Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук у детей в младшем школьном возрасте"


Автор: Попова Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦДТ "Радуга"
Населённый пункт: Гайский городской округ
Наименование материала: доклад
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей в младшем школьном возрасте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей в младшем школьном

возрасте

Педагог Попова Т.И.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит

высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Что такое

мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют

мелкие мышцы. Общая моторика начинает развиваться с младенческого

возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся

более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые

требуют согласованных движений обеих рук. У большинства современных

детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских

детей. Тридцать лет назад «бытовых» занятий, которые развивали пальцы

руки,

было

великое

множество.

Родителям,

а

вместе

с

ними

и

детям

приходилось

больше

делать

руками:

перебирать

крупу,

стирать

бельё,

вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть машина. Даже в детских

садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую

одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя,

экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.

Ребенок приходит в школу и перед педагогом часто встает проблема: как

развить моторику руки? С большой вероятностью можно сказать, что так

же если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Поэтому

в

последнее

время

развитию

мелкой

моторики

уделяется

всё

большее внимание. Как помочь ребенку в начальном звене справиться с

этой проблемой. Например, хороший результат дает разминка. На занятиях,

в

первых классах, провожу

гимнастику для пальцев рук в виде игры

«Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Пирожки», «Дятел», «Стирка».

Приведу несколько примеров:

Пирожки

Я купила масло, Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Пирожки

пеку, пеку. Всех друзей я в гости жду.

Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с

мизинца;

имитация

лепки

пирожков

(ладони

полусогнуты);

движения

ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.

Дятел

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук. Это дятел на сосне

долбит клювом по коре.

6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони

левой; наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони

правой; соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка

ударять

по

ладони

левой

руки,

пальцы

которой

развести

в

стороны,

изображая дерево; пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать

по ладони правой руки.

Стирка

Мы бельё стирали, В речке полоскали, Выжали, развесили. То-то

стало весело!

Тереть один кулачок об другой; движения ладонями вправо - влево;

сжимать

-

разжимать

кулачки,

имитировать

движения,

изображающие

развешивание белья; поворачивать кисти рук из стороны в сторону, пальцы

разведены в стороны («фонарики»)

Еще для разминки иногда предлагаю придумать рассказ и показать

руками,

развивается

воображение,

фантазия

и

моторика,

а

также

укрепляются ладони и пальцы ребенка, развиваются мышцы.

Такие упражнения помогают наиболее эффективно использовать время

занятий,

и

вызывают

у

детей

желание

заниматься

ручным

трудом.

Пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям,

входящих

в

список

современных

образовательных

технологий.

Упражнения и задания по развитию моторики способствуют повышению

функциональной

активности

головного

мозга,

стимулируют

речь,

благоприятно

воздействуют

на

психическое

развитие

детей,

снимают

умственное

напряжение.

Очень

ценно,

что

эти

игры

способствуют

воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера:

быстроты

реакции,

ловкости

рук

внимательности,

воображение,

трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы

приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем

облегчит владение различной техникой ручного труда и навыком письма.

Для развития точных движений и памяти, в объединении «Фантазия

и

творчество»,

используем

различную

технику

выполнения,

например

плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок

зверей, скатывание катышек, из бумажных салфеток. Из тесьмы, ленты,

шнуров, пряжи плетем одинарные и двойные жгутики. Не всегда детям

дается

легко,

но

работы

в

такой

технике

выполнения

способствует

развитию моторики пальцев рук. Ребятам в первых и вторых классах после

общего объяснения, показываю отдельно приемы выполнения каких-то

деталей,

оказывая

по

мере

необходимости

помощь,

даю

единичные

указания, как правильно держать детали при вырезании, а также приемы

работы с ножницами.

Важным

фактором

для

развития

моторики

является

последовательность

и

систематичность.

Наличие

системы

придает

сенсорному

воспитанию

организованность,

последовательность

от

простого к сложному. Правильно подобранные методы и приемы обучения,

способствуют развитию

моторики рук

у детей в младшем школьном

возрасте.

Подводя итог сказанного можно сделать вывод: Функция

человеческой руки уникальна и универсальна. Чем больше мастерства в

детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности,

аккуратности,

ясности,

мышления.

Движения

рук

возбуждают

мозг,

заставляя его развиваться».



В раздел образования