Автор: Орехова Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 имени Н.Н.Яковлева г.Олёкминска РС(Я)"
Населённый пункт: город Олёкминск
Наименование материала: конспект урока по русскому языку 4 класс "Школа России"
Тема: "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Раздел: начальное образование
Школа: МБОУ «СОШ №1 им.Н.Н. Яковлева»
Учитель: Орехова Л.В.
Класс: 4 «а»
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Задачи урока :
1) Образовательная- повторить изученное об имени прилагательном путем наблюдения,
сравнения, обобщения
2) практическая – закрепление умения отделять прилагательное от других частей речи,
закрепление навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных
падежных окончаний имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена
прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на
грамматическую тему;
3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе;
воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки двух цветов
(разноуровневые).
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Основные организационные формы обучения на уроке:
Групповая работа;
Индивидуальная работа.
Средства обучения:
Технические и программные средства: доска, обобщающая таблица.
Раздаточный материал: карточки для групповой работы, карточки для проверочной
работы.
Методы обучения:
Рефлексивный;
Метод упражнений.
Методы познания:
Метод взаимопроверки;
Метод самопроверки;
Метод самостоятельной практической работы.
Планируемые результаты:
1.
Личностные – направлены на:
– формирование познавательного интереса,
– настойчивости в преодолении трудностей,
– формирование навыков самооценки и ответственного отношения к собственному
выбору.
2.
Метапредметные – способствуют:
– формированию научного мировоззрения,
– расширению словарного запаса,
– развитию умения использовать приобретенные знания для решения поставленных
задач,
– развивать умения работать в группах.
3.
Предметные:
– учащиеся должны знать понятие имени прилагательного;
– должны знать правила подбора однокоренных слов, прилагательных – синонимов,
прилагательных-антонимов;
– должны знать, как изменяются имена прилагательные;
– должны знать какую роль играют имена прилагательные в речи, каким членом
предложения являются;
– использовать приобретенные знания и умения в тестовой работе.
План урока:
1.
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (1мин.)
2.
Постановка темы и целей урока.
3.
Активизация знаний и умений, актуализация опорных знаний. (5мин.)
4.
Орфографическая разминка.
5.
Словарная работа. (6 мин.)
6.
Физкультминутка. (3мин.)
7.
Самостоятельная работа. (6мин.)
8.
Итог урока: рефлексия, подведение итогов. (5мин.)
1.
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Настроение? Хорошее
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
2.
Постановка темы и целей урока.
Учитель: Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное».
Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
(Сообщение целей урока детьми) Будем повторять все, что знаем об имени
прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен
прилагательных, об умениях применять прилагательные в своей речи, обобщим все наши
знания.
3.
Активизация знаний и умений, актуализация опорных знаний.
- А сейчас послушайте стихотворение.
1й. Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Учитель: Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя
прилагательное)
Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.
Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени
прилагательного)
1й. Имя прилагательное:
- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что
же мне делать? Может спросить у имени существительного?
- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.
2й. Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.
Имя прилагательное вместе с именем существительным:
Вместе - служба, вместе - дружба!
3й. Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Учитель: Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном. Попробуйте
сформулировать вопросы друг для друга, чтобы мы в конце урока к ним вернулись.
1. Что такое имя прилагательное?
2. Что оно обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. С какой частью речи связано?
5. Как изменяется?
6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?
7. Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по
падежу имени сущ., к которому оно относится.)
Учитель: У вас на парте два вида словарей. Как называется словарь, в котором можно
узнать о правильном написании слов (орфографический).
Что обозначает слово ОРФОГРАФИЯ? Где ЭТО мы можем узнать? В каком словаре?
(толковом) . Найти и записать толкование, но коротко, как конспект. Как это будет
выглядеть? (Прочитать). А нам нужно ли изучать этот раздел языкознания? Для чего?
Итак,
делаем
вывод:
Как
можно
себе
помочь,
если
испытываешь
затруднения
в
правописании того или иного слова? (Пользоваться словарями)
Я составлю словосочетание: орфографический тренинг. Сможете объяснить смысл этих
слов? К какому словарю надо обратиться, чтобы найти значение слова ТРЕНИНГ?
4. Орфографическая разминка.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На экране слова: учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка, гореть
Учитель: - Найдите и запишите слово с…
1.С буквой непроизносимого согласного в корне слова (праздник)
2.С буквой безударного гласного в корне слова, проверяемым ударением (побежал)
3.Мягким знаком после шипящего (мощь)
4.С буквой парного согласного в корне слова (пробежка)
5 Разделительным мягким знаком (ущелье)
6. С буквой безударного гласного в корне слова, непроверяемого ударением (гореть)
- Какое слово осталось?
- Остается слово УЧИТЕЛЬ
-
Сейчас
вы
проверяли
свою
орфографическую
зоркость
–
умение
обнаруживать
орфограмму в слове. Чтобы правильно написать слово с орфограммой, нужно хорошо
знать правила русского языка. А слово, которое осталось на доске – не случайно.
Нужно составить пословицу из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.
Составление пословицы: По ученику и об учителе судят. Это будет девизом нашего
орфографического тренинга для наших гостей.
А сегодня каждый из вас выступит в роли учителя. Будет оценивать не только работу свою,
но и при наличии времени- своих одноклассников.
Учитель: Ребята, а для чего вы должны знать орфограммы?
- Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать.
Это выражение будет девизом следующего задания. А следующее наше задание-
5. Словарная работа
1й.
Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……………………….
«Словарь»: Ф..враль, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко ,…нварь.
-Прочитайте слова.
-Есть ли среди этих слов прилагательные? (нет)
- Какие это части речи? (существительные, наречия)
- Образуйте от данных слов имена прилагательные
- запишите прилагательные в форме:
1-е в начальной форме (февральский)
2-ев форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная)
3-ев форме ед.ч, ср.р, И.п. (прекрасное)
4-е образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного) –
- Определите падеж, род, число.
- Какая часть речи поможет это сделать? (сущ)
5- е в форме мн.ч.И.п. (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.)
Последнее прилагательное запишите в любой форме.
- Озвучьте, в какой форме записали последнее прилагательное?
Дополнительный вопрос
- К каким прилагательным можно подобрать синоним, антоним? (легкий-простой-
трудный, прекрасный – очаровательный - безобразный)
-Выполни звуко-буквенный разбор слова «мороз»
- Разбор по составу слова «трескучий».
6. Физминутка. Кинезиология.
-Запишите предложение: Легкие снежинки закружились в морозном воздухе.
- Выделите грамматическую основу и укажите части речи.
-Выполните морфологический разбор слов
Девочки
Мальчики
1.В воздухе-сущ. (в чем?)
1. В морозном – прил. (в каком?)
2.Нач.ф.- воздух .
2. Нач.ф. – морозный.
3.М.р., 2 скл,
3. В м., р., в П.п, в ед.ч.
4.В П.п, ед.ч
4. Определение
5.Дополнение
-Какие морфологические признаки совпадают? (род, число, падеж)
- Какими признаками различаются? (вопросы, скл, член предложения)
Работа со стихотворением.
- Прочитайте стихотворение.
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
(С.Есенин)
- Объясните значение слов «аукает», «баюкает».
Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., Определить род и
падеж имени прилагательного.
-Какое словосочетание можно считать лишним? Почему?
- Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка?
(эпитет).
-Что же такое эпитет? Это художественное, образное определение, подчеркивающее
один из признаков предмета.
- Какие эпитеты использовал поэт в стихотворении?
7. Самостоятельная работа
см. приложение
9.
Рефлексия. Подведение итогов.
1)
– С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ вы пришли сегодня на урок?
(С весёлым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным).
– Какую часть речи вы употребили?
– Почему она так называется? (это слово к чему-то прилагается, присоединяется).
– К каким же словам присоединяются прилагательные?
– Имя прилагательное – вечный спутник имени существительного. Человеческий
мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его : какой он?
- Какая же часть речи называется именем прилагательным?
– Как изменяется имя прилагательное?
– Как определить род, число и падеж прилагательного? (определить род, число
и падеж существительного, с которым связано имя прилагательное; как ниточка за
иголочкой, так прилагательное за существительным).
1й. Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета,
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
2й. Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме ”милая”,
Красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При – ла – га – тельные.
3й. Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
2) Закончите предложения:
Мне удалось на уроке….
У меня получилось на уроке….
Мне понравилось на уроке…
Мне хотелось бы отметить на уроке….
Мне ещё нужно поработать…
3) Оцените свою работу на уроке.
На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые
характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:
урок
я на уроке
итог
интересно
работал
понял материал
скучно
отдыхал
узнал больше,
чем знал
безразлично
помогал
другим
Не понял
4) Пожелание учителю
Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Его вам надо оценить двумя-тремя словами
И их в тетради записать,
Чтоб я могла потом узнать
И сделать вывод с вами:
Каким он был?..
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?