Напоминание

Современные формы и методы работы с несовершеннолетними в условиях дневного пребывания


Автор: Ускова Мария Евгеньевна
Должность: заведующий отделением
Учебное заведение: Отделение дневного пребывания, ГКСУ СО "КСРЦН"
Населённый пункт: г. Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современные формы и методы работы с несовершеннолетними в условиях дневного пребывания
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современные формы и методы работы с несовершеннолетними в

условиях дневного пребывания

Являясь социальным институтом, семья испытывает те же социально–

экономические

потрясения,

что

и

все

наше

общество.

Так,

анализируя

статистические сведения субъектов профилактики несовершеннолетних и их

семей, а именно: школ города, отдела опеки и попечительства, комитета по

делам несовершеннолетних, можно отметить следующие средние показатели

по семьям, нуждающимся в социальной реабилитации:

Неполные семьи – 40,5%;

Малообеспеченные семьи – 35,5%

Иные семьи (опекаемые, социально–дезадаптированные семьи) – 17%;

Многодетные семьи – 6,5%.

Как правило, в данных семьях имеется наличие таких проблем, как: агрессия,

конфликтность,

бедность,

низкий

социальный

статус

и

воспитательный

потенциал, общее депрессивное состояние и неприятная психологическая

атмосфера

в

семье,

что

порождает

проблемы

во

взаимоотношениях

с

окружающими, как коммуникативного характера, так и поведенческого. Все

вышеуказанные трудности влияют на уровень образования ребенка и его

мотивацию к обучению и личностному становлению.

Подходя детально к проработке данного положения по ситуации в семье

и

особенностям

развития

несовершеннолетних,

на

сегодняшний

момент,

возникла необходимость в создании на отделении дневного пребывания на

б а з е

н а ш е го

Ц е н т р а

-

с и с т е м ы

с о ц и а л ь н о й

р е а б и л и т а ц и и

несовершеннолетних, на основе совместной работы с несовершеннолетними

в

Уголке

Самодиагностики,

с

последующим

построением

плана

коррекционной

работы

с

несовершеннолетним

и

выдачей

рекомендаций

родителям или законным представителям.

Уголок Самодиагностики — это комплексное использование диагностико

- коррекционных форм, в состав которых входят следующие пособия: «Экран

самооценки»,

экран

«Эмоциогенный

зонтик»,

экран

«Какой

Я»,

экран

«Паровозик «Отражение».

Целями Уголка Самодиагностики являются:

создание

социальной

ситуации

развития

соответствующей

индивидуальности

воспитанников

и

обеспечивающей

психологические

условия для охраны здоровья и развития личности ребенка;

содействие

в

приобретении

несовершеннолетними

знаний,

умений и навыков, необходимых для получения верного социального

статуса, достижения успеха в общении и жизни;

оказание помощи несовершеннолетним в определении своих

возможностей, исходя из способностей, склонностей и интересов;

содействие

несовершеннолетним

в

самовоспитании

и

формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, эмпатии,

милосердия,

ответственности

и

уверенности

в

себе,

способности

к

активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод

другой личности.

Задачи Уголка Самодиагностики:

анализ

и

самоанализ

социальной

ситуации,

качеств

личностного

развития,

выявление

основных

проблем

и

определение

причин их возникновения у несовершеннолетних;

содействие личностному и интеллектуальному развитию

несовершеннолетних;

формирование

у

несовершеннолетних

способности

к

самоопределению и саморазвитию;

содействие педагогическому коллективу в гармонизации

социально-психологического климата в группе несовершеннолетних;

профилактика и преодоление отклонений в социальном и

психологическом здоровье, а также развитии несовершеннолетних;

воспитание у детей морально-этических норм и правил.

Уголок самодиагностики рассчитан на детей в возрасте от 5 до 14 лет

В

ходе

деятельности

в

Уголке

Самодиагностики

достигается

полноценное

психолого-педагогическое

обследование

лично сти

несовершеннолетнего, его состояния и индивидуальных особенностей, что

позволяет составить верный прогноз и разработать рекомендации и план

проведения коррекционных мероприятий.

На

основе

выработанного

плана

коррекционных

мероприятий

осуществляется

дальнейшая

реабилитационная

работа,

имеющая

непрерывный и систематичный характер, что позволяет привести развитие,

эмоциональное состояние и поведение несовершеннолетнего в соответствие с

возрастными нормами и требованиями социальной среды.

В Уголке Самодиагностики работа с пособиями осуществляется через

индивидуальные и групповые формы работы с несовершеннолетним.

Успешной

работе

Уголка

Самодиагностики

способствует

соблюдение

следующих принципов и подходов:

Личностно-ориентированный подход;

Принцип природосообразноти;

Принцип минимакса;

Принцип культуросообразности;

Принцип системности и непрерывности.

.

Специализированная

помощь

участникам

процесса

социальной

реабилитации,

а

также

содействие

в

профессиональной

деятельности

специалистам в оказании углубленной социализированной помощи детям,

имеющим проблемы в развитии и воспитании.

К основным направлениям деятельности Уголка Самодиагностики относятся:

психолого-педагогическое просвещение – формирование

у

несовершеннолетних

потребности

в

подобных

знаниях,

желания

использовать их в интересах собственного развития; создание условий

для полноценного личностного развития и самоопределения ребенка, а

также

в

своевременном

предупреждении

возможных

нарушений

в

становлении личности;

психолого-педагогическая

профилактика

п р е д у п р е ж д е н и е

в о з н и к н о в е н и я

я в л е н и й

д е з а д а п т а ц и и

несовершеннолетних в социальных учреждениях;

психолого-педагогическая диагностика – наблюдение за

несовершеннолетними

на

протяжении

всего

периода

социализации

определении индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее

потенциальных

возможностей

в

процессе

социальной

реабилитации,

социальной

адаптации.

Психолого-педагогическая

диагностика

проводится

специалистами

как

индивидуально,

так

и

с

группами

несовершеннолетних;

педагогическая

коррекция –

активное

воздействие

на

процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности;

консультативная деятельность – оказание помощи ребенку

в вопросах просвещения, развития и самовоспитания.

Деятельность в Уголке Самодиагностики.

Деятельность организуется по таким диагностическим формам, как : «Экран

самооценки»,

экран

«Какой

Я»,

экран

«Паровозик

«Отражение»

осуществляется

в

конце

каждой

недели

периода

социализации;

работа

с

экраном «Эмоциогенный зонтик» - по мере необходимости и в зависимости

от

желания

и

потребностей

воспитанников;

работа

с

экраном

«Эффект

ведется после каждого мероприятия проводимого с несовершеннолетними.

Внешний

вид

пособий

имеет

вариативный

вид,

по

усмотрению

организаторов

Уголка

Самодиагностики.

Учитывается

в

графах

пособия

количество несовершеннолетних и качественные показатели.

Результативность.

Используя

принципы

непрерывности

и

системности,

достигается

эффект

развития

личности

способной

к

самоанализу,

самовоспитанию

и

саморегуляции деятельности и эмоций.



В раздел образования