Напоминание

" Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования"


Автор: Луканина Елена Васильевна
Должность: воспитатель дошкольного учреждения
Учебное заведение: Детский сад № 320
Населённый пункт: Ворошиловского района Волгограда"
Наименование материала: статья
Тема: " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Введение

Красивые образы, запечатленные в душе в раннем детстве,

способствуют

возникновению

красивых

мыслей,

а

красивые мысли помогают построить красивую жизнь.

Платон

Формирование творческой личности начинается в дошкольном возрасте.

Именно в это время каждый ребенок представляет собой маленького

исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый

и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность,

тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Наиболее эффективное

средство это художественно – эстетическая деятельность детей в детском

саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и

развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с

самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего

мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную

оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета.

Опыт работы с детьми мне подсказал, что существует проблема в развитии

творчества в дошкольном возрасте. Проанализировав рисунки дошкольников,

я пришла к выводу, что необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже

не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Необычность

рисования нетрадиционными способами состоит в том, что эти способы

позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Использование в

рисовании таких предметов как: зубные щётки, расчески, поролон, пробки,

пенопласт, катушки, нитки, свечи, палочки, шишки, листья, камушки

вызывает у детей удивление. Как можно с помощью бросового материала

создать тот или иной образ. Применение нетрадиционных техник

способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их

использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Внесение необычных предметов на занятие, вызывает у детей желание

попробовать рисовать нетрадиционным методом. Необычное начало работы,

применение игровых приемов, все это помогает не допустить в детскую

изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и

непосредственность детского восприятия и деятельности. Кроме того,

желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и

показывать приемы изображения. Успех обучения нетрадиционным техникам

во многом зависит от того, насколько разнообразны материалы для

творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это

помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую

деятельность. Во многом результат работы ребёнка зависит от его

заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание

дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных

стимулов.

Акктуальность выбранной темы « Развитие творческих способностей у детей

дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник

рисования» связана с тем, что жизнь становится разнообразнее и сложнее.

Она требует от человека не шаблонных, привычных действий. А гибкого

творческого мышления. В современном мире востребованы творческие

личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать

новые жизненные проблемы. Именно таких творческих активных людей и

должны воспитать педагоги дошкольного образования. Это отражено в ФГОС

к структуре основной образовательной программы дошкольного образования

«…содержание и организация образовательного процесса для детей

дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей

культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно

тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку

пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное -

это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную

палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью,

раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в

качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное

рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь

главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие

личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. С учетом

федеральных государственных требований к структуре основной

общеобразовательной программы рисование с применением нетрадиционных

техник провожу в блоке образовательной деятельности, осуществляемой в

процессе организации продуктивных видов деятельности детей.

Рисование

нетрадиционной техникой доставляет дошкольникам истинную радость, если

оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Работу с детьми осуществляю в два этапа.

Первый этап (младший возраст) решает следующие задачи:

1. Формировать у детей интерес к рисованию.

2. Способствовать овладению детьми простейшими техническими приемами

работы с различными материалами.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо

врезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет

ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.

Таким образом, заполняется весь контур или шаблон. Получается имитация

фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование ватными палочками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.

Способ получения изображения: Карандашом нанесите рисунок на бумагу.

Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала

контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками. Работы,

выполненные ватными палочками, очень похожи на рисунки, сделанные

раздельными мазками.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие

листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит

точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного

цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь

смывается.

Рисунки из ладошки.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребенка,

любая бумага.

Способ получения изображения: Растопырив пальчики, ребёнок

прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом.

Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок.

Затем раскрашивает изображение красками.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: Ребенок покрывает листок дерева красками

разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения

отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно

дорисовать кистью.

Оттиск печатками из картофеля.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной

подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета

меняется и мисочка, и печатка.

Оттиск пробкой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластмассовая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка их тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняется и мисочка и пробка.

Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона,

пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки

поролона.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной

подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета

меняется и мисочка, и поролон.

На втором этапе (старший дошкольный возраст), когда дети уже овладели

некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике, ставлю

следующие задачи:

1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через

овладение более сложными приемами работы.

3. Формировать у детей умение предварительно продумывать содержания

образа, способов и последовательности его воплощения.

4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в

придумывании содержания и способов изображения.

5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно

неповторимых, оригинальных замыслов.

6. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

7. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки

собственных работ.

Восковые мелки (свеча) + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура

Материалы: восковые мелки (Свеча), плотная белая бумага, акварель, кисти

Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками (свечой)

на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько

цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным.

Рисование по мятой бумаге.

Средства выразительности: цвет, фактура, линия.

Материалы: мятая бумага, гуашь, кисть.

Способ получения изображения: ребенок предварительно сминает лист

бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо

по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает.

Рисование по мокрой бумаге.

Средства выразительности: пятно, фактурность, цвет.

Материалы: широкая мисочка с водой, бумага, краски акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребенок смачивает лист чистой водой, а

потом кистью наносит изображение. Оно получается как бы размытое под

дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо

подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, зубочистка.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и

стряхивает ее на бумагу, проводя зубочисткой по щетинкам кисти. Брызги

полетят на бумагу. Разбрызгивание капель возможно и с помощью зубной

щетки и стеки.

Монотипия пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия,

изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной

половине листа рисуется пейзаж, на

другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж

выполняется быстро, чтобы краски не спели высохнуть. Исходный рисунок,

после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее

отличался от отпечатка.

Печать по трафарету

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик

из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из

картона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку или

поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск

бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и

трафарет.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на

одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы

выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока

не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения

отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после

рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,

пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой

ложечкой и выливает ее на бумагу. В результате получаются пятна в

произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и

прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину

капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается,

изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже.

Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,

пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой

ложечкой и выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на

это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни

бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали

дорисовываются.

Рисование мыльными пузырями

Средства выразительности: цветные круги.

Материалы: шампунь, гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая

кисточка (фломастеры).

Способ получения изображения: Педагог в баночку с гуашью вливает

шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов.

Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех

пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается

листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к

стаканчикам с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет,

педагог предлагает дорисовать недостающие детали.

Рисование песком, крупой, солью, скорлупой.

Средства выразительности: объем.

Материалы: картон, кисти для клея, простой карандаш, клей ПВА, чистый

песок (крупа, соль, скорлупа)

Способ получения изображения: Ребенок готовит картон нужного цвета,

простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет

по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом,

лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот

предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка.

Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать»)

Средства выразительности: линия, цвет, фактура.

Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, черная тушь, палочки

для процарапывания (можно использовать спицу для вязания).

Способ получения изображения:

1.

Покрыть весь лист любой цветной гуашью (можно использовать

несколько цветов или цветной картон)

2.

Всю поверхность листа натереть свечой.

3.

Покрыть черной тушью, чтобы тушь не сворачивалась на парафине,

добавить в нее жидкое мыло (1 капля мыла на столовую ложку туши).

Разрисовка маленьких камешков. Разумеется, чаще всего ребенок изображает

па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях.

Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так

влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале

используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную

форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном

случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под

жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится

яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того,

как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае

блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими

руками.

Метод монотипии. Это изображение на целлофане, которое переносится

потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки,

или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И

сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением

вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем

поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на

целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге. "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет

дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить

дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне

мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в

чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги,

или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к

произведению.

Коллаж. Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются

несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным

следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными

приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует,

выполняя заданную цель. Ребенок решил нарисовать лето, и для этого он

использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует

пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и

облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной

деятельности нет

Рисунки кулечками

Для рисования «кулечками» понадобятся медовые акварельные краски,

альбом, кисть, вода и разрезанный целлофановый кулек.

Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью

кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на

нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не

успевали подсыхать. На центр рисунка накладываем разрезанный кулек,

пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с

помощью морщинок, формируем узоры. Кулек должен прилипнуть к бумаге с

рисунком, а в морщинках должна собраться акварель с водой. В этих местах

узор стает светлее.

Каждая из этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее,

смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для

самовыражения. Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов

приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно

переходя к более сложному.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети

раскрывают свои способности и радуются, когда у них есть результат. Здесь

они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего

лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и в их

жизни. Каждый месяц для родителей организуем выставки по

нетрадиционному рисованию. Родители с большим интересом рассматривают

работы своих детей, радуются их успехам. В очень интересной

непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами

мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в

работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с

гордостью делились своими успехами с детьми.



В раздел образования