Напоминание

"АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"


Автор: Дуганец Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Хибинская гимназия"
Населённый пункт: г. Кировск, Мурманская область
Наименование материала: конспект
Тема: "АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»

Важнейшей

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД),

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию.

Все

это

достигается

путем

сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и

навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих

обучающихся.

Современное

общество

характеризуется

возрастанием

требований

к

коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени

ответственности

и

свободе

личностного

выбора,

самоактуализации.

Низкий

уровень

коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой

социальной и межличностной тревожностью. Всё это придаёт особую актуальность воспитанию

умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь

слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему

В современной образовательной практике наметился переход от обучения как презентации

системы знаний к активной работе обучающихся. Учение более не рассматривается как простая

трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество —совместная работа

учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в

системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед

учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к

обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя,

которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний,

умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему

и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему

мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как

процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик

должен

превратиться

в

самостоятельную,

критически

мыслящую

личность.

Сегодня

важно

обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму

знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только

доступно

все

рассказать

и

показать,

но

и

научить

ученика

мыслить,

привить

ему

навыки

практических

действий.

По

моему

мнению,

этому

могут

способствовать

активные

формы

и

методы обучения.

1

Активные

методы

обучения

-

это

методы,

которые

побуждают

учащихся

к

активной

мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенности

активных

методов

обучения

состоят

в

том,

что

в

их

основе

заложено

побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в

овладении знаниями.

Технология АМО строится:

- в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той

или иной проблемы

- на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения;

- интерактивности, разнообразных коммуникациях,

- на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации работы,

деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Я применяю активные методы обучения (АМО) на разных этапах уроков в начальных

классах.

Для

каждого

этапа

используются

свои

АМО,

позволяющие

эффективно

решать

конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых их них.

Динамично помогают начать урок такие методы, как

- "Галерея портретов"

- "Подари подарок другу"

- "Поздоровайся локтями"

- "Улыбнемся друг другу"

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей,

ожиданий,

опасений.

Они

позволяют

учителю

лучше

понять

класс

и

каждого

ученика,

а

полученные

материалы

в

дальнейшем

использовать

для

осуществления

личностно-

ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко

определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем,

чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

- "Дерево ожиданий"

- "Поляна снежинок"

- "Фруктовый сад"

- "Ковер идей"

- "Солнышко и туча"

- "Осенний сад"

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой

нового материала помогают следующие методы:

- "Магазин"

- "Парный выход"

2

- "Светофор"

При организации учебного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать

новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!

Для

самостоятельной работы над темой урока используются методы «Пчелиный рой» - обсуждение в

группах.

А для презентации учебного материала можно использовать:

«Кластер»

«Инфо-угадайка» -

«Мозговой штурм» -

На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы:

- "Автобусная остановка"

- "Инфо-карусель"

-

«Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного

задания

или

текста.

Технически

он

достаточно

прост.

Учеников

надо

познакомить

с

маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях

статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+ знаю

- не знаю

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст,

отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков

позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является разбор имени

существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После

применения метода у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно

искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в

группах), или данный вопрос может стать целью урока.

Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн".

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный

материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания

синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

Например, составим синквейн слова «пшеница» (к уроку рус.яз)

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

3

тему синквейна (золотая, зрелая).

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна (созревает . растет колосится)

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение,

чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (зреет в поле пшеница)

Последняя

строчка

-

это

слово-синоним,

своё

отношение

к

данной

теме,

чувство

или

сравнение (хлеб)

Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов».

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка»,

Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка» -

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли

тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

Парный выход-

учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару,а затем записывает любое

словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название

действия

и

записывает

рядом.

Слова

записываются

с

их

предварительным

проговариванием.

Оценивается правильность выполнения задания, грамотность , оригинальность словосочетания,

быстрота работы

«Итоговый круг» - Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги

урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили

хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь

от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

На этапе рефлексии можно применить следующие методы:

- "Незаконченное предложение"

- "Телеграмма"

Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день

методов активного обучения., Перечисленные методы действительно обеспечивают активность

мыслительной и практической деятельности обучающихся на всех этапах образовательного

мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и

качественному овладению новыми знаниями и умениями, а также формированию УУД в

соответствии с новыми требованиями к результатам ФГОС.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие

стороны

ученика,

учить

учащихся

самостоятельно

добывать

знания,

развивают

интерес

к

4

предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков,

учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но

и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со

своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении

проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся

культуру дискуссии и

сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким

образом,

использование

активных

методов

обучения

позволяет

обеспечить

эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А

применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

5



В раздел образования