Автор: Булашова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, Ханты-Мансийский АО, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Познавательно – исследовательский проект по теме "Волшебный камень магнит"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе
по теме
«Волшебный камень магнит»
Подготовила:
Булашова Светлана Александровна
Воспитатель I категории
МБДОУ «Детский сад №16 «Золотая рыбка»
Г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский АО
А вчера совсем случайно
Потеряли мы иглу.
Целый день ее искали
И придумали игру.
Если мы возьмем магнит-
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит-проказник!
- Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну старинную
легенду о появлении магнита нам расскажет Крылов Артём
Легенда о появлении магнита
- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его
сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к
черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку
наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями.
Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что
эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа.
Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От
имени пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель: На один вопрос Лунтика мы уже ответили – этот камень называется
магнит.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами в группе изучали долгое время магнит. Скажите, какими свойствами
обладает магнит?
- Уважаемые гости предлагаю посмотреть фотографии как дети изучали свойства
магнита в группе.
Просмотр фотографий «Экспериментирование с магнитом»
Воспитатель:
А
чтобы
ответить
на
второй
вопрос
Лунтика
«Почему
камень
называют
волшебным»
предлагаю
послушать
наших юных исследователей в
лаборатории.
4.Лаборатория.
«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».
- Что мы знаем о свойствах магнита?
- Как эти свойства можно проверить?
Вот мы и сейчас проверим. « Важное дело – Эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент».
Опыт № 1 «Магнит притягивает металлические предметы» Зинзюк Полина
«У меня случилась неприятность. Моя собачка стащила у меня все металлические
детали перепутала их с пластмассовыми, резиновыми и деревянными, и спрятала их
под кровать.
Я очень расстроилась, так как сама не могла справится, но мама предложила взять
магнит и разобрать их. Я сначала удивилась, как это камень может мне помочь? Мама
сказала: чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит.
Вот я сейчас и проверю. « Важное дело – Эксперимент!
(Лиза берет магнит и самостоятельно извлекает с его помощью из коробки железные
предметы.)
В коробочке осталось предметы из дерева, резины, пластмассы, бумаги, потому, что
они не притягиваются к магниту, они не сделаны из магнитных металлов
Опыт № 2 «Форма магнита и его сила» Жидкова Кира
Я хочу рассказать о форме магнита и его силе.
Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника и круга.
Я взял одну коробку и положил в неё монеты. В две другие коробки положил гвозди и
скрепки. Если взять магнит в форме подковы и поднести его к каждой из коробок,
можно увидеть, сколько предметов притянулось к нему. Также можно использовать
прямоугольный
и
круглый
магниты
и
увидеть
сколько
предметов
притянулось
к
каждому из магнитов.
Магнит в форме подковы притягивает больше предметов, чем прямоугольный. А
прямоугольный больше, чем круглый магнит.
Опыт № 3 «Полюса магнита» Гусейнов Максим
“Я
очень
люблю играть
с
магнитом
.
Я
даже придумал машину на магните.”
( ребенок показывает игрушечную машинку с прикреплённым магнитом. ) “Когда я
подносил магнит к машине. Машина двигалась вперёд. (Показ ребенком)
Но однажды, машина стала двигаться в другую сторону. (Показ ребенком) “Магнит
сломался,” – решил я и очень расстроился .Мама мне рассказала, что у магнита есть
разные полюса. Когда сближаем одинаковые полюсы – машинка отъезжает. Когда
сближаем разные – то машинка подъезжает . Вот я сейчас поднесу магнит к машинке, а
вы догадайтесь – это были разные или одинаковые полюса.
6. Динамическая пауза «Волшебный камень»
- А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.
(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли
магнита.
Показывая
карточку
с
изображением
металлического
предмета,
дети
подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением
другого предмета – дети отбегают от него).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита есть поле? Наверное на этом
поле растут злаки?
Магнитное поле Куршакова Варя
На магнитном поле злаки не растут. Магнитным полем называется пространство около
магнита. У Земли Тоже есть магнитное поле – как – будто внутри её огромный магнит
5.
Фокусы.
Воспитатель: А сейчас я хочу вас позабавить.
(Воспитатель демонстрирует ёмкость с водой, в которую опускает скрепку).
1.«Достань скрепку»
Я загадаю вам одну очень интересную загадку: « Как, не намочив руки, достать
скрепку из воды?»
Для того чтобы достать скрепку из воды, нужно прислонить магнит к стеклу на уровне
скрепки. После того как она приблизится к стенке стакана, медленно двигать магнит
вверх. Скрепка следует за магнитом. Её можно легко достать, не замочив руки.
Значит у магнита есть сила, он действует сквозь стекло и воду. Так происходит из – за
подводного магнетизма. Магнитная сила действует также под водой.
2.Волшебная рукавичка
- Ребята, а теперь я вам покажу фокус. Он называется «Волшебная рукавичка»
(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и проводит
над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а
затем второй, где есть магнит. К рукавичке с магнитом притянулись все предметы).
- Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?
- Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о магните.
6.Просмотр фотографий «Мы играет с магнитом»
- А сейчас я предлагаю посмотреть фотографии «Как мы играет с магнитом»
Воспитатель: Вот мы и выяснили, почему магнит называют волшебным
7.Для чего нужен магнит.
- Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит?
- Скажите мне, пожалуйста, вы узнавали что –то новое и интересное, откуда вы
добывали эту информацию? (Спрашивали у взрослых, находили и читали в книгах,
выходили в Интернет, услышали по телевизору, позвонили другу и т.д.)
- Сегодня у нас с вами есть возможность рассказать нашим гостям, о том что вы
узнали в книгах, в интернете, у взрослых.
Медицина
«Применение магнитов в медицине» Емелина Лиза
Магниты
используются
во
многих
медицинских
приборах.
Для
их
создания
используются
постоянные
магниты
большой
мощности,
они
позволяют
добиться
однородного магнитного поля, при этом не потребляют электричество. Так же магниты
очень
часто
используются
при
лечении
сложных
переломов
костей.
Широко
распространён магнитный метод удаления металлических частиц из глаза. Магнитные
браслеты, благотворно влияющие на больных с нарушением кровяного давления.
В быту: Машнич Соня
В аудиосистемах, например, в наушниках, магниты помогают создать мощный, в
электрических гитарах
Двери
нашего
холодильника
также
имеет
внутри
магниты,
чтобы
они
лучше
прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно
прижимают Лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий узора необходимо
лишь
поднести
магнит.
Магниты
используют
и
для
фиксация
столовых
принадлежностей на кухне.
Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и
снаряды.
8.Ответ Лунтику
- Вот мы свами и ответили на все вопросы Лунтика: как называется этот «волшебный
камень»,
почему
его
называют
волшебным
и
для
чего
он
нужен.
У
нас
есть
возможность пообщаться с Лунтиком по скайпу.
(Дети с воспитателем проходят к ноутбуку)
- Давайте поздороваемся и расскажем Лунтику о том, что узнали о «волшебном
камне».
-
Как
называется
этот
камень,
почему
его
называют
«волшебным»,
где
его
используют? (Ответы детей).
-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
9.Ответ от Лунтика.
«Спасибо, вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям рассказал про волшебный
камень – магнит и даже с его помощью помог найти иголку Дядюшки Шнюка. Вы –
настоящие Всезнайки! До свидания! До новых встреч!»
10.Итог занятия. Сюрпризный момент.
- Ну, что ребята, нам пора прощаться с гостями. А я для вас приготовила еще один
сюрприз. Хочу подарить вам эти замечательные магниты. Я уверена теперь вы с его
помощью сможете проводить свои собственные исследования, показывать фокусы
своим
родным
дома
и
друзьям.
Вы
такие
любознательные,
интересные,
умные,
добрые. До свидания.