Автор: Орлова Ирина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1434
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа дополнительного дошкольного образования"БУКВАРЁНОК"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №1434 «Раменки»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«БУКВАРЕНОК»
Возраст обучающихся - 5-7 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор программы: Орлова И.В.,
учитель-логопед I категории
Москва 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Речевое развитие дошкольников – это не только овладение речью как средством общения, но и создание базы для
формирования личности ребенка, общего культурного уровня.
В возраст 5-7 лет является завершением дошкольного возраста. В этот период основные достижения ребенка связаны с
освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, освоением форм общения с людьми, формированием позиции
школьника.
Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей данного возраста характерна
потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. И особенно ярко проявляется в этом
возрасте потребность научиться читать, желание быть «как взрослые». Ребенок листает книги, водит пальчиком по строчкам,
бормочет что-то, как будто он читает. И поэтому очень важно обеспечить условия для развития детской самостоятельности,
инициативы и творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах
индивидуального
развития
детей. При
правильной
организации
обучающего
процесса
с
учетом
ведущей
деятельности
данного периода развития ребенка, можно легко научить дошкольника навыкам чтения.
Программа направлена на формирование основ культуры речи, развитие высших психических функций в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями детей, подготовка к обучению в школе.
Направленность программы – развивающая, общеобразовательная.
Актуальность программы:
предпосылки успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте.
Основная причина
школьной неуспеваемости при овладении письмом и чтением – недостаточное развитие процессов
звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия, графомоторных навыков, слухового внимания, памяти,
словесно-логического мышления. Данная программа предназначена для восполнения перечисленных недостатков у детей
старшего дошкольного возраста и способствует профилактике школьной неуспеваемости.
Программа реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной
с
применением
современных
методик
обучения
и
развития
дошкольников,
интерактивных,
дидактических,
лингвистических игр, компьютерных технологий.
Уровень программы - ознакомительный.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель – обучение слитному осознанному чтению дошкольников 5-7 лет посредством комплексного развития речи.
Задачи курса:
- развивать языковую способность у детей;
- воспитывать внимание к звуковой стороне речи;
- развивать фонематическое восприятие дошкольников;
- познакомить с навыками звуко-слогового анализа слов различной сложности;
- воспитать внимание к изменению грамматических форм слова, способам словообразования;
- познакомить дошкольников с буквами русского алфавита;
- обучать детей грамоте, формировать навык плавного, слогового сознательного чтения;
- работать с составом предложения;
- развивать связную речь детей, учить составлять рассказы по вопросам, серии картин, сюжетной картине, описания по
схеме;
- развивать интонационную сторону речи;
- развивать графомоторные навыки;
- развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, формировать мыслительные
операции (навыки анализа и синтеза, сравнения, обобщения).
Для достижения целей программы большое значение имеет создание в группе атмосферы доброжелательного
отношения
ко
всем
воспитанникам,
максимальное
использование
разнообразных
видов
детской
деятельности
с
обязательной интеграцией и творческой организацией их в целях повышения эффективности образовательного процесса.
В
отличие
от
других
общеразвивающих
программ
по
подготовке
и
обучению
чтению,
акцент
делается
на
привлечение внимания детей к звуковой стороне речи. Процесс овладения чтением реализуется посредством движения от
звука к букве.
Программа предназначена для дошкольников 5-7 лет.
Занятия проводятся в группах по 5-10 человек.
Программа рассчитана на 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут с октября по май.
Общее количество занятий по программе: 56.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения дети должны:
- овладеть слитным слоговым (в идеале, беглым) чтением с пониманием прочитанного;
- овладеть звуко-слоговым анализом слов различной сложности;
- получить представление о строении языка;
- усвоить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- научиться правильно употреблять сложные предлоги;
- усвоить нерегулярные словобразовательные и словоизменительные модели слов;
- уметь составлять рассказ на основе слуховой и визуально полученной информации;
- пересказывать самостоятельно прочитанные короткие тексты, уметь отвечать на вопросы по их содержанию;
- хорошо ориентироваться на листе (верх-низ, лево-право, диагональ);
- овладеть написанием (печатанием) всех букв алфавита;
- уметь самостоятельно записывать слова и небольшие предложения, воспринятые на слух.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для контроля качества усвоения программы и подведения итогов обучающиеся получают домашнее задание
после каждого занятия; по итогам завершения раздела проводятся итоговые контрольные занятия.
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на уч. год
Тема занятия
Неделя
№ занятия
Задачи
Задания, игры
ОКТЯБРЬ
1.Понятие о речи. Функции речи.
Понятие о предложении.
Схема.
1
1
Познакомить детей с ф-циями речи.
Сформировать понятие
«предложение». Учить составлять
простые предложения по картине по
опорным словам. Познакомить со
схемой предложения, научить
определять границы предложения.
Учить согласовывать слова в
предложении.
- Знакомство. Игры и задания на
сплочение коллектива
(тимбилдинг);
- Игра «Скажи предложение»;
- составление предложений по
картинке;
- «исправь предложение»;
- составление небольшого
рассказа по серии картин;
- игра «Расскажи и покажи»
(эмоции)
2. Закрепление понятия
«слово». Слова-предметы.
2
Закрепить понятие «слово».
Сформировать понятия «слово-
предмет», «живой»-«неживой»
предмет.
- выбор предметов по картинке
- игра «Кто это? Что это?» (задай
правильно вопрос)
- «Обведи и назови» (наложенные
контуры)
- игра с мячом «Живой-неживой»
- «Четвертый лишний»
3. Слова-действия.
2
3
Сформировать понятие «слово-
действие». Учить детей строить
предложение по схеме: слово-
предмет+слово-действие.
- «Что мы делали?» (физминутка,
выбор слов-действий из текста
стихотворения-упражнения)
- игра «Кто как передвигается?»
- «Кто как голос подает?»
- «Подбери действие к предмету»
- составь предложение по
картинке, схема
4. Слова-признаки. Составление
предложения по схеме.
4
Сформировать понятие «слово-
признак». Учить детей подбирать
признаки к предметам и
согласовывать их в роде и числе.
Обогащать словарь антонимов-
прилагательных. Учить
распространять простое
- Загадки (описание предметов с
помощью признаков)
- игра «Кто больше?» (подбор
признаков к предмету)
- игра с мячом «Скажи наоборот»
- «Расскажи о предмете» (по
мнемотаблице –цвет, форма
3
двусоставное предложение
признаками.
и.т.д.)
- «У кого длиннее предложение?»
(распространение предложения
признаками).
5. Понятие о звуке. Гласные и
согласные звуки. Понятие
«слово».
5
Сформировать понятия «звуки
речи», «гласные» и согласные»
звуки», «слово». Познакомить детей
со схемой слова.
- игра «послушай тишину»;
- «Угадай инструмент»;
- «Слово или звук?»
- «Угадай и покажи» (по
символам гл. и согл. звуков)
6. Звук У. Буква У.
6
Формировать навык правильного
произношения звука У. Развивать
фонематическое восприятие,
интонационную выразительность
речи. Учить детей выделять звук У
из слов в начале и в конце в ударной
позиции. Познакомить детей с
буквой У. Дифференцировать
понятия «звук» и «буква».
- игра «Птички спят», «Хлопни в
ладоши» (звуки, слоги)
- игра «Гномик» (интонации и
эмоции)
- загадки
- работа с инд.схемами (место
звука в слове)
- «Сложи букву из палочек»
- «Почини букву»
- написание буквы
- чтение буквенного ряда
- правило «Звук и буква»
7. Звук А. Буква А.
4
7
Формировать навык правильного
произношения звука А. Развивать
фонематическое восприятие,
интонационную сторону речи.
Учить детей правильно
образовывать
мн.ч.существительных (с оконч.-а).
Познакомить детей с буквой А.
Учить детей читать, писать и
анализировать ряд из 2-х
гласн.букв.
- игра «Птички спят», «Хлопни в
ладоши» (звуки, слоги)
- игра «Гномик» (интонации и
эмоции)
- загадки
- работа с инд.схемами (место
звука в слове)
- игра «один-много» (мн.ч. сущ.)
- «Сложи букву из палочек»
- «Почини букву»
- чтение буквенного ряда
- написание буквы и
буквосочетаний ау и уа
8. Звук О. Буква О.
8
Учить выделять звук О из слов в
ударной позиции. Развивать
интонационную сторону речи.
Учить детей правильно употреблять
в речи несклоняемые
существительные.
Познакомить детей с буквой О.
Учить детей читать, писать и
анализировать ряд из 3-х
гласн.букв.
- игра «Подними символ»
(выделение звука в словах)
- игра «Гномик» (интонации и
эмоции)
- загадки
- работа с инд.схемами (место
звука в слове)
- работа с деформированным
предложением (нескл.сущ.)
- «На что похожа буква О?»
- чтение буквенных рядов
- написание буквы и
буквосочетаний ауо, оуа
- ребусы с заменой гласн.буквы
(СУК-СОК, СТУЛ-СТОЛ,
РАКИ-РУКИ)
9. Звук И. Буква И.
5
9
Учить выделять звук И из слов.
Развивать речевое внимание,
интонационную сторону речи.
Учить образовывать
притяжательные прилагательные.
Познакомить с буквой И. Учить
детей читать, синтезировать и
анализировать ряд из 4-х и более
гласн.букв.
- игра «Подними символ»
(выделение звука в зв. И слог.
рядах)
- игра «Лошадки и пони» (сила и
высота голоса)
- загадки + работа с инд.схемами
(место в звука в слове)
- игра «найди пару» (ассоциации)
- игра «Чьи уши и лапы?»
- «Выложи из палочек букву И»
- чтение буквенных рядов,
соотнесение прочитанного с
картинкой
- написание буквы и
буквосочетаний
- ребусы с заменой гласн.буквы
КИТ-КОТ
НОЯБРЬ
10. Звук Ы. Буква Ы.
1
1
Выработать навык правильного
произношения зв.Ы. Работать над
итнонац.стороной речи. Выделять
звук Ы из слов. Учить детей
подбирать слова к схеме.
Познакомить детей с буквой Ы.
Учить детей образовывать сущ.мн.
ч с оконч. –Ы. Учить детей читать,
синтезировать и анализировать
ряды гласн.букв. Познакомить с
правилом большой буквы.
- игра «Медведи и медвежата»
(изменение силы и высоты
голоса)
- выбор слов со зв.Ы
- подбери слово к схеме
- «Доскажи словечко», «Считай и
называй» (мн.ч.сущ. с оконч. –
Ы)
- чтение буквы и буквенных
рядов
- написание буквы и
буквосочетаний
- ребусы с заменой (ДОМ-ДЫМ,
МИШКА-МЫШКА)
11. Звуки И-Ы. Буквы И-Ы.
2
2
Дифференцировать звуки Ы-И.
Работать над интонационной
стороной речи. Учить детей
правильно образовывать мн.ч.сущ с
окончаниями –Ы, -И.
- игра «Мышки и мишки» (высота
и сила голоса)
- игра «Какой звук в конце?»
(мн.ч.сущ, разложить картинки)
- Слова, которых всегда много
(парные предметы)
- «Почини буквы»
- «Впиши нужную букву»
12. Звук Э. Буква Э.
3
Учить детей выделять звук Э из
слов. Познакомить с буквой Э.
Учить детей читать, синтезировать
и анализировать ряды гласн.букв.
- игра «Птички спят», «Хлопни в
ладоши» (звуки, слоги)
- игра «Гномик», «Эхо»
(интонации и эмоции)
- загадки
- работа с инд.схемами (место
звука в слове)
- «Изобрази букву руками»
- «Почини букву»
- чтение буквенного ряда
- написание буквы и
буквосочетаний, чтение
написанного
- ребусы (УХО-ЭХО)
13. Понятие о слоге. Деление слов
на слоги. Слогообразующая
роль гласных.
3
4
Учить детей произносить слова по
слогам. Дифференцировать понятия
«слог» и «слово». Учить выделять
гласные звуки из слова. Учить
соотносить слово со слоговой
схемой.
- «Собери слово» (разрезные
карточки)
- игры «Дятел», «Отхлопай
слово»
- «Слог или слово»
- «Слушай и называй» (гласного
звука в словах)
- «посчитай гласные звуки в
слове»
- «Выложи слово» (символами
гл.звуков)
- «Впиши гласную букву»
(карточки с картинками и
схемами)
14. Понятие об ударении.
Смыслоразличительная роль
ударения.
5
Учить детей выделять ударн.слог и
ударный гласн.звук в слове. Учить
соотносить слово со слоговой
схемой.
- «Отстучи слово»
- «Повтори, не ошибись»
- «Измени ударение, отгадай
слово»
- «Подбери слово к схеме»
15. Звуки М, МЬ. Понятие
«мягкий согласный звук».
Буква М.
4
6
Познакомить с понятием «мягкий»
согл. звук. Учить детей выделять из
слов звуки М и МЬ. Работать над
интонационной стороной речи.
Дифференцировать звуки М и МЬ.
Познакомить с буквой М. Читать,
писать и анализировать слоги МА,
АМ с заменой гласных букв.
- «Угадай, подними символ»
- игра «Кошки и коровы» (высота
и сила голоса)
- загадки
- «Найди звук в слове»
- «Выложи букву М из палочек»
- чтение и анализ слогов МА,АМ
- чтение коротких предложений
типа «МАМА, АМ!» с
изменением интонации
- «Замени гласную букву,
прочитай слог»
- чтение слогового ряда на одном
дыхании.
16. Звуки С,СЬ. Буква С.
7
Учить выделять звуки С,СЬ из
состава слов. Дифференцировать
звуки С-СЬ. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Звуко-
слоговой анализ слова СОМ.
Уточнить пространственные
отношения, выраженные предлогом
С(СО). Тренировать умение
правильно употреблять предлог
С(СО) в речи. Познакомить детей с
образованием сложных слов. Учить
подбирать родственные слова.
Познакомить с буквой С.
- Игра «Эхо»
- «Выбери слова со звуком С»
- «Подбери слово к схеме»
- «Кто быстрее?» (скороговорки)
- выбор из стихотворения
родственных слов к слову СНЕГ
- составь предложение по
картинке (с предлогом С(СО))
- «Соедини два слова в одно»
- чтение слогов, слов и коротких
предложений
- написание буквы С, слогов и
слов СОМ, СИМА.
17. Звуки Р, РЬ. Буква Р.
5
8
Учить выделять звуки Р,РЬ из
состава слов. Дифференцировать
звуки Р-РЬ. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Звуко-
слоговой анализ слов РАК, РАМА,
КРАН. Познакомить с буквой Р.
- «Подарки Кенгуру и Черепахе»
- «подбери слово к схеме»
- ребусы
- чтение слоговых рядов на одном
дыхании
- чтение слов и коротких
предложений
- написание буквы Р, слогов РА,
РУ, РИ и слов РИС, РАМА;
Предложение У МАМЫ РИС.
ДЕКАБРЬ
18.Звуки Х, ХЬ. Буква Х.
1
1
Учить выделять звуки Х,ХЬ из
состава слов. Дифференцировать
звуки Х-ХЬ. Звуко-слоговой анализ
слов ХОР, УХА. Тренировать
умение употреблять сущ. мн.ч. в
П.п. Познакомить с буквой Х.
-«Доскажи словечко»
(чистоговорки)
- «Что нарисовал Хрюша?»
(выбор слов по сюжетной
картине)
- игра «О чем мечтает Хрюша?»
- «выложи букву», «почини
букву»
- ребусы
- «Кто быстрее?» (чтение
слоговых рядов)
- чтение слов и коротких
предложений
- написание буквы Х, слов и слов
МУХА, САХАР;
Предложение У РОМЫ САХАР.
19. Звук Ш. Буква Ш.
2
2
2
Учить выделять звук Ш из состава
слов. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Звуко-
слоговой анализ слов ШУМ,
ШАРЫ. Учить детей образовывать
относительные прилагательные.
Познакомить с буквой Ш.
- «Кто шипит?»
- загадки, скороговорки
- «Маленький поэт» (подбери
рифму)
- Игра «Что из чего?»
(относит. прилаг.)
- ребусы (МИШКА–МИСКА и
др.)
-«выложи/почини букву»
- чтение слоговых рядов слов,
предложений
- написание буквы, слов, цепочки
слов с заменой гласн.( МАША –
САША-САМА-РАМА)
20. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л.
3
Учить выделять звуки Л, ЛЬ из
состава слов. Дифференцировать
звуки Л-ЛЬ. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Звуко-
слоговой анализ слов СТУЛ,
ЛИСА. Учить детей образовывать
глаголы с помощью приставок.
Познакомить с буквой Л.
-
выбор слов со звуками по
сюжетной картине
-игра «Поменяй звук» (слова –
паронимы)
- скороговорки
- «Почини букву» (элементы)
- «Я бегу по лесенке» (чтение
слогов)
- чтение ребусов
- «Собери слова»
- написание буквы, слов,
предложений.
21. Звуки Л,ЛЬ,Р,РЬ и буквы Р-Л.
4
Учить детей различать звуки Р,Л.
Работать над дикцией. Звуко-
слоговой анализ слов ЛИРА,
ЛАРЕЦ. Печатание слов.
-
выбор слов со звуками по
сюжетной картине
-игра «Поменяй звук» (слова –
паронимы)
- скороговорки
- «Я бегу по лесенке» (чтение
слогов)
3
- ребусы
- написание слогов, слов,
предложений.
22. Звук П, ПЬ. Понятие глухой,
звонкий звук. Буква П.
5
Учить выделять звуки П, ПЬ из
состава слов. Познакомить детей с
понятием «глухой» звук.
Дифференцировать звуки П-ПЬ.
Звуко-слоговой анализ слов
СНОП, ПИЛА. Познакомить с
несклоняемыми
существительными. Уточнить
пространственные отношения,
выраженные предлогом ПОД, учить
детей правильно употреблять его в
речи. Познакомить с буквой П.
- «Кем быть?» (выбор названий
профессии со зв. П, ПЬ, ответ
полным предложением)
- беседа по вопросам, выбор слов
из текста (несклоняемые
существ.)
- игра «Найди гномика» (предлог
ПОД)
- «выложи букву»
-«Кто быстрее?» (чтение слоговых
таблиц)
- Ребусы «расположи буквы по
цифрам»( ПОНИ-ПИОН, ПИЛА-
ЛИПА, СОН-НОС), написание,
чтение и анализ
23. Звук Н, НЬ. Буква Н.
4
6
Открытое
занятие
Учить выделять звуки Н, НЬ из
состава слов. Дифференцировать
звуки Н-НЬ. Звуко-слоговой анализ
слов ГНОМ, НИТКА, КАНАТ.
Учить детей правильно употреблять
в речи предлог НА. Познакомить с
буквой Н.
-
выбор слов со звуками Н,НЬ из
стихотворения
- подбор слов к схеме
- «Что где растет?» (составление
предложений с предлогом НА
- «выложи букву»
- «пробеги по дорожке – прочитай
слоги»
- «собери предложение» (ребусы)
- написание буквы, слов,
предложений
24. Звук К, КЬ. Буква К.
7
Учить выделять звуки К, КЬ из
состава слов. Дифференцировать
звуки К-КЬ. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Звуко-
слоговой анализ слов ЗАКАТ,
УТКА, НИКИТА. Учить детей
образовывать существительные с
помощью ум.-ласк.суфф. –ок, -ек,
- Загадки, скороговорки
- «Подбери слово к схеме»
- «Гномик идет в гости»
(составление предложений по 2-
м предм. картинкам и символу
предлога К)
- игра с мячом «Большой-
маленький» (обр.слов с ум.-
ик. Уточнить пространственные
отношения, выраженные предлогом
К, учить правильно употреблять его
в речи. Познакомить с буквой К.
ласк.суфф. –ок, -ек, -ик)
- «почини букву»
- чтение слов, предложений
- Ребусы «расположи буквы по
цифрам» (КОНИ-КИНО,
КЛОУН-КУЛОН
- написание по слуху цепочки
слов: МАК-ЛАК-РАК-РОК-
СОК-СОН-СЫН
ЯНВАРЬ
25. Звук Т, ТЬ. Буква Т.
2
1
Учить выделять звуки Т, ТЬ из
состава слов. Дифференцировать
звуки Т-ТЬ. Звуко-слоговой анализ
слов НИТЬ, КАТОК. Обогащать
словарь сущ. и глаголов по теме
«Детеныши животных». Учить
детей согласовывать сущ. с
числительным 5. Познакомить с
буквой Т.
- соотнесение слов со схемой
- «Кто как голос подает?»
- «Сосчитай зверят» (согл. с
числ.5)
- «На что похожа буква?»
(выложи, нарисуй, расскажи)
- Ребусы ВАТА, ТУМБОЧКА,
ТАПОЧКИ
- «Собери слово» (из слогов)
- чтение, анализ прочитанного
- написание по слуху цепочки
слов: ТОК-ТУК-СУК-СОК-
СОН-КОН-КОТ-КИТ
26. Звуки З, ЗЬ. Буква З.
2
Учить выделять звуки З, ЗЬ из
состава слов. Дифференцировать
звуки З-ЗЬ. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Звуко-
слоговой анализ слов ЗУБОК,
ЗОНТИК, БУЗИНА. Учить детей
правильно употреблять в речи
предлоги ЗА. Познакомить с
буквой З.
- загадки
- подбор слов к схеме
- скороговорки
- игры «Где спрятался зайка?»,
«Кто за кем?»
- «Найди букву З»
- Ребусы ВАЗА, ЗИМА
- Чтение слоговых таблиц, слов
- рассказ «Тузик»: чтение, беседа
по вопросам
- написание букв З,з , слов,
предложения с посл.анализом
- кроссворд КОЗА, МУЗА, РОЗА
27. Звуки С-З, СЬ-ЗЬ. Буквы С-З.
3
3
Дифференцировать звуки С-З-СЬ-
ЗЬ. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Учить
составлять рассказ по серии картин.
- «Собери цепочку слов»
- скороговорки
- игра «Эхо», «Исправь Незнайку»
(слова-паронимы)
- составление рассказа по серии
картин
- «Впиши нужную букву»
28. Звук Й. Буква Й.
3
4
Учить выделять звук Й из состава
слов. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Звуко-
слоговой анализ слов ЗАЙКА,
НОВЫЙ, КАРАВАЙ. Учить детей
образовывать форму Р.п. мн.ч.
существительных. Обучать
постановке вопроса. Познакомить с
буквой Й.
- загадки
-
подбор слов к схеме
-
«Кого/чего много ?» (Р.п.мн.ч.
сущ.)
- «Расскажи, какой?» (работа в
парах, вопрос-ответ, подбор
прилагат.)
- на что похожа буква?
- написание буквы, слов,
предложения
- ребусы
- «Собери слово» (из слогов)
- чтение, анализ прочитанного
- написание по слуху цепочки
слов: МАЙ-МОЙ-ПОЙ-ПОТ-
КОТ-КИТ
29. Звуки И-Й. Звуки ЛЬ-Й.
Буквы И-Й.
4
5
Дифференцировать звуки И-Й, ЛЬ
Й. Работать над дикцией и интонац.
стороной речи. Учить детей
различать буквы И и Й на письме и
при чтении.
- игра «Эхо», «Доскажи словечко»
(слова-паронимы на зв. ЛЬ-Й)
- скороговорки
- сравнение букв И и Й
- «Впиши нужную букву»
- написание слов парами (замени
букву Й на И)
- чтение слов
30. Звук Г, ГЬ. Буква Г. Звуки К-Г.
Буквы К-Г.
6
Учить выделять звуки Г,ГЬ из
состава слов. Развивать
фонематическое восприятие.
Работать над интонац. стороной
речи. Дифференцировать звуки Г-
- чистоговорки («Доскажи
словечко»)
- игра «Скажи наоборот» с мячом
(подбор антонимов-прилаг.)
- «Я могу» (изм.глаг.по лицам и
ГЬ-К-КЬ. Звуко-слоговой анализ
слова МАГАЗИН. Учить детей
изменять глагол МОЧЬ по лицам и
числам. Обогащать словарь
антонимов-прилагательных.
Познакомить с буквой Г.
числам)
- «Исправь Незнайку» (слова-
паронимы)
- чтение слоговых таблиц, слов
- написание букв Г,г, слогов, слов
- прочитай слово, впиши буквы К
или Г.
31. Звук В, ВЬ. Буква В.
5
7
Учить выделять звуки В,ВЬ из
состава слов. Работать над интонац.
стороной речи. Дифференцировать
звуки В-ВЬ. Звуко-слоговой анализ
слов ВИНТ, ДИВАН. Учить
образовывать сложные слова. Учить
образовывать глаголы с помощью
приставок в-, вы- (глаголы-
антонимы). Уточнить значения
предлога В, учить правильно
употреблять его в речи.
Познакомить с буквой В.
-
Чистоговорки, загадки
- «Сложи слова» (сложные слова)
- игра «Наоборот» (войти –выйти,
вбежать –выбежать и т.д)
- придумай предложение по
картинке
- «Найди букву В»
- «Винни Пух идет в гости»
(слоговая дорожка, чтение с
ускорением)
- чтение слов и предложений
-«Собери слово» (из слогов)
ФЕВРАЛЬ
32. Звук Д, ДЬ. Буква Д. Звуки Т-
ТЬ –Д-ДЬ. Буквы Т-Д.
1
1
Учить выделять звуки Д, ДЬ из
состава слов. Развивать
фонематическое восприятие.
Работать над дикцией и интонац.
стороной речи. Дифференцировать
звуки Д-ДЬ-Т-ТЬ. Звуко-слоговой
анализ слов ДУБОК, ПОСУДА,
КАДУШКА. Познакомить с буквой
Д.
- загадки
- подбор слов к схеме
- скороговорки
- игра «Эхо», «Доскажи словечко»
(слова-паронимы)
- «Впиши нужную букву»
- «Почини букву»
- Чтение слоговых таблиц, слов,
рассказа, беседа по вопросам
- кроссворд
- «впиши первые буквы, прочитай
слово»
- написание букв Д,д, слов,
предложений
- Ребусы ДОЧКА, ДОМ
33. Звук Б, БЬ. Буква Б. Звуки П-Б
Буквы П-Б.
2
2
Учить выделять звуки Б, БЬ из
состава слов. Развивать
фонематическое восприятие.
Работать над дикцией и интонац.
стороной речи. Дифференцировать
звуки Б-БЬ. Звуко-слоговой анализ
слов БАТОН, КАБИНА,
РУБАШКА. Учить детей
Образовывать сущ. мн.ч Р.п. с
помощью предлога БЕЗ.
Познакомить с буквой Б.
-«Веселый оркестр» (выбор слов
со зв. Б,БЬ по картинке: труба,
бубен, барабан, балалайка,
белка, баран, кабан)
- скороговорки
- «Кто/что без чего?»
- чтение слоговых таблиц, слов,
рассказа, беседа по вопросам
- анаграммы КАБАН-БАНКА и
т.д.
- написание букв Б,б, слов,
предложения с послед.анализом
34. Звук Ж. Буква Ж.
3
Учить выделять звук Ж из состава
слов. Развивать фонематическое
восприятие. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Звуко-
слоговой анализ слов ЖИВОТ,
ХИЖИНА, КРЫЖОВНИК. Учить
детей правильно употреблять в речи
предлог МЕЖДУ. Познакомить с
буквой Ж.
- загадки, скороговорки
- подбор слов к схеме
- игра «Большой-маленький»
(сапог-сапожок, пирог-пирожок
и т.д.)
- подбор предметов к действиям
- «Где предмет?» (предлог
МЕЖДУ)
- «Почини букву»
- чтение слоговых таблиц, слов,
рассказа, беседа по вопросам
- кроссворд
- ребусы ЛУЖА, ЛЫЖИ
35. Звуки Ш-Ж. Буквы Ш-Ж. ЖИ-
ШИ пиши с буквой И.
4
Дифференцировать звуки Ш-Ж..
Развивать фонематическое
восприятие. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи.
Познакомить с правилом «ЖИ-ШИ
пиши с буквой И».
- «Скажи наоборот» (слова-
паронимы)
- выбор слов из стихотворения
- подбор слов к схеме (звонк. или
глух.)
- Сказка про буквы Ш,Ж,И
- чтение слоговых таблиц, слов,
рассказа
- «Впиши ЖИ или ШИ»
- ребусы УЖИН, МАШИНА
3
36. Звуки С-Ш. Буквы С-Ш.
5
Дифференцировать звуки С-Ш.
Развивать фонематическое
восприятие. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Учить
составлять рассказ по серии картин,
соблюдать временную и
логическую последовательность.
- «Повтори, не ошибись»
(слог.ряды)
- скороговорки
- «собери слова»
- «впиши первые буквы, прочитай
слово»
- составление рассказа
- чтение слов, короткого рассказа.
37. Звуки З-Ж. Буквы З-Ж.
4
6
Дифференцировать звуки З-Ж.
Развивать фонематическое
восприятие. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Учить
составлять рассказ по серии картин,
соблюдать временную и
логическую последовательность.
- «Повтори, не ошибись»
(слог.ряды)
- произнесение стихотворения-
скороговорки «Зоин зайка»
- «собери слова»
- «впиши нужную букву»
- чтение рассказа, беседа по
вопросам, пересказ
38. Буква Ь. Звуко-слоговой
состав слов с Ь.
5
7
Дифференцировать мягкие и тв.
согл.звуки в конце и середине слов.
Учить детей образовывать сущ. с
помощью уменьш.-ласкат. суфф.
-еньк-, -оньк-. Учить образовывать
притяжательные прилагательные.
Познакомить с буквой Ь.
Формировать навык чтения и
письма слов и предложений с
буквой Ь.
- «Поменяй звук» (тв-мягк.)
- «Один-много» (мн.ч. сущ. –ья)
- игра «Что у Машеньки?»
- игра «Чья лапа? Чья голова?»
- «Сосчитай буквы»
- чтение слов парами, рассказа
- написание буквы, слов,
предложения
- ребусы ЕЛЬ, ДАЛЬ,
ЖАЛЬ, КРОВАТЬ
МАРТ
39. Буква Я в начале слога.
Звуковой состав слога.
1
1
Познакомить детей со звуковым
сочетанием ЙА, обозначаемым
буквой Я. Звуко-слоговой анализ
слов ЯША, БАЯН, ЯМКА.
Познакомить с буквой Я.
Формировать навык чтения и
письма слов и предложений с
буквой Я.
- загадки
- «Сказка про добрую букву Й»
- «подбери слово к схеме»
- «Почини букву»
- чтение слов, предложений
- написание буквы, слов
- ребусы
40. Буква Я после согласных.
Буквы А-Я.
2
2
Дифференцировать мягкие и тв.
согл.звуки в конце и середине слов.
Познакомить детей с обозначением
мягкости согласных буквой Я.
Формировать навык чтения и
письма слов и предложений с
буквами А,Я. Дифференцировать на
письме буквы А-Я.
- «Повтори, не ошибись»
(слоговые ряды)
- «Подбери слово к схеме»
- чтение слов парами, рассказа
- написание слов парами,
предложений
- «Впиши нужную букву»
41. Буква Е в начале слога.
Звуковой состав слога.
3
3
Познакомить детей со звуковым
сочетанием ЙЭ, обозначаемым
буквой Е. Звуко-слоговой анализ
слов ЕЛЬ, ЕНОТ. Познакомить с
буквой Е. Формировать навык
чтения и письма слов и
предложений с буквой Е.
- загадки
- «подбери слово к схеме»
- «Почини букву»
- чтение слов, предложений
- написание буквы, слов
- ребусы
42. Буква Е после согласных.
4
Познакомить детей с обозначением
мягкости согласных буквой Е.
Формировать навык чтения и
письма слов и предложений с
буквой Е после согласных.
- «Скажи наоборот»
(замена тв.слога на мягк.)
- «Подбери слово к схеме»
- чтение слов, предложений
- «Впиши нужную букву»
43. Буква Ё в начале слога.
звуковой состав слога.
4
5
Познакомить детей со звуковым
сочетанием ЙО, обозначаемым
буквой Ё. Звуко-слоговой анализ
слов ЁЖИК, ЁЛКА. Познакомить с
буквой Ё. Формировать навык
чтения и письма слов и
предложений с буквой Ё.
- загадки
- «подбери слово к схеме»
- «Почини букву»
- чтение слов, предложений
- написание буквы, слов
- ребусы
44. Буква Ё после согласных.
Буквы О-Ё.
4
6
Дифференцировать мягкие и тв.
согл.звуки в конце и середине слов.
Познакомить детей с обозначением
мягкости согласных буквой Ё.
Формировать навык чтения и
письма слов и предложений с
буквами О,Ё. Дифференцировать на
- «Повтори, не ошибись»
(слоговые ряды)
- «Подбери слово к схеме»
- чтение слов парами, рассказа
- написание слов парами,
предложений
- «Впиши нужную букву»
письме буквы О-Ё.
45. Буквы Е-Ё.
5
7
Формировать навык чтения и
письма слов и предложений с
буквами Е,Ё. Дифференцировать на
письме буквы Е-Ё.
- чтение слов парами, рассказа
- написание слов парами,
предложений
- «Впиши нужную букву»
46. Буква Ю в начале слога.
Звуковой состав слога.
8
Познакомить детей со звуковым
сочетанием ЙУ, обозначаемым
буквой Ю. Звуко-слоговой анализ
слов ЮЛА, ВЬЮН, ЮНГА.
Познакомить с буквой Ю.
Формировать навык чтения и
письма слов и предложений с
буквой Ю.
- загадки
- «подбери слово к схеме»
- «Почини букву»
- чтение слов, предложений
- написание буквы, слов
- ребусы
АПРЕЛЬ
47. Буква Ю после согласных.
Буквы У-Ю.
1
1
Дифференцировать мягкие и тв.
согл.звуки в конце и середине слов.
Познакомить детей с обозначением
мягкости согласных буквой Ю.
Формировать навык чтения и
письма слов и предложений с
буквами У,Ю. Дифференцировать
на письме буквы У-Ю.
- «Повтори, не ошибись»
(слоговые ряды)
- «Подбери слово к схеме»
- чтение слов парами, рассказа
- написание слов парами,
предложений
- «Впиши нужную букву»
48. Буквы Я,Е,Ё,Ю.
2
Закрепить навык фонемного
анализа слов со звукосочетаниями
ЙО, ЙА,ЙУ, ЙЭ. Закрепить навык
чтения букв в разных позициях и
письма.
- «Скажи наоборот» (слоги тв.-
мягк.)
- фонемный анализ слов
- чтение
- «Впиши букву»
49. Звук и буква Ч.
2
3
Учить выделять звук Ч из состава
слов. Развивать фонематическое
восприятие. Работать над интонац.
стороной речи. Звуко-слоговой
анализ слов КЛЮЧ, ВНУЧКА,
КИРПИЧИ. Совершенствовать
- «Повтори, не ошибись»
- загадки, скороговорки
- «Посчитай детенышей»
- игра «На что похожа буква Ч?»
- чтение слоговых рядов, слов,
предложений, текста (беседа по
навык согласования сущ. с
числительными 1-4. Познакомить с
буквой Ч. Формировать навык
чтения и письма слов и
предложений с буквой Ч.
вопросам, пересказ)
- написание буквы, слов,
предложений.
50. Звуки Ч-ТЬ.
2
4
Дифференцировать звуки Ч-ТЬ.
Учить детей устанавливать
причинно-следственные связи,
составлять ССП с союзом
ПОТОМУ ЧТО.
- «Поменяй звуки» (Ч и ТЬ)
- загадки, скороговорки
- «составь 1 предложение из 2-х»
(употребл. союза ПОТОМУ
ЧТО)
51. Звук Ц. Буква Ц. Звуки С-Ц.
3
5
Учить выделять звук Ц из состава
слов. Развивать фонематическое
восприятие. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Звуко-
слоговой анализ слов ЦИРК,
ЦАПЛЯ. Учить детей образовывать
слова с помощью суфф. –ниц-со
значением вместилища.
Дифференцировать звуки С-Ц.
Познакомить с буквой Ц.
Формировать навык чтения и
письма слов и предложений с
буквой Ц.
- «Повтори, не ошибись»
- загадки, скороговорки
- «Один-много»
- «Что в чем лежит?»
(словообразование с суфф. –ниц-)
- «Поменяй звуки» (С и Ц)
- чтение слоговых рядов, слов,
предложений, текста (беседа по
вопросам, пересказ)
- написание буквы, слов,
предложений;
- кроссворд.
52. Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф.
Звуки В-ВЬ-Ф-ФЬ.
6
Учить выделять звуки Ф, ФЬ из
состава слов. Развивать
фонематическое восприятие.
Работать над дикцией и интонац.
стороной речи. Дифференцировать
звуки В-ВЬ-Ф-ФЬ. Звуко-слоговой
анализ слов ЖИРАФ, ФИГУРА,
ФРУКТЫ. Познакомить с буквой Ф.
- загадки
- подбор слов к схеме
- скороговорки
- игра «Эхо», «Доскажи словечко»
(слова-паронимы)
- «Впиши нужную букву»
- «Почини букву»
- Чтение слоговых таблиц, слов,
рассказа, беседа по вопросам
- кроссворд
- «впиши первые буквы, прочитай
слово»
- написание букв Ф,ф, слов,
предложений
- Ребусы ФАЗАН, ЖИРАФ.
53. Звук Щ. Буква Щ. Звуки С-Щ.
4
7
Учить выделять звук Щ из состава
слов. Развивать фонематическое
восприятие. Работать над дикцией и
интонац. стороной речи. Звуко-
слоговой анализ слов ЩИТ,
РОЩА, ЗАЩИТА. Учить детей
образовывать названия профессий с
помощью суфф. ЩИК.
Образование слов с помощью суфф.
–ИЩ-. Дифференцировать звуки
С-Щ. Познакомить с буквой Щ.
Формировать навык чтения и
письма слов и предложений с
буквой Щ.
- «Повтори, не ошибись»
- загадки, скороговорки
- «Поменяй звуки»
- «Назови профессию»
- «Гулливер» (суфф.-ИЩ-)
- На что похожа буква Щ
- чтение слоговых рядов, слов,
предложений, текста (беседа по
вопросам, пересказ)
- написание буквы, слов,
предложений;
- ребусы КЛЕЩИ, ПЕЩЕРА.
МАЙ
54. Звуки СЬ-Ч-Щ.
2
1
Дифференцировать звуки СЬ-Ч-Щ.
Звуко-слоговой анализ слов
ЩУЧКА, САЧОК.
- «Повтори, не ошибись»
- скороговорки
-
«Слоги потерялись»
55. Буквы Щ-Ш. Чтение.
3
2
Совершенствовать навык чтения и
пересказа прочитанного. Учить
отвечать на вопросы по тексту.
Работать над интонационной
стороной речи.
Чтение небольших текстов.
Беседа по вопросам. Чтение по
ролям.
56. ОТКРЫТОЕ итоговое
занятие.
3
Совершенствовать навык чтения.
Чтение небольших текстов.
Беседа по вопросам. Пересказ с
элементами драматизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям. – С-Пб: Детство-Пресс, 2004.
2. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М: Дидакт, 1996
3. Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М: Знание,1998.
4. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. –М: Учебная литература,1997.
5. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М: АСТ-Пресс, 1996.
6. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – С-Пб: Питер Ком, 2005.
7. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию речи. – М: ГНОМ и Д, 2009.
8. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие, исправление. – М: Дельта, 1999.
9.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. –М,1981.
10. Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте.– М: Школьная пресса, 2016.
11. Жукова Н.С. Букварь. – М: Эксмо, 2015.
12. Колесникова Е.В. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М: Ювента, 2010.
13. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений. – М: ГНОМ и Д, 2006.
14. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Составь предложение. – М: ГНОМ и Д, 2006.
15. Кравченко О. Словечки на крылечке. Занимательные игры со словами для развития речи. – М: Речь, 2015.
16. Крупенчук О.И. Графические диктанты 6-7 лет. – С-Пб: Литера, 2009.
17. Межецкая Т.Г. Различаем буквы и звуки: Пропедевтика нарушений письменной речи. – М: ТЦ Сфера, 2009.
18. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – М, 1997.
19. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. – М: ГНОМ и Д, 2009.
20. Речь.Речь.Речь /под.ред. Т.А.Ладыженской. – М: Педагогика,1983.
21. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М: ВЛАДОС, 1998.
22. Ткаченко Т.А. Читаем после букваря.- М: Эксмо, 2014.
23. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М, 2003.
24. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – С-Пб: Детство-Пресс, 1999.
25. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет.- М: Ювента, 2011.
26. Узорова О., Нефедова Е. Найди спрятанную букву. – М: Издательство АСТ, 2008.
27. Хамидулина Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
28. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для высших
пед.заведений/М.М.Алексеева, В.И.Яншина. – М: Академия, 2001.
29. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать правильно. Конспекты занятий по развитию
фонематической стороны речи и обучению грамоте старшего дошкольного возраста. – М: ГНОМ и Д, 2010.
30. Цуканова С.П. Я учусь говорить и читать. Альбом для инд.работы 1,2,3. – М: ГНОМ и Д, 2013.