Автор: Кирищева Ольга Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУДО "Центр внешкольной работы" г.Брянска детский клуб "Юность"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика рискованного поведения подросток в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Проблема первичной профилактике рискованного поведения среди
подростков, несомненно, является одной из актуальнейших задач в
процессе воспитания подрастающего поколения. Поэтому не случайно,
что в настоящее время особое значение приобретает именно
многопрофильный межсекторный подход к профилактике, основанный
на объединении усилий государственных, социальных институтов, а также
общественных организаций, оказывающих влияние на формирование
личности молодежи.
Одной из действующих программ первичной профилактике рискованного
поведения детей и подростков является программа «ЛадьЯ», что значит
« В ладу с собой»
Программа рассчитана на работу с подростками общепризнанного «трудного
возраста» - 13-17 лет. Именно в этот период происходит основное
формирование личности, определяющее дальнейшую жизнь человека.
Свойственные подростковому возрасту тяга к знаниям и любознательность
удовлетворяются в процессе коммуникативной деятельности , и, прежде
всего, в общении со сверстниками. Поэтому используемый в этой программе
принцип группового взаимодействия и активного участия подростков в
процессе познания и духовного взросления представляется наиболее
адекватным поставленной задаче.
Программа помогает подростку не только осознать свою индивидуальность и
открыть внутреннее «Я», но и понять неразрывную связь с окружающими
людьми, в единстве нравственных общечеловеческих ценностей.
Программа раскрывает перед подростком возможности ответить себе на
основные экзистенциальные вопросы : «кто я?», «каким бы я хотел стать?» и
« что я должен делать?». Особую значимость приобретают обсуждаемые
вопросы ценности здоровья и личной ответственности каждого человека за
его сохранение.
Программа первичной профилактике рискованного поведения подростков
«ЛадьЯ» в рамках проекта «Мы рядом, мы вместе» реализуется мной,
воспитателем МБУДО «Центра внешкольной работы» г. Брянска Кирищевой
О.Г. , на базе детского клуба «Юность» вот уже 4-й год.
За данный период работы значительно увеличилось число ребят «группы
риска» участвующих в реализации программы «ЛадьЯ».
Подростки, состоящие на учете различного уровня, посещали все занятия.
Судя по активному участию в обсуждении, желанию высказать свое мнение,
не боясь критики, можно сделать вывод , что программа вызывает у ребят
интерес.
Программа «ЛадьЯ» ориентирована, прежде всего, на воспитание у
подростков духовно-нравственного начала.
В отличие от информационно-обучающих программ, данная программа
обращается не к вопросу «Что?», а к вопросу «Почему?», что способствует
актуализации в детях доброго начала, формированию способности
сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала.
Развитие нравственно-этических норм особенно важно в подростковом
возрасте, когда ведущим фактором социализации является самоопределение,
которое проявляется в желании сформировать определенную смысловую
систему представлений о мире, о себе самом .
Формирование такой системы не возможно без нахождения ответов на
вопросы о смысле жизни, о системе нравственных ориентиров,
организующих поступки и поведение.
При освоении программы у ребят происходит процесс развития
самостоятельности, ценности личности и переоценки ценностей в целом, а
это значит – ребята учатся думать и анализировать.
Например, при изучении темы «Мир чувств» и выполнении различных
упражнений направленных на раскрытие данной темы ребята сделали вывод,
что если человека лишить всех чувств (слуха, зрения, обоняния,
движения (рук, ног), души), то человек превратится в робота.
Наиболее трудными в освоении для ребят оказались темы «Преодоление
проблем», «Кризис и выход». Но не будем лукавить порой и нас, взрослых,
эти вопросы ставят в тупик. Порой и мы с вами не знаем где взять силы , и
какими путями решать проблемы, как найти выход из кризиса, какой выбрать
путь?
Заставили задуматься и вызвали живой интерес, бурное обсуждение и
осмысление темы «Я и моя жизнь», «Общение и дружба», «Ты не один»,
«Мужчина и женщина», «Любовь», «Семья».
Все эти понятия ребятам открылись совершенно с другой стороны.
Приобрели новый оттенок. «Любовь»- не просто чувство. «Семья» и
«Жизнь»- не просто данность - а ценность, забота, поддержка,
ответственность, уважение, понимание, возможность, цель и смысл.
По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика в
развитии представлений об основных нравственных ценностях,
следовательно, можно с уверенностью сказать, что программа работает.
Методы профилактики девиантного поведения, которые используются в
программе, неспецифичны и воспринимаются детьми не как насаждение
воли педагога, а служат средством создания духовно-нравственных
ориентиров.
В ходе реализации программы у подростков формируются навыки общения,
творческое самовыражение, развивается речь, что немало важно. Происходит
развитие самостоятельности, ценности личности, возможности выбора и
самое главное ответственности за свои поступки.
Участие в реализации программы первичной профилактике рискованного
поведения подростков «ЛадьЯ» дало мне определенный педагогический
опыт, что очень ценно для моего личностного роста. Я получила большой
багаж знаний, методических приемов, которые я активно применяю в своей
деятельности воспитателя.