Автор: Костюкевич Ольга Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ОГБУСО РЦ "Сосновая горка"
Населённый пункт: город Зима, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Занимательные опыты. Формирование представлений о естественных науках через занимательные опыты на занятиях в космической зоне развития детей по методу Монтессори".
Раздел: дошкольное образование
Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
«Занимательные опыты. Формирование представлений о естественных науках через
занимательные опыты на занятиях в космической зоне развития детей по методу
Монтессори».
Замечали ли вы когда-нибудь разницу впечатлений от того, что вам объяснили
с л о в а м и
и л и
п о к а з а л и ,
и
д е й с т в и е м ,
в ы п о л н е н н ы м
в а м и ?
М а л е н ь к и й
р е бе н о к
п о з н а е т
м и р
ч е р е з
п р и зм у
с о б с т в е н н ы х
ч у в с т в .
Чувства ребенка очень сильные: запахи, звуки, формы, цвета и вкусовые ощущения - все
это он замечает впервые в жизни, и поэтому они волнуют его с особой силой. Он узнает
мир
через
соприкосновение
с
предметами
этого
мира.
Дети
по
природе
своей
–
исследователи.
Исследовательская,
поисковая
активность
–
естественное
состояние
ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и
смотрит,
что
получится;
проводит
опыты
с
разными
предметами;
измеряет
глубину
снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения
представлений
о
мире.
Мария
Монтессори
называет
детей
этого
возраста:
«исследователи», далее они станут «лаборантами».
Наша
задача
–
помочь
детям
в
проведении
этих
исследований,
сделать
их
полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе
и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения
–
представление
результатов,
полученных
в
исследовании.
Подбирая
сведения
об
окружающей
природе,
учитывая
возрастные
особенности
ребёнка,
их
интересы,
касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её
формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном
практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от педагога.
Следовательно,
необходимо
использовать
практические
методы.
Как
правило
-
это
поисково-экспериментальная деятельность, то есть проведение опытов, экспериментов.
Цель
поисково-экспериментальной
деятельности
дошкольников:
развитие
познавательных
интересов,
потребности
и
способности,
самостоятельной
поисковой
деятельности
на
базе
обогащённого
и
сформированного
эмоционально-чувственного
опыта.
Задачи:
Вызвать интерес к поисковой деятельности.
Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
Обогащать
и
упорядочивать
сведениями
о
мире.
Формировать
представление
о
естественных науках.
Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:
Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой,
с воздухом, с
бумагой, с природным материалом, с их свойствами и продолжать до того момента, пока
ребёнок
не
начнёт
принимать
игровую
ситуацию
и
участвовать
в
ней
(наливаем
–
выливаем – измеряем).
Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ опытным
путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети
учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
Старший
дошкольный
возраст:
в
результате
данного
этапа
дети
проявляют
желание
постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте
посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же
объекта
и
находят
не
только
разницу,
но
и
сходство;
где
дети
самостоятельно
распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые
выводы.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Непосредственный опыт педагога с ребенком, презентация.
Самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения в природе.
Рассматривание фотографий («где в природе существует вода?» т. д.)
Беседы по темам.
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима,
решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен
раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы,
задачи,
последовательность
действий
так,
чтобы
каждый
ребёнок
мог
действовать
осмысленно. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности,
необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно
быстро.
Учитывая
особенность
детской
природы,
дети
младшей,
средней,
а
иногда
старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте
долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские
опыты не требовали длительного времени.
Основное оборудование лаборатории:
1.
Приборы
–
«помощники»:
лабораторная
посуда,
весы,
объекты
живой
и
неживой
природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
2. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья
деревьев, мох, семена и т.д.;
3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные
виды бумаги;
4.Красители: гуашь, акварельные краски;
5. Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы
(без игл);
6.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стёкла, сито, свечи.
7.
Дополнительное
оборудование:
детские
халаты,
клеенчатые
фартуки,
полотенца,
контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной
стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему
уровню развития ребенка и для ребят со сложностями в развитии. Необходимо также
иметь
материалы
и
оборудование
для
проведения
более
сложных
экспериментов,
рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Многие материалы в группе, помимо своих основных задач, несут в себе еще и
успокаивающую,
расслабляющую
функцию.
Это,
например,
мытье
рук
и
посуды,
пересыпание и переливание.
Взрослые сами
знают, если ребенок долго или часто
обращается к подобного рода занятиям, то высока вероятность того, что таким образом он
снимает внутреннее напряжение.
Так,
что
по
сути
своей
они
являются
психотерапевтическими.
Таким
образом,
в
группе
ребенок
может
заниматься,
тем,
что
ему
интересно,
что
соответствует возрасту, используются, а не подавляются его инстинктивные потребности в
исследовании
окружающего
мира,
повторении
за
более
компетентными
взрослыми
и
детьми, создается обстановка способствующая снижению тревожности и агрессивности,
делается упор на осознание его собственных потребностей и возможностей.
Образовательные задачи (по возрастам):
Младший дошкольный возраст (от 2 до 3лет):
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая,
прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска;
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
воспитывать аккуратность при работе с водой.
Средства реализации:
наблюдения и презентации
по темам: «Как играть с водой»,
«Наливаем – выливаем», «Переливание губкой», «Переливание «грушей», «Поиграй со
мной, водичка». Познакомиться с природным материалом, ощупать его. Познакомиться с
бумагой и ее основными свойствами.
Средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах
воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной
водой; способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о
свойствах воздуха, бумаги, природного материала;
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями,
развивать
умение
находить
различные
жидкости
в
окружающей
среде;
подвести
к
пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
активизировать словарь ребёнка;
развивать эмпатию, желание помочь другим;
воспитывать аккуратность в работе.
Средства реализации: опыты и занятия:
«Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Вода жидкая, может течь» и т.д.
«Обнаружим воздух», «Какой звук издает бумага».
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет):
систематизировать
и
расширять
представления
детей
о
свойствах
воды,
воздуха,
природного материала, бумаги;
способствовать
формированию
позитивного
отношения
к
окружающему
миру
(познавательного, бережного, созидательного);
развивать
умение
формулировать
проблему,
анализировать
ситуации,
планировать
эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать
выводы на основе практического опыта;
активизировать словарь ребёнка;
воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Средства реализации: опыты, занятия по темам : «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной
водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что
стало, когда вода испарилась», «Экологическая сказка». Предложить найти воду в разных
предметах и состояниях, ее свойствах, пронаблюдать, как взаимодействует вода с другими
веществами.
Исследование
свойств
почвы
и
природных
материалов,
«Экологический
проект», «Туристы в лесу». Исследование свойств бумаги, ее на прочность. Обнаружение
воздуха в пространстве, исследование свойств воздуха.
В
любом
возрасте,
даже
с
самого
раннего,
дети
увлеченно
работают
по
экспериментированию,
проводят
наблюдения,
опыты.
Это
хорошо
отражено
в
диагностико - коррекционных картах каждого ребенка, который прошел реабилитацию в
кабинете Монтессори. Можно сделать выводы об эффективности применения данных
опытов и экспериментов на индивидуальных и групповых занятиях, расширив такими
образом космическую зону развития.
у
п
р
а
ж
н
е
н
и
я
с
в
о
д
о
й
у
п
р
а
ж
н
е
н
и
я
с
п
р
и
р
о
д
н
ы
м
м
а
т
е
р
и
а
л
о
м
у
п
р
а
ж
н
е
н
и
я
с
б
у
м
а
г
о
й
у
п
р
а
ж
н
е
н
и
я
с
в
о
з
д
у
х
о
м
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
70,00%
80,00%
90,00%
100,00%
дети от 2 до 3 лет
дети от 3 до 5 лет
дети от 5 до 7 лет
Современные дети открыты миру, готовы к взаимодействию с окружающим миром вещей
и людей.
Список литературы:
1.
Упражнения с Монтессори - материалом. Школа для малышей. Дом Марии
Монтессори. - "Рига - Москва": Педагогический центр "Эксперимент", 1996. -174 с.
2.
Султанова М. «Простые опыты». - ООО «Хатбер - пресс», 2014г.