.Жигмитдоржиев

5

4

2

6. Нагаев П.

7

7

6

7. Петухова А.

5

6

2

8.Прокопьева А.

3

3

1

9. Прокопьева К.

2

1

0

10. Саленко О.

4

6

2

11.Ван-вей-тан И.

5

3

1

12. Курчевский А

5

2

1

13Макаров И.

1

0

0

14. Юскаева Д.

6

5

4

Дегальцева А. показала в срезе № 3 результат ниже, чем в срезе № 2,

допустив три ошибки

Нагаев

П.

,

Дедов

Д,

показали

слабые

результаты

по

причине

частой

заболеваемости, пик которой пришёлся на время между срезом № 2 и № 3

На

основании

данных

таблицы

1,

можно

составить

таблицу

2,

показывающую

рост

всего

класса

по

количеству

ошибок

трёх

срезов

в

процентном отношении:

Количество ошибок.

Срез 1

Кол- во

Уч-ся %

Срез 2

Кол-во

Уч-ся %

Срез 3

Кол-во

Уч- ся %

0

-

1

3

1

2

2

3

2

1

1

3

3

1

3

2

4

2

1

4

5

5

3

-

6

1

3

1

7

4

2

-

8

-

-

-

9

1

1

-

10

-

-

-

Из таблицы видно, что в первом срезе большинство учащихся допускали по

7, 5,4 ошибки, во втором срезе- 3, 5, 6 ошибок, в третьем срезе- 0, 1, 2, 4

ошибок.

Если весь класс разделить на три группы по уровню сформированности

навыков устных вычислений и знанию таблицы умножения:

высокий уровень, допустившие от 0 до 2 ошибок,

средний уровень- от 3 до 5 ошибок,

низкий

уровень-

от

6

до

10

ошибок;

то

результаты

трёх

срезов

можно

представить следующим образом:

УРОВЕНЬ

1 срез

2 срез

3 срез

Высокий

14,8 %

51,8 %

51,8 %

средний

51,8 %

33,3 %

40,7 %

низкий

33,3 %

14,8 %

7,4 %

1 срез

2 срез

3 срез

0

10

20

30

40

50

60

Анализ контрольных срезов

Высокий

Средний

Низкий

Эти данные говорят о том, что при первом срезе больше половины класса

находилось на среднем уровне, при втором срезе- на высоком и на среднем

уровне, а при третьем срезе- на высоком уровне. Полученные результаты

позволяют сделать следующие выводы:

1.

Большое

внимание

на

уроках

математики

в

начальной

школе

необходимо уделять развитию и укреплению навыков устного счёта,

который,

как

доказывают

и

примеры

первой

главы,

развивает

математическую

сообразительность,

находчивость,

внимание,

укрепляет память, формирует самостоятельность в поиске знаний.

2.

При выборе приёмов устных вычислений необходимо опираться

на

сознательность выбора, а не на механическое применение. Для того,

чтобы

избежать

однообразного

повторения

одних

и

тех

же

упражнений,

которые

порождают

скуку

на

уроках

и

притупляют

интерес

к

предмету,

необходимо

прибегать

к

различным

приёмам,

соответствующим развитии быстроты вычислений, а также проводить

надлежащий подбор упражнений, и в этом многим учителям, особенно

молодым, начинающим педагогам могут помочь дидактические игры.

Сравнительный

анализ

тестирования

отдельных

учеников

в

экспериментальном и контрольном классе.

На фоне общего роста

хотела проследить рост отдельных учащихся и

сравнить эти результаты с ростом учащихся этой же возрастной группы, но

другого класса.

С этой целью были использованы индивидуальные тесты.

Для тестирования учащиеся отбирались в начале четверти произвольно,

когда нам не было известно, на каком уровне развития находится каждый

конкретный ученик и к какой группе по успеваемости относится.

Тестирование проводилось два раза: в начале и в конце четверти, как в

экспериментальном, так и в контрольном классе.

Для первого и второго

тестирования учащимся давались соответственно карточка № 1 и карточка и

№ 2, содержание которых было одинаковым.

Предлагаемый тест позволяет эффективно проводить контроль, проверять

умение

учащихся

воспроизводить

нужную

информацию

по

памяти,

применять полученные задания на практике.

Структура текста:

1. Все задания разбиты на 2 уровня:

1 уровень- проверка умения воспроизводить нужную информацию по памяти, узнавать

конкретный объект в ряду других;

2 уровень- проверка умения применять знания 1- го уровня на практике, поэтому

задания 1-го уровня более сложнее.

2.Каждый тест состоит из 4 частей:

А)

перечень

того,

что

проверяется

с

указанием

уровня

и

номера

соответствующего

задания, т.к. в тесте они могут быть расположены в произвольном порядке;

Б) сами задания- «Карточка ученика»;

В) правильные ответы с указанием максимального балла, который можно получить за

выполнение теста, и основания для выставления этого балла;

Г) ориентировочная оценка результатов теста.

Тест «Табличное умножение и деление».

Что проверяет тест:

1. Терминология.

1- й уровень:

а) умение показывать компоненты умножения ( № 2; 3);

б) умение показывать компоненты деления ( № 9; 10);

в)

умение

выделять

среди

предложенных

выражений

те,

в

которых

выполняется

умножение (№ 1);

г) умение выделять среди предложенных выражений те, в которых выполняется деление

(№ 8);

д) умение отвечать на вопрос: «Какое самое большое число при умножении?» (№ 4);

е) умение отвечать на вопрос: «Какое самое большое число при делении?»(№ 11);

ж) знание формулировки переместительного закона умножения (№ 5);

з) умение выделять среди данных выражений равенства (№ 12);

и) умение выделять верные равенства среди других записей (№ 12);

к) умение выделять чётные и нечётные числа среди данных (№ 17);

л) умение выделять среди предложенных выражений то, с помощью которых находится

число

в

несколько

раз

больше

(меньше)

данного

(№

19,а,б),

а

также

заражение,

с

помощью которого находится число на несколько единиц больше (меньше) данного (№

19, в, г); различать вопросы «Во сколько раз больше? (меньше)» и «На сколько больше?

(меньше?)».

2- й уровень.

а) умение сравнивать выражения, опираясь на понимание смысла умножения, знание

переместительного закона умножения, вычислительных навыков (№ 6, 7).

2.Вычислительные навыки.

1- й уровень:

а)

знание

формулировок

правил

взаимосвязи

между

компонентами

и

результатами

действий умножения и деления (№ 13);

б) умение среди предложенных выражений выделять внетабличные случаи умножения и

деления (№ 16);

в) умение расставлять порядок действий в выражениях без скобок и со скобками (№ 18);

г) знание таблицы умножения и деления однозначных чисел (№ 12, 15, 20).

2- й уровень.

а)

умение

составлять

выражения,

пользуясь

знаниями

взаимосвязей

между

компонентами и результатами действий умножения и деления (№ 14);

б) умение решать выражения, пользуясь знанием таблицы умножения и взаимосвязей

между компонентами и результатами действий умножения и деления (№ 15);

в) умение решать примеры в которых выполняются действия с 0 и 1, а также умножение

на 10, деление числа на само себя (№ 20).

Карточка ученика № 1(№ 2)

Ученик_______________________________________________________

1. Среди данных выражений подчеркни те, в которых выполняется умножение

2+5

10:2

8-4

10+2х5

6х3

16:4-4

2. В данных выражениях обведи кружком второй множитель

3х1=3

20+2=22

25:5=5

9х9=81

3.

В данных выражениях обведи кружком произведение

16+4

20-5=15

3х8=24

5

3

12-6х2

4. Найди и подчеркни правильный ответ на вопрос: «Какое самое большое число при

умножении?».

1 множитель

2 множитель произведение

5. Допиши правило:

От перемены мест множителей значение произведения _________________

6.Сравни выражения

3+3+3…3х4

5х9…9х5

5+4…5х4

4х4…20-4

7. Допиши числа так, чтобы равенства оказались верными

6х3=3х…

9х7=7х…

4х5=5х…

8х6=6х…

8. Подчеркни выражения, в которых выполняется деление

32:4

25:5

4х8

10-10

12+5

40:8=5

9.В данных равенствах обведи кружком делитель

36:4=9 4х8=32 15+36=51 81:9=9

10. В данных выражениях обвести кружком делимое

48:6=8 15:3=5 5х=25 14+3=17

11. Найди и подчеркни правильный ответ на вопрос: «Какое самое большое число при

делении?»

делимое делитель частное

12.Среди данных записей подчеркни верные равенства

18:2=81:9

3х7=21

15+5=20-5

25 23

13. Закончи правило

а) если произведение двух чисел разделить на один множитель, то получится другой

__________________

б) если делитель умножить на частное, то получится ________________

в) если делимое разделить на частное, то получится_________________

14. Составь примеры по образцу:

8х3=24

24:8=

24:3=

6х4=24

6х7=42

15. Заполни таблицу

делимое 20 48

делитель 3 6

частное 5 9

16. Среди данных примеров подчеркни, в котором выполняется внетабличное умножение

и деление:

2х6

6:2

3х8

8:3

15х6

60:2

5х2

17. В данном ряду чисел зачеркни все нечётные числа, а чётные числа обведи в кружок

множитель

4

6

множитель

3 7

произведение

1

6

9

17, 3, 2, 4, 8, 11, 10, 5.

18. В данных выражениях определи порядок действий:

а) 57+9+26

5х8:10

24:3:2

65+21:3

б) 20(3+2)

3х8-(2+40:10)

19. Подчеркни выражение, с помощью которого ответить на вопрос

а) во сколько раз 15 больше 3?

15+3

15х3

15-3

15:3

б) во сколько раз 4 меньше 20?

4+20

20-4

20:4

20х4

в) на сколько 15 больше 3?

15+3

15х3

15-3

15:3

г) на сколько 4 меньше 20?

4+20

20-4

20:4

20х4

20. Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами

2х0 7х1 2х10 9:1 5:5

49:7 81:9 0:12 20:20 28:4

Ответы:

1.

6х3, 10+2х5 (2 балла- по 1 баллу за каждый правильный ответ)

2.

3х3=9, 9х9=81 (2 балла)

3.

3х8=24, 12*6х2 (3 балла)

4.

Произведение ( 1 балл)

5.

От перемены мест множителей произведение не меняется (1 балл)

6.3+3+3, 3х4, 5х9=9х5, 5+4,5х4, 4х4=20-4 (4 балла)

7. 6х3=3х6, 4х5=5х4, 9х7=7х9, 8х6=6х8 (4 балла)

8. 32:4,25:5, 40:8=5 (3 балла)

9. 36:4=9, 81:9=9 (2 балла)

10. 48:6=8, 15:3=5 (2 балла)

11. Делимое (1 балл)

12.18:2=81,9, 3х7=21 (4 балла- по 2 балла за каждый правильный ответ)

13. а) множитель б)делимое в)делитель (3 балла)

14. 8х3=24, 24:8=3, 24:3-8, 6х4=24, 24:6=4, 6х7=42, 42:6=7, 42:7=6

(6 баллов- каждый правильный ответ, составленный пример 1 балл)

15. 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

множитель 4 3 6 делимое 20 27 48

множитель 4 3 7 делитель 4 3 6

произведение 16 9 42 частное 5 9 8

16. 8:3, 15х6, 60:2 (3 балла)

17. 17, 3, 2, 4, 8, 11, 10, 5 (8 баллов- по 1 баллу за каждый правильный ответ, правильно

зачёркнутое или обведённое число).

18.а) 57+9+26, 5х8:10, 24:3:2, 65+21:3 (4 балла- по 2 балла за правильно определённый

порядок действий в каждом выражении)

19. а) 15:3, б)20:4, в)15-3, г)20-4 (4 балла)

20. 2х0 7х1 2х10 9:1 5:5

49:7 81:9 0:12 20:20 28:4

5 баллов (по 1 баллу за каждое правильное соединение)

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА:

72 балла- « отлично»

62-71 балл- «хорошо»

22-70 баллов- «удовлетворительно»

Результаты

тестирования

учащихся

экспериментального

и

контрольного

классов

отражены в таблице № 1.

Класс

Фамилия учащихся.

Первое

тестирование

Кол-во

Набранных

Баллов %

Второе

тестирование

Кол-во

Набранных

Баллов %

Экспериментальный

1.Даниленко Ю.

65 90,27

72 100

2.Прокопьева А.

27 37,5

43 59,7

3.Заварухин А.

46 63,8

59 81,9

4.Прокопьева К.

28 38,8

46 63,8

Контрольный

1. Саленко О.

46 63,8

56 77,7

2.Жигмитдорж

43 59,7

56 77,7

3. Дедов Д.

51 70,8

66 91,6

4. Дегальцева А.

48 66,6

59 81,9

На основе таблицы № 1 проследим, на сколько процентов улучшился

результат каждого ученика, и представим это в таблицу

ТАБЛИЦА № 2.

Количественный рост, %

Экспериментальный класс Контрольный класс

1.Даниленко Ю 9,73 % 1.Саленко О. 13,9%

2.Прокопьева А 22,2 % 2.Жигмитдоржиев В. 18 %

3.Заварухин А. 18,1 % 3.Дедов Д. 20,8%

4.Прокопьева К. 25 % 4.Дегальцева А. 15,3%

Для того, чтобы делать окончательные выводы, составим рейтинговую

таблицу учеников экспериментального и контрольного класса. За основу

составления

рейтинга

возьмём

процентный

рост

результата

второго

тестирования, по сравнению с первым. Следует заметить, что Даниленко

Ю. улучшила свой результат всего на 9,73 %, но в рейтинговой таблице она

стоит на первом месте, т.к. при этом её результат достиг 100 %.

1.

Даниленко Ю. (экспериментальный класс)

2.

Прокопьева К. (экспериментальный класс)

3.

Заварухин А. (экспериментальный класс)

4.

Прокопьева К (экспериментальный класс)

5.

Дегальцева А

6.

Жигмитдоржиев В.

7.

Дедов Д.

8.

Саленко О.

Даниленко Ю.

Прокопьева А.

Заварухин А.

Прокопьева К.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Экспериментальный класс

1-е тестирование

2-е тестирование

Саленко О.

Жигмитдоржиев В.

Дедов Д.

Дегальцева А.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90 100

Контрольный класс

1-е тестирование

2-е тестирование

Даниленко

Прокопьева А.

Заварухин

Прокопьев К

0

5

10

15

20

25

Экспериментальный класс.

Количественный рост (%)

СаленкоЖигмитдоржиев Дедов

Дегальцева

0

10

20

30

Контрольный класс.

Количественный рост (%)

Как видно из рейтинга, по сравнению с первым тестированием заметно

улучшили свой результат учащиеся экспериментального класса, несмотря

на то, что уровень при этом остался прежним. Например, Прокопьева К. в

первом тестировании набрала 28 баллов- низкий уровень, во втором-46

баллов- низкий уровень, но при этом её результат возрос на 25 %. Это

говорит о том, что начатую работу следует продолжать, чтобы продвинуть

учащегося на следующий уровень.

Полученные данные

экспериментальных работ позволяют сделать

следующие выводы:

1.

Умелое

руководство

учителем

игровой

деятельностью

учеников

на

уроке

способствует

чёткой

работе

по

выработке

определённых

математических

знаний,

умений

и

навыков,

позволяют

за

более

короткий

период

времени

выполнить

большой

объём

работы,

активизирует

мыслительную

деятельность

учеников,

способствует

общему развитию.

2.Начальной школе необходимы игры, совершенствующие навыки устных

вычислений, т.к. с их помощью учащиеся раскрывают конкретный смысл

арифметических действий, овладевают приёмами табличного умножения и

деления, учатся анализировать

игровую

ситуацию

в

целях

выбора

оптимального

варианта,

могут

потренироваться в овладении более сложных приёмов вычисления

3.Игра должна иметь место на уроке, потому что она развивает ребёнка,

помогает узнать новое и просто делает урок интересным.

4.Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня

познавательной активности ученика. А оптимальный уровень познавательной

активности может быть осуществлён при условии, если комплекс средств

активизации учения школьников обеспечит взаимодействие деятельности

учителя и учащихся, при котором воздействия учителя и стремления

учеников будет соответствовать конкретным целям обучения.

Вывод:

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся

зависит от методики её преподавания, от того, насколько умело будет

построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках

каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовал это как

отправную точку для возникновения и развития любознательности,

глубокого познавательного интереса.

Игра- творчество, игра- труд. В процессе игры у детей вырабатывается

привычка, сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремление к

знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают

новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас

представлений, понятий, развивают фантазию.

Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным

желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке даёт

возможность учащимся овладеть математикой, «легко и счастливо».

Лёгких путей в науке нет. Но необходимо использовать все возможности

для того, чтобы дети учились с интересом, испытывали и осознали

притягательные стороны математики.

Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как

деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На

дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой

деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в

ней обязательно для всех учащихся. Её правило, содержание, методика

проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не

испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут

послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Основным в

дидактической игре на уроке математики является обучение математике,

игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают

восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому

использование дидактических игр дают наибольший эффект в классах, где

преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к

предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Словом,

дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы

обучения и воспитания школьников.

На основании

анализов

уроков младших классах, результатов опытно-

экспериментальной

работы,

анализов

результативности

обученности

в

классах, которые я выпустила( а это выпуск 2001-2003, 2004-2006,2007-

2011), наблюдений за учебным процессом в этих классах по всем предметам

в

старших

классах(5-11классы),

я

разработала

мониторинг

успешной

обученности и качества знаний и с удовлетворением отмечаю, что задача

моя

выполнена

на

достаточно

высоком

уровне

,т.к.

дети

показывают

высокие результаты стабильно, как первый выпуск, так и второй. Высокие

результаты по четвертям и за год –это 80% математика, остальные

предметы 90-100%.

Мониторинг успешности учащихся моего выпуска 2001-2003 составлен по 8

класс.

В

2007-2008году

в

9

классе

обучающиеся

сдавали

обязательные

экзамены по русскому языку и математике ГИА по новой форме, качество-

90%.

В

2008-2009г

в

10классе

и

2009-2010

году

11

классах

качество

обученности по предметам в основном составляло 80-100%.

Итоговую

аттестацию в 2009-2011году прошли также успешно: ЕГЭ по математике-

90%

качество,

русский

язык-100%.

В

классе

два

медалиста:1-серебро,1-

золото. Поступление в ВУЗЫ 80%.

В своей работе опираюсь на систему знаний:

-

общей

теории

одаренности

(Лейтес

Н.С.,

Мелик-Пашаев

А.А.,

Новоявленская З.Н.,

Бабаев Ю.Д., Юркевич В.С.);

- теории развития математических способностей школьника (Белошистая

А.В.);

-

исследований

отечественных

и

зарубежных

авторов

по

вопросам

применения

учителем

дидактической

игры

(Крутецкий

В.А.,

Матюшкин

А.М., Шумакова Н.Б.,Чистякова Г.Д., Бине Ж., Стенфорд А., Карне М.).

-технологии

развивающего

обучения

Г.К.

Селевко.-

новые

формы

оценивания образовательных результатов учащихся Н.Ю. Конасова.



В раздел образования