Автор: Москаленко Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 9 "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Салехард ЯНАО
Наименование материала: МАСТЕР-КЛАСС
Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников средствами опытов-экспериментов"
Раздел: дошкольное образование
Москаленко Надежда Васильевна
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»
г. Салехард, ЯНАО
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников средствами опытов-экспериментов»
Цель:
Распространение
опыта
работы
по
развитию
познавательно-
исследовательской
деятельности
с
младшими
дошкольниками
средствами
опытов-экспериментов среди педагогов - дошкольников.
Задачи: 1. Показать использование современных форм и методов воспитания
и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-
поисковое развитие детей.
2.
Стимулировать,
развивать,
обогащать
и
активизировать
деятельность
воспитателей
в
работе
по
организации
экспериментальной
деятельности
дошкольников.
3. Познакомить с проведением опытно–экспериментальной деятельностью в
средней группе в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.
4. Провести практическое занятие с педагогами
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что и как? Почему и зачем? Как ответить успеть детям всем? И родителям
знания дать – Что смешать? Как смешать? С чем смешать? И в солнце, и в
дождь, И в любую погоду. Изучаем мы все … (неживую природу).
Все
виды
деятельности
способствуют
познавательному
развитию
ребенка. Но познавательно-исследовательская деятельность даёт огромные
возможности тогда, когда она развивается. Для этого нужно зажечь в ребенке
желание самому узнать что-то новое. Какие средства помогают решить эту
проблему?
Это опыты, эксперименты, книги, беседы, игры, наблюдения,
экскурсии, чтение худ. литературы и т.
Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности
ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует
формированию целостной картины мира. Такое современное определение
дается в ФГТ. Экспериментирование принципиально отличается от любой
другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность,
сам
ещё
не
сформирован
и
характеризуется
неопределённостью,
неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Она
включает
в
себя
различные
типы
исследований,
доступных
дошкольникам
и
позволяющие
занять
им
активную
исследовательскую
позицию.
Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании. Так
к а к экспериментирование претендует
на
роль
ведущей
деятельности
в
период
дошкольного
детства,
основу
которого
составляет
познавательное
ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность,
тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее
он развивается.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с
разными
материалами,
которые
можно
использовать
в
работе
с детьми.
Основное содержание данных исследований, предполагает формирование у
них представлений:
1. О материалах (соль, лед).
2. О свойствах веществ.
3. О взаимодействии веществ.
1 опыт. Возьми льдинку из воды, не замочив рук. Для проведения опыта вам
понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из
тарелки с водой, не замочив рук.
1. Опустим лёд в миску.
2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на
кубике льда, плавающем на поверхности воды.
3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.
Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-
10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда
примораживается вместе с нитью.
2 опыт. «Умные зубочистки»
Для
проведения опыта
вам
понадобятся:
миска
с
водой,
8
деревянных
зубочисток,
пипетка,
кусок
сахара-рафинада
(не
быстрорастворимого,
жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут
собираться к центру
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько
капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что
же
происходит?
Сахар
всасывает
воду,
создавая
её
движение,
перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за
собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните
детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых
природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.
3 опыт.
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование:
1. 2 апельсина.
2. Большая миска с водой.
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже,
если очень постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и
положим
его
в
воду.
Апельсин
утонул!
Как
же
так?
Два
одинаковых
апельсина,
но
один
утонул,
а
второй
плавает!
Почему?
В
апельсиновой
кожуре
есть
много
пузырьков
воздуха.
Они
выталкивают
апельсин
на
поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды,
которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он
удерживает его на поверхности воды.
«Лучше
один
раз увидеть,
чем
сто
раз
услышать»,
—
гласит
народная
мудрость.
«Лучше
один
раз
испытать,
попробовать,
сделать
своими
руками», —
утверждают педагоги-практики.
Спасибо за внимани
е.