Автор: Попова Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦДТ "Радуга"
Населённый пункт: Гайский городской округ
Наименование материала: доклад
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей в младшем школьном возрасте"
Раздел: дополнительное образование
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей в младшем школьном
возрасте
Педагог Попова Т.И.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит
высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Что такое
мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют
мелкие мышцы. Общая моторика начинает развиваться с младенческого
возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся
более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые
требуют согласованных движений обеих рук. У большинства современных
детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских
детей. Тридцать лет назад «бытовых» занятий, которые развивали пальцы
руки,
было
великое
множество.
Родителям,
а
вместе
с
ними
и
детям
приходилось
больше
делать
руками:
перебирать
крупу,
стирать
бельё,
вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть машина. Даже в детских
садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую
одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя,
экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.
Ребенок приходит в школу и перед педагогом часто встает проблема: как
развить моторику руки? С большой вероятностью можно сказать, что так
же если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Поэтому
в
последнее
время
развитию
мелкой
моторики
уделяется
всё
большее внимание. Как помочь ребенку в начальном звене справиться с
этой проблемой. Например, хороший результат дает разминка. На занятиях,
в
первых классах, провожу
гимнастику для пальцев рук в виде игры
«Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Пирожки», «Дятел», «Стирка».
Приведу несколько примеров:
Пирожки
Я купила масло, Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Пирожки
пеку, пеку. Всех друзей я в гости жду.
Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с
мизинца;
имитация
лепки
пирожков
(ладони
полусогнуты);
движения
ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.
Дятел
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук. Это дятел на сосне
долбит клювом по коре.
6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони
левой; наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони
правой; соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка
ударять
по
ладони
левой
руки,
пальцы
которой
развести
в
стороны,
изображая дерево; пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать
по ладони правой руки.
Стирка
Мы бельё стирали, В речке полоскали, Выжали, развесили. То-то
стало весело!
Тереть один кулачок об другой; движения ладонями вправо - влево;
сжимать
-
разжимать
кулачки,
имитировать
движения,
изображающие
развешивание белья; поворачивать кисти рук из стороны в сторону, пальцы
разведены в стороны («фонарики»)
Еще для разминки иногда предлагаю придумать рассказ и показать
руками,
развивается
воображение,
фантазия
и
моторика,
а
также
укрепляются ладони и пальцы ребенка, развиваются мышцы.
Такие упражнения помогают наиболее эффективно использовать время
занятий,
и
вызывают
у
детей
желание
заниматься
ручным
трудом.
Пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям,
входящих
в
список
современных
образовательных
технологий.
Упражнения и задания по развитию моторики способствуют повышению
функциональной
активности
головного
мозга,
стимулируют
речь,
благоприятно
воздействуют
на
психическое
развитие
детей,
снимают
умственное
напряжение.
Очень
ценно,
что
эти
игры
способствуют
воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера:
быстроты
реакции,
ловкости
рук
внимательности,
воображение,
трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы
приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем
облегчит владение различной техникой ручного труда и навыком письма.
Для развития точных движений и памяти, в объединении «Фантазия
и
творчество»,
используем
различную
технику
выполнения,
например
плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок
зверей, скатывание катышек, из бумажных салфеток. Из тесьмы, ленты,
шнуров, пряжи плетем одинарные и двойные жгутики. Не всегда детям
дается
легко,
но
работы
в
такой
технике
выполнения
способствует
развитию моторики пальцев рук. Ребятам в первых и вторых классах после
общего объяснения, показываю отдельно приемы выполнения каких-то
деталей,
оказывая
по
мере
необходимости
помощь,
даю
единичные
указания, как правильно держать детали при вырезании, а также приемы
работы с ножницами.
Важным
фактором
для
развития
моторики
является
последовательность
и
систематичность.
Наличие
системы
придает
сенсорному
воспитанию
организованность,
последовательность
от
простого к сложному. Правильно подобранные методы и приемы обучения,
способствуют развитию
моторики рук
у детей в младшем школьном
возрасте.
Подводя итог сказанного можно сделать вывод: Функция
человеческой руки уникальна и универсальна. Чем больше мастерства в
детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности,
аккуратности,
ясности,
мышления.
Движения
рук
возбуждают
мозг,
заставляя его развиваться».