Напоминание

"Обобщение по теме "Имя прилагательное"


Автор: Орехова Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 имени Н.Н.Яковлева г.Олёкминска РС(Я)"
Населённый пункт: город Олёкминск
Наименование материала: конспект урока по русскому языку 4 класс "Школа России"
Тема: "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Раздел: начальное образование





Назад




Школа: МБОУ «СОШ №1 им.Н.Н. Яковлева»

Учитель: Орехова Л.В.

Класс: 4 «а»

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Задачи урока :

1) Образовательная- повторить изученное об имени прилагательном путем наблюдения,

сравнения, обобщения

2) практическая – закрепление умения отделять прилагательное от других частей речи,

закрепление навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных

падежных окончаний имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена

прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на

грамматическую тему;

3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе;

воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки двух цветов

(разноуровневые).

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Основные организационные формы обучения на уроке:

Групповая работа;

Индивидуальная работа.

Средства обучения:

Технические и программные средства: доска, обобщающая таблица.

Раздаточный материал: карточки для групповой работы, карточки для проверочной

работы.

Методы обучения:

Рефлексивный;

Метод упражнений.

Методы познания:

Метод взаимопроверки;

Метод самопроверки;

Метод самостоятельной практической работы.

Планируемые результаты:

1.

Личностные – направлены на:

– формирование познавательного интереса,

– настойчивости в преодолении трудностей,

– формирование навыков самооценки и ответственного отношения к собственному

выбору.

2.

Метапредметные – способствуют:

– формированию научного мировоззрения,

– расширению словарного запаса,

– развитию умения использовать приобретенные знания для решения поставленных

задач,

– развивать умения работать в группах.

3.

Предметные:

– учащиеся должны знать понятие имени прилагательного;

– должны знать правила подбора однокоренных слов, прилагательных – синонимов,

прилагательных-антонимов;

– должны знать, как изменяются имена прилагательные;

– должны знать какую роль играют имена прилагательные в речи, каким членом

предложения являются;

– использовать приобретенные знания и умения в тестовой работе.

План урока:

1.

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (1мин.)

2.

Постановка темы и целей урока.

3.

Активизация знаний и умений, актуализация опорных знаний. (5мин.)

4.

Орфографическая разминка.

5.

Словарная работа. (6 мин.)

6.

Физкультминутка. (3мин.)

7.

Самостоятельная работа. (6мин.)

8.

Итог урока: рефлексия, подведение итогов. (5мин.)

1.

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Настроение? Хорошее

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.

2.

Постановка темы и целей урока.

Учитель: Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное».

Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.

(Сообщение целей урока детьми) Будем повторять все, что знаем об имени

прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен

прилагательных, об умениях применять прилагательные в своей речи, обобщим все наши

знания.

3.

Активизация знаний и умений, актуализация опорных знаний.

- А сейчас послушайте стихотворение.

1й. Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Учитель: Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя

прилагательное)

Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.

Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени

прилагательного)

1й. Имя прилагательное:

- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что

же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

2й. Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное вместе с именем существительным:

Вместе - служба, вместе - дружба!

3й. Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Учитель: Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном. Попробуйте

сформулировать вопросы друг для друга, чтобы мы в конце урока к ним вернулись.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Что оно обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется?

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

7. Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по

падежу имени сущ., к которому оно относится.)

Учитель: У вас на парте два вида словарей. Как называется словарь, в котором можно

узнать о правильном написании слов (орфографический).

Что обозначает слово ОРФОГРАФИЯ? Где ЭТО мы можем узнать? В каком словаре?

(толковом) . Найти и записать толкование, но коротко, как конспект. Как это будет

выглядеть? (Прочитать). А нам нужно ли изучать этот раздел языкознания? Для чего?

Итак,

делаем

вывод:

Как

можно

себе

помочь,

если

испытываешь

затруднения

в

правописании того или иного слова? (Пользоваться словарями)

Я составлю словосочетание: орфографический тренинг. Сможете объяснить смысл этих

слов? К какому словарю надо обратиться, чтобы найти значение слова ТРЕНИНГ?

4. Орфографическая разминка.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На экране слова: учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка, гореть

Учитель: - Найдите и запишите слово с…

1.С буквой непроизносимого согласного в корне слова (праздник)

2.С буквой безударного гласного в корне слова, проверяемым ударением (побежал)

3.Мягким знаком после шипящего (мощь)

4.С буквой парного согласного в корне слова (пробежка)

5 Разделительным мягким знаком (ущелье)

6. С буквой безударного гласного в корне слова, непроверяемого ударением (гореть)

- Какое слово осталось?

- Остается слово УЧИТЕЛЬ

-

Сейчас

вы

проверяли

свою

орфографическую

зоркость

умение

обнаруживать

орфограмму в слове. Чтобы правильно написать слово с орфограммой, нужно хорошо

знать правила русского языка. А слово, которое осталось на доске – не случайно.

Нужно составить пословицу из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.

Составление пословицы: По ученику и об учителе судят. Это будет девизом нашего

орфографического тренинга для наших гостей.

А сегодня каждый из вас выступит в роли учителя. Будет оценивать не только работу свою,

но и при наличии времени- своих одноклассников.

Учитель: Ребята, а для чего вы должны знать орфограммы?

- Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать.

Это выражение будет девизом следующего задания. А следующее наше задание-

5. Словарная работа

1й.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его……………………….

«Словарь»: Ф..враль, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко ,…нварь.

-Прочитайте слова.

-Есть ли среди этих слов прилагательные? (нет)

- Какие это части речи? (существительные, наречия)

- Образуйте от данных слов имена прилагательные

- запишите прилагательные в форме:

1-е в начальной форме (февральский)

2-ев форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная)

3-ев форме ед.ч, ср.р, И.п. (прекрасное)

4-е образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного) –

- Определите падеж, род, число.

- Какая часть речи поможет это сделать? (сущ)

5- е в форме мн.ч.И.п. (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.)

Последнее прилагательное запишите в любой форме.

- Озвучьте, в какой форме записали последнее прилагательное?

Дополнительный вопрос

- К каким прилагательным можно подобрать синоним, антоним? (легкий-простой-

трудный, прекрасный – очаровательный - безобразный)

-Выполни звуко-буквенный разбор слова «мороз»

- Разбор по составу слова «трескучий».

6. Физминутка. Кинезиология.

-Запишите предложение: Легкие снежинки закружились в морозном воздухе.

- Выделите грамматическую основу и укажите части речи.

-Выполните морфологический разбор слов

Девочки

Мальчики

1.В воздухе-сущ. (в чем?)

1. В морозном – прил. (в каком?)

2.Нач.ф.- воздух .

2. Нач.ф. – морозный.

3.М.р., 2 скл,

3. В м., р., в П.п, в ед.ч.

4.В П.п, ед.ч

4. Определение

5.Дополнение

-Какие морфологические признаки совпадают? (род, число, падеж)

- Какими признаками различаются? (вопросы, скл, член предложения)

Работа со стихотворением.

- Прочитайте стихотворение.

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

(С.Есенин)

- Объясните значение слов «аукает», «баюкает».

Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., Определить род и

падеж имени прилагательного.

-Какое словосочетание можно считать лишним? Почему?

- Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка?

(эпитет).

-Что же такое эпитет? Это художественное, образное определение, подчеркивающее

один из признаков предмета.

- Какие эпитеты использовал поэт в стихотворении?

7. Самостоятельная работа

см. приложение

9.

Рефлексия. Подведение итогов.

1)

– С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ вы пришли сегодня на урок?

(С весёлым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным).

– Какую часть речи вы употребили?

– Почему она так называется? (это слово к чему-то прилагается, присоединяется).

– К каким же словам присоединяются прилагательные?

– Имя прилагательное – вечный спутник имени существительного. Человеческий

мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его : какой он?

- Какая же часть речи называется именем прилагательным?

– Как изменяется имя прилагательное?

– Как определить род, число и падеж прилагательного? (определить род, число

и падеж существительного, с которым связано имя прилагательное; как ниточка за

иголочкой, так прилагательное за существительным).

1й. Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета,

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

2й. Не скажем мы “прекрасное”,

Не скажем “безобразное”,

Не скажем маме ”милая”,

Красивая, любимая”,

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При – ла – га – тельные.

3й. Чтобы все отличным стало,

Разных признаков немало.

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

2) Закончите предложения:

Мне удалось на уроке….

У меня получилось на уроке….

Мне понравилось на уроке…

Мне хотелось бы отметить на уроке….

Мне ещё нужно поработать…

3) Оцените свою работу на уроке.

На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые

характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:

урок

я на уроке

итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше,

чем знал

безразлично

помогал

другим

Не понял

4) Пожелание учителю

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?..

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?



В раздел образования