Напоминание

"Профилактика рискованного поведения подросток в системе дополнительного образования"


Автор: Кирищева Ольга Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУДО "Центр внешкольной работы" г.Брянска детский клуб "Юность"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика рискованного поведения подросток в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проблема первичной профилактике рискованного поведения среди

подростков, несомненно, является одной из актуальнейших задач в

процессе воспитания подрастающего поколения. Поэтому не случайно,

что в настоящее время особое значение приобретает именно

многопрофильный межсекторный подход к профилактике, основанный

на объединении усилий государственных, социальных институтов, а также

общественных организаций, оказывающих влияние на формирование

личности молодежи.

Одной из действующих программ первичной профилактике рискованного

поведения детей и подростков является программа «ЛадьЯ», что значит

« В ладу с собой»

Программа рассчитана на работу с подростками общепризнанного «трудного

возраста» - 13-17 лет. Именно в этот период происходит основное

формирование личности, определяющее дальнейшую жизнь человека.

Свойственные подростковому возрасту тяга к знаниям и любознательность

удовлетворяются в процессе коммуникативной деятельности , и, прежде

всего, в общении со сверстниками. Поэтому используемый в этой программе

принцип группового взаимодействия и активного участия подростков в

процессе познания и духовного взросления представляется наиболее

адекватным поставленной задаче.

Программа помогает подростку не только осознать свою индивидуальность и

открыть внутреннее «Я», но и понять неразрывную связь с окружающими

людьми, в единстве нравственных общечеловеческих ценностей.

Программа раскрывает перед подростком возможности ответить себе на

основные экзистенциальные вопросы : «кто я?», «каким бы я хотел стать?» и

« что я должен делать?». Особую значимость приобретают обсуждаемые

вопросы ценности здоровья и личной ответственности каждого человека за

его сохранение.

Программа первичной профилактике рискованного поведения подростков

«ЛадьЯ» в рамках проекта «Мы рядом, мы вместе» реализуется мной,

воспитателем МБУДО «Центра внешкольной работы» г. Брянска Кирищевой

О.Г. , на базе детского клуба «Юность» вот уже 4-й год.

За данный период работы значительно увеличилось число ребят «группы

риска» участвующих в реализации программы «ЛадьЯ».

Подростки, состоящие на учете различного уровня, посещали все занятия.

Судя по активному участию в обсуждении, желанию высказать свое мнение,

не боясь критики, можно сделать вывод , что программа вызывает у ребят

интерес.

Программа «ЛадьЯ» ориентирована, прежде всего, на воспитание у

подростков духовно-нравственного начала.

В отличие от информационно-обучающих программ, данная программа

обращается не к вопросу «Что?», а к вопросу «Почему?», что способствует

актуализации в детях доброго начала, формированию способности

сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала.

Развитие нравственно-этических норм особенно важно в подростковом

возрасте, когда ведущим фактором социализации является самоопределение,

которое проявляется в желании сформировать определенную смысловую

систему представлений о мире, о себе самом .

Формирование такой системы не возможно без нахождения ответов на

вопросы о смысле жизни, о системе нравственных ориентиров,

организующих поступки и поведение.

При освоении программы у ребят происходит процесс развития

самостоятельности, ценности личности и переоценки ценностей в целом, а

это значит – ребята учатся думать и анализировать.

Например, при изучении темы «Мир чувств» и выполнении различных

упражнений направленных на раскрытие данной темы ребята сделали вывод,

что если человека лишить всех чувств (слуха, зрения, обоняния,

движения (рук, ног), души), то человек превратится в робота.

Наиболее трудными в освоении для ребят оказались темы «Преодоление

проблем», «Кризис и выход». Но не будем лукавить порой и нас, взрослых,

эти вопросы ставят в тупик. Порой и мы с вами не знаем где взять силы , и

какими путями решать проблемы, как найти выход из кризиса, какой выбрать

путь?

Заставили задуматься и вызвали живой интерес, бурное обсуждение и

осмысление темы «Я и моя жизнь», «Общение и дружба», «Ты не один»,

«Мужчина и женщина», «Любовь», «Семья».

Все эти понятия ребятам открылись совершенно с другой стороны.

Приобрели новый оттенок. «Любовь»- не просто чувство. «Семья» и

«Жизнь»- не просто данность - а ценность, забота, поддержка,

ответственность, уважение, понимание, возможность, цель и смысл.

По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика в

развитии представлений об основных нравственных ценностях,

следовательно, можно с уверенностью сказать, что программа работает.

Методы профилактики девиантного поведения, которые используются в

программе, неспецифичны и воспринимаются детьми не как насаждение

воли педагога, а служат средством создания духовно-нравственных

ориентиров.

В ходе реализации программы у подростков формируются навыки общения,

творческое самовыражение, развивается речь, что немало важно. Происходит

развитие самостоятельности, ценности личности, возможности выбора и

самое главное ответственности за свои поступки.

Участие в реализации программы первичной профилактике рискованного

поведения подростков «ЛадьЯ» дало мне определенный педагогический

опыт, что очень ценно для моего личностного роста. Я получила большой

багаж знаний, методических приемов, которые я активно применяю в своей

деятельности воспитателя.



В раздел образования