Автор: Жданова Мария Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ гимназии № 171 Центрального района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Современная тенденция образования – переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь"
Раздел: полное образование
Современная тенденция образования – переход от принципа «образование на всю
жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»
Причинами таких изменений служат, во-первых, лавинообразный поток информации во
всех областях знания, во-вторых, потребность современного общества в гибких,
адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой
профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом
отрезке жизненного пути человека. Для повышения эффективности учебного процесса
используются различные современные технологии. Одна из них - технология диалогового
взаимодействия.
Технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда
один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для
организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах
(индивидуальной парной, групповой и коллективной – работы в парах сменного состава)
называют технологиями диалогового взаимодействия.
При использовании технологий диалогового взаимодействия учитель придерживается
принципов:
1. Не обучать, а совместно с учащимися погружаться в процесс самообучения и
самовоспитания;
2. Создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучаемого материала;
3. Ведущей организующей силой является не взаимодействие пары «учитель-ученик», а
пара «ученик-ученик».
Учащиеся приобретают осознание того, что 1) если я хочу, значит, я смогу (целеполагание
становится основным мотивом деятельности ученика); 2) я есть уникальный продукт
природы и рядом со мной такие же, не похожие друг на друга индивидуальности
(формируются основы толерантности).
Физика – сложная фундаментальная наука, требующая опорных знаний, умения логически
мыслить, умения чётко формулировать свои суждения, умения сравнивать и
анализировать, умения визуально представлять и многое другое.
Рассмотрим применение технологий диалогового взаимодействия на примере урока по
физике «Атмосферное давление».
Методика Ривина (МР).
Данная методика применяется при изучении нового материала самим учеником без
объяснения учителя. По содержанию материал был разделен на 3 части и выбран так,
чтобы ученик смог изучить разделы этой темы в любой последовательности. Каждый
ученик в данный момент изучает одну часть темы, а за определённый промежуток
времени он должен усвоить всю тему. У каждого ученика своя последовательность их
изучения. Все части распределены между учениками так, чтобы одновременно над
каждой из них работали и слабые, и средние, и сильные ученики. Сложности рассадки
учащихся на уроке, проходящем в кабинете физики, связаны с тем, что по правилам
безопасности в кабинете физики все парты в классе жестко зафиксированы на
определенных местах. Поэтому приходится соблюдать традиционную рассадку учащихся
«по вариантам». Но количество вариантов становится больше!
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Ученики получили тему – задание, приготовили к работе свою тетрадь. Они записывают
число, название темы и делят страницу на графы:
№ абзаца
Главная мысль
Основные понятия
С кем работал
Два ученика находятся рядом. У каждого из них своя тема. Сначала они будут изучать
тему первого ученика. Этот ученик читает свой текст, второй слушает. Вместе обсуждают
текст, составляют предложение, выражающее его суть, для записи в тетрадь. Это
предложение нравится обоим, второй ученик записывает его в тетрадь первого ученика в
графу «основная мысль». Заканчивают эту работу. Теперь совместно работают над текстом
второго ученика по тому же алгоритму.
Последовательность работы в паре может быть иной. Может быть такой, что ученикам
легче сначала выписать информацию в 3-ю графу и сделать, ту работу, которая была
описана во 2-ой части, а потом приступить к выделению главной мысли текста. Вариант
работы каждая пара определяет самостоятельно.
Далее учащиеся пересаживаются, образуя новые пары. При этом после пересадки каждый
из учащихся знакомится с новым для себя текстом.
В новой паре решают, кто сначала изучит тему, а кто поможет. Они изучали другой
материал и о теме друг друга не знают. Поэтому должны друг друга познакомить с тем, что
они изучают. Для этого они называют тему и пересказывают содержание абзаца, который
усвоили, работая в первой паре. При этом они пользуются не текстом, а лишь записями в
тетради.
Применение этой методики на данном этапе помогает решению следующих проблем:
1.
Отсутствие осознанности и правильности чтения при самостоятельном изучении
материала.
2.
Отсутствие навыков работы над прочитанным текстом: выявлению основных
частей, главной мысли и воспроизведение содержания.
Следующий этап урока начинается с заполнения карты учета теоретического материала,
которая имеет вид:
Ученик 1 (Ф.И.)
Работал с текстом, заполняет прочтенным
материалом
Ученик 2 (Ф.И.)
Заполняет ученик 1 материалом, который
ему рассказал ученик 2
Ученик 3 (Ф.И.)
Заполняет ученик 1 материалом, который
ему рассказал ученик 3
Затем учащиеся обмениваются картами учета и происходит их взаимопроверка. Каждый
ученик свою карту учета будет использовать в дальнейшем на уроке.
После работы с теоретическим материалом предлагаются практические задания в виде
качественных задач.
При этом возможно использование еще одной из технологий диалогового взаимодействия:
МВЗ
Методика Взаимообмена Заданиями (МВЗ).
Алгоритм работы по МВЗ:
1) получение карточки и усвоение ее содержания;
2)работа в малых группах - объяснение и записи друг другу в тетрадь;
3) работа в группах сменного состава;
4) контроль.
Схема организации работы в парах сменного состава следующая:
1.Сначала учащиеся, сидящие за одной партой, получают карточки с одинаковыми
заданиями. Они вместе разбирают и решают эти задания. При этом вариантов задания два
или более. (например, у сидящих за 1-ыми партами в каждом ряду один вариант, а у
сидящих за 2-ыми партами – второй и т.д.).
2.После того, как пары выполнили свои задания учащиеся сидящие на II-ом обычном
варианте встают, ученик с первой парты переходит на последнюю, а остальные
передвигаются на парту вперед. Теперь за одной партой оказываются ученики с разными
карточками, которыми они меняются и самостоятельно выполняют задания этих карточек.
После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка, так как карточка соседа
каждым учеником была разобрана на I этапе работы. Если вариантов задания не два а
более, то пересадка учащихся осуществляется столько раз, сколько вариантов карточек.
На данном уроке все сидящие за первыми партами получили одинаковые карточки,
содержащие качественную задачу. За вторыми партами учащиеся также получают
карточки с одинаковым содержанием(отличающимся от содержания карточек учащихся
первых парт) и т.д. Помимо этого у каждого есть своя карта учета с теоретическим
материалом. Используя карту учета и полученную карточку, ребята совместно решают
задачи. Через некоторое время по сигналу учителя ученики пересаживаются, образуя
новую пару: один ученик с первой парты садится на последнюю, а со второй парты один
ученик - за первую и т.д. За одной партой оказываются ученики с разными карточками. И
теперь в сменной паре – каждый учащийся делает соответствующие записи по теории в
тетрадь соседу, а сосед, используя теорию, решает соответствующую задачу с карточки.
После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка, так как карточка соседа
каждым учеником была разобрана на I этапе работы. И опять работа в парах сменного
состава и т.д. Итак, благодаря этой работе ребята повторили и рассказали друг другу
теорию и решили по 5 задач каждый.
При использовании технологии диалогового взаимодействия у учащихся исчезает один из
вечных школьных страхов – страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную
мысль, страх не угадать то направление размышления, которое соответствует теме урока,
страх не справиться с таким огромным объемом материала.
Каждый ученик, получая во время социализации, рефлексии обратную связь, не оценивая
отметкой свои действия, осознает свою значимость для других и для себя в процессе
сопоставления собственного индивидуального мира с миром другого человека, через
эмоции и ощущение сопричастности. При этом происходит обогащение индивидуального
мира (опыта) одного человека индивидуальным опытом другого, их объединение,
направленное на преодоление отчужденности, снятие чувства страха и в общении,
коррекции заниженной или завышенной самооценки.
Учебная деятельность в режиме технологий диалогового взаимодействия помогает
учителю и ученикам сделать процесс развития мышления более целенаправленным и
эффективным, а изучение предметов творческим и интересным.
Литература:
1. Вахрушев А.А. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах /
А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 6.
2. Данюшевская Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и
личностное развитие младших школьников / Г.А. Данюшевская // Начальная школа плюс
До и После. - 2008. - № 8.
3. Дибленкова А.Н. Как реализовать принцип психологической комфортности на
уроках/А.Н. Дибленкова//Начальная школа плюс. До и После. - 2008. - № 8.
4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:
пособие для учителя/Е.Л. Мельникова. - М., 2006.
5.Современные педагогические технологии основной школы в условия ФГОС/
О.Б.Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В.
Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.