Автор: Белоусова Татьяна Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №70"
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Орфоэпические нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий"
Раздел: среднее образование
Открытый урок (фрагмент) русский язык 7 класс.
Тема: « Орфоэпические нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий».
Цели урока: 1) отработать навык правильного произношения глаголов, причастий и
деепричастий.
2) научить образовывать и употреблять особые формы глагола в контексте
подготовки к ЕГЭ
3) отработать навык работы с тестом ЕГЭ (задание А – 1)
Ход урока:
1.
Слово учителя. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, к нам
пришли гости. Во- вторых, объяснять новую тему вам будет не учитель, а ваша
одноклассница. Наконец, оценку её выступлению дадите вы, когда будете работать в
группах, выполняя упражнения по новой теме.
Обратите внимание на готовность к уроку, сегодня нам понадобятся приложения к
учебнику, простые карандаши.
2.
Повторение пройденного на прошлом уроке.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над орфоэпическими нормами
употребления самостоятельных частей речи. Но сначала повторим постановку
ударения в словах, изученных нами частей речи (сущ-ных и прилаг).
Итак, орфоэпическая разминка.
3.
Объяснение нового материала.
Ребята, обратите внимание, что в разминке появились слова других частей речи,
нормы произношения которых, мы ещё не изучали
- Какие это слова ,и к каким частям речи относятся?
Это и будет темой нашего урока « Орфоэпические нормы употребления глаголов,
причастий и деепричастий». Узнаем, как решаются тесты ЕГЭ с заданиями такого
типа.
Слово для выступления предоставляется Козюковой Насте. Класс должен её не
только внимательно слушать, но и по ходу её выступления делать в тетради записи
алгоритмов, которые помогут вам в решении орфоэпических задач.
4.
Закрепление материала.
Вы прослушали выступления, сделали соответствуюшие записи в тетради. Сейчас
вы выполните упражнения. Каждая группа отвечает за нормы произношения
определённой части речи. Поэтому 1 группа выполняет упр.336, 2 группа
упр.339(5слов) и 3 группа упр. 341.(5 слов).
5.
Взаимопроверка.
Обменялись тетрадями: глагол – причастия; причастия – деепричастия,
деепричастия – глаголы. Проверка со словарями.
Ответы 1 группы. Обязательно объясняем задания. Проверка на слайде.
Выводы: Ударение у глаголов ж.р., прош.вр. падает на окончание, кроме слов
исключений
Клала, послала.
Ответы 2 группы. Объяснения задания. Проверка на слайде.
Выводы: Ударение у причастий остаётся на том же месте, что и в инфинитиве
соответствующего глагола.
Ответы 3 группы.
Выводы: деепричастия несоверш.в. имеют ударения на первом слоге, а вот
ударения деепричастий совершенного вида остаётся на том же месте, что и у
инфинитива соответствующего глагола.
6.Рефлексия:
Молодца ребята, а в заключении прочитаем отрывки из стихотворений,
представленных в упр.343. Рифма и ритм стиха помогут вам не ошибиться.
1гр – первый отрывок
2гр – второй отрывок
3гр – третий отрывок
Какие части речи выделены, как ставится в них ударения. Ядумаю, вам нетрудно
догадаться.
7.Домашнее задание.
Выполнить задания по орфоэпии. Расставить правильно ударения над словами
изученных частей речи. Тренинги составлены из тестов ЕГЭ.
Оценки: Козюкова Настя 5/5 (за творчество и теоретический материал)
Самоанализ урока.
Фрагмент урока в 7 классе дан по теме : « Орфоэпические нормы глаголов, причастий и
деепричастий. Класс по моему предмету имеет средний уровень обученности.
Цели урока:
1)
образовательные: отработка навыка правильного произношения глаголов и его
форм, образование и употребление особых форм глагола и обучения работы с
тестами ЕГЭ.
2)
Развивающие- через воспроизведение теоретического материала, комментирования
ответов, умение делать выводы. Развитие культуры речи(правильное произношение
слов).
3)
Воспитательные – через работу в группах. Умение сотрудничать, внимательное
отношение друг к другу.
Методы, использованные на уроке:
1)
частично – поисковый ( знания не предлагались в готовом виде, их необходимо
было добывать самостоятельно под руководством учителя)
2)
наглядно – описательный ( презентация, результаты работы групп были выведены
на экран, разминка)
3)
репродуктивный ( работа с заданиями упражнений на основе алгоритмов,
представленных в ходе объяснения нового материала)
Форма урока групповая с использованием мультимедийной презентации из 6 слайдов с
целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к
уроку, развитие их воображения и внимания.
Технологии:
1)
коллективное сотрудничество
2)
личностно-ориентированный подход
3)
ИКТ технологии были применены на уроке.
В ходе урока сочеталась индивидуальная, фронтальная и коллективная работа.
Структура урока:
1)
Организационный момент характеризует внешнюю и внутреннюю
(психологическую) готовность к уроку.
2)
Разминка (актуализация знаний) в игровой форме повторили произношения
изученных частей речи и при помощи разминки перешли к новой теме.
3)
Объяснение нового материала ( презентация Козюковой Насти)
4)
Закрепление знаний, умений и навыков ( работа с упражнениями в группах)
5)
Обобщение и вывод (подведение итогов, рефлексия) упр343.
В ходе урока дети познакомились с новыми нормами употребления в речи таких частей
речи, как глагол, причастие и деепричастие. Начали отрабатывать навыки работы с
тестами ЕГЭ задания А-1. Научились правильно образовывать особе формы глагола, в
контексте их произношения в устной речи.
Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален (разминка) , не утомителен для
учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает
познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и
памяти.
Работа в группах имеет большой воспитательный эффект, так как создаёт условия для
развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения вех детей, в
том числе с низким уровнем обучаемости. В каждой группе был лидер, что позволяет
воспитывать чувство ответственности за принятое решение.