Напоминание

Программа дополнительного дошкольного образования"БУКВАРЁНОК"


Автор: Орлова Ирина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1434
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа дополнительного дошкольного образования"БУКВАРЁНОК"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1434 «Раменки»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«БУКВАРЕНОК»

Возраст обучающихся - 5-7 лет

Срок реализации программы – 1 год

Автор программы: Орлова И.В.,

учитель-логопед I категории

Москва 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Речевое развитие дошкольников – это не только овладение речью как средством общения, но и создание базы для

формирования личности ребенка, общего культурного уровня.

В возраст 5-7 лет является завершением дошкольного возраста. В этот период основные достижения ребенка связаны с

освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, освоением форм общения с людьми, формированием позиции

школьника.

Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей данного возраста характерна

потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. И особенно ярко проявляется в этом

возрасте потребность научиться читать, желание быть «как взрослые». Ребенок листает книги, водит пальчиком по строчкам,

бормочет что-то, как будто он читает. И поэтому очень важно обеспечить условия для развития детской самостоятельности,

инициативы и творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах

индивидуального

развития

детей. При

правильной

организации

обучающего

процесса

с

учетом

ведущей

деятельности

данного периода развития ребенка, можно легко научить дошкольника навыкам чтения.

Программа направлена на формирование основ культуры речи, развитие высших психических функций в соответствии

с возрастными и индивидуальными особенностями детей, подготовка к обучению в школе.

Направленность программы – развивающая, общеобразовательная.

Актуальность программы:

предпосылки успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте.

Основная причина

школьной неуспеваемости при овладении письмом и чтением – недостаточное развитие процессов

звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия, графомоторных навыков, слухового внимания, памяти,

словесно-логического мышления. Данная программа предназначена для восполнения перечисленных недостатков у детей

старшего дошкольного возраста и способствует профилактике школьной неуспеваемости.

Программа реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной

с

применением

современных

методик

обучения

и

развития

дошкольников,

интерактивных,

дидактических,

лингвистических игр, компьютерных технологий.

Уровень программы - ознакомительный.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель – обучение слитному осознанному чтению дошкольников 5-7 лет посредством комплексного развития речи.

Задачи курса:

- развивать языковую способность у детей;

- воспитывать внимание к звуковой стороне речи;

- развивать фонематическое восприятие дошкольников;

- познакомить с навыками звуко-слогового анализа слов различной сложности;

- воспитать внимание к изменению грамматических форм слова, способам словообразования;

- познакомить дошкольников с буквами русского алфавита;

- обучать детей грамоте, формировать навык плавного, слогового сознательного чтения;

- работать с составом предложения;

- развивать связную речь детей, учить составлять рассказы по вопросам, серии картин, сюжетной картине, описания по

схеме;

- развивать интонационную сторону речи;

- развивать графомоторные навыки;

- развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, формировать мыслительные

операции (навыки анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

Для достижения целей программы большое значение имеет создание в группе атмосферы доброжелательного

отношения

ко

всем

воспитанникам,

максимальное

использование

разнообразных

видов

детской

деятельности

с

обязательной интеграцией и творческой организацией их в целях повышения эффективности образовательного процесса.

В

отличие

от

других

общеразвивающих

программ

по

подготовке

и

обучению

чтению,

акцент

делается

на

привлечение внимания детей к звуковой стороне речи. Процесс овладения чтением реализуется посредством движения от

звука к букве.

Программа предназначена для дошкольников 5-7 лет.

Занятия проводятся в группах по 5-10 человек.

Программа рассчитана на 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут с октября по май.

Общее количество занятий по программе: 56.

Ожидаемые результаты.

К концу обучения дети должны:

- овладеть слитным слоговым (в идеале, беглым) чтением с пониманием прочитанного;

- овладеть звуко-слоговым анализом слов различной сложности;

- получить представление о строении языка;

- усвоить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

- научиться правильно употреблять сложные предлоги;

- усвоить нерегулярные словобразовательные и словоизменительные модели слов;

- уметь составлять рассказ на основе слуховой и визуально полученной информации;

- пересказывать самостоятельно прочитанные короткие тексты, уметь отвечать на вопросы по их содержанию;

- хорошо ориентироваться на листе (верх-низ, лево-право, диагональ);

- овладеть написанием (печатанием) всех букв алфавита;

- уметь самостоятельно записывать слова и небольшие предложения, воспринятые на слух.

Формы подведения итогов реализации программы:

Для контроля качества усвоения программы и подведения итогов обучающиеся получают домашнее задание

после каждого занятия; по итогам завершения раздела проводятся итоговые контрольные занятия.

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на уч. год

Тема занятия

Неделя

№ занятия

Задачи

Задания, игры

ОКТЯБРЬ

1.Понятие о речи. Функции речи.

Понятие о предложении.

Схема.

1

1

Познакомить детей с ф-циями речи.

Сформировать понятие

«предложение». Учить составлять

простые предложения по картине по

опорным словам. Познакомить со

схемой предложения, научить

определять границы предложения.

Учить согласовывать слова в

предложении.

- Знакомство. Игры и задания на

сплочение коллектива

(тимбилдинг);

- Игра «Скажи предложение»;

- составление предложений по

картинке;

- «исправь предложение»;

- составление небольшого

рассказа по серии картин;

- игра «Расскажи и покажи»

(эмоции)

2. Закрепление понятия

«слово». Слова-предметы.

2

Закрепить понятие «слово».

Сформировать понятия «слово-

предмет», «живой»-«неживой»

предмет.

- выбор предметов по картинке

- игра «Кто это? Что это?» (задай

правильно вопрос)

- «Обведи и назови» (наложенные

контуры)

- игра с мячом «Живой-неживой»

- «Четвертый лишний»

3. Слова-действия.

2

3

Сформировать понятие «слово-

действие». Учить детей строить

предложение по схеме: слово-

предмет+слово-действие.

- «Что мы делали?» (физминутка,

выбор слов-действий из текста

стихотворения-упражнения)

- игра «Кто как передвигается?»

- «Кто как голос подает?»

- «Подбери действие к предмету»

- составь предложение по

картинке, схема

4. Слова-признаки. Составление

предложения по схеме.

4

Сформировать понятие «слово-

признак». Учить детей подбирать

признаки к предметам и

согласовывать их в роде и числе.

Обогащать словарь антонимов-

прилагательных. Учить

распространять простое

- Загадки (описание предметов с

помощью признаков)

- игра «Кто больше?» (подбор

признаков к предмету)

- игра с мячом «Скажи наоборот»

- «Расскажи о предмете» (по

мнемотаблице –цвет, форма

3

двусоставное предложение

признаками.

и.т.д.)

- «У кого длиннее предложение?»

(распространение предложения

признаками).

5. Понятие о звуке. Гласные и

согласные звуки. Понятие

«слово».

5

Сформировать понятия «звуки

речи», «гласные» и согласные»

звуки», «слово». Познакомить детей

со схемой слова.

- игра «послушай тишину»;

- «Угадай инструмент»;

- «Слово или звук?»

- «Угадай и покажи» (по

символам гл. и согл. звуков)

6. Звук У. Буква У.

6

Формировать навык правильного

произношения звука У. Развивать

фонематическое восприятие,

интонационную выразительность

речи. Учить детей выделять звук У

из слов в начале и в конце в ударной

позиции. Познакомить детей с

буквой У. Дифференцировать

понятия «звук» и «буква».

- игра «Птички спят», «Хлопни в

ладоши» (звуки, слоги)

- игра «Гномик» (интонации и

эмоции)

- загадки

- работа с инд.схемами (место

звука в слове)

- «Сложи букву из палочек»

- «Почини букву»

- написание буквы

- чтение буквенного ряда

- правило «Звук и буква»

7. Звук А. Буква А.

4

7

Формировать навык правильного

произношения звука А. Развивать

фонематическое восприятие,

интонационную сторону речи.

Учить детей правильно

образовывать

мн.ч.существительных (с оконч.-а).

Познакомить детей с буквой А.

Учить детей читать, писать и

анализировать ряд из 2-х

гласн.букв.

- игра «Птички спят», «Хлопни в

ладоши» (звуки, слоги)

- игра «Гномик» (интонации и

эмоции)

- загадки

- работа с инд.схемами (место

звука в слове)

- игра «один-много» (мн.ч. сущ.)

- «Сложи букву из палочек»

- «Почини букву»

- чтение буквенного ряда

- написание буквы и

буквосочетаний ау и уа

8. Звук О. Буква О.

8

Учить выделять звук О из слов в

ударной позиции. Развивать

интонационную сторону речи.

Учить детей правильно употреблять

в речи несклоняемые

существительные.

Познакомить детей с буквой О.

Учить детей читать, писать и

анализировать ряд из 3-х

гласн.букв.

- игра «Подними символ»

(выделение звука в словах)

- игра «Гномик» (интонации и

эмоции)

- загадки

- работа с инд.схемами (место

звука в слове)

- работа с деформированным

предложением (нескл.сущ.)

- «На что похожа буква О?»

- чтение буквенных рядов

- написание буквы и

буквосочетаний ауо, оуа

- ребусы с заменой гласн.буквы

(СУК-СОК, СТУЛ-СТОЛ,

РАКИ-РУКИ)

9. Звук И. Буква И.

5

9

Учить выделять звук И из слов.

Развивать речевое внимание,

интонационную сторону речи.

Учить образовывать

притяжательные прилагательные.

Познакомить с буквой И. Учить

детей читать, синтезировать и

анализировать ряд из 4-х и более

гласн.букв.

- игра «Подними символ»

(выделение звука в зв. И слог.

рядах)

- игра «Лошадки и пони» (сила и

высота голоса)

- загадки + работа с инд.схемами

(место в звука в слове)

- игра «найди пару» (ассоциации)

- игра «Чьи уши и лапы?»

- «Выложи из палочек букву И»

- чтение буквенных рядов,

соотнесение прочитанного с

картинкой

- написание буквы и

буквосочетаний

- ребусы с заменой гласн.буквы

КИТ-КОТ

НОЯБРЬ

10. Звук Ы. Буква Ы.

1

1

Выработать навык правильного

произношения зв.Ы. Работать над

итнонац.стороной речи. Выделять

звук Ы из слов. Учить детей

подбирать слова к схеме.

Познакомить детей с буквой Ы.

Учить детей образовывать сущ.мн.

ч с оконч. –Ы. Учить детей читать,

синтезировать и анализировать

ряды гласн.букв. Познакомить с

правилом большой буквы.

- игра «Медведи и медвежата»

(изменение силы и высоты

голоса)

- выбор слов со зв.Ы

- подбери слово к схеме

- «Доскажи словечко», «Считай и

называй» (мн.ч.сущ. с оконч. –

Ы)

- чтение буквы и буквенных

рядов

- написание буквы и

буквосочетаний

- ребусы с заменой (ДОМ-ДЫМ,

МИШКА-МЫШКА)

11. Звуки И-Ы. Буквы И-Ы.

2

2

Дифференцировать звуки Ы-И.

Работать над интонационной

стороной речи. Учить детей

правильно образовывать мн.ч.сущ с

окончаниями –Ы, -И.

- игра «Мышки и мишки» (высота

и сила голоса)

- игра «Какой звук в конце?»

(мн.ч.сущ, разложить картинки)

- Слова, которых всегда много

(парные предметы)

- «Почини буквы»

- «Впиши нужную букву»

12. Звук Э. Буква Э.

3

Учить детей выделять звук Э из

слов. Познакомить с буквой Э.

Учить детей читать, синтезировать

и анализировать ряды гласн.букв.

- игра «Птички спят», «Хлопни в

ладоши» (звуки, слоги)

- игра «Гномик», «Эхо»

(интонации и эмоции)

- загадки

- работа с инд.схемами (место

звука в слове)

- «Изобрази букву руками»

- «Почини букву»

- чтение буквенного ряда

- написание буквы и

буквосочетаний, чтение

написанного

- ребусы (УХО-ЭХО)

13. Понятие о слоге. Деление слов

на слоги. Слогообразующая

роль гласных.

3

4

Учить детей произносить слова по

слогам. Дифференцировать понятия

«слог» и «слово». Учить выделять

гласные звуки из слова. Учить

соотносить слово со слоговой

схемой.

- «Собери слово» (разрезные

карточки)

- игры «Дятел», «Отхлопай

слово»

- «Слог или слово»

- «Слушай и называй» (гласного

звука в словах)

- «посчитай гласные звуки в

слове»

- «Выложи слово» (символами

гл.звуков)

- «Впиши гласную букву»

(карточки с картинками и

схемами)

14. Понятие об ударении.

Смыслоразличительная роль

ударения.

5

Учить детей выделять ударн.слог и

ударный гласн.звук в слове. Учить

соотносить слово со слоговой

схемой.

- «Отстучи слово»

- «Повтори, не ошибись»

- «Измени ударение, отгадай

слово»

- «Подбери слово к схеме»

15. Звуки М, МЬ. Понятие

«мягкий согласный звук».

Буква М.

4

6

Познакомить с понятием «мягкий»

согл. звук. Учить детей выделять из

слов звуки М и МЬ. Работать над

интонационной стороной речи.

Дифференцировать звуки М и МЬ.

Познакомить с буквой М. Читать,

писать и анализировать слоги МА,

АМ с заменой гласных букв.

- «Угадай, подними символ»

- игра «Кошки и коровы» (высота

и сила голоса)

- загадки

- «Найди звук в слове»

- «Выложи букву М из палочек»

- чтение и анализ слогов МА,АМ

- чтение коротких предложений

типа «МАМА, АМ!» с

изменением интонации

- «Замени гласную букву,

прочитай слог»

- чтение слогового ряда на одном

дыхании.

16. Звуки С,СЬ. Буква С.

7

Учить выделять звуки С,СЬ из

состава слов. Дифференцировать

звуки С-СЬ. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Звуко-

слоговой анализ слова СОМ.

Уточнить пространственные

отношения, выраженные предлогом

С(СО). Тренировать умение

правильно употреблять предлог

С(СО) в речи. Познакомить детей с

образованием сложных слов. Учить

подбирать родственные слова.

Познакомить с буквой С.

- Игра «Эхо»

- «Выбери слова со звуком С»

- «Подбери слово к схеме»

- «Кто быстрее?» (скороговорки)

- выбор из стихотворения

родственных слов к слову СНЕГ

- составь предложение по

картинке (с предлогом С(СО))

- «Соедини два слова в одно»

- чтение слогов, слов и коротких

предложений

- написание буквы С, слогов и

слов СОМ, СИМА.

17. Звуки Р, РЬ. Буква Р.

5

8

Учить выделять звуки Р,РЬ из

состава слов. Дифференцировать

звуки Р-РЬ. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Звуко-

слоговой анализ слов РАК, РАМА,

КРАН. Познакомить с буквой Р.

- «Подарки Кенгуру и Черепахе»

- «подбери слово к схеме»

- ребусы

- чтение слоговых рядов на одном

дыхании

- чтение слов и коротких

предложений

- написание буквы Р, слогов РА,

РУ, РИ и слов РИС, РАМА;

Предложение У МАМЫ РИС.

ДЕКАБРЬ

18.Звуки Х, ХЬ. Буква Х.

1

1

Учить выделять звуки Х,ХЬ из

состава слов. Дифференцировать

звуки Х-ХЬ. Звуко-слоговой анализ

слов ХОР, УХА. Тренировать

умение употреблять сущ. мн.ч. в

П.п. Познакомить с буквой Х.

-«Доскажи словечко»

(чистоговорки)

- «Что нарисовал Хрюша?»

(выбор слов по сюжетной

картине)

- игра «О чем мечтает Хрюша?»

- «выложи букву», «почини

букву»

- ребусы

- «Кто быстрее?» (чтение

слоговых рядов)

- чтение слов и коротких

предложений

- написание буквы Х, слов и слов

МУХА, САХАР;

Предложение У РОМЫ САХАР.

19. Звук Ш. Буква Ш.

2

2

2

Учить выделять звук Ш из состава

слов. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Звуко-

слоговой анализ слов ШУМ,

ШАРЫ. Учить детей образовывать

относительные прилагательные.

Познакомить с буквой Ш.

- «Кто шипит?»

- загадки, скороговорки

- «Маленький поэт» (подбери

рифму)

- Игра «Что из чего?»

(относит. прилаг.)

- ребусы (МИШКА–МИСКА и

др.)

-«выложи/почини букву»

- чтение слоговых рядов слов,

предложений

- написание буквы, слов, цепочки

слов с заменой гласн.( МАША –

САША-САМА-РАМА)

20. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л.

3

Учить выделять звуки Л, ЛЬ из

состава слов. Дифференцировать

звуки Л-ЛЬ. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Звуко-

слоговой анализ слов СТУЛ,

ЛИСА. Учить детей образовывать

глаголы с помощью приставок.

Познакомить с буквой Л.

-

выбор слов со звуками по

сюжетной картине

-игра «Поменяй звук» (слова –

паронимы)

- скороговорки

- «Почини букву» (элементы)

- «Я бегу по лесенке» (чтение

слогов)

- чтение ребусов

- «Собери слова»

- написание буквы, слов,

предложений.

21. Звуки Л,ЛЬ,Р,РЬ и буквы Р-Л.

4

Учить детей различать звуки Р,Л.

Работать над дикцией. Звуко-

слоговой анализ слов ЛИРА,

ЛАРЕЦ. Печатание слов.

-

выбор слов со звуками по

сюжетной картине

-игра «Поменяй звук» (слова –

паронимы)

- скороговорки

- «Я бегу по лесенке» (чтение

слогов)

3

- ребусы

- написание слогов, слов,

предложений.

22. Звук П, ПЬ. Понятие глухой,

звонкий звук. Буква П.

5

Учить выделять звуки П, ПЬ из

состава слов. Познакомить детей с

понятием «глухой» звук.

Дифференцировать звуки П-ПЬ.

Звуко-слоговой анализ слов

СНОП, ПИЛА. Познакомить с

несклоняемыми

существительными. Уточнить

пространственные отношения,

выраженные предлогом ПОД, учить

детей правильно употреблять его в

речи. Познакомить с буквой П.

- «Кем быть?» (выбор названий

профессии со зв. П, ПЬ, ответ

полным предложением)

- беседа по вопросам, выбор слов

из текста (несклоняемые

существ.)

- игра «Найди гномика» (предлог

ПОД)

- «выложи букву»

-«Кто быстрее?» (чтение слоговых

таблиц)

- Ребусы «расположи буквы по

цифрам»( ПОНИ-ПИОН, ПИЛА-

ЛИПА, СОН-НОС), написание,

чтение и анализ

23. Звук Н, НЬ. Буква Н.

4

6

Открытое

занятие

Учить выделять звуки Н, НЬ из

состава слов. Дифференцировать

звуки Н-НЬ. Звуко-слоговой анализ

слов ГНОМ, НИТКА, КАНАТ.

Учить детей правильно употреблять

в речи предлог НА. Познакомить с

буквой Н.

-

выбор слов со звуками Н,НЬ из

стихотворения

- подбор слов к схеме

- «Что где растет?» (составление

предложений с предлогом НА

- «выложи букву»

- «пробеги по дорожке – прочитай

слоги»

- «собери предложение» (ребусы)

- написание буквы, слов,

предложений

24. Звук К, КЬ. Буква К.

7

Учить выделять звуки К, КЬ из

состава слов. Дифференцировать

звуки К-КЬ. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Звуко-

слоговой анализ слов ЗАКАТ,

УТКА, НИКИТА. Учить детей

образовывать существительные с

помощью ум.-ласк.суфф. –ок, -ек,

- Загадки, скороговорки

- «Подбери слово к схеме»

- «Гномик идет в гости»

(составление предложений по 2-

м предм. картинкам и символу

предлога К)

- игра с мячом «Большой-

маленький» (обр.слов с ум.-

ик. Уточнить пространственные

отношения, выраженные предлогом

К, учить правильно употреблять его

в речи. Познакомить с буквой К.

ласк.суфф. –ок, -ек, -ик)

- «почини букву»

- чтение слов, предложений

- Ребусы «расположи буквы по

цифрам» (КОНИ-КИНО,

КЛОУН-КУЛОН

- написание по слуху цепочки

слов: МАК-ЛАК-РАК-РОК-

СОК-СОН-СЫН

ЯНВАРЬ

25. Звук Т, ТЬ. Буква Т.

2

1

Учить выделять звуки Т, ТЬ из

состава слов. Дифференцировать

звуки Т-ТЬ. Звуко-слоговой анализ

слов НИТЬ, КАТОК. Обогащать

словарь сущ. и глаголов по теме

«Детеныши животных». Учить

детей согласовывать сущ. с

числительным 5. Познакомить с

буквой Т.

- соотнесение слов со схемой

- «Кто как голос подает?»

- «Сосчитай зверят» (согл. с

числ.5)

- «На что похожа буква?»

(выложи, нарисуй, расскажи)

- Ребусы ВАТА, ТУМБОЧКА,

ТАПОЧКИ

- «Собери слово» (из слогов)

- чтение, анализ прочитанного

- написание по слуху цепочки

слов: ТОК-ТУК-СУК-СОК-

СОН-КОН-КОТ-КИТ

26. Звуки З, ЗЬ. Буква З.

2

Учить выделять звуки З, ЗЬ из

состава слов. Дифференцировать

звуки З-ЗЬ. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Звуко-

слоговой анализ слов ЗУБОК,

ЗОНТИК, БУЗИНА. Учить детей

правильно употреблять в речи

предлоги ЗА. Познакомить с

буквой З.

- загадки

- подбор слов к схеме

- скороговорки

- игры «Где спрятался зайка?»,

«Кто за кем?»

- «Найди букву З»

- Ребусы ВАЗА, ЗИМА

- Чтение слоговых таблиц, слов

- рассказ «Тузик»: чтение, беседа

по вопросам

- написание букв З,з , слов,

предложения с посл.анализом

- кроссворд КОЗА, МУЗА, РОЗА

27. Звуки С-З, СЬ-ЗЬ. Буквы С-З.

3

3

Дифференцировать звуки С-З-СЬ-

ЗЬ. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Учить

составлять рассказ по серии картин.

- «Собери цепочку слов»

- скороговорки

- игра «Эхо», «Исправь Незнайку»

(слова-паронимы)

- составление рассказа по серии

картин

- «Впиши нужную букву»

28. Звук Й. Буква Й.

3

4

Учить выделять звук Й из состава

слов. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Звуко-

слоговой анализ слов ЗАЙКА,

НОВЫЙ, КАРАВАЙ. Учить детей

образовывать форму Р.п. мн.ч.

существительных. Обучать

постановке вопроса. Познакомить с

буквой Й.

- загадки

-

подбор слов к схеме

-

«Кого/чего много ?» (Р.п.мн.ч.

сущ.)

- «Расскажи, какой?» (работа в

парах, вопрос-ответ, подбор

прилагат.)

- на что похожа буква?

- написание буквы, слов,

предложения

- ребусы

- «Собери слово» (из слогов)

- чтение, анализ прочитанного

- написание по слуху цепочки

слов: МАЙ-МОЙ-ПОЙ-ПОТ-

КОТ-КИТ

29. Звуки И-Й. Звуки ЛЬ-Й.

Буквы И-Й.

4

5

Дифференцировать звуки И-Й, ЛЬ

Й. Работать над дикцией и интонац.

стороной речи. Учить детей

различать буквы И и Й на письме и

при чтении.

- игра «Эхо», «Доскажи словечко»

(слова-паронимы на зв. ЛЬ-Й)

- скороговорки

- сравнение букв И и Й

- «Впиши нужную букву»

- написание слов парами (замени

букву Й на И)

- чтение слов

30. Звук Г, ГЬ. Буква Г. Звуки К-Г.

Буквы К-Г.

6

Учить выделять звуки Г,ГЬ из

состава слов. Развивать

фонематическое восприятие.

Работать над интонац. стороной

речи. Дифференцировать звуки Г-

- чистоговорки («Доскажи

словечко»)

- игра «Скажи наоборот» с мячом

(подбор антонимов-прилаг.)

- «Я могу» (изм.глаг.по лицам и

ГЬ-К-КЬ. Звуко-слоговой анализ

слова МАГАЗИН. Учить детей

изменять глагол МОЧЬ по лицам и

числам. Обогащать словарь

антонимов-прилагательных.

Познакомить с буквой Г.

числам)

- «Исправь Незнайку» (слова-

паронимы)

- чтение слоговых таблиц, слов

- написание букв Г,г, слогов, слов

- прочитай слово, впиши буквы К

или Г.

31. Звук В, ВЬ. Буква В.

5

7

Учить выделять звуки В,ВЬ из

состава слов. Работать над интонац.

стороной речи. Дифференцировать

звуки В-ВЬ. Звуко-слоговой анализ

слов ВИНТ, ДИВАН. Учить

образовывать сложные слова. Учить

образовывать глаголы с помощью

приставок в-, вы- (глаголы-

антонимы). Уточнить значения

предлога В, учить правильно

употреблять его в речи.

Познакомить с буквой В.

-

Чистоговорки, загадки

- «Сложи слова» (сложные слова)

- игра «Наоборот» (войти –выйти,

вбежать –выбежать и т.д)

- придумай предложение по

картинке

- «Найди букву В»

- «Винни Пух идет в гости»

(слоговая дорожка, чтение с

ускорением)

- чтение слов и предложений

-«Собери слово» (из слогов)

ФЕВРАЛЬ

32. Звук Д, ДЬ. Буква Д. Звуки Т-

ТЬ –Д-ДЬ. Буквы Т-Д.

1

1

Учить выделять звуки Д, ДЬ из

состава слов. Развивать

фонематическое восприятие.

Работать над дикцией и интонац.

стороной речи. Дифференцировать

звуки Д-ДЬ-Т-ТЬ. Звуко-слоговой

анализ слов ДУБОК, ПОСУДА,

КАДУШКА. Познакомить с буквой

Д.

- загадки

- подбор слов к схеме

- скороговорки

- игра «Эхо», «Доскажи словечко»

(слова-паронимы)

- «Впиши нужную букву»

- «Почини букву»

- Чтение слоговых таблиц, слов,

рассказа, беседа по вопросам

- кроссворд

- «впиши первые буквы, прочитай

слово»

- написание букв Д,д, слов,

предложений

- Ребусы ДОЧКА, ДОМ

33. Звук Б, БЬ. Буква Б. Звуки П-Б

Буквы П-Б.

2

2

Учить выделять звуки Б, БЬ из

состава слов. Развивать

фонематическое восприятие.

Работать над дикцией и интонац.

стороной речи. Дифференцировать

звуки Б-БЬ. Звуко-слоговой анализ

слов БАТОН, КАБИНА,

РУБАШКА. Учить детей

Образовывать сущ. мн.ч Р.п. с

помощью предлога БЕЗ.

Познакомить с буквой Б.

-«Веселый оркестр» (выбор слов

со зв. Б,БЬ по картинке: труба,

бубен, барабан, балалайка,

белка, баран, кабан)

- скороговорки

- «Кто/что без чего?»

- чтение слоговых таблиц, слов,

рассказа, беседа по вопросам

- анаграммы КАБАН-БАНКА и

т.д.

- написание букв Б,б, слов,

предложения с послед.анализом

34. Звук Ж. Буква Ж.

3

Учить выделять звук Ж из состава

слов. Развивать фонематическое

восприятие. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Звуко-

слоговой анализ слов ЖИВОТ,

ХИЖИНА, КРЫЖОВНИК. Учить

детей правильно употреблять в речи

предлог МЕЖДУ. Познакомить с

буквой Ж.

- загадки, скороговорки

- подбор слов к схеме

- игра «Большой-маленький»

(сапог-сапожок, пирог-пирожок

и т.д.)

- подбор предметов к действиям

- «Где предмет?» (предлог

МЕЖДУ)

- «Почини букву»

- чтение слоговых таблиц, слов,

рассказа, беседа по вопросам

- кроссворд

- ребусы ЛУЖА, ЛЫЖИ

35. Звуки Ш-Ж. Буквы Ш-Ж. ЖИ-

ШИ пиши с буквой И.

4

Дифференцировать звуки Ш-Ж..

Развивать фонематическое

восприятие. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи.

Познакомить с правилом «ЖИ-ШИ

пиши с буквой И».

- «Скажи наоборот» (слова-

паронимы)

- выбор слов из стихотворения

- подбор слов к схеме (звонк. или

глух.)

- Сказка про буквы Ш,Ж,И

- чтение слоговых таблиц, слов,

рассказа

- «Впиши ЖИ или ШИ»

- ребусы УЖИН, МАШИНА

3

36. Звуки С-Ш. Буквы С-Ш.

5

Дифференцировать звуки С-Ш.

Развивать фонематическое

восприятие. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Учить

составлять рассказ по серии картин,

соблюдать временную и

логическую последовательность.

- «Повтори, не ошибись»

(слог.ряды)

- скороговорки

- «собери слова»

- «впиши первые буквы, прочитай

слово»

- составление рассказа

- чтение слов, короткого рассказа.

37. Звуки З-Ж. Буквы З-Ж.

4

6

Дифференцировать звуки З-Ж.

Развивать фонематическое

восприятие. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Учить

составлять рассказ по серии картин,

соблюдать временную и

логическую последовательность.

- «Повтори, не ошибись»

(слог.ряды)

- произнесение стихотворения-

скороговорки «Зоин зайка»

- «собери слова»

- «впиши нужную букву»

- чтение рассказа, беседа по

вопросам, пересказ

38. Буква Ь. Звуко-слоговой

состав слов с Ь.

5

7

Дифференцировать мягкие и тв.

согл.звуки в конце и середине слов.

Учить детей образовывать сущ. с

помощью уменьш.-ласкат. суфф.

-еньк-, -оньк-. Учить образовывать

притяжательные прилагательные.

Познакомить с буквой Ь.

Формировать навык чтения и

письма слов и предложений с

буквой Ь.

- «Поменяй звук» (тв-мягк.)

- «Один-много» (мн.ч. сущ. –ья)

- игра «Что у Машеньки?»

- игра «Чья лапа? Чья голова?»

- «Сосчитай буквы»

- чтение слов парами, рассказа

- написание буквы, слов,

предложения

- ребусы ЕЛЬ, ДАЛЬ,

ЖАЛЬ, КРОВАТЬ

МАРТ

39. Буква Я в начале слога.

Звуковой состав слога.

1

1

Познакомить детей со звуковым

сочетанием ЙА, обозначаемым

буквой Я. Звуко-слоговой анализ

слов ЯША, БАЯН, ЯМКА.

Познакомить с буквой Я.

Формировать навык чтения и

письма слов и предложений с

буквой Я.

- загадки

- «Сказка про добрую букву Й»

- «подбери слово к схеме»

- «Почини букву»

- чтение слов, предложений

- написание буквы, слов

- ребусы

40. Буква Я после согласных.

Буквы А-Я.

2

2

Дифференцировать мягкие и тв.

согл.звуки в конце и середине слов.

Познакомить детей с обозначением

мягкости согласных буквой Я.

Формировать навык чтения и

письма слов и предложений с

буквами А,Я. Дифференцировать на

письме буквы А-Я.

- «Повтори, не ошибись»

(слоговые ряды)

- «Подбери слово к схеме»

- чтение слов парами, рассказа

- написание слов парами,

предложений

- «Впиши нужную букву»

41. Буква Е в начале слога.

Звуковой состав слога.

3

3

Познакомить детей со звуковым

сочетанием ЙЭ, обозначаемым

буквой Е. Звуко-слоговой анализ

слов ЕЛЬ, ЕНОТ. Познакомить с

буквой Е. Формировать навык

чтения и письма слов и

предложений с буквой Е.

- загадки

- «подбери слово к схеме»

- «Почини букву»

- чтение слов, предложений

- написание буквы, слов

- ребусы

42. Буква Е после согласных.

4

Познакомить детей с обозначением

мягкости согласных буквой Е.

Формировать навык чтения и

письма слов и предложений с

буквой Е после согласных.

- «Скажи наоборот»

(замена тв.слога на мягк.)

- «Подбери слово к схеме»

- чтение слов, предложений

- «Впиши нужную букву»

43. Буква Ё в начале слога.

звуковой состав слога.

4

5

Познакомить детей со звуковым

сочетанием ЙО, обозначаемым

буквой Ё. Звуко-слоговой анализ

слов ЁЖИК, ЁЛКА. Познакомить с

буквой Ё. Формировать навык

чтения и письма слов и

предложений с буквой Ё.

- загадки

- «подбери слово к схеме»

- «Почини букву»

- чтение слов, предложений

- написание буквы, слов

- ребусы

44. Буква Ё после согласных.

Буквы О-Ё.

4

6

Дифференцировать мягкие и тв.

согл.звуки в конце и середине слов.

Познакомить детей с обозначением

мягкости согласных буквой Ё.

Формировать навык чтения и

письма слов и предложений с

буквами О,Ё. Дифференцировать на

- «Повтори, не ошибись»

(слоговые ряды)

- «Подбери слово к схеме»

- чтение слов парами, рассказа

- написание слов парами,

предложений

- «Впиши нужную букву»

письме буквы О-Ё.

45. Буквы Е-Ё.

5

7

Формировать навык чтения и

письма слов и предложений с

буквами Е,Ё. Дифференцировать на

письме буквы Е-Ё.

- чтение слов парами, рассказа

- написание слов парами,

предложений

- «Впиши нужную букву»

46. Буква Ю в начале слога.

Звуковой состав слога.

8

Познакомить детей со звуковым

сочетанием ЙУ, обозначаемым

буквой Ю. Звуко-слоговой анализ

слов ЮЛА, ВЬЮН, ЮНГА.

Познакомить с буквой Ю.

Формировать навык чтения и

письма слов и предложений с

буквой Ю.

- загадки

- «подбери слово к схеме»

- «Почини букву»

- чтение слов, предложений

- написание буквы, слов

- ребусы

АПРЕЛЬ

47. Буква Ю после согласных.

Буквы У-Ю.

1

1

Дифференцировать мягкие и тв.

согл.звуки в конце и середине слов.

Познакомить детей с обозначением

мягкости согласных буквой Ю.

Формировать навык чтения и

письма слов и предложений с

буквами У,Ю. Дифференцировать

на письме буквы У-Ю.

- «Повтори, не ошибись»

(слоговые ряды)

- «Подбери слово к схеме»

- чтение слов парами, рассказа

- написание слов парами,

предложений

- «Впиши нужную букву»

48. Буквы Я,Е,Ё,Ю.

2

Закрепить навык фонемного

анализа слов со звукосочетаниями

ЙО, ЙА,ЙУ, ЙЭ. Закрепить навык

чтения букв в разных позициях и

письма.

- «Скажи наоборот» (слоги тв.-

мягк.)

- фонемный анализ слов

- чтение

- «Впиши букву»

49. Звук и буква Ч.

2

3

Учить выделять звук Ч из состава

слов. Развивать фонематическое

восприятие. Работать над интонац.

стороной речи. Звуко-слоговой

анализ слов КЛЮЧ, ВНУЧКА,

КИРПИЧИ. Совершенствовать

- «Повтори, не ошибись»

- загадки, скороговорки

- «Посчитай детенышей»

- игра «На что похожа буква Ч?»

- чтение слоговых рядов, слов,

предложений, текста (беседа по

навык согласования сущ. с

числительными 1-4. Познакомить с

буквой Ч. Формировать навык

чтения и письма слов и

предложений с буквой Ч.

вопросам, пересказ)

- написание буквы, слов,

предложений.

50. Звуки Ч-ТЬ.

2

4

Дифференцировать звуки Ч-ТЬ.

Учить детей устанавливать

причинно-следственные связи,

составлять ССП с союзом

ПОТОМУ ЧТО.

- «Поменяй звуки» (Ч и ТЬ)

- загадки, скороговорки

- «составь 1 предложение из 2-х»

(употребл. союза ПОТОМУ

ЧТО)

51. Звук Ц. Буква Ц. Звуки С-Ц.

3

5

Учить выделять звук Ц из состава

слов. Развивать фонематическое

восприятие. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Звуко-

слоговой анализ слов ЦИРК,

ЦАПЛЯ. Учить детей образовывать

слова с помощью суфф. –ниц-со

значением вместилища.

Дифференцировать звуки С-Ц.

Познакомить с буквой Ц.

Формировать навык чтения и

письма слов и предложений с

буквой Ц.

- «Повтори, не ошибись»

- загадки, скороговорки

- «Один-много»

- «Что в чем лежит?»

(словообразование с суфф. –ниц-)

- «Поменяй звуки» (С и Ц)

- чтение слоговых рядов, слов,

предложений, текста (беседа по

вопросам, пересказ)

- написание буквы, слов,

предложений;

- кроссворд.

52. Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф.

Звуки В-ВЬ-Ф-ФЬ.

6

Учить выделять звуки Ф, ФЬ из

состава слов. Развивать

фонематическое восприятие.

Работать над дикцией и интонац.

стороной речи. Дифференцировать

звуки В-ВЬ-Ф-ФЬ. Звуко-слоговой

анализ слов ЖИРАФ, ФИГУРА,

ФРУКТЫ. Познакомить с буквой Ф.

- загадки

- подбор слов к схеме

- скороговорки

- игра «Эхо», «Доскажи словечко»

(слова-паронимы)

- «Впиши нужную букву»

- «Почини букву»

- Чтение слоговых таблиц, слов,

рассказа, беседа по вопросам

- кроссворд

- «впиши первые буквы, прочитай

слово»

- написание букв Ф,ф, слов,

предложений

- Ребусы ФАЗАН, ЖИРАФ.

53. Звук Щ. Буква Щ. Звуки С-Щ.

4

7

Учить выделять звук Щ из состава

слов. Развивать фонематическое

восприятие. Работать над дикцией и

интонац. стороной речи. Звуко-

слоговой анализ слов ЩИТ,

РОЩА, ЗАЩИТА. Учить детей

образовывать названия профессий с

помощью суфф. ЩИК.

Образование слов с помощью суфф.

–ИЩ-. Дифференцировать звуки

С-Щ. Познакомить с буквой Щ.

Формировать навык чтения и

письма слов и предложений с

буквой Щ.

- «Повтори, не ошибись»

- загадки, скороговорки

- «Поменяй звуки»

- «Назови профессию»

- «Гулливер» (суфф.-ИЩ-)

- На что похожа буква Щ

- чтение слоговых рядов, слов,

предложений, текста (беседа по

вопросам, пересказ)

- написание буквы, слов,

предложений;

- ребусы КЛЕЩИ, ПЕЩЕРА.

МАЙ

54. Звуки СЬ-Ч-Щ.

2

1

Дифференцировать звуки СЬ-Ч-Щ.

Звуко-слоговой анализ слов

ЩУЧКА, САЧОК.

- «Повтори, не ошибись»

- скороговорки

-

«Слоги потерялись»

55. Буквы Щ-Ш. Чтение.

3

2

Совершенствовать навык чтения и

пересказа прочитанного. Учить

отвечать на вопросы по тексту.

Работать над интонационной

стороной речи.

Чтение небольших текстов.

Беседа по вопросам. Чтение по

ролям.

56. ОТКРЫТОЕ итоговое

занятие.

3

Совершенствовать навык чтения.

Чтение небольших текстов.

Беседа по вопросам. Пересказ с

элементами драматизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям. – С-Пб: Детство-Пресс, 2004.

2. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М: Дидакт, 1996

3. Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М: Знание,1998.

4. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. –М: Учебная литература,1997.

5. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М: АСТ-Пресс, 1996.

6. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – С-Пб: Питер Ком, 2005.

7. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию речи. – М: ГНОМ и Д, 2009.

8. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие, исправление. – М: Дельта, 1999.

9.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. –М,1981.

10. Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте.– М: Школьная пресса, 2016.

11. Жукова Н.С. Букварь. – М: Эксмо, 2015.

12. Колесникова Е.В. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М: Ювента, 2010.

13. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений. – М: ГНОМ и Д, 2006.

14. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Составь предложение. – М: ГНОМ и Д, 2006.

15. Кравченко О. Словечки на крылечке. Занимательные игры со словами для развития речи. – М: Речь, 2015.

16. Крупенчук О.И. Графические диктанты 6-7 лет. – С-Пб: Литера, 2009.

17. Межецкая Т.Г. Различаем буквы и звуки: Пропедевтика нарушений письменной речи. – М: ТЦ Сфера, 2009.

18. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – М, 1997.

19. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. – М: ГНОМ и Д, 2009.

20. Речь.Речь.Речь /под.ред. Т.А.Ладыженской. – М: Педагогика,1983.

21. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М: ВЛАДОС, 1998.

22. Ткаченко Т.А. Читаем после букваря.- М: Эксмо, 2014.

23. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М, 2003.

24. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – С-Пб: Детство-Пресс, 1999.

25. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет.- М: Ювента, 2011.

26. Узорова О., Нефедова Е. Найди спрятанную букву. – М: Издательство АСТ, 2008.

27. Хамидулина Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

28. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для высших

пед.заведений/М.М.Алексеева, В.И.Яншина. – М: Академия, 2001.

29. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать правильно. Конспекты занятий по развитию

фонематической стороны речи и обучению грамоте старшего дошкольного возраста. – М: ГНОМ и Д, 2010.

30. Цуканова С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом для инд.работы 1,2,3. – М: ГНОМ и Д, 2013.



В раздел образования