Напоминание

Семинар-практикум "Экологическое воспитание-экологическая тропа в детском саду"


Автор: Феоктистова Зульфира Зуфаровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 63 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар-практикум "Экологическое воспитание-экологическая тропа в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум для воспитателей

«Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

старший воспитатель: Феоктистова З.З.

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической

тропы на территории дошкольного учреждения.

Задачи:

Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри

детского сада;

Разработать план работы педагогов в данном направлении;

Разработка карты-схемы экологической тропы на территории ДОУ

Участники семинара: педагоги ДОУ, родители.

Ход семинара – практикума:

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

«Творческая мастерская»

Ведущая: Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит

на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст

считается

наиболее

благоприятным

в

плане

формирования

экологической

культуры.

В

дошкольном

учреждении

ребенок

проводит

большую

часть

своего

времени,

что

позволяет

пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе.

На сегодняшний день выделяются самые активные формы включения ребенка в процесс

приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре

команды

с

помощью

изображений

четырех

стихий

(вода,

огонь,

земля,

воздух).

(Педагоги

выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде:

необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической направленности и подготовить

выступление по плану:

1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т.п.).

2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность

работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т.п.).

Под

целью

понимается

конечный

предполагаемый

результат,

под

задачами

способы

реализации и достижения результата.

3. Возраст детей, для которых он предназначен.

4. Где расположен и как оформлен.

5.

Особенности

оформления,

материалы,

оборудование

(для

уголков

природы,

огородов

указать названия животных, растений).

6. Зонирование помещения (если это требуется).

7.

Какие

формы

и

методы

работы

с

детьми

предполагается

использовать

(например,

экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т.п.)

Время

на

выполнение

задания

20

минут.

После

чего

представляется

презентация

каждого

продукта деятельности педагогов.

Ведущая: Подведя итог выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-

развивающей среды. Наиболее важной и эффективной формой работы оказалась экологическая

тропа, как на территории ДОУ, так и внутри ее.

«Педагогическая змейка»

Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю

вам лист бумаги, который я

запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное

слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему

участнику семинара. (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к

ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).

Ведущая:

Теперь,

хотелось

бы

сообщить

вам

научные

и

педагогические

факты

об

экологической тропе в дошкольном учреждении.

Первые

экологические

тропы

были

созданы

для

посетителей

национальных

парков

в

зарубежных

странах.

В

последние

годы

многие

дошкольные

учреждения

создают

свои

экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых

точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в

дошкольном

образовании

используется

термин

«экологическая

тропинка».

Настоящие

экологические

тропы,

используемые

для

обучения

взрослого

населения

и

школьников,

как

правило,

прокладываются

в

естественных

ландшафтах,

характеризуются

значительной

продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях

экологические

тропинки

выполняют

познавательную,

развивающую,

эстетическую,

оздоровительную функции.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);

в) в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее

как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их

доступность

для

дошкольников.

В

качестве

объектов

(видовых

точек)экологической

тропинки

выбираются

различные

виды

как

дикорастущих,

так

и

культурных

растений

(деревьев,

кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда

птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные

красиво

цветущие

растения,

места

регулярного

скопления

насекомых

(например,

жуков-

солдатиков),

небольшие

водоемы,

огороды,

отдельные

камни,

альпийская

горка,

фонтаны,

родники и т.п.

Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может

быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за

пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране дошкольники многих

регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому

рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же

такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и

детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы,

экологическая

комната,

зимний

сад

(внутри

них

могут

быть

дополнительно

созданы

сети

различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах,

центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов,

уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на

окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи

природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового

материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского

сада).

«Конструкторы»

Ведущая: Каждая команда получает два общих задания:

Разработать схему экологической тропинки на территории ДОУ;

Разработать схему экологической тропинки в учреждении.

На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит

вниманию коллег разработанные схемы.

По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о

необходимости создания подобной формы экологического воспитания в ДОУ, было вынесено

решение о необходимости создания экологической тропы на территории ДОУ.

Этапы создания и оформления тропинки.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

составление общей картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде

кружочков

с

цифрами

или

рисунков-символов;

могут

быть

составлены

картосхемы

разного

назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны

содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов,

стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее

привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок,

дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к

другому;

выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа,

который будет давать

ребятам задания и приглашать их в гости;

фотографирование объектов и описание всех точек по схеме,

оформленное в виде альбома

(паспорта);

изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Основываясь на теоретические факты о значении и организации экологических троп в

детском саду, совместно с педагогами разрабатывает перспективный план работы в направлении

создания экологической тропы в ДОУ (на территории и внутри детского сада).

Основные мероприятия, направленные на создание экологической тропы в ДОУ.

1. Педагогами старшей и подготовительной группы заполняется паспорт будущей экологической

тропики, включающий в себя карта-схемы будущей тропы. На отдельных листах прикрепляются

фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и

приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его

биологические,

экологические

характеристики,

особенности

распространения,

происхождение

названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы),

песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей

(оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по

экологическому

воспитанию

дошкольников

и

просвещению

родителей

(как

показывает

опыт,

родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить

отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в

описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами

для некоторых деревьев экологической тропинки.

2.

Воспитателями

средних

групп

разрабатывается

дизайн

экологической

сферы

внутри

дошкольного учреждения.

3. Воспитателями младших групп собирается информация о растительном фонде на территории

детского сада.



В раздел образования