Автор: Коробкина Ирина Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 208
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический опыт
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста»
Воспитатель МКДОУ д/с № 208
города Новосибирска
Коробкина Ирина Станиславовна
"Ум ребенка на кончиках его пальцев"
В.И. Сухомлинский
В нашем деском саду имеются все условия для занятий изобразительной деятельностью
с детьми. Большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования.
Однако, на мой взгляд, недостаточно места отводится нетрадиционной технике рисования.
Более 8 лет я углубленно работаю по проблеме: «Развитие творческих способностей
детей средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования». Опыт
моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени
способствуют развитию у детей творчества и воображения. Работая в этом направлении, я
убедилась
в
том,
что
рисование
необычными
материалами,
оригинальными
техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень
эффективный
(сюрпризность!)
и
почти
не
зависит
от
умелости
и
способностей.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают
игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной
ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
В детском саду я работаю уже много лет и убедилась, что дети часто копируют
предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения,
творчества,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся
думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ
получился
выразительным.
Рисование
с
использованием
нетрадиционных
техник
изображения
не
утомляет
дошкольников,
у
них
сохраняется
высокая
активность,
работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного
возраста»,
Программу
И.А.
Лыковой
«Цветные
ладошки».
Занятия
по
рисованию
с
применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй
половине дня. Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы,
предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы,
применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную
деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского
восприятия и деятельности.
Знакомить
детей
с
нетрадиционными
техниками
рисования
лучше
с
рисования
пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие
малыши
только
учатся
владеть
художественными
инструментами,
и
поэтому
им
легче
контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ
рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность
попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить
следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком
следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя),
проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). Позднее я учу детей рисовать обеими
руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать
ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно
(например, «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.
Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного
результата, поэтому я стараюсь вовремя остановить малыша и переключаю его внимание на
созданный образ, например, «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе
нравится?», «Для кого эти ягодки?».
С первой младшей группы я учу детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот
способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.
Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы:
«Солнышко»,
«Петушок»,
«Травка»,
«Рыбки».
Для
развития
воображения
в
старшем
дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть
рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив
недостающие
детали.
И
создать
новый
образ.
Дети
рисовали
с
большим
интересом,
проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона.
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника
позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые
разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает
печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета
меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка»,
«Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек
радуется солнышку».
Со средней группы я учу детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок
опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду
не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если
надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои
любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
С
4
лет
мы
пользуемся
техникой
«тампонирование».
Делаю
тампон
из
поролона.
Штемпельная
подушечка
служит
палитрой.
Чтобы
изменить
цвет,
нужно
взять
другие
поролон
и
мисочку.
В
этой
технике
хорошо
нарисовать
что-нибудь
пушистое,
легкое,
воздушное,
прозрачное.
У
нас
получались
очень
необычные
«Одуванчики»,
«Облака»,
«Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята».
Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали свечкой
рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносили акварельную
краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой ¬ рисунок как
бы
появляется
внезапно
перед
глазами
ребят,
проявляясь.
Особенно
интересными
и
2
оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы»,
«Елочные игрушки», «Зимние узоры».
Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист
бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем
снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.
Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Я и мой
портрет», «Волшебное дерево», «Чудесный букет». Например, когда мы рисовали волшебное
дерево, я предложила детям нарисовать такое волшебное дерево, которое должно быть
непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то
необычные вещи. Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес,
дают выход эмоциям детей, способствуют развитию воображения.
Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает
гуашь
пластиковой
ложкой
и
выливает
на
бумагу.
В
результате
получаются
пятна
в
произвольном
порядке.
Затем
лист
накрывается
другим
листом
и
прижимается.
Дети
рассматривают
изображение,
определяют:
«А
на
что
же
это
похоже?»
дорисовывают
недостающие детали. А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля
и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать
еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы?
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского
сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске.
Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и
снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к
бумаге
и
раскрашивать
лист
полностью,
тогда
пространство
под
листочком
будет
не
закрашенным.
А еще мы приклеивали листья деревьев к листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху
прикладывали
другой
лист
бумаги,
на
нем
получался
отпечаток.
Со
старшей
группы
используем
«набрызг».
Его
суть
–
в
разбрызгивании
капель
с
помощью
специального
приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в
левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки
быстрыми
движениями,
по
направлению
к
себе.
Брызги
полетят
на
бумагу.
Темы
для
рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая»,
«Снегопад», «Звездное небо».
В подготовительной группе интересно были выполнены работы в технике «Монотипия
пейзажная». На одной половине листа дети рисовали пейзаж, на другой получается его
отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют
работы,
применяя
сразу
несколько
техник
рисования,
что
позволяет
им
создать
более
выразительный образ.
Для
того,
чтобы
заинтересовать
родителей
своей
работой,
я
регулярно
организую
выставки
детских
работ.
Провела
консультацию,
на
которой
показывала
родителям,
как
рисовать нетрадиционными техниками. Педагог-психолог подготовила консультацию на тему:
«Как
развивать
воображение
ребенка».
Подобрала
картотеку
игр
для
детей,
которые
способствуют развитию данного психического процесса. Все это разместили на сайт детского
сада.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития
творческого
воображения
у
детей
дошкольного
возраста
показало
ее
актуальность
на
современном этапе развития общества. Анализ источников по проблеме позволил определить
особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей
дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных
3
техник
рисования
как
наиболее
эффективных
в
решении
данной
задачи.
Выявление
различных
подходов
к
проблеме
развития
у
детей
дошкольного
возраста
творческого
воображения показало, что оно возможно только при условии систематической работы в
данном направлении. Ранее мною была разработана и апробирована система работы по
развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Была выявлена ее эффективность.
4