Автор: Ханнанов Мирхат Мидехатович
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ "Бырминская СОШ"
Населённый пункт: Кунгурский район, с. Бырма
Наименование материала: план-конспект урока по ОБЖ
Тема: "Выживание в природной среде зимой"
Раздел: полное образование
План урока по теме:
«Выживание в природной среде зимой»
Категория учащихся 6 класс
Цель урока: Выработать убеждение, что любое пребывание человека в
природной среде требует от него серьёзной подготовки в целях
обеспечения личной безопасности.
Задачи урока: 1. Изучить основные причины возрастания потребности
современного человека в общении с природой.
2. Изучить особенности поведения человека в природной среде
для обеспечения личной безопасности.
3. Ознакомиться с основными способами ориентирования на
местности
4. Изучить влияние особенности подготовки к любому выходу на
природу
5. Изучить правила безопасного поведения и действия на природе
В результате подготовки по теме: «Выживание в природной среде зимой»
Учащийся должен иметь представление: Что такое – зимний лес и какие
погодные условия возможны зимой.
Учащийся должен знать: Особенности активного отдыха в лесу в зимний
период.
Учащийся должен уметь: Уверенно ходить на лыжах и одеваться по погоде для
лыжных походов (прогулок по лесу).
Примерный план урока
№
Содержание урока
Учебное время (минуты)
теория
практика
итого
1.
Вводная часть урока
3
10
1.1
Целепологание
3
1.2
Постановка задач
4
2.
Основная часть урока
20
5
25
2.1
Что делать когда мы поняли, что
заблудились?
4
1
5
2.2
Распределение обязанностей согласно плана
действий.
4
1
5
2.3
Выполнение первоочередных задач
направленных на выживание.
4
1
5
2.4
Где взять воду и как её вскипятить?
4
1
5
2.5
Закрепление материала
4
1
5
3.
Заключительная часть урока
10
3.1
Подведение итогов
5
5
3.2
Рефлексия
5
5
Оснащение урока: Ручки и тетради; теоретические задания формат А4 2
страницы; тесты, формат А4 на обороте таблица для написания ответов на тест.
компьютер с операционной системой Win 7 и поддержкой видео, проектор,
акустическая система.
Список литературы:
№
ФИО
Название
литературы,
документа
Выходные данные
источника
1
Смирнов А.Т., Хренников
Б.О.
ОБЖ. Поурочные
разработки. 5-6
классы
-М.:Просвещение,2012.
-126 с.:
2
Соловьёв С.С.
ОБЖ: тесты: 6
класс: к учебнику
И.К. Топорова
«ОБЖ»
-М.: Издательство
«Экзамен», 2007. –
160с.:
3
Хренников Б.О.
ОБЖ. Сборник
ситуативных
задач. 10-11
классы: базовый
уровень
-М.: Просвещение,
2010. – 128 с.:
4
Смирнов А.Т., Хренников
Б.О.
ОБЖ. 6 класс:
учеб. для
-М.: Просвещение,
2013. – 207с.:
общеобразоват.
организаций с
прил. на электрон.
носителе
Конспект урока по теме:
«Выживание в природной среде зимой»
1.
Вводная часть урока
Учитель: Здравствуйте ребята, посмотрите пожалуйста видеофрагмент фильма и
предложите по какой теме будет урок? (фрагмент фильма- зимний лес)
Учащиеся: Варианты ответов; о зиме, зимней природе и тд.
Решаем сканворд и получаем ключевое слово «Палатка»
Человек неотъемлемая часть природы и не может существовать вне её.
Общение с природой помогает формировать выдержку, уверенность в себе,
умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно
принимать решения, добиваться поставленной цели.
Любое пребывание человека на природе требует определённой подготовки;
умение ориентироваться на местности, обеспечение водой и пищей, умение
соорудить временное укрытие, при необходимости уметь оказывать первую
медицинскую помощь.
Как вы думаете, для чего необходимо общение человеку с природой?
чтобы идти в лес на лыжах, что должен знать каждый?
Мы с вами отправляемся отдыхать на природу, в лес. Что нас может ждать в
лесу?
Сформулируем тему урока «Выживание в природной среде зимой»
А какую цель урока по данной теме мы поставим перед собой?
Как вы думаете, ребята, помогает ли природа формировать человеку
качества, которые ему помогут в дальнейшей жизни? и какие это качества?
Ответы (возможные): умение управлять своими эмоциями; как не поддаваться
страху; умение принимать решения; общение с природой требует серьёзной
подготовки.
Из ваших ответов мы ставим цель нашего урока _________________
Чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить задачи. Что
необходимо чтобы достичь данной цели?_______________________
готовиться заблаговременно к походу
Уметь ориентироваться на местности
Уметь разжечь костёр, какие типы костров бывают
уметь добыть воду и пищу
Умение делать укрытия.
Таким образом мы с вами сформулируем задачи________________
2.
Основная часть урока
Мы находимся в лесном массиве на лыжах и вдруг понимаем, что
заблудились. Всё замечательно, если световой день ещё долгий, лыжня
оставленная нами видна отчётливо, можно смело идти по своей лыжне и выйти к
населённому пункту.
Представим другую ситуацию. Мы увлеклись походом, не обращая
внимания на время (дело идёт к вечеру) и начинает идти снег с ветром, лыжня
оставленная нами на снегу, исчезла. Что делать?
Главное не паниковать, успокоиться самая простая рекомендация как это
сделать – сосчитать от 10 до 1. Проанализировать ситуацию и выработать план
действий.
Оказать первую помощь нуждающимся. В зависимости от травмы
оказываем пострадавшему помощь, первое правило – Не навреди. В лыжном
походе в основном травмы получают при падении и травмированию в основном
подвержены конечности человека. В основном это ушибы, вывихи, редко
переломы. Повреждённые конечности обездвиживаем с помощью накладывания
подручной шины и более утепляем повреждённую конечность. Следим за
пострадавшим, чтоб он не сидел на снегу (подкладываем лапник) и после
разжигания костра, пострадавшего передвигаем ближе к костру.
Обратить внимание чтоб не было переохлаждения (простой способ это
проверить, поднести указательный палец к мизинцу, если не получается значит
больше двигаться, приседать). Очень важно сохранять тепло, но и потеть тоже не
нельзя. Потому что жидкость (пот) испаряясь, охлаждает тело. Поэтому во время
движения необходимо регулировать температуру тела (можно даже снять
верхнюю одежду, но ни в коем случае головной убор).
Необходимо найти подходящее место, чтобы разбить место для стоянки.
Бивак должен быть защищён от ветра и находиться на ровном месте. Не снимая
лыжи уплотнить снег, выбрать место для временного укрытия, костра с
соблюдением мер безопасности.
Умение ориентироваться на местности это очень хороший шанс выйти к
людям. Если у вас есть с собой карта местности, либо вы знаете в каком
направлении по отношению к сторонам света, двигались, остаётся лишь
определить стороны горизонта. Точно стороны горизонта днём в солнечную
погоду можно определить с помощью часов и солнца, а ночью по полярной
звезде.
В нашей местности в смешанном лесу сухих дров для костра бывает
достаточно много, поэтому отправляемся на поиски дров. Для розжига костра
используем мелкие сухие ветки елей, либо кору берёзы. Также кору берёзы
можно использовать для изготовления котелка, чтобы вскипятить воду, растопив
снег. Утолять жажду, используя для этих целей снег – нельзя.
Костёр который легко разжигается это «шалаш», а далее можно
использовать костер типа «колодец», на ночь «нодью», либо костёр типа «звезда»
(ленивый).
Нужно позаботиться о питьевой воде. Сырую воду, а тем более сырой снег
употреблять нельзя. Поэтому конечно можно растопить снег и вскипятить воду в
пластиковой бутылке (если найдём), но при этом следует помнить о вредности
пластиковой бутылки. Поэтому необходимо изготовить котелок из бересты
берёзы.
Укрытия в зависимости от количества снега, его плотности, в каком мы
лесу, могут быть разными (иглу, навес, нора в глубоком снеге). Вниз стелем
лапник.
Решение теста
Тест
1. Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной?
Укажите правильный ответ:
а) выполнение целей и задач похода;
б) обеспечение безопасности;
в) полное прохождение маршрута.
2. С какой целью руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристской группы в
поисково-спасательную службу (ПСС)? Укажите правильный ответ:
а) для того, чтобы от ПСС был выделен представитель для сопровождения группы на
маршруте;
б) для того, чтобы ПСС могла контролировать прохождение группой населенных пунктов,
отмеченных в маршруте;
в) для того, чтобы ПСС выделила группе рацию для связи при прохождении маршрута;
г) для того, чтобы ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае
экстремальной ситуации или несвоевременного завершения маршрута оперативно оказать ей
помощь.
3. Какого цвета должна быть верхняя одежда туриста? Укажите правильный ответ:
а) однотонного цвета;
б) из камуфлированного материала;
в) яркая, демаскирующая.
4. В солнечный полдень тень указывает направление на:
а) юг;
б) север;
в) запад;
г) восток.
Укажите правильный ответ.
5. Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь? Укажите
правильный ответ:
а) по часам;
б) по луне;
в) по Полярной звезде.
6. Как правильно разводить костер? Разместите предложенные ниже действия в
правильном порядке:
а) положить на почву растопку;
б) на растопку положить ветки;
г) приготовить растопку и дрова;
д) сверху веток положить поленья, дрова;
е) соблюдать правила пожарной безопасности.
Итог: Прежде чем выходить на природу, человек должен заранее
подготовиться. Составить маршрут движения, взять карту местности, компас,
аптечку, поставить в известность соответствующие службы, родителей.
Обязательно должен быть набор охотника.
Необходимо общение с живой природой;
Любой выход на природу будет успешным, если к нему хорошо
подготовиться;
Проработать маршрут;
Иметь план и схему движения
Приготовить снаряжение для конкретного похода.
Рефлексия.