Автор: Захарченко Александра Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы, возникающие при введении детей ОВЗ в общеобразовательную группу ДОУ и способы их решения
Раздел: дошкольное образование
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ
РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ ГРУППУ ДОУ
Александра Владимировна Захарченко, Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение №13 города Томска
Современная
образовательная
политика
РФ
направлена
на
получение
качественного
образования
детьми
как
развивающимися
в
норме,
так
и
имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ). Инклюзивное
образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим
определенные
особенности
в
развитии
и
здоровье.
Согласно
закону
«Об
образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012г., каждый ребенок имеет
право обучаться с остальными, а, следовательно, образовательные учреждения
обязаны предоставить всем детям эту возможность.
В
связи
с
введением
данного
закона
одной
из
значимых
проблем
современного
образования
выступил
процесс
формирования
толерантности.
Под толерантностью мы понимаем терпимость к иному мировоззрению, образу
жизни, поведению и обычаям. Толерантность означает уважение и принятие
людей, которые в чем-то отличаются от нас.
При
реализации
данного
закона
образовательные
организации
столкнулись со следующими проблемами:
1)
Неготовность
некоторых
педагогов
работать
в
условиях
инклюзии:
трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с
инвалидностью
или
ОВЗ
педагогов,
не
имеющих
специального
образования в этой области;
2)
Непринятие
родителями
здоровых
детей
идеологии
инклюзивного
образования:
нежелание
обучать
своих
детей
в
группе
с
детьми,
имеющими ОВЗ;
3)
Неадекватное
восприятие
нормально
развивающимися
детьми
сверстников с инвалидностью или ОВЗ.
Неготовность педагогов к приему в группу «особых» детей проявляется в
страхе перед неизвестным, убежденности в нанесении вреда для остальных
участников процесса, негативных установках и предубеждениях, нежелании
учиться, менять и расширять формы и методы работы. Однако, стоит заметить,
что данные негативные факторы, в основном, имеют причину в недостатке
контактов с детьми, имеющими инвалидность, либо ОВЗ. Слыша диагноз и не
видя
самого
ребенка,
педагоги
чувствуют
тревожность
по
поводу
того,
справятся ли они с обучением такого ребенка. Часто, стоит только педагогам
познакомиться
с
ребенком
лично,
и
большая
часть
надуманных
проблем
отпадает
сама
собой.
Сотрудничество
с
педагогами,
уже
имеющими
опыт
работы с детьми, имеющими инвалидность, либо ОВЗ, ознакомление с новыми
приемами
и
методами
дает
стимул
для
дальнейшего
роста
и
реализации
полученных
знаний
на
практике.
Таким
образом,
педагоги
постепенно
принимают
идею
инклюзии,
и
это
позволяет
превратить
препятствия
и
ограничения в возможности и успехи детей, имеющих особые потребности.
Следующей проблемой внедрения инклюзивного образования является
нежелание родителей детей нормы обучать своих детей совместно с детьми,
имеющими ОВЗ. Это обуславливается тревогой о качестве образовательного
процесса,
о
том,
насколько
комфортно
будет
чувствовать
себя
здоровый
ребенок, не будет ли он ущемлен в правах, в результате того, что при появлении
ребенка
с
ОВЗ
в
группе
общеразвивающего
вида
повышенное
внимание
педагога будет уделено именно такому воспитаннику. Просвещение родителей
по данному вопросу осуществляется через консультации, участие психологов в
родительских собраниях, проведение тренинговых занятий, распространение
памяток, оформление стендов. Большую роль играет опыт групп, в которых уже
находятся дети, имеющие инвалидность, либо ОВЗ. Сравнение результатов
мониторинга
«Отчет
о
прогрессе
ребенка»(
Хансен
К.А.,
Кауфманн
К.А.),
регулярно
проводимого
в
как
в
инклюзивных,
так
и
в
обычных
группах,
показало, что развитие и успешность ребенка не зависит от наличия в ней
ребенка с ОВЗ.
МАДОУ
№13
г.Томска посещают
10
детей-инвалидов
с
различными
нарушениями,
а
также
18
детей
с
ОВЗ.
Все
они
обучаются
по
системе
инклюзивного образования в общеобразовательных группах. Наш опыт показал,
ч то ,
во п р е к и
р од и т е л ь с к и м
с т р а ха м,
с о вме с т н о е
о бу ч е н и е
и
времяпрепровождение
детей
нормы
и
детей,
имеющих
инвалидность,
либо
ОВЗ, никоим образом не затормаживает развитие детей нормы, а напротив,
способствует развитию таких необходимых личностных качеств воспитанников,
как
толерантность,
социальная
компетентность,
навыки
решения
межличностных проблем. В процессе совместных мероприятий дети учатся
обсуждать проблемы, слушать и слышать мнение другого, отстаивать свою
точку зрения, разрешать конфликты путём переговоров. В итоге, они учатся
признавать право любого человека быть «другим».
Проблема адекватного восприятия детей с инвалидностью, либо ОВЗ
детьми
нормы
решается
при
помощи
проведения
тренинговых
занятий,
в
результате проведения которых дети могут сделать вывод, что все люди разные
и каждый из нас хорош по-своему, каждый ребенок уникален и у каждого свой
потенциал. Все люди отличаются друг от друга – внешностью, привычками,
умениями, знаниями. Поэтому все мы нужны, полезны и интересны друг другу.
Особенно эффективной при введении ребенка с инвалидностью, либо ОВЗ
оказалась работа с ростовой куклой. Это набивная, мягкая кукла, размером
примерно с пятилетнего ребенка. Главной отличительной особенностью куклы
служит
ее
способность
к
вариативности.
Данная
кукла,
в
зависимости
от
поставленной задачи может выступать мальчиком, либо девочкой, она может
иметь различные физические недостатки. Кукла выступает промежуточным
объектом
взаимодействия
между
детьми
нормы
и
детьми
ОВЗ.
На
первоначальных этапах подготовки введения ребенка с инвалидностью, либо
ОВЗ
в
общеразвивающую
группу,
психолог
знакомит
детей
с
куклой,
представляющей дошкольника с тем же недостатком, либо диагнозом, как и
ожидаемый
ребенок.
Через
куклу
с
детьми
отрабатываются
возможные
проблемные ситуации, правила взаимодействия, прививается понимание того,
что «особенный» ребенок по сути – такой же как они – любящий играть и
общаться со сверстниками, умеющий веселиться и радоваться жизни. Таким
образом, происходит формирование адекватного, уважительного отношения к
детям с особыми образовательными потребностями, отношения на равных, без
страха и снисходительности.
Вывод:
Инклюзивное обучение дает возможность всем детям в полном объеме
получать необходимое образование, обладает ресурсами, направленными на
стимуляцию
развития
эмпатии,
толерантности,
социальной
компетентности
всех участников образовательного процесса.
Список литературы:
1.
Голубь А.С. Формирование толерантного отношения здоровых детей среднего
дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями при инклюзивном
образовании.
Дошкольное
образование:
проблемы,
перспективы
и
возможности/Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 6-
7 апреля 2016г. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 272с.
2.
В о в к
Л . А .
То л е р а н т н о с т ь
к а к
с п о с о б н о с т ь
п о н я т ь
и
п р и н я т ь
другого/Л.А.Вовк//Валеология: научно-практический журнал. – 2003. - №3.- С.51-
52.