Напоминание

"Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников средствами опытов-экспериментов"


Автор: Москаленко Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 9 "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Салехард ЯНАО
Наименование материала: МАСТЕР-КЛАСС
Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников средствами опытов-экспериментов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Москаленко Надежда Васильевна

воспитатель

МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»

г. Салехард, ЯНАО

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности

дошкольников средствами опытов-экспериментов»

Цель:

Распространение

опыта

работы

по

развитию

познавательно-

исследовательской

деятельности

с

младшими

дошкольниками

средствами

опытов-экспериментов среди педагогов - дошкольников.

Задачи: 1. Показать использование современных форм и методов воспитания

и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-

поисковое развитие детей.

2.

Стимулировать,

развивать,

обогащать

и

активизировать

деятельность

воспитателей

в

работе

по

организации

экспериментальной

деятельности

дошкольников.

3. Познакомить с проведением опытно–экспериментальной деятельностью в

средней группе в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.

4. Провести практическое занятие с педагогами

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Что и как? Почему и зачем? Как ответить успеть детям всем? И родителям

знания дать – Что смешать? Как смешать? С чем смешать? И в солнце, и в

дождь, И в любую погоду. Изучаем мы все … (неживую природу).

Все

виды

деятельности

способствуют

познавательному

развитию

ребенка. Но познавательно-исследовательская деятельность даёт огромные

возможности тогда, когда она развивается. Для этого нужно зажечь в ребенке

желание самому узнать что-то новое. Какие средства помогают решить эту

проблему?

Это опыты, эксперименты, книги, беседы, игры, наблюдения,

экскурсии, чтение худ. литературы и т.

Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности

ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует

формированию целостной картины мира. Такое современное определение

дается в ФГТ. Экспериментирование принципиально отличается от любой

другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность,

сам

ещё

не

сформирован

и

характеризуется

неопределённостью,

неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Она

включает

в

себя

различные

типы

исследований,

доступных

дошкольникам

и

позволяющие

занять

им

активную

исследовательскую

позицию.

Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании. Так

к а к экспериментирование претендует

на

роль

ведущей

деятельности

в

период

дошкольного

детства,

основу

которого

составляет

познавательное

ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность,

тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее

он развивается.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с

разными

материалами,

которые

можно

использовать

в

работе

с детьми.

Основное содержание данных исследований, предполагает формирование у

них представлений:

1. О материалах (соль, лед).

2. О свойствах веществ.

3. О взаимодействии веществ.

1 опыт. Возьми льдинку из воды, не замочив рук. Для проведения опыта вам

понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из

тарелки с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в миску.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на

кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.

4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-

10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда

примораживается вместе с нитью.

2 опыт. «Умные зубочистки»

Для

проведения опыта

вам

понадобятся:

миска

с

водой,

8

деревянных

зубочисток,

пипетка,

кусок

сахара-рафинада

(не

быстрорастворимого,

жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут

собираться к центру

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько

капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Что

же

происходит?

Сахар

всасывает

воду,

создавая

её

движение,

перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за

собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните

детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых

природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

3 опыт.

Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Оборудование:

1. 2 апельсина.

2. Большая миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже,

если очень постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и

положим

его

в

воду.

Апельсин

утонул!

Как

же

так?

Два

одинаковых

апельсина,

но

один

утонул,

а

второй

плавает!

Почему?

В

апельсиновой

кожуре

есть

много

пузырьков

воздуха.

Они

выталкивают

апельсин

на

поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды,

которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он

удерживает его на поверхности воды.

«Лучше

один

раз увидеть,

чем

сто

раз

услышать»,

гласит

народная

мудрость.

«Лучше

один

раз

испытать,

попробовать,

сделать

своими

руками», —

утверждают педагоги-практики.

Спасибо за внимани

е.



В раздел образования