Напоминание

"Контрольно-оценочная деятельность учителя по организации познавательной активности способных и одаренных детей"


Автор: Нечаева Ирина Анатольевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Казацкая СОШ"
Населённый пункт: село Казацкое, Яковлевского района, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Контрольно-оценочная деятельность учителя по организации познавательной активности способных и одаренных детей"
Раздел: среднее образование





Назад




Контрольно-оценочная деятельность учителя по организации

познавательной активности способных и одаренных детей

Наступившая эпоха– эпоха изменений, инноваций, эпоха интеллекта, –

диктует

свои

условия

жизни,

выдвигает

новые

требования

к

человеку.

Качественно

новые

изменения

в

обществе

убеждают,

что

наибольшей

ценностью является неповторимая человеческая личность с ее наклоностями,

одаренностью.

Поэтому

выявление

одаренности

(интеллектуальной

и

творческой), специальных способностей, у детей, их развитие и реализация

является

одной

из

актуальных

проблем

на

современном

этапе

развития

педагогической

теории

и

практики.

Следовательно,

для

сохранения

интеллектуального

потенциала

нации,

который

является

показателем

духовного и материального продвижения страны, все актуальнее становится

проблема обучения и развития одаренных детей.

Разносторонность

и

многозначительность

феномена

одаренности

нуждается в целостном подходе. Одаренный ребенок – это ребенок, который

выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися, достижениями (или

имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или другом

виде деятельности.

Ученные подсчитали, что за всю историю развития человечества было не

более чем 400 гениев, то есть только один гений на каждое десятилетие

жизни общества, а 0,05 % человечества –относятся гениям. Принимая во

внимание

генетически

заложенные

в

каждом

ребенке

способности

и

многообразие

видов

одаренности,

можно

допустить,

что

потенциально

каждый ребенок – одаренный. Создание условий для раскрытия потенциала

учеников, воспитания творческой личности и реализации одаренности, во

в зр о с л о й

ж и зн и

с т а н о в и т с я

безотлагательным

з а д а н и е м

общеобразовательных учреждений.

Познавательная активность лежит в основе любой учебной деятельности

школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого

ее уровня невозможна эффективная организация образовательного процесса.

Познавательная активность — это мера умственного усилия, направленная на

удовлетворение познавательного интереса.

Она формируется как природно

обусловленными механизмами, так и особенностями организации учебной

деятельности.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы».

Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь

задатки, а способности являются результатом развития задатков. Возникая на

основе задатков, способности развиваются в процессе и под воздействием

деятельности, которая требует от человека в определенных способностей. Вне

деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек,

какими

бы

задатками

она

не

владел,

не

может

стать

талантливым

математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и настойчиво

соответствующей деятельностью.

Качество

способностей

определяется

той

деятельностью,

условием

успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не

просто, что он способен, а к чему способнен, то есть указывают качество его

способностей.

К специальным способностям относятся, например, музыкальный слух,

музыкальная память и чувство ритма у музыканта, педагогический такт у

учителя.

Общие

способности

необходимы

для

выполнения

разных

видов

деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и

художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности,

распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная

память,

творческое

воображение

свойственны

людям

многих

профессий.

Общей, и в то же время основной, способностью человека является аналитико-

синтетическая

способность.

Благодаря

ей

человек

различает

отдельные

предметы

или

явления

в

сложном

их

комплексе,

выделяет

главное ,

характерное, типичное, улавливает суть явления, объединяет выделенные

моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Наиболее общей классификацией способностей – разделение на общие и

специальные,

которые

в

свою

очередь

разделяются

на

элементарные

и

сложные.

Общие способности свойственны всем людям, хотя и в разной степени

их

выраженности.

К

ним

относят

основные

формы

психического

отображения, которые связаны с соответствующим психическим действием

(сенсорная, мислительная, волевая).

Специальные

способности

уже

имеют

статус

индивидуальности

и

предусматривают

определенную

выраженность

определенных

сторон

психических

процессов.

Специальные

индивидуальные

способности

развиваются на основе задатков в процессе учебы. Эти способности имеют

четкую

направленно сть

на

определенные

виды

д е я т е л ь н о с т и

(математические, конструктивно технические, музыкальные, литературные и

тому подобное).

Никакая

отдельная

способность

не

может

быть

достаточной

для

успешного выполнения деятельности. Нужно, чтобы у человека были много

способностей.

Сочетание

способностей,

необходимых

для

успешного

выполнения деятельности, называется одаренностью.

Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме показывает,

что в основе одаренности заложены способности как готовности личности к

конкретному виду деятельности на основе комплекса присущих качеств.

Различают одаренность:

социальную - лидерскую;

художественно-музыкальную, изобразительную, сценическую;

психомоторную - спортивные способности;

интеллектуальную

-

способность

анализировать,

мыслить,

сопоставлять факты (среди детей есть такие, которые учатся отлично

по 1-2 предметам и не успевают зпо другим);

академическую

-

чрезвычайная

способность

к

учебе

вообще,

становятся отличными специалистами;

творческую

-

нестандартное

виденье

мира

и

нешаблонное

мышление.

Выделяют три категории способных детей:

-

ученики с ранним повышением интеллекта;

-

дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным

наукам и видам деятельности;

-

дети с потенциальными признаками одаренность.

Как

известно,

одаренные

дети

выделяются

рядом

характерных

особенностей:

имеют хорошую память, личное мировоззрение;

у одаренных детей хорошо развито сознание;

одареные дети, как правило, очень активные и всегда чем-то

заняты;

одареные дети настойчивы в достижении результата в сфере,

которая их интересует, характерен творческий поиск;

они хотят учиться и достигают в учебе успехов. Учебаприносит

им удовольствие;

они умеют критически оценивать окружающую действительность

и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений, умеют фантазировать;

они с удовольствием выполняют сложные и долгосрочные

задания;

умеют раскрывать взаимосвязи между явлениями и сущностью,

индуктивно и дедуктивно думать, систематизировать, классифицировать

и обобщать.

Именно

поэтому

обучение

и

воспитание

одаренных

учеников

необходимо осуществлять с опорой на следующие дидактичные принципы:

индивидуализации и дифференциации обучения;

доверия и поддержки;

привлечение одаренных учеников к участию в жизни школы.

Организация работы с одаренными детьмитребует соблюдения главного

принципа: воспринимать ребенка таким, каким он есть, отойти от восприятия

ученика как объекта педагогического действия. Это не всегда легко, но в

работе с одаренными детьми является особенно важным. Характерно в этом

плане

то,

что

в

последние

годы

наметились

существенные

изменения

в

подходах к учебе одаренных детей для совершенствования содержания и

методов их обучения. Разработанные американскими учеными 4 основные

концептуальные модели обучения одаренных детей создают эффективный

фундамент для осуществления учебного процесса и позволяют построить

программы для талантливых детей.

В

частности

модель

С.

Рензулли

ориентирована

на

построение

программ, которые имеют цель обеспечение того вида деятельности, которая

является

наиболее

интересной,

реализацию

своих

возможностей

путем

подбора посильных заданий.

Модель Блума «Таксономия целей обучения» предусматривает несколько

вариантов использования. Сравнение целей в учебных планах и возможных

результатов

позволяет

учителям

определить

типы

заданий,

которые

необходимы для одаренных детей.

В

свою

очередь

«Свободный

класс»

предусматривает

эффективное

использование

учебного

времени,

помещения,

где

проходят

занятия,

и

соответствующей учебной программы. Эта модель создает возможности для

одновременного

занятия

разнообразными

предметами

(чтением,

музыкой,

конструированием) благодаря делению помещения на соответствующие зоны.

Дидактичная

система

Гильфорда

ориентирует

детей

на

конкретное

воплощение своих способностей с помощью игр, вспомогательных вопросов,

создания ситуаций. Это содействует развитию дивергентного и критического

мышления, обеспечивает реализацию индивидуального подхода к каждому

одаренному ребенку.

Важной

практической

проблемой

в

нашей

стране

является выявление

потенциальных

возможностей

развития

ученика.

Система

работы

из

выявления одаренных детей включает в себя:

предыдущую

диагностику

сформированности

интеллектуальных

умений;

наблюдение за работой учеников на уроках, во время внеклассных

мероприятий;

анализ результатов выполнения самостоятельных, творческих работ;

анализ результатов участия учеников в олимпиадах, интеллектуальных

соревнованиях и тому подобное.

Основные методы выявления детской одаренности

Основным принципом работы общеобразовательной школы является

раскрытие в процессе обучения детской одаренности. Осуществлению этого

принципа способствует работа практического психолога и педагога в их

взаимодействии.

Н а первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения от

родителей

и

педагогов

о

высоких

успехах

в

какой-либо

деятельности

ребенка.Могут быть использованы также результаты групповых тестирований.

В т о р о й этапможно

назвать

диагностическим. На

этом

этапе

проводится индивидуальная оценка творческого потенциала и особенностей

нервно-психического статуса ребенка психологами и учителями. Учитывая

результаты первого этапа возможно обследование детей с помощью наборов

психологических тестов в зависимости от преимущества того или другого

варианта потенциальных возможностей.

Н а третьем

этапе работы

с

одаренными

детьми

основную

роль

д ол ж н а осуществлятся

педагогами,

задание

которых

формирование

и

углубление детских способностей. Реализуется это требование с помощью

широкого спектра педагогических приемов и методов.

Формами

работы

со

способными

и

одаренными

детьми

могут быть

групповые и индивидуальные занятия на уроках и во внеурочное время,

факультативы.

Содержание

учебной

информации

должно

дополняться

научными

сведениями,

которые

могут

получить

в

процессе

выполнения

дополнительных заданий в то же время, что и другие ученики, но за счет

высшего темпа обработки учебной информации.

Среди

методов

должны

превалировать

самостоятельная

работа,

поисковый и исследовательский подходы к усвоенным знаниям, умениям и

навыкам.

В зарубежной школе чаще всего используют такие формы обучения

одаренных детей: ускореное; обогащеное; распределение по потокам, сетам,

бендам

предусматривает

распределение

детей

на

однородные

группы

(потоки).В

таких

группах

дети

не

чувствуют

дискомфорт,

вызванный

конкуренцией,

темп

обучения

отвечает

их

способностям,

есть

больше

возможностей для предоставления помощи тем, кто в ней нуждается. В

британской школе практикуют распределение учеников по способностям:

бенды(3-4

группы

по

120-140

учеников,

где

отсутствует

внутренняя

дифференциация учебы) и сеты (объединение учеников, которые обнаружили

способности в изучении одного предмета).

Для

развития

способных

и

одаренных

детей

важен

контроль

за

познавательной

деятельностью,

который стимулирует

углубленное

изучение, систематизацию, классификацию учебного материала, перенесения

знаний,

в

новые

ситуации,

развитие

творческих

элементов.

Домашние

задания должны иметь творческий, дифференцированный характер.

Важным

условием

повышения

эффективности

учебного

процесса

является систематическое получение учителем объективной информации о

ходе познавательной деятельности способных и одаренных детей.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура

оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием

разнообразных

педагогических

мер

и

методов

измерений

по

получению

информации о ходе и результатах обучения.

Контроль и оценка– необходимая часть образовательного процесса. От

того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом

зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса

к

предмету,

а

также

таких

важнейших

качеств,

как

самостоятельность,

инициативность, трудолюбие способных и одаренных детей.

Констатировав

определенный

уровень

познавательной

активности

способных и одаренных детей, учитель имеет возможность корректировать

дальнейший

процесс

обучения,

оказывать

помощь

в

виде

советов,

рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и

успехам.

Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и

включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты.

Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе

наблюдения и проверки выявляется (выявление) и измеряется (измерение) тот

материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и

проверки накапливается первичная информация, она учитывается (учет). В

последующем

эта

информация

подвергается

анализу-синтезу,

сравнению.

При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание (процесс

оценки) этой информации с точки зрения задач контроля.

Контроль и оценка познавательной активности способных и одаренных

д ет ей позволяет

установить качество

практических

умений

и

навыков

учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития,

а также уровень педагогического мастерства учителя.

О ц е н ка -

результат

контроля

-

не обязательно выражается

количественно

баллах),

она

может

существовать

в

виде

суждения,

высказывания относительно качества оцениваемой деятельности.

Основными функциями

оценивания познавательной

деятельности

способных и одаренных детей является:

>

контролирующая — определяет уровень достижений способных

и одаренных детей, готовность к усвоению нового материала, который дает

возможность учителю соответственно планировать учебный материал;

>

учебная

— способствует повторению, уточнению и углублению

знаний, их систематизации, совершенствованию умений и навыков;

>

диагностически–корректирующая

— выясняет

причины

трудностей, которые возникают у способных и одаренных детей в процессе

учебы;

обнаруживает

пробелы

в

усвоенном,

вносит

коррективы,

направленные на их устранение;

>

стимулирующе

мотивационная

— формирует

позитивные

мотивы учебы;

>в о с п и т а т е л ь н а я

— способствует

формированию

умений

ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и

самоконтроля, рефлексии учебной деятельности.

Элементы контролирующей деятельностиучителя:

установление

прямой

и

обратной

связи

между

учителем

и

способными

и

одаренными

детьми

в

процессе

обучения,

которая

осуществляется с помощью предварительно продуманных вопросов;

выявление наличия или отсутствия знаний и умений на основе

сравнения

реального

результата

деятельности

с

нормой,

определенной

стандартом;

• выявление и систематизация ошибок;

анализ

причин

допущения

ошибок,

выявления

пробелов

(диагностика);

констатирование состояния устранения ошибок.

На

современном

этапе

реализация

контрольно-оценочной

функции

у ч и т е л е м

п р о и с ход и т

н а

п р и н ц и п а х личностно-ориентированого,

деятельносного

подходов,

что

отображено

в

новом

Государственном

стандарте общего среднего образования. Это имеет определенное влияние на

содержание

деятельности

педагога.

Нужно

отметить,

что

контрольно-

оценочная компетенция относительно способных и одаренных детей имеет

разное содержательное наполнение в зависимости от конкретных условий.

Поэтому целесообразно рассмотреть ее состав в зависимости от вида учебно-

познавательной деятельности способных и одаренных детей

- изучения

нового материала, рещение задач и выполнения практических.

Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.

Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года,

семестра, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще

нового предмета. Функциональное назначение предварительного контроля

заключается

в

том,

что

учитель

планирует

изучить

уровень

готовности

способных и одаренных детей к восприятию нового материала, т.е. проверка

здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы

у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового

учебного предмета.

Текущий

контроль

наиболее

оперативная,

динамичная

и

гибкая

проверка

результатов

обучения.

Обычно

он

сопутствует

процессу

становления

умения

и

навыка,

поэтому

проводится

на

первых

этапах

обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков

способных и одаренных детей.

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой

темы.

Это

отчетливо

видно

на

повторительно-обобщающих

уроках.

Назначение

(функция)

тематического

контроля:

систематизировать

и

обобщить

материал

всей

темы;

путем

повторения

и

проверки

знаний

предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения

последующих

разделов

учебного

предмета.

Особенность

проверочных

вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на

выявление

знаний

всей

темы,

на

установление

связей

со

знанием

предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на

другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за

определенный, достаточно большой промежуток учебного времени .

Методы, приёмы и формы организации контроля знаний учащихся

При

контроле

используются

многие

методы

и

методики.

Наряду

с

традиционными

методами

контроля,

проверки,

оценки,

учета

знаний

и

умений,

применяются

тестирование

обученности

и

воспитанности

школьников,

исследование

потенциальных

возможностей

учеников

(это

свойство

называют

обучаемостью),

проектирование

индивидуального

и

личностно

ориентированного

учебно-воспитательного

процесса,

другие

способы.

Устный

опрос

требует

устного

изложения

учеником

изученного

материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира.

Такой

опрос

может

строиться

как

беседа,

рассказ

ученика,

объяснение,

чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Письменный

опрос

заключается

в

п р о в е д е н и и

р а з л и ч н ы х

самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа –небольшая

по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников

по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К

ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы

могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель – проверка

умения

учащихся

использовать

знания

в

нестандартной

ситуации,

пользоваться

методом

моделирования,

работать

в

пространственной

перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

В

старших

классах

для

проведения

тематического

контроля

могут

использоваться коллоквиумы (от лат. colloquium — разговор, беседа). Его

методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов,

указывается литература. Для интересующихся организуются консультации.

Коллоквиум

чаще

всего

проводится

перед

практическими

занятиями,

например по физике, химии, биологии, труду. От него, как правило, никто не

освобождается,

проверке

подвергаются

все

ученики.

Если

кто-либо

не

справится с заданием — такого ученика учитель вправе не допустить к

практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать

пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.

Контроль над качеством усвоения материала каждым учеником должен

осуществляться

не

от

случая

к

случаю,

а

систематически.

Только

на

основании

фактических

знаний

можно

строить

программу

дальнейшего

развития

ученика.

Выдвижение

и

развитие

концептуальной

идеи

планирования обязательных результатов обучения позволило подойти к этой

проблеме

с

новых

позиций.

Перед

способными

и

одаренными

детьми

ставятся

различные

цели:

достичь

определенного

объективно

обусловленного высокого уровня подготовки, проявлять интерес и добиться

более высоких результатов.

Разноуровневые

задания

облегчают

организацию

занятий

в

классе,

создают

условия

для

продвижения

в

учебе

в

соответствии

с

их

возможностями. Приведем пример распределения способностей учеников по

математике.

В

основу

работы

закладывается

изучение

способностей

личности. В структуре математических способностей выделяются:

1

группа

-

быстрота

усвоения,

характеризуется

следующими

категориями

Дословное чтение текста.

Частичное повторение.

Воспроизведение 50% текста.

Самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста.

Воспроизведение материала с помощью учителя.

Воспроизведение с ошибками, но основная суть вопроса

удерживается.

Замедленное воспроизведение текста.

Невозможность воспроизведения.

2 группа - активность мышления.

Плодотворная работа на протяжении всего урока.

Неполная работоспособность.

Быстрая утомляемость.

Игнорирование заданий.

Можно выделить 4 уровня способностей:

А - учащиеся, которые могут справиться со сложными заданиями.

В -учащиеся, имеющие хорошие способности.

С - учащиеся, имеющие средние способности.

Д - учащиеся, имеющие низкий уровень знаний.

В связи с этим предлагаются следующие формы контроля на уроках

математики:

1 Работа в парах

сильный- сильный

сильный- слабый

с л а б ы й -

с л а б ы й

э т а

ф о р м а

п р е д п о л а г а е т

дифференцированный подход.

2 Самостоятельная работа:

обучающая на начальном этапе изучения темы

закрепление

повторение

проверочная работа

Решение по образцу

Выделение нужного ответа из нескольких

Работа с дополнительным материалом

3 Опрос по вариантам на месте с правом исправления ошибок (сверка по

ответам на доске)

4 Устная контрольная работа.

5 Математическая эстафета :по домашнему заданию на закрепление

изученного

материала

проверка

знаний.

Математическая

эстафета

носит

современный характер, тем самым развивает интерес к предмету.

Важнейшее требование к оценке познавательной активности способных

и

одаренных

детей

объективность,

которая

заключается

в

точном

оценивании,

адекватном

установлении

критериев,

которые

выведены

в

учебных

программах.

Это

требование

значит,

что

оценка

должна

характеризовать

количество

и

качество

знаний

и

умений

независимо

от

методов и средств контроля, личных качеств учителя, который осуществляет

контроль.

Таким образом, значение контрольно-оценночной деятельности учителя

п о организации познавательной

активности

способных

и

одаренных

детейвыходит далеко за пределы одной лишь фиксации результатов контроля,

потому

что

определенным

образом

она

характеризует

способных

и

одаренных

детей,

отношение

к

труду,

подготовленность.

Выступая

показателем успехов в овладении новыми знаниями, оценка является в то же

время сердцевиной контроля, без какого немыслимо продвижения учеников

вперед. Она, как правило, состоит из двух компонентов – оценивания как

процесса, который происходит на всех этапах обучения на уроках, и оценки,

которая фиксирует результат проверки знаний, умений и навыков способных

и одаренных детей. Оценка может быть выражена как словесно, описательно,

так и в форме ранговых баллов.



В раздел образования