Автор: Ускова Мария Евгеньевна
Должность: заведующий отделением
Учебное заведение: Отделение дневного пребывания, ГКСУ СО "КСРЦН"
Населённый пункт: г. Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современные формы и методы работы с несовершеннолетними в условиях дневного пребывания
Раздел: дополнительное образование
Современные формы и методы работы с несовершеннолетними в
условиях дневного пребывания
Являясь социальным институтом, семья испытывает те же социально–
экономические
потрясения,
что
и
все
наше
общество.
Так,
анализируя
статистические сведения субъектов профилактики несовершеннолетних и их
семей, а именно: школ города, отдела опеки и попечительства, комитета по
делам несовершеннолетних, можно отметить следующие средние показатели
по семьям, нуждающимся в социальной реабилитации:
Неполные семьи – 40,5%;
Малообеспеченные семьи – 35,5%
Иные семьи (опекаемые, социально–дезадаптированные семьи) – 17%;
Многодетные семьи – 6,5%.
Как правило, в данных семьях имеется наличие таких проблем, как: агрессия,
конфликтность,
бедность,
низкий
социальный
статус
и
воспитательный
потенциал, общее депрессивное состояние и неприятная психологическая
атмосфера
в
семье,
что
порождает
проблемы
во
взаимоотношениях
с
окружающими, как коммуникативного характера, так и поведенческого. Все
вышеуказанные трудности влияют на уровень образования ребенка и его
мотивацию к обучению и личностному становлению.
Подходя детально к проработке данного положения по ситуации в семье
и
особенностям
развития
несовершеннолетних,
на
сегодняшний
момент,
возникла необходимость в создании на отделении дневного пребывания на
б а з е
н а ш е го
Ц е н т р а
-
с и с т е м ы
с о ц и а л ь н о й
р е а б и л и т а ц и и
несовершеннолетних, на основе совместной работы с несовершеннолетними
в
Уголке
Самодиагностики,
с
последующим
построением
плана
коррекционной
работы
с
несовершеннолетним
и
выдачей
рекомендаций
родителям или законным представителям.
Уголок Самодиагностики — это комплексное использование диагностико
- коррекционных форм, в состав которых входят следующие пособия: «Экран
самооценки»,
экран
«Эмоциогенный
зонтик»,
экран
«Какой
Я»,
экран
«Паровозик «Отражение».
Целями Уголка Самодиагностики являются:
создание
социальной
ситуации
развития
соответствующей
индивидуальности
воспитанников
и
обеспечивающей
психологические
условия для охраны здоровья и развития личности ребенка;
содействие
в
приобретении
несовершеннолетними
знаний,
умений и навыков, необходимых для получения верного социального
статуса, достижения успеха в общении и жизни;
оказание помощи несовершеннолетним в определении своих
возможностей, исходя из способностей, склонностей и интересов;
содействие
несовершеннолетним
в
самовоспитании
и
формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, эмпатии,
милосердия,
ответственности
и
уверенности
в
себе,
способности
к
активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод
другой личности.
Задачи Уголка Самодиагностики:
анализ
и
самоанализ
социальной
ситуации,
качеств
личностного
развития,
выявление
основных
проблем
и
определение
причин их возникновения у несовершеннолетних;
содействие личностному и интеллектуальному развитию
несовершеннолетних;
формирование
у
несовершеннолетних
способности
к
самоопределению и саморазвитию;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации
социально-психологического климата в группе несовершеннолетних;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и
психологическом здоровье, а также развитии несовершеннолетних;
воспитание у детей морально-этических норм и правил.
Уголок самодиагностики рассчитан на детей в возрасте от 5 до 14 лет
В
ходе
деятельности
в
Уголке
Самодиагностики
достигается
полноценное
психолого-педагогическое
обследование
лично сти
несовершеннолетнего, его состояния и индивидуальных особенностей, что
позволяет составить верный прогноз и разработать рекомендации и план
проведения коррекционных мероприятий.
На
основе
выработанного
плана
коррекционных
мероприятий
осуществляется
дальнейшая
реабилитационная
работа,
имеющая
непрерывный и систематичный характер, что позволяет привести развитие,
эмоциональное состояние и поведение несовершеннолетнего в соответствие с
возрастными нормами и требованиями социальной среды.
В Уголке Самодиагностики работа с пособиями осуществляется через
индивидуальные и групповые формы работы с несовершеннолетним.
Успешной
работе
Уголка
Самодиагностики
способствует
соблюдение
следующих принципов и подходов:
Личностно-ориентированный подход;
Принцип природосообразноти;
Принцип минимакса;
Принцип культуросообразности;
Принцип системности и непрерывности.
.
Специализированная
помощь
участникам
процесса
социальной
реабилитации,
а
также
содействие
в
профессиональной
деятельности
специалистам в оказании углубленной социализированной помощи детям,
имеющим проблемы в развитии и воспитании.
К основным направлениям деятельности Уголка Самодиагностики относятся:
психолого-педагогическое просвещение – формирование
у
несовершеннолетних
потребности
в
подобных
знаниях,
желания
использовать их в интересах собственного развития; создание условий
для полноценного личностного развития и самоопределения ребенка, а
также
в
своевременном
предупреждении
возможных
нарушений
в
становлении личности;
психолого-педагогическая
профилактика
–
п р е д у п р е ж д е н и е
в о з н и к н о в е н и я
я в л е н и й
д е з а д а п т а ц и и
несовершеннолетних в социальных учреждениях;
психолого-педагогическая диагностика – наблюдение за
несовершеннолетними
на
протяжении
всего
периода
социализации
определении индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее
потенциальных
возможностей
в
процессе
социальной
реабилитации,
социальной
адаптации.
Психолого-педагогическая
диагностика
проводится
специалистами
как
индивидуально,
так
и
с
группами
несовершеннолетних;
педагогическая
коррекция –
активное
воздействие
на
процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности;
консультативная деятельность – оказание помощи ребенку
в вопросах просвещения, развития и самовоспитания.
Деятельность в Уголке Самодиагностики.
Деятельность организуется по таким диагностическим формам, как : «Экран
самооценки»,
экран
«Какой
Я»,
экран
«Паровозик
«Отражение»
осуществляется
в
конце
каждой
недели
периода
социализации;
работа
с
экраном «Эмоциогенный зонтик» - по мере необходимости и в зависимости
от
желания
и
потребностей
воспитанников;
работа
с
экраном
«Эффект
ведется после каждого мероприятия проводимого с несовершеннолетними.
Внешний
вид
пособий
имеет
вариативный
вид,
по
усмотрению
организаторов
Уголка
Самодиагностики.
Учитывается
в
графах
пособия
количество несовершеннолетних и качественные показатели.
Результативность.
Используя
принципы
непрерывности
и
системности,
достигается
эффект
развития
личности
способной
к
самоанализу,
самовоспитанию
и
саморегуляции деятельности и эмоций.