Напоминание

"Формирование вычислительных навыков в системе развития Л.В.Занкова"


Автор: Санданжамсоева Аюна Тумуновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чиндалейская средняя общеобразовательная школа" им. Ж.Б.Балданжабона
Населённый пункт: село Чиндалей
Наименование материала: доклад
Тема: "Формирование вычислительных навыков в системе развития Л.В.Занкова"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение «Чиндалейская средняя

общеобразовательная школа им. Ж.Б.Балданжабона»

Тема

:

«

Формирование

вычислительных

навыков

в

системе

развития

Л

.

В

.

Занкова

»

Выполнила:

Санданжамсоева

Аюна

Тумуновна

учитель

начальных

классов

Одна из основных задач современной школы — всестороннее развитие

личности. Поэтому система развивающего обучения Л. В. Занкова выходит

на

передний

план,

имея

своей

целью

общее

развитие

каждого

ребенка.

Курс математики нацелен на развитие мыслительных операций, волевых качеств

личности. Немаловажным фактором, определяющим общее развитие, является

сформированность умений и навыков, необходимых ученику в жизни. Именно к

т а к и м

о т н о с и т с я

н а в ы к

у с т н ы х

в ы ч и с л е н и й .

Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на

сегодняшний день является весьма дискуссионным в

методическом плане,

Использование

калькуляторов

ставит

под

сомнение

необходимость

жесткой

отработки этих умений. Поэтому многие не рассматривают хорошее владение

арифметическими вычислениями как важное звено в цепи общего развития

личности. Однако формирование успешного вычислительного навыка наряду с

собственной необходимостью, содержит огромные развивающие возможности.

В частности,

способствует проявлению в полной мере способностей учащихся,

развитию

инициативы,

самостоятельности,

творческого

потенциала.

В настоящее время формирование вычислительных навыков является

одной из серьезных проблем современной школы, которая начинает

при-

обретать «хроническое» состояние уже с 1 класса, становится нормой с которой

учитель

заранее

смиряется.

В

любом

классе

всегда

есть

ученики,

испытывающие

постоянные

трудности

при

устных

вычислениях.

Причина кроется в том, что на сегодняшний момент не прослеживается

четкой

системы

работы

по

развитию

вычислительных

навыков.

Задания,

связанные

с

устными

вычислениями,

носят

хаотичный

и

эпизодический

характер,

редко

или

совсем

не

рассматриваются

способы

рациональных

вычислений,

не

всегда

учитель

видит

необходимость

и

эффективность

п р а к т и ч е с к о г о

и с п о л ь з о в а н и я

т а к и х

с п о с о б о в .

При этом следует отметить, что с каждым годом появляется все больше

методической

литературы,

содержащей

устные упражнения

разных

видов,

приемов, задач, заданий, основанных на взаимосвязи компонентов действий.

Рассмотрев и проанализировав различные виды устных упражнений, я пришла к

выводу,

что,

несмотря

на

своё

многообразие,

в

методической

литературе

упражнения носят чисто тренировочный характер. Таким образом, не создаются

условия для развития у учащихся творческого начала, формирования у них

внутренних

побудительных

сил

к

учению,

потребности

в

новых

знаниях.

Необходимо

помнить:

выполнение

большого

количества

однотипных

упражнений, безусловно, способствует усвоению вычислительного приема, но

вместе с тем снижает познавательную активность, у детей пропадает интерес,

рассеивается внимание, нарастает число ошибок.

Формирование вычислительных умений и навыков традиционно

считается одной из ведущих и самых «трудоемких» тем начальной школы. Как

говорят методисты системы общего развития Л.В. Занкова, при формировании

вычислительных навыков у младших школьников, учитель может использовать

два пути: прямой и косвенный.

Прямой путь в чистом виде предполагает сообщение учащимся образца,

алгоритма выполнения операции, на основании которого школьники

многократно ее выполняют.

В результате такой репродуктивной деятельности достигается

запоминание предложенного алгоритма и вырабатывается запланированный

навык.

Косвенный путь предполагает, прежде всего, включение учеников в

продуктивную творческую деятельность, в самостоятельной поиск алгоритма

выполнения операции.

В системе общего развития Л.В. Занкова главным является именно

косвенный путь формирования вычислительных навыков, прямой же использует

учитель тогда и в той мере, как это необходимо, так как в чистом виде ни один из

путей использовать нельзя.

Работая в системе Занкова, процесс формирования вычислительных

навыков провожу в три этапа:

• поиск путей выполнения изучаемой операции, создание алгоритма ее

выполнения;

формирование умения правильно выполнять операции;

• формирование навыка быстрого выполнения.

На первом этапе прослеживаем, осознаем и оцениваем с детьми каждый

шаг в рассуждениях. Устные рассуждения переводим в запись математическими

знаками. В результате появляется подробная запись выполнения операции.

Например, при изучении темы в 4 классе «Умножение многозначных чисел»:

284 х 25=284 х (20 + 5)= 284 х 20 + 284 х 5=284 х (2 х 10) + 1420= (284 х 2) х 10

+ 1420=568х10+142О=5б80+I42О=71ОО.

На этом этапе почти не используем прямой путь, если только при

выполнении знакомых детям операций, т.е. промежуточных (умножение на

однозначное число, на единицу с нулями и выполнение сложения).

В результате деятельности на этом этапе появляется алгоритм выполнения

операции.

На втором этапе использую оба пути формирования вычислительных

навыков, но ведущим остается косвенный. Ученикам даются такие задания,

которые ставят детей в позицию активного творческого поиска, где они

используют свои знания в нестандартном преобразованном виде.

Например, даем задание: изменить в произведении 284 х 25 одну цифру

так, чтобы значение произведения стало пятизначным числом.

В результате найденных преобразований каждый ученик получает минимум

еще от б - до 12 произведений, изменяя цифру во 2 множителе или в 1

множителе:

284 х 45, 284 х 65, 284 х 75 (85, 95, 55)

384 х 25, 484 к 25 (584, 684, 784, 884,984) -25

От учащихся не требуется нахождения и составления всех возможных

решений. Мы объединяем все случаи, которые нашли разные ученики,

анализируем, находим с ними определенную закономерность, отыскиваем

пропущенные варианты.

Важная особенность таких заданий - возможность индивидуализации их

выполнения каждым учеником, так как нет жестких установок на количество

требуемых решений, а только рекомендации: «Постарайся найти не одно

решение».

На третьем этапе, который направлен на достижение высокого темпа

выполнения операции, на первый план выходит прямой путь формирования

вычислительных навыков. Важно построить работу на уроке так, чтобы дети

хотели выполнять эти вычисления, получали удовольствие от своей работы.

Помощь в этом оказывают тетради на печатной основе, где содержится

большое количество увлекательных заданий, требующих выполнения

разнообразных вычислений. Очень важно, чтобы ученики сами отслеживали

свои успехи. В этом им помогают игры — соревнования, а также «тесты -

Успеха».

Особым видом работы для формирования вычислительных навыков у

учащихся является устный счет.

В занковской системе, направленной на общее развитие ребенка, этот

вид учебной деятельности выполняет следующие функции:

- формирование умения работать на уроке в заданном и достаточно быстром

темпе;

- развитие таких свойств мыслительной деятельности как гибкость ума,

быстрота переключения с одной проблемы, задачи на другую;

- автоматизация вычислительных навыков в пределах простых, в основном

табличных случаев выполнения арифметических действий.

Приоритетными являются первые две из этих функций и поэтому задания,

используемые в устном счете, носят другой характер. Вместо использования

задания, в которых дети должны найти значения предложенных выражений,

учащимся предлагается одно выражение, которое служит основой для

построения целой серии заданий, связанных с этим выражением.

Например, построение устного счета во 1-2 классе.

В учебнике по математике есть много заданий на развитие

познавательных

интересов

учащихся,

есть

упражнения,

направленные

на

развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера,

геометрический материал. Работая по этой системе, убеждаюсь, что в учебнике

мало заданий на формирование вычислительных навыков. И поэтому, на каждом

уроке применяю вычислительные упражнения разного вида:

Для организации устных вычислений на уроке удобно использовать решение

примеров по кругу, работу с которыми можно начинать с изучения сложения

и вычитания в пределах 10.

Найди результат, пользуясь решенным примером. (анализ, синтез, сравнение,

обобщение) 3+5=8

3+6=

3+7=

3+8=

Игры

на

уроках

математики

способствуют

активизации

мыслительной

деятельности

учащихся,

развивает

интерес

к

предмету.

Особенно

это

относится

к

работе

6-7летнего

возраста.

И

поэтому

для

развития

навыков

устных

вычислений

применяю

на

уроках

различные дидактические игры. Огромный потенциал для развития и совершенствования

вычислительных навыков несет игра «Математический квадрат». Задание: сложи числа по

строкам, по столбцам, с угла в угол.

5

2

2

0

3

6

4

4

1

Выполнив задание, дети убеждаются в том, что найденные суммы равны.

Дальше предлагаю задания, последовательно усложняя (заполнение пропусков,

преобразование квадрата и т.д.)

Почему же использую игры на уроках?

- Проводя на уроке уже знакомую детям игру, затрачивается меньше времени на

пояснение содержания и правил игры;

-

Постоянно

усложненная

игра,

проведенная

в

различных

формах,

воспринимается как новая, и интерес к ней не пропадает.

В целях выработки у учащихся умения решать задачи, провожу задания типа:

- найти число, которое больше числа 12 на 7?

- на сколько 15 меньше 30?

- я задумала число, из него вычла 8, получила 2. какое число задумала?

Систематическое

выполнение

такого

рода

заданий

предупреждает

наиболее

распространенные ошибки при решении задач, когда неправильно применяются

математические

действия

в

случаях

увеличения

или

уменьшения

числа

на

несколько единиц, в несколько раз.

Также с 1 класса использую на уроках нестандартные задачи:

- Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?

- Четыре мальчика купили 6 тетрадей. Каждому досталось не меньше одной

тетради. Мог ли купить какой-нибудь мальчик 3 тетради?

-2

+

3

1

-4

+

1

+

4

-3

+

2

Использование

таких

задач

расширяет

кругозор

младших

школьников,

способствует математическому развитию и т.д.

Задаются вопросы: -Чему равна сумма 9 + 7 ? (16).

- Назовите выражения, которые имеют такое же значение (7 + 9, 8 + 8, 8х2,20-4,

64:8 + 8, 36 : 4 + 7 и т.д. составление выражений зависит от того, какой материал

изучен к моменту работы с заданием).

- Что можно сделать со слагаемыми в сумме 9 + 7, чтобы значение суммы

увеличилось на 8?

При выполнении задания добиваемся, чтобы учащиеся использовали

различные способы решения поставленной задачи:

1) увеличить на 8 одно слагаемое - (9 + 8) + 7, 9 + 9 (7 + 8);

2) увеличить оба слагаемых используя разные подходы: (9 + 1) + (7 + 7), (9 + 5) +

(7 +3)….

3) одно слагаемое увеличить, другое уменьшить.

Такое построение устного счета, требует от учителя постоянной ориентации

на индивидуальные особенности каждого ученика, позволяет развивать

логическое мышление, формировать вычислительные навыки у учащихся за счет

многочисленных вычислений, которыми проверяются предложенные варианты.

Нужно отметить, что в системе ЛВ. Занкова отсутствуют требования

обязательного ежеурочного включения устного счета. Устный счет проводится

тогда, когда это считает нужным учитель.

Таким образом, можно по годам обучения школьников определить и

выделить в занковской системе сроки формирования вычислительных навыков

для разных операций:

1 класс - завершается третий этап формирования навыка для табличного

сложения и вычитания без перехода через десяток;

- табличное сложение и вычитание с переходом через десяток

находится в начале второго этапа.

2 класс - завершается формирование навыка табличного сложения и вычитания

с переходом через десяток;

- завершается формирование навыка сложения и вычитания двузначных чисел;

- формируется навык выполнения табличного умножения и деления.

З класс - формируется навык выполнения сложения и вычитания многозначных

чисел;

- формируется навык выполнения умножения и деления многозначного числа на

однозначное.

4 класс — полностью завершается формирование навыка сложения и вычитания

любых многозначных чисел;

- полностью формируется навык выполнения умножения и деления

многозначного числа на однозначное;

- формируется умение выполнять умножение и деление многозначного числа на

многозначное.

Литература:

1.

Е.Ю.Лавлинскова «Методика формирования навыка устного счета» (по

системе общего развития Л.В.Занкова);

2.

Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа»;

3.

Научно-практический журнал «Завуч начальной школы»;

4.

Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова;

5.

Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Тетрадь для 2 класса, часть 1.



В раздел образования