Напоминание

"Кормушки для зимующих птиц"


Автор: Внукова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад совхоза "Вторая пятилетка"
Населённый пункт: Воронежская область, Лискинский район, п\с Вторая пятилетка
Наименование материала: ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: "Кормушки для зимующих птиц"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад совхоза «Вторая пятилетка».

ИНФОРМАЦИОННО

-

ТВОРЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ

«

Кормушки

для зимующих птиц

»

(для старшего дошкольного возраста)

Составитель:

воспитатель

Внукова О.С.

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников:5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Ожидаемый результат:

-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно

меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому

многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих

птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали

правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый

восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за

птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник – беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Вторник - дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Липкие пенечки».

Цель. Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите

птиц», Ю.Никонова «Зимние гости», В. Бианки «Синичкин календарь».

В. Даль «Старик – годовик», М. Горький «Воробьишко», Л.Н. Толстой «Птичка». Ненецкая народная сказка «Кукушка» С.

Михалков «Зяблик».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда -

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Над жуком и короедом

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг- изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много». Чтение худ. литературы: Л.Воронкова

«Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц

зимой»;

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник– внести в уголок книг подборку литературы о птицах. Беседа «Трудно птицам зимовать».

Вторник –заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов. Подвижные игры «Черный ворон», «Перелёт птиц»,

«Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».

Среда- оформление альбома: «Зимующие птицы». Экскурсия за пределы детского сада «Кормушки около дома».

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Четверг- оформление картотеки загадок, стихов о птицах. Заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А.

Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах. Заготовка корма для птиц;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Консультации – «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

2 неделя.

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок - «Мастерим кормушки для птиц»

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Приложение 1

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Воспитатель: Ребята, по каким признакам мы узнаем птиц? Как мы их отличаем от других животных? Вспомните модели (показ иллюстраций).

– Ребята посмотрите сколько птиц. Давайте сравним их друг с другом. Посмотрим и скажем, какое оперенье у всех этих птиц? Что можно

сказать об оперенье? Какое оно?

– Обратите внимание на глаза. Расскажите, какие они.

– А что можно сказать про ноги и лапки?

– Какие крылья? Какой хвост, клюв?

– А где живут? (В лесу – лесная, в степи – степная, вблизи водоемов – водоплавающая, дома с человеком – домашняя.)

Как питаются все эти птицы?

– Как передвигаются? Летают.

Приложение 2

Дидактическая игра: «Птички на кормушках»

Цель: уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах (внешний вид, чем питаются), природоохранительные представления;

воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Ход игры:

Загадать загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это?. Правильно, кормушка.

Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним , какие птички прилетают на наши кормушки и чем мы их кормим.

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие

птички, крошки и семечки склевали, а рябину и сало не тронули. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку, изображающую воробья, и

выставляет её на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.)

2. Во вторник прилетели птички с жёлтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это? (Вызванный ребёнок

выбирает картинку с изображением синички и выставляет на кормушке.)

3.В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на тёмно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись

и клевали ягоды рябины. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.)

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, чёрные, с синим отливом. Птицы

съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на

кормушке.)

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте, кто это?

-Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это... СНЕГИРИ.

Непоседа, невеличка,

Жёлтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал её? СИНИЧКА.

Уличный мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает. ВОРОБЕЙ.

Гладенький, аккуратненький,

Урчит, воркует, дружка целует. ГОЛУБЬ.

-Молодцы, ребята, правильно назвали всех птичек.

Приложение 3

Чтение художественной литературы:

В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости»

С. А. Есенина «Поёт зима, аукает

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

В.Звягина «Воробей».

На дворе морозище

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки…

Я принес воробышкам

На тарелке крупки:

Кушайте, воробышки,

Кушайте, хорошие!

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

«Воробей ведь маленький!»

Сразу как запрыгает,

Потеряет валенки!

Приложение 4

Конспект НОД по теме "Снегирь на ветке"

Рисование по мотивам стихов и загадок.

Старшая группа

Задачи: Учить передавать форму и характерные особенности снегирей по их описанию в стихах и загадках; продолжать учить

самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка, способствовать развитию цветового и образного восприятия;

совершенствовать изобразительные умения и развивать способность к созданию выразительных образов, используя различные средства

изображения.

Предварительная работа: Разгадывание загадок, рассматривание иллюстрацию с изображением снегирей на ветках, экскурсия в парк с

родителями (в выходной день).

Материалы, инструменты, оборудование: Листы бумаги голубых, светло -сиреневых цветов; гуашь, кисточки, баночки с водой, ватные

палочки, салфетки, мольберт, иллюстрации с изображением снегирей, рисунки выполненные воспитателем для показа техники рисования,

палитра для смешивания красок.

Содержание:

Воспитатель читает стихотворение:

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня- посмотри!-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Воспитатель: Как вы думаете о ком это стихотворение?

Дети: о птицах

Воспитатель: О каких птицах?

Дети: о зябликах и снегирях.

Воспитатель: Правильно, а можем ли мы зимой встретить зябликов?

Дети: Нет

Воспитатель: Конечно нет, они улетают в теплые края. А снегирей мы можем увидеть зимой?

Дети: Можем

Воспитатель показывает на мольберте несколько иллюстраций с изображением снегирей и предлагает детям полюбоваться ими.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим снегирей, как мы их отличаем от других птиц?

Дети: У них красные и розовые грудки и темно-серые перышки.

Воспитатель: Давайте с вами попробуем получить розовый цвет, как вы думает какие цвета нужно смешать между собой?

Дети: красный и белый

Воспитатель: Правильно, давайте попробуем.

Дети начинают смешивать краски на палитре.

Воспитатель: А теперь нашим ручкам нужно отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь. (Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Снова рисовать начнем.

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнем —

Снова рисовать начнем. (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за педагогом.)

Воспитатель: А как вы думаете чем любят лакомится снегири?

Дети: ягодами рябины

Воспитатель: Конечно любимое их лакомство, это ягоды рябины

Воспитатель показывает детям картинку с изображением ягод на ветке.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем представить своего снегиря, закрывайте глазки.

Дальше воспитатель подробно, поэтапно вместе с детьми рисует снегиря на ветке рябины. В это время звучит музыка "Звуки леса".

После того как дети нарисовали снегирей, воспитатель предлагает детям поиграть. Все выходят на ковер.

Воспитатель: А теперь попробуем представить , что мы снегири.

Сел на ветку снегирек -все присели;

Брызнул дождик - он промок- выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться;

Ветерок, подул слегка - легкие наклоны

Обсуши нам снегирька - легкий бег по кругу.

Игра повторяется 2-3 раза.

Приложение 5

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Стань птице другом» (изготовление кормушек для птиц)

Программные задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах, формировать интерес к проблеме охраны

природы.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в охрану природы, развивать кругозор, мышление.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам.

Материалы: заготовки для изготовления кормушек (плотный картон, на нем проведены линии для сгиба, сделаны дырочки, ленточки, картинки

с изображением птиц, магнитная доска.

Ход НОД

1. Оргмомент.

-Ребята, мы сегодня поговорим о наших друзьях- птицах.

Отгадывание загадок. (Ребенок, который правильно отгадал загадку, прикрепляет картинку с изображением птицы на магнитную доску).

Магнитная доска-это наша кормушка.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

(воробей)

Всю ночь летает- мышей добывает.

А станет светло- спать летит в дупло.

(сова)

Непоседа птица эта- одного с березой цвета.

(сорока)

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

(дятел)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут!

(снегирь)

Спинкою зеленовата, животиком желтовата.

Серенькая шапочка и полоска шарфика.

(синица)

-Ребята, птицы, которые прилетели на нашу кормушку, перелетные или зимующие?

-Ответы детей.

Беседа о пользе птиц, о зимующих птицах, об их жизни в холодный период года. Заучивание пословицы "Покорми птиц зимою- послужат тебе

весною".

2. Изготовление кормушки.

Работа выполняется каждым ребенком.

Кормушка делается из коробки из-под молока или пластиковой бутылки, а так же особая кормушка из дерева, каждый ребенок привязывает

ленточку. При желании кормушку можно разукрасить.

3. Физкультминутка.

Игра "Зимующие - перелетные"

Дети становятся в круг, выбирается ведущий, который говорит название какой-либо перелетной или зимующей птицы. Если названа перелетная

птица, дети машут руками, будто крыльями, "улетают", если же зимующая, то дети тоже машут руками, но садятся на корточки.

4. Чтение стихотворений о птицах.

Голуби

Голуби, голуби, раз, два, три.

Прилетели голуби- сизари,

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей (И. Токмакова)

Мой приятель воробей.

За что люблю я воробья?

За то, что он такой как я:

Когда приходят холода,

Не улетает никуда! (И. Левин)

5. Рефлексия.

Ребята, какие птицы остаются у нас на зиму?

Кто хочет дома сделать кормушку для птиц?

Для чего необходимо помогать птицам?

6. Развешивание кормушек на прогулке около своего дома.

Приложение 7

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА- ЭКСКУРСИЯ

Цель экскурсии: организовать прогулку детей в зимний парк с целью наблюдения за зимней природой, поведением птиц; организовать

кормление птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная беседа

- Ребята, сегодня я шла в детский сад и вдруг встретила волшебницу, она так спешила, что имя свое она не назвала, а сказала о себе

такими словами: «Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня…? (зима)

-Какое сегодня небо, ясное или пасмурное?

-Морозно или нет?

-Тихая, безветренная погода или дует ветер?

-Идёт ли снег?

-На что похоже зимнее небо? А земля?

Основная часть экскурсии

-Ребята, какие деревья растут у нас в парке (берёза, сосна, рябина, каштан)

-А знаете ли вы, как зимуют деревья? Что изменяется в жизни деревьев с приходом зимы?(ответы детей)

-С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их

с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни

от промерзания. Под тяжестью снега ломались бы ветви. И вот что бы ветки не ломались, люди отряхивают снег с веток.

Наблюдение за берёзой.

-Вот берёзка. К лиственным или хвойным деревьям она относиться?(ответы детей)

Дети с воспитателем рассматривают берёзку .Обращают внимание на её красивый ствол, тонкие ветви, как красива берёзка в пушистом

инее. Даже зимой берёза очень красива и изящна. Не даром о берёзе говорят как о живом человеке, о красивой девушке.

Наблюдение за елью.

-Посмотрите на ель, изменилась ли она с осени?

- Ель относится к лиственным или хвойным деревьям?

-К хвойным.

-Изменилась ли она с осени?

- Нет, она по-прежнему стоит зелёная. У хвойных деревьев тоже бывает листопад, но постепенно, не сразу. Один раз в 5-7 лет. Поэтому

они всегда .зелёная.

-Посмотрите на ветках ели шишки (дети рассматривают шишки)

-Кто питается семенами ели?

-Давайте, закроем глаза и пофантазируем, на что похожа заснеженная ель.

Наблюдение за рябиной.

-Как среди других деревьев узнать заснеженную рябинку? (по ярко-красным гроздям ягод)

-Кто питаются этими ягодками? (птицы)

-Осенью ягоды рябины были очень горькими.

-А как вы думаете, сейчас они какие на вкус? (сладкие)

-Правильно, сладкие. Под действием холода в ягодках рябины крахмал превращается во все возможные сахара, глюкозу, фруктозу. Вот

почему после первых заморозков рябина становится сладкой.

Ребята, а теперь посмотрим на птичек. Посмотрите как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и

белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все

птицы.

Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут. Потому они и называются перелётными. Летом они

живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные

места.

А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми.

Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно

маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И если мы в это время поможем птицам - сделаем кормушку,

насыплем немного зёрен, крупы или хлебных крошек, - то этим мы спасём не одну птичью жизнь.

Воспитатель достаёт приготовленный корм для птиц (пшено, семена растений, семена подсолнечника ) и насыпает в кормушку на

некоторое расстояние и в тишине наблюдают за тем, какие птицы первыми прилетят полакомится к кормушке, как они прилетают стайкой или

по одной. Детям предлагается до следующей экскурсии приготовить корм птичкам самим.

Приложение 8

Консультация для родителей:

«Покормите птиц зимой»

Наши дети уже знают, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще

раз об этом вспомнить.

Почему одни птицы улетают,

а другие остаются зимовать с нами?

Не спешите отвечать за ребенка, дайте ему возможность немного порассуждать, помогите наводящими

вопросами.

Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река для них - и дом, и столовая. А что происходит с

реками зимой? Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом.

А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой насекомые

летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе

дом в других местах, теплых и сытных.

Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы? Просто все они могут зимой

отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А

если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости

от жилья.

Поговорите с ребенком о тех птицах, которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за

ними понаблюдать. Прежде всего, это вездесущие воробьи.

Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда. Разучите стишок:

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я:

Когда приходят холода,

Не улетает никуда.

(В. Левин)

Бойкие синички - тоже нередкие гости. Питаются они, в основном, насекомыми, которых вытаскивают из

щелей в древесной коре. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых.

Понаблюдайте с ребенком за воронами и сороками. Эти птицы всеядны: и насекомых едят, и зерно, и

всевозможные пищевые отходы.

Птичкам-невеличкам, которые остались зимовать вместе с нами, приходится не сладко. Все-таки добраться до

корма непросто - он часто бывает, скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды,

чем летом.

Наши дети уже знают о том, знает о той большой пользе, которую приносят птицы. Если они «подзабыли»,

расскажите им, как синички и другие маленькие пичужки спасают деревья от вредных насекомых. Чем больше

птиц в лесу или в саду, тем целее деревья.

Объясните ребенку, что зимой птицы погибают не от холода, а от голода. Ведь сытая птичка не замерзнет даже

в самый сильный мороз. И если вы вместе с ребенком смастерите и повесите в парке, на опушке леса или возле

дома кормушку, то вы не только сможете понаблюдать за птицами, но и сделаете доброе и нужное дело.

Если

папа

согласится

помочь,

можно

соорудить

кормушку

по

всем

правилам.

Для

этого

понадобится

небольшая дощечка или фанерка, к которой нужно приделать низенькие бортики. Ее за четыре угла можно

подвесить на ветке, а еще лучше - укрепить на деревянной "ножке", вбитой в землю. Тогда кормушка не будет

раскачиваться от ветра. Не помешает и деревянная крыша.

Если

кормушка

висит

в

парке,

и

вы

с

ребенком

не

можете

наведываться

туда

часто,

удобно

сделать

"автоматическую" кормушку. Для этого наполните кормом бутылку, переверните ее горлышком вниз и закрепите

над столиком на расстоянии нескольких миллиметров. По мере того, как птицы будут съедать корм, из бутылки

будет высыпаться новый. Чтобы бутылка не пугала птиц, предварительно обмажьте ее клеем ПВА, обваляйте в

песке и высушите. Вот теперь она выглядит более "природно" и естественно.

Если

же

сделать

деревянную

кормушку

не

получается,

конструкцию

можно

значительно

упростить.

Например, прорезав большое окошко в пластиковой бутылке или картонном пакете из-под молока.

Чем же угостить птиц?

Лучшее лакомство - подсолнечные и тыквенные семечки.

Можно насыпать крошки белого хлеба. Такое угощение понравится любым птичкам.

Всевозможные крупы (пшено, овес, просо и др.) привлекут, скорее всего, только воробьев.

Снегири любят ягоды рябины и бузины.

Синичек можно побаловать кусочками несоленого сала или мяса. Только не кладите сало прямо на столик -

утащат вороны. Подвесьте его на ниточках или проволочках к веткам деревьев. Так вороне схватить сало трудно, а

синичка поклюет, уцепившись за кусочек лапками.

Кого можно встретить у кормушки? Если она висит во дворе возле дома, то основными вашими гостями будут

воробьи и синички. В лесную столовую могут пожаловать не только всевозможные синицы, но и дятел, и поползень.

Птицы очень быстро привыкают к кормушке и наведываются туда постоянно. Если вы каждый день гуляете

с ребенком примерно в одно и то же время, попробуйте провести такой эксперимент. Каждый день в определенные

часы насыпайте в кормушку корм. И очень скоро вы заметите, что птицы знают время обеда и собираются у

кормушки "вовремя", ожидая лакомства. Иногда прилетает сразу вся стайка, а бывает, несколько воробьев-

разведчиков. Ребенку наверняка понравится возможность понаблюдать за пернатыми и их повадками во время

обеда. Привыкнув к людям, птички будут подпускать вас достаточно близко. Только вести себя нужно очень-очень

тихо.

Приложение 9

Викторина «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его

объектами;

продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;

Ход викторины

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на

тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте,

ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас

остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его

тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым

пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом

сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих

и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц».

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а

перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому

дню

люди

готовили

кормушки,

читали

стихи

про

птиц,

загадывали

загадки,

играли

и

просто

любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе

говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба,

кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись

живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика

птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только

птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже

пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и

ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит

сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6

ребенок.

М ногие

птицы

с а н и т а р ы ,

способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы

наши

пернатые

друзья

постоянно

чувствовали

нашу заботу.

Воспитатель. Ребята

с

родителями

смастерили

кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и

рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Поползень, лесной – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели.

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог.

Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц

на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок?

Ответьте на вопросы:

1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?

2. В какой день недели прилетали вороны?

3. Сколько ворон прилетало?

4. Чем лакомился голубь на кормушке?

5. Чем угощались сороки?

6. Сколько было сорок на кормушке?

Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение

на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт.

Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать

группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание

первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта.

Основным ингредиентом этого слоя

является

растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача - все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё

перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание

третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой - он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья,

сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель.

Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли.

А пока мы отдохнём,

викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10

синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка

прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки

Всюду только снег, да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все

оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке.

Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот

тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как

кормить птиц».

Передайте их

друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими

постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

А. Яшин.

Дети одеваются и выходят на участок. Одни выносят кормушки, другие корм и торт. Взрослые помогают развесить кормушки. Дети

насыпают корм, а в «Синичкиной столовой» помещают торт.

Приложение 10

Викторина о зимующих и перелётных птицах.

Цель. Закрепление и обобщение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.

Задачи:

- уметь их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные

связи между различными природными явлениями;

- анализировать внешний облик птиц, их поведение.

- воспитывать бережное отношение к птицам, любить их, беречь.

Викторина

Сорока:

Ча-ча-ча! Что за шум, что за гам. Зачем вы все слетелись сюда.

Что вам здесь надо?

Воспитатель:

Мы прилетели на птичий слет. Надо решить несколько вопросов.

Сорока:

Какие вопросы, вы все равно ничего не знаете. У вас только игры, забавы, драки.

Воспитатель:

Тише, тише сорока, не трещи! А лучше присоединяйся к нам и прими участие в нашем птичьем слете. Вы, наверное, уже догадались, о ком мы

будем сегодня говорить. Какие группы птиц вы знаете? Я предлагаю вам, разделится на две стаи. Одна перелетная, другая зимующая. Для этого

на столе лежит картинки, подойдите и каждый возьмите по одной. Рассмотрите и назовите их. (Дети называют птиц и делятся на две стаи.

Каждой стаи надо дать название).

Вот вам два конверта, в них буквы. Выложите слова. Это и будут названия ваших « стай». Внимание, внимание начинаем наш совет.

1.

Про какую птицу говорят: «Мудрая». (Сова)

Ваши ответы сегодня будут оценивать совет «Мудрой совы».

2.

Где живут птицы?

В дуплах деревьев, пустоты под корнями, в гнездах, скворечниках, в кустах, в высоких зарослях трав, в ямах на земле, на вершинах деревьев,

длинные норы в крутых берегах.

3.

По роду питания птицы делятся условно на три группы.

Какие: зерноядные, насекомоядные и всеядные.

1.

Воробей, снегирь, чиж, дрозд.

2.

Кукушка, синица, дятлы, скворцы.

3.

Ворона, сорока.

Для оценки ваших ответов, для «Мудрой совы» предлагаю: кормушки, зерна и гусеницы. Зерна для зимующих птиц. Гусеницы для перелетных

птиц. Каждая команда за правильный ответ в кормушку будет получать – зерна и гусеницы.

Пока совет «Мудрой совы» совещается, мы проведем пальчиковую гимнастику.

4.

Пальчиковая гимнастика

Кормушки пока пусты, давайте покормим птенцов.

Птичка крылышки сложила,

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла,

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла,

Полетела, полетела!

5.

Какая птичка селится в скворечнике? (Скворец)

Только скворцы живут в скворечнике.

Назвать птиц.

6.

Птицы очень чуткие, слышат они хорошо, и о своей опасности предупреждают других птиц, издавая звуки.

Как птицы предупреждают об опасности?

Ворона – кар-кар. Дятел – тра-та-та.

Синица – пили-пили. Голубь – чуф - фы.

Зяблик – рю-рю-рю. Сорока – ча-ча-ча.

Грач – кра –кра. Дрозд – филипп - филипп.

Овсянка – зинь –зинь. Иволга – фиу-тиу-лиу.

Пеночка – тинь, тинь. Горихвостка – фи-ить.

Кукушка – ку-ку. Воробей чик-чирик.

7.

При перелетах птицы летят как. В стаях есть кто? Вожак – кто?

Сильная опытная птица.

«Гуськом» - друг за другом гуси.

« Утки» - прямой линией, рядом.

«Журавли» - клином.

«Ласточки, скворцы» - кучей в виде облака.

8.

Посмотрите, сколько птиц село на деревья по окраске определите птицу.

Надо назвать птиц, которые сидят на дереве. Чья команда назовет больше птиц правильно, столько и получат корма.

А сейчас предлагаю паузу. Немножко отдохнем.

Подразним ворону.

«Ворон, ворон – кар-кар-кар.

На твоем дубу пожар,

Воронята плачут

И по веткам скачут!»

9.

Следующие задание - каждая стая загадывает загадки.

Стая зимующих птиц – про зимующих, стая перелетных птиц - про перелетных.

10. Посмотрите, сколько птиц прилетело на дерево. Сосчитайте их.

11. Синички – сидят на месте, юрко оглядываются, чистят перышки, взмахивают крыльями, движения их быстрые, проворные.

Глухари – важно ходят, раскрывают свои знаменитые веерообразные хвосты, поглядывают по сторонам.

Воробьи – быстрые движения, задиристые.

Вороны – важные с боку на бок переваливаются.

Каждая птичка ходит, двигается по - своему. Посовещайтесь и покажите птицу, а вы должны отгадать другу у друга какую птицу

изобразили.

12. Бывает, когда очень много собирается птиц – об этом говорят «птичий базар» давайте подойдем к птицам и посмотрим, какие это птицы

(символы).

13. Предлагаю совету «Мудрой совы» заглянуть в кормушки и посчитать зернышки, гусениц. Объявить какая стая больше набрала корма.

14. В заключение викторины сценка.

- Слышите! Кто это спорит. Что случилось?

- Кар! – кричит ворона.

- Стой, ворона, не кричи.

- Кража!

- Караул!

- Грабеж!

- Пропажа!

- Вор прокрался утром рано!

- Грош украл он из кармана!

- Карандаши!

- Пробку!

- И красивую коробку!

- Не кричи ты.

- Помолчи.

- Жить не можешь без обмана.

- У тебя ведь нет кармана!

- Как!-

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивлено:

- Что ж вы раньше не сказали?

- Кар-р-раул! Карман украли!



В раздел образования