Автор: Петрянкина Надежда Викторовна
Должность: воспитатель д/с
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 4 с/п д/с "Светлячок"
Населённый пункт: г Кинель пгт Алексеевка Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние СМИ на развитие ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Влияние СМИ на развитие ребенка
СМИ влияют на жизнь не только взрослых, но и детей. Компьютер,телевизор, видео давно
стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их существования.
Практически во всех семьях, когда ребёнок научился сидеть, его тут же сажают перед
экраном телевизора, который заменяет живое общение с близкими. Сидение перед
экраном полностью всех устраивает, особенно родителей: малыш не капризничает, не
хулиганит, находится в безопасности и в то же время получает впечатления, узнает что-то
новое. Безусловно, родители заботятся о развитии ребенка и пытаются занять его
интересным делом, когда покупают малышу видеокассеты, диски, компьютерные игры. Но
если взрослые не будут активно участвовать в совместном просмотре телепередач и
компьютерных играх, это может привести к печальным последствиям, как для
психического развития ребёнка, так и для здоровья (нарушение зрения, осанки, дефицит
движений), .
Большинство дошкольников смотрят телевизор без правильного выбора, от 40 мин до 2
часов в день. Таким образом, просмотр телепередач ежедневно формирует у детей
привычку проводить каждый вечер у экрана, какой бы не была передача.
Один из самых негативных последствий -отставание в развитии ребенка. Дети начинают
говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас бедный и примитивный.
Кажется, что ребенок сидит у экрана, постоянно слышит разговоры и занят достаточно
интересным делом. Но формирование речи в раннем возрасте происходит исключительно
в живом общении, тогда, когда малыш учится общаться, при этом участвуя в разговоре
своими мыслями , чувствами и движениями. Следовательно, происходит пассивное
физическое , интеллектуальное и эмоциональное развитие.
В большинстве случаев дети не хотят, чтобы им родители читали книги, они проявляют
желание просматривать сказки на видео. В результате не происходит обсуждение сказки, у
ребенка не развивается желание самостоятельно научиться читать. Впоследствии это очень
негативно скажется при поступлении ребенка в школу.
Чувство страха, опасности возникают у ребенка после просмотра кадров с насилием,
войны, убийством. Взрослый может не заметить изменений в поведении ребенка, но
страшные образы и звуки могут волновать его в виде снов, повышении тревожности или
невротических симптомов.
Регулярный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства, у детей
развивается жестокость. Если регулярно через определённое время на экране
транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как
должное. Некоторые психологи считают, что на этом этапе начинает формироваться
сценарий агрессивного поведения. Попадая в социум, ребенок вспоминает тот способ
агрессии, которую он наблюдал на экране, и начинает подражать увиденному
Остановимся на влиянии рекламы на психику ребенка. У ребенка дошкольного возраста
психика особенно уязвима к образам, их быстрой смене, мерцанию. Постоянный просмотр
рекламы стимулирует и возбуждает нервную систему ребёнка, что приводит к
формированию психологической зависимости. Эффект мерцания видеокадров может
привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбоя.
Упомянутое выше не означает потребность исключить из жизни детей СМИ. Это
невозможно и несущественно. Ведь существует много телепередач и компьютерных игр,
являющиеся энциклопедией нравственности и знаний об окружающем мире. Но
подключать детей к такой информационной технике можно в том случае, когда они
действительно готовы использовать ее по назначению, когда она станет для них средством
получения необходимой и полезной информации, а не полновластным хозяином их душ.