Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"


Автор: Коробкина Ирина Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 208
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический опыт

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих

способностей детей дошкольного возраста»

Воспитатель МКДОУ д/с № 208

города Новосибирска

Коробкина Ирина Станиславовна

"Ум ребенка на кончиках его пальцев"

В.И. Сухомлинский

В нашем деском саду имеются все условия для занятий изобразительной деятельностью

с детьми. Большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования.

Однако, на мой взгляд, недостаточно места отводится нетрадиционной технике рисования.

Более 8 лет я углубленно работаю по проблеме: «Развитие творческих способностей

детей средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования». Опыт

моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени

способствуют развитию у детей творчества и воображения. Работая в этом направлении, я

убедилась

в

том,

что

рисование

необычными

материалами,

оригинальными

техниками

позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень

эффективный

(сюрпризность!)

и

почти

не

зависит

от

умелости

и

способностей.

Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают

игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной

ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

В детском саду я работаю уже много лет и убедилась, что дети часто копируют

предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения,

творчества,

проявлению

самостоятельности,

инициативы,

выражения

индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся

думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ

получился

выразительным.

Рисование

с

использованием

нетрадиционных

техник

изображения

не

утомляет

дошкольников,

у

них

сохраняется

высокая

активность,

работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания

В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного

возраста»,

Программу

И.А.

Лыковой

«Цветные

ладошки».

Занятия

по

рисованию

с

применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй

половине дня. Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы,

предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы,

применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную

деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского

восприятия и деятельности.

Знакомить

детей

с

нетрадиционными

техниками

рисования

лучше

с

рисования

пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие

малыши

только

учатся

владеть

художественными

инструментами,

и

поэтому

им

легче

контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ

рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и

наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность

попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить

следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком

следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя),

проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). Позднее я учу детей рисовать обеими

руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать

ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно

(например, «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.

Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного

результата, поэтому я стараюсь вовремя остановить малыша и переключаю его внимание на

созданный образ, например, «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе

нравится?», «Для кого эти ягодки?».

С первой младшей группы я учу детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот

способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.

Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы:

«Солнышко»,

«Петушок»,

«Травка»,

«Рыбки».

Для

развития

воображения

в

старшем

дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть

рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив

недостающие

детали.

И

создать

новый

образ.

Дети

рисовали

с

большим

интересом,

проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона.

Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника

позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые

разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает

печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета

меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка»,

«Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек

радуется солнышку».

Со средней группы я учу детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок

опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду

не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если

надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои

любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».

С

4

лет

мы

пользуемся

техникой

«тампонирование».

Делаю

тампон

из

поролона.

Штемпельная

подушечка

служит

палитрой.

Чтобы

изменить

цвет,

нужно

взять

другие

поролон

и

мисочку.

В

этой

технике

хорошо

нарисовать

что-нибудь

пушистое,

легкое,

воздушное,

прозрачное.

У

нас

получались

очень

необычные

«Одуванчики»,

«Облака»,

«Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята».

Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали свечкой

рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносили акварельную

краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой ¬ рисунок как

бы

появляется

внезапно

перед

глазами

ребят,

проявляясь.

Особенно

интересными

и

2

оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы»,

«Елочные игрушки», «Зимние узоры».

Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист

бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем

снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.

Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Я и мой

портрет», «Волшебное дерево», «Чудесный букет». Например, когда мы рисовали волшебное

дерево, я предложила детям нарисовать такое волшебное дерево, которое должно быть

непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то

необычные вещи. Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес,

дают выход эмоциям детей, способствуют развитию воображения.

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает

гуашь

пластиковой

ложкой

и

выливает

на

бумагу.

В

результате

получаются

пятна

в

произвольном

порядке.

Затем

лист

накрывается

другим

листом

и

прижимается.

Дети

рассматривают

изображение,

определяют:

«А

на

что

же

это

похоже?»

дорисовывают

недостающие детали. А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля

и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать

еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы?

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского

сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске.

Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и

снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к

бумаге

и

раскрашивать

лист

полностью,

тогда

пространство

под

листочком

будет

не

закрашенным.

А еще мы приклеивали листья деревьев к листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху

прикладывали

другой

лист

бумаги,

на

нем

получался

отпечаток.

Со

старшей

группы

используем

«набрызг».

Его

суть

в

разбрызгивании

капель

с

помощью

специального

приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в

левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки

быстрыми

движениями,

по

направлению

к

себе.

Брызги

полетят

на

бумагу.

Темы

для

рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая»,

«Снегопад», «Звездное небо».

В подготовительной группе интересно были выполнены работы в технике «Монотипия

пейзажная». На одной половине листа дети рисовали пейзаж, на другой получается его

отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют

работы,

применяя

сразу

несколько

техник

рисования,

что

позволяет

им

создать

более

выразительный образ.

Для

того,

чтобы

заинтересовать

родителей

своей

работой,

я

регулярно

организую

выставки

детских

работ.

Провела

консультацию,

на

которой

показывала

родителям,

как

рисовать нетрадиционными техниками. Педагог-психолог подготовила консультацию на тему:

«Как

развивать

воображение

ребенка».

Подобрала

картотеку

игр

для

детей,

которые

способствуют развитию данного психического процесса. Все это разместили на сайт детского

сада.

Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития

творческого

воображения

у

детей

дошкольного

возраста

показало

ее

актуальность

на

современном этапе развития общества. Анализ источников по проблеме позволил определить

особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей

дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных

3

техник

рисования

как

наиболее

эффективных

в

решении

данной

задачи.

Выявление

различных

подходов

к

проблеме

развития

у

детей

дошкольного

возраста

творческого

воображения показало, что оно возможно только при условии систематической работы в

данном направлении. Ранее мною была разработана и апробирована система работы по

развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Была выявлена ее эффективность.

4



В раздел образования