Напоминание

"Концептуальные основы организации работы по развитию одаренности детей"


Автор: Якунина Олеся Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 52 города Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Концептуальные основы организации работы по развитию одаренности детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Концептуальные основы организации работы

по развитию одаренности детей

Воспитатель МБДОУ д/с № 52 Якунина О.С.

На протяжении довольно продолжительного периода времени проблема

одаренности

и

организации

работы

с

одаренными

вызывает

большой

интерес.

В

современной

системе

образования

она

становится

тем

более

актуальной

в

связи

с

происходящими

социально-экономическими

преобразования

в

государстве,

приоритетностью

инновационных

форм

развития

производства,

общества,

личности.

Научный,

культурный

и

экономический

потенциал

России

зависит

от

качества

подготовки

специалистов,

людей,

неординарно

мыслящих,

способных

нестандартно

решать

поставленные

задачи,

видеть

перспективу

и

планировать

свою

деятельность

на

основе

глубокого

критического

анализа.

Государство

и

общество заинтересованы в поддержке одарённых детей в России.

Именно

поэтому

работе

с

одаренными

детьми

уделяют

особое

внимание.

С

2003

года

в

нашей

стране

осуществляется

реализация

программы «Одаренные дети» в рамках президентской программы «Дети

России».

Итогом

этой

деятельности

должно

стать

формирование

и

совершенствование

системы

работы

с

одаренными

детьми,

отработка

педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке.

По данным Л. Пасечника, примерно пятая часть дошкольников может

быть

отнесена

к

одарённым

детям.

Но

они,

как

правило,

лишены

необходимой для развития их таланта поддержки, в результате всего лишь 2-

5%

детского

поколения

действительно

проявляют

себя

как

одарённые.

Поэтому

перед

дошкольным

учреждением

стоит

задача

поиска

новых

организационных форм по выявлению детей, имеющих ярко выраженные

способности,

новых

педагогических

технологий

по

развитию

детской

одаренности;

совершенствованием

системы

целевого

управления

этой

работой. Для таких детей требуются специальные учебные программы или

помощь,

выходящие

за

рамки

обычного

обучения,

чтобы

они

имели

возможность

реализовать

свой

потенциал,

а

в

будущем

внести

вклад

в

развитие современного общества.

На

наш

взгляд

единая

система

организации

образовательного

пространства

для

одаренных

детей

должна

включать

в

себя

не

только

мониторинговые

компоненты,

но

также

подкрепляться

и

дополняться

содержательным,

технологическим

и

методическим

наполнением

деятельности,

представляющими

собой

комплекс

организационно-

технологических

мероприятий,

способствующий

всестороннему

развитию

личности, ее индивидуальной одаренности.

Основной

целью

является создание

единой

системы

работы

по

развитию одаренности детей.

Задачи:

1.

Разработка

системы

выявления

и

сопровождения

одаренности

дошкольников

2.

Формирование образовательной среды, создающей условия для

развития и применения способностей дошкольника.

3.

Применение

современных

образовательных

технологий

в

организации работы с одаренными детьми.

4.

Организация

пространственно-предметного

и

социального

компонентов развивающей образовательной среды.

Выявление одаренных детей осуществляется в результате психолого-

педагогического

мониторинга.

В ы я в л е н и е

о д а р е н н ы х

д е т е й

продолжительный

процесс,

связанный

с

анализом

развития

конкретного

ребенка.

Эффективное

выявление

одаренности

посредством

какой-либо

одноразовой

процедуры

тестирования

невозможно.

Поэтому

вместо

одномоментного

отбора

одаренных

детей

организуется

постепенный,

поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным

программам.

Данные

мониторинга

составляют

основу

информационной

базы

учреждения

по

одаренным

детям.

После

определения

одаренности

обучающихся усилия педагогического коллектива направляются на создание

условий, необходимых для дальнейшего развития способностей детей:

- Разработку и реализацию концептуальных подходов к организации

работы с юными талантами, ориентированных на развивающий характер

образования;

-

Организацию

учебно-воспитательной

деятельности

с учетом

склонностей, интересов, личностно-деятельностного характера обучения;

- Конструирование содержания обучения и развития одаренных детей

через индивидуальные образовательные маршруты.

- Психолого-педагогическая диагностика и поддержка одаренных детей.

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят

требования

стандартной образовательной

системы.

Для

одаренных

детей

характерна

чрезвычайная любознательность

и

потребность

в

познании,

энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих

сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.

В настоящее время не существует четких определений одаренности.

Одаренный

ребенок

1.

Обозначение

любого

ребенка,

чьи

интеллектуальные

способности

и

достижения

значительно

превышают

нормы, характерные для его возраста. 2. Более широкое значение: ребенок,

обладающий специальными способностями в любой области человеческой

деятельности,

представляющими

ценность

для

общества.

Это

значение

основано на представлении о том, что одаренность может распространяться

за

пределы

тех

характеристик

и

способностей,

которые

оцениваются

стандартизированным инструментарием для тестирования.

В

целом, одаренный

ребенок

это

ребенок,

который

выделяется

яркими,

очевидными,

иногда

выдающимися

достижениями

(или

имеет

внутренние

предпосылки

для

таких

достижений)

в

том

или

ином

виде

деятельности.

Разработка методов определения способностей и одаренности была

начата

в

рамках

психометрии,

направленной

на

оценку

индивидуальных

различий

и

личностных

особенностей.

Многое

здесь

основывалось

на

допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями,

психологическими свойствами и личностными чертами.

Существуют две точки зрения на одарённость.

Первая базируется на том, что если человек одарён, то он способен

достичь

успехов

во

многих

видах

деятельности

(интегральное

свойство

личности).

Сторонники второй

полагают,

что одарённость всегда конкретна, и

нельзя говорить об одарённости вообще. Нужно говорить об одарённости

музыкальной,

математической

и

т.д.

Однако,

исследования

специалистов

убедительно

свидетельствуют

в

пользу

того,

что специализированная

одарённость большая редкость.

Одарённость на разных возрастных этапах проявляется по-разному.

Чем меньше возраст, тем менее она дифференцирована и проявляется как

универсальная способность. Но с возрастом накладывается влияние средовых

факторов,

в

результате

чего

одарённость

приобретает

предметную

направленность, реализующуюся в каком-либо виде деятельности.

Существует четыре группы детей, по направлениям одарённости:

- дети с высокими интеллектуальными показателями;

- дети с высоким уровнем творческих способностей;

- дети, достигшие успехов в каких – либо областях деятельности (юные

музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д.), – талантливые дети;

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).

Б. М. Теплов

определил одарённость как «качественно-своеобразное

сочетание способностей,

от

которого

зависит

возможность

достижения

большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».

Дж.

Рензулли

предложил

альтернативное

определение,

основанное

на

свойствах,

отмеченных

в

одаренных

взрослых

(Renzulli

et

al.,

1981).

В

соответствии

с

этим

определением,

одаренность

является

результатом

сочетания

трех

характеристик:

интеллектуальных

способностей,

превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости. А. М.

Матюшкин считает, что психологическая структура одарённости совпадает со

структурными

элементами,

характеризующими

творчество

и

творческое

развитие человека. Основные структурные компоненты одарённости – это

доминирующая

роль

познавательной

мотивации,

исследовательская

активность

(обнаружение

нового,

постановка

и

решение

проблем),

возможность

достижения

оригинальных,

нестандартных

решений,

прогнозирования

и

предвосхищения,

способность

к

созданию

идеальных

эталонов,

обеспечивающих

высокие

эстетические,

нравственные,

интеллектуальные оценки.

«Одаренность» – это индивидуальные способности к выдающимся

достижениям по сравнению с референтной группой.

Чаще всего мы говорим об одарённых детях, как об опережающих в

своём развитии сверстников. Но есть и другая проблема – одарённые дети

отличаются от других и по характеру и восприятию окружающего мира. Они

по-другому

строят

отношения

с

окружающими.

По-другому

трудятся,

обладают нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом

способности

к

усвоению

могут

быть

не

такими

уж

выдающимися.

Что

мешает окружающим вовремя разглядеть этот дар и своевременно начать его

развивать.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на

чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

Таким образом, следует отметить, что одним из необходимых условий

разработки

системы

работы

с

одаренными

детьми

является

не

только

систематическая диагностическая работа по выявлению и сопровождению

одаренных

детей,

но

и создание

системы

практик

для

реализации

имеющихся способностей и склонностей.

Внешние

проявления

одаренности

определяются

рядом

факторов,

включающих в себя как личностные особенности ребенка, так и условия

внешней среды.

В

соответствии

с

предпочитаемым

и

наиболее

успешным

видом

деятельности различные авторы определяют следующие типы одаренности:

- Интеллектуальная

- Академическая

- Творческая

- Спортивная

- Художественная

- Социальная (лидерская)

В

программе

должны

применяться четыре

основных

подхода

к

разработке содержания образования:

1

. Ускорение.

Этот

подход

позволяет

учесть

потребности

и

возможности

определенной

категории

детей,

отличающихся

ускоренным

темпом развития.

2 . Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям,

которые

обнаруживают

особый

интерес к

той

или

иной

конкретной

области деятельности.

При

этом

предусмотренные

в

программах

дополнительные часы, предполагают более глубокое изучение тем, областей

знания, что позволяет детям демонстрировать результативность в конкурсах,

олимпиадах различного уровня.

3 . Обогащение.

Этот

подход

ориентирован

на

качественно

иное

содержание обучения. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей

оставалось

достаточно

времени

для

свободных,

нерегламентированных

занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

Активно

применяются

ИКТ,

технологии

моделирования,

М.

Монтессори,

тестовые задания и т.д.

4 . Проблематизация.

Этот

подход

предполагает

стимулирование

личностного развития детей. Специфика обучения в этом случае состоит в

использовании

методов

творческого

характера.

Дети

занимаются

исследовательскими

работами,

проектной

деятельностью,

ведением

портфолио.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей

в е д у щ и м и

и

о с н о в н ы м и

я в л я ю т с я

м е т о д ы

т в о р ч е с к о г о

характера –

проблемные,

поисковые,

эвристические,

исследовательские,

проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и

групповой

работы.

Эти

методы

имеют

высокий

познавательно-

мотивирующий

потенциал,

и

соответствуют

уровню

познавательной

активности и интересов детей.

Дополнительное

образование

процесс

непрерывный

и

выполняет

функцию

расширения

возможностей

образовательных стандартов.

Его

миссия

удовлетворить

постоянно

изменяющиеся

индивидуальные

социокультурные

и

образовательные

потребности

детей.

Личностно-

деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну

из

основных

задач

дополнительного

образования

выявление, развитие,

поддержку одаренных детей.

Помощь

одаренным

детям

в

самореализации

их

творческой

направленности предусматривает:

- создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через

индивидуальное развитие, обучение и воспитание;

- организацию исследовательской и экспериментальной деятельности;

-

организацию

и

участие

в

интеллектуальных

играх,

творческих

конкурсах, олимпиадах, конференциях;

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- сочетание обязательных занятий и факультативных форм (в том числе

спецгруппы,

кружки,

секции

и

т.д.),

избираемых

в

соответствии

с

индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных

детей;

-

использование

современных

средств

информации

(Интернет,

медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).

Наиболее

эффективными

формами

работы

с

одаренными

детьми

дошкольного возраста являются:

-

Индивидуальное

обучение

или

обучение

в

малых

группах

по

программам развития в определенной области (кружки, секции, клубы);

-

Проведение

нестандартных

форм

образовательной

деятельности:

занятие-КВН, занятие-путешествие, занятие творческая мастерская, занятие-

исследование, занятие-поиск и др.

- Работа по творческим, исследовательским проектам;

- Каникулярные сборы, мастер-классы;

- Система конкурсов, фестивалей, олимпиад, акций, интеллектуальных

игр и пр.

В целом, надо отметить, что полноценное сопровождение выявления и

развития

одарённых

детей

возможно,

если

работа

будет

вестись

целенаправленно, систематически, поэтапно, если будут объединены усилия

всех

субъектов

образовательного

процесса

педагогов,

специалистов,

родителей

воспитанников,

использованы

возможности

дополнительного

образования, разработаны индивидуальные программы для одаренных детей.



В раздел образования