Напоминание

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО "Поиск"


Автор: Ященко Ирина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Краснодарский край, Отрадненский район
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО "Поиск"
Раздел: начальное образование





Назад




Краснодарский край, Отрадненский район, ст. Попутная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 31 августа2015года

Председатель педсовета

----------------------------------------------

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

«Поиск»

(наименование курса)

_______

1 год

______

(срок реализации программы)

_______________от 7 - до 10 лет__________

(возраст обучающихся)

Автор программы: учитель начальных классов Линькова Ирина Евгеньевна

I.Пояснительная записка

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами

ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более

высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой шко-

лы не прошел»

К.Е. Тимирязев

В Законе об образовании сказано, что в современном мире «…важнейшими

качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и

находить

нестандартные

решения…»

Основы

этих

качеств

закладываются

и

развиваются в начальной школе.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому

организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый

способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание

таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность,

скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности

исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и

естественных проявлений детской психики.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является

наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результа-

те ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей суще-

ствующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, по-

нять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений

между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – ис-

следовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о

мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами

упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными

отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развива-

ет мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулиру-

ет познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебно-

го материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических

знаний и с этическими правилами в жизни общества.

У школьников развиваются следующие интегративные качества: «Интересуется

новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений

и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах

детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взросло-

му. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в

ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, бу-

дучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют

его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому особый ин-

терес для детей представляет экспериментирование.

Экспериментальная

деятельность

является

одним

из

методов

развивающего

(личностно-ориентированного)

обучения,

направленного

на

формирование

самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка

информации,

проведение

экспериментов,

анализ

полученных

результатов),

способствует

развитию

творческих

способностей

и

логического

мышления,

объединяет

знания,

полученные

в

ходе

учебно-воспитательного

процесса

и

приобщает

к

конкретным

жизненно

важным

проблемам.

Творчество

есть

пространство

свободы,

поэтому

творческая

экспериментальная

работа

всегда

вызывает у детей ощущение радостного подъема. Образовательный процесс строится

как

самостоятельный

поиск

учениками

нового

знания,

новых

познавательных

ориентиров

высокого

уровня

сложности,

а

процесс

исследования

становится

определяющим для построения обучения.

Цель курса: Способствовать развитию у детей познавательной активности, лю-

бознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к само-

стоятельному познанию и размышлению.

Задачи курса:

1.

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с эле-

ментарными знаниями из различных областей наук:

развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;

развитие у детей элементарных представлений об основных физических свой-

ствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ,

сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);

развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);

развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе

измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);

2.

Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при про-

ведении экспериментов, представления о возникновении и совершенствовании

приборов в истории человечества (микроскоп, чашечные весы, песочные часы,

компас и др.).

3.

Развитие у детей познавательных способностей:

- мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

способов познания путем сенсорного анализа.

4.

Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

развитие коммуникативности;

совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

5.

Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой

природе через взаимодействие с семьёй.

6.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении

физических экспериментов.

7.

Принципы построения рабочей программы:

1.

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и

практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психоло-

гии и педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике образования.

2.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения на адекватных возрасту фор-

мах работы с детьми, обучение происходит в игровой форме;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

взрослых и детей и самостоятельной деятельности учеников;

3.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство учащихся, развивающих и обучающих задач разви-

тия опытно – экспериментальной деятельности;

4.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обес-

печивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка и обеспече-

нию готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный

комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особен-

ности ребенка.

5.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и не-

прерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

педагогов, детей и родителей.

6.

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспе-

риментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «откры-

тия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения школьни-

ков, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у школьников способности переносить ра-

нее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, иницииро-

вать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандарт-

ных задач и проблемных ситуаций.

8.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы

по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Сведения о сроках реализации программы

Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения.

Возраст учащихся в группах – 7– 10 лет, так как возрастные и

психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки

позволяют реализовать данную программу в полном объеме.

Количество детей в группах: не более 20 человек.

Условия реализации программы

Методы

Исследовательский

Метод наблюдений

Лабораторные работы, опыты-эксперименты

Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций

Проектная деятельность, темы проектов определяются учащимися в ходе их иссле-

довательской деятельности.

Формы организации исследовательской деятельности:

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая работа

2.

Учебно – тематический план

Наиме нование

р аз д е лов,

блоков,

те м

Вс его

час ов

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающихся

Ау д и

-

тор

ные

Вне ау

-

д и

тор ные

1

Такая

разная

вода

10

10

Познание: развитие у детей познавательного интереса к

окружающим нас предметам, их свойствам.Развивать на-

блюдательность, умение сравнивать, анализировать,

обобщать, развивать познавательный интерес детей в

процессе экспериментирования, проведения опытов,

устанавливать причинно-следственную зависимость, де-

лать выводы.

Дети умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к

познавательно-исследовательской деятельности.

Создать целостное представление о воде, как о природ-

ном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая,

прозрачная, без запаха без вкуса). Дать понятие о значи-

мости воды в жизни человека; Воспитывать бережное

отношение к воде.

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать

учителя. Обогащать и активизировать словарь за счёт су-

ществительных и прилагательных. Учить подбирать

прилагательные и глаголы к существительным, находить

слова противоположные по значению.

2

Воздух

10

10

Познание: воспитывать познавательный интерес к миру

природы.

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений,

формировать умение сравнивать семена растений, вос-

питывать интерес к изучению растений. Дать детям

представление о том, что воздух может двигать предме-

ты (парусные суда, воздушные шары и т.д.). Учить детей

наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать

выводы. Воспитывать интерес к экспериментальной дея-

тельности, любовь к природе. Развивать наблюдатель-

ность, любознательность мышление, память. Познава-

тельную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе

проведения опытов и экспериментов.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать

художественное слово, вступать в разговор в ходе бесе-

ды, продолжать развивать логическое мышление, вооб-

ражение; активизировать словарь.

3

Почва

8

8

Познание: знакомить детей с предметами неживой при-

роды. Развивать любознательность в ходе проведения

опытов. Выявить свойства песка, дать понятие о песоч-

ных часах, создать целостное представление о песке, как

об объекте неживой природы. Развитие любознательно-

сти, расширение представлений о свойствах песка, гли-

ны. Знакомить детей с предметами неживой природы.

Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоя-

тельно делать выводы. Воспитывать интерес к экспери-

ментальной деятельности, любовь к природе. Развивать

наблюдательность, любознательность мышление, па-

мять. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе

проведения опытов и экспериментов.

Коммуникация: пополнение и активизация словаря на

основе углубления знаний об объектах неживой приро-

ды.Умеют называть свойства песка, делать выводы в

ходе экспериментирования, умеют согласовывать прила-

гательные с существительными, делают логические за-

ключения.

Формировать умение участвовать в диалогической речи,

активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на

поставленные учителем вопросы.

4

Все что

я хочу

знать

39

37

2

Познание: Формировать познавательно - исследователь-

ский интерес методом исследования.формировать знания

о свойствах разных предметов и материалов, развивать

интерес и любознательность.

Активизировать познавательную деятельность вызвать

интерес к предметам рукотворного мира, закреплять

умение классифицировать материал из которого делают

предметы.

Коммуникация: формировать умение согласовывать сло-

ва в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их

различия. Проявляют интерес исследовательской дея-

тельности. Умеют делиться впечатлениями от проведе-

ния опытов и экспериментов; учить правильно, строить

грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования пред-

метов, называют свойства материалов.

Художественное творчество. Формировать интерес к

эстетической стороне окружающей действительности.

Итого

68

66

2

3.Содержание«Поиск»

34 недели (по 2 часа в неделю)

1.

Вводное занятие (1ч)

2.

Такая разная вода (10ч)

Прозрачная вода(1ч)

Что растворяется в воде(1ч)

Вода принимает форму(1ч)

Наш друг – вода (1ч)

Проектная работа(4ч)

Плавающие и тонущие предметы(1ч)

Путешествие с капелькой(1ч)

3.

Воздух (10ч)

Воздух повсюду(1ч)

Воздух работает(1ч)

Чем мы дышим? (1ч)

Проектная работа(4ч)

Ветер, ветер ветерок(1ч)

Поиски воздуха(1ч)

Почему все звучит? (1ч)

4.

Почва (8ч)

Песочная страна(1ч)

Песок, глина(1ч)

Почва (песок, глина, камни). (1ч)

Помоги защитить планету Земля! (1ч)

Проектная работа(4ч)

5.

Все что я хочу знать (39ч)

Все увидим, все узнаем(1ч) - внеаудиторные

Что отражается в зеркале(1ч)

Солнечные зайчики(1ч)

Волшебное сито(1ч)

Летающие семена(1ч) - внеаудиторные

Проектная работа(18ч)

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича(1ч)

Мех. Зачем зайчику другая шуба(1ч)

Чудеса растений(1ч)

Значение воды в жизни растений(1ч)

Волшебная кисточка(1ч)

Как достают скрепку из воды(1ч)

Кто позаботиться о растениях? (1ч)

Волшебная рукавичка(1ч)

Метал(1ч)

В мире пластмассы(1ч)

Путешествие в мир стеклянных вещей(1ч)

Угадай-ка(1ч)

Куда девается мусор? (1ч)

Почему все звучит? (1ч)

Секретное письмо(1ч)

Рекордный вес(1ч)

4.

Учебно – тематический план

Наиме нование

р аз д е лов,

блоков,

те м

Вс его

час ов

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающихся

Ау д и

-

тор

ные

Вне ау

-

д и

тор ные

1

Вводное

занятие

1

1

2

Такая

разная

вода

6

6

Познание: развитие у детей познавательного интереса к

окружающим нас предметам, их свойствам. Развивать

наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,

обобщать, развивать познавательный интерес детей в

процессе экспериментирования, проведения опытов,

устанавливать причинно-следственную зависимость, де-

лать выводы.

Дети умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к

познавательно-исследовательской деятельности.

Создать целостное представление о воде, как о природ-

ном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая,

прозрачная, без запаха без вкуса). Дать понятие о значи-

мости воды в жизни человека; Воспитывать бережное

отношение к воде.

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать

учителя. Обогащать и активизировать словарь за счёт су-

ществительных и прилагательных. Учить подбирать

прилагательные и глаголы к существительным, находить

слова противоположные по значению.

3

Воздух

5

5

Познание: воспитывать познавательный интерес к миру

природы.

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений,

формировать умение сравнивать семена растений, вос-

питывать интерес к изучению растений. Дать детям

представление о том, что воздух может двигать предме-

ты (парусные суда, воздушные шары и т.д.). Учить детей

наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать

выводы. Воспитывать интерес к экспериментальной дея-

тельности, любовь к природе. Развивать наблюдатель-

ность, любознательность мышление, память. Познава-

тельную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе

проведения опытов и экспериментов.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать

художественное слово, вступать в разговор в ходе бесе-

ды, продолжать развивать логическое мышление, вооб-

ражение; активизировать словарь.

4

Почва

5

5

Познание: знакомить детей с предметами неживой при-

роды. Развивать любознательность в ходе проведения

опытов. Выявить свойства песка, дать понятие о песоч-

ных часах, создать целостное представление о песке, как

об объекте неживой природы. Развитие любознательно-

сти, расширение представлений о свойствах песка, гли-

ны. Знакомить детей с предметами неживой природы.

Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоя-

тельно делать выводы. Воспитывать интерес к экспери-

ментальной деятельности, любовь к природе. Развивать

наблюдательность, любознательность мышление, па-

мять. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе

проведения опытов и экспериментов.

Коммуникация: пополнение и активизация словаря на

основе углубления знаний об объектах неживой приро-

ды.Умеют называть свойства песка, делать выводы в

ходе экспериментирования, умеют согласовывать прила-

гательные с существительными, делают логические за-

ключения.

Формировать умение участвовать в диалогической речи,

активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на

поставленные учителем вопросы.

5

Все что

я хочу

знать

17

15

2

Познание: Формировать познавательно - исследователь-

ский интерес методом исследования.формировать знания

о свойствах разных предметов и материалов, развивать

интерес и любознательность.

Активизировать познавательную деятельность вызвать

интерес к предметам рукотворного мира, закреплять

умение классифицировать материал из которого делают

предметы.

Коммуникация: формировать умение согласовывать сло-

ва в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их

различия. Проявляют интерес исследовательской дея-

тельности. Умеют делиться впечатлениями от проведе-

ния опытов и экспериментов; учить правильно, строить

грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования пред-

метов, называют свойства материалов.

Художественное творчество. Формировать интерес к

эстетической стороне окружающей действительности.

Итого

34

32

2

5.Содержание«Поиск»

34 недели (по 1час в неделю)

1.

Вводное занятие (1ч)

2.

Такая разная вода (6ч)

Что растворяется в воде(1ч)

Вода принимает форму(1ч)

Наш друг – вода (1ч)

Путешествие с капелькой(1ч)

Проектная работа (2ч)

3.

Воздух (5 ч)

Воздух повсюду(1ч)

Ветер, ветер ветерок(1ч)

Поиски воздуха(1ч)

Проектная работа (2 ч)

4.

Почва (5ч)

Песочная страна(1ч)

Почва (песок, глина, камни). (1ч)

Помоги защитить планету Земля! (1ч)

Проектная работа(2ч)

5.

Все что я хочу знать (17ч)

Все увидим, все узнаем(1ч) - внеаудиторные

Что отражается в зеркале(1ч)

Летающие семена(1ч) - внеаудиторные

Проектная работа(4ч)

Чудеса растений(1ч)

Волшебная кисточка(1ч)

Как достают скрепку из воды(1ч)

Метал(1ч)

В мире пластмассы(1ч)

Путешествие в мир стеклянных вещей(1ч)

Угадай-ка(1ч)

Куда девается мусор? (1ч)

Секретное письмо(1ч)

Рекордный вес(1ч)

5.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и матери-

алов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятель-

ности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятель-

ности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов вы-

полнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллек-

тивных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения задачи с использова-

нием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном про-

странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследова-

тельской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в

основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат воз-

можность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое

мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных

материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новы-

ми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

сформировать навыки работы с информацией.

1.

Результаты

первого

уровня

(приобретение

школьником

социальных

знаний,

понимания

социальной

реальности

и

повседневной

жизни):

приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к

природе, разумности и целесообразности поведения человека в окружающем мире,

способах

природоохранной

деятельности

человека;

о

правилах

конструктивной

групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в

справочной

литературе;

о

способах

ориентирования

на

местности

и

правилах

безопасности в природе.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения

школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в

целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, краю,

району, родной природе, ее уникальности; традициям своего народа, к своему

здоровью и внутреннему миру.

3.Результаты третьего уровня(приобретение школьником опыта

самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт

природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт интервьюирования и

опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других

социальных групп, других поколений; опыт самоорганизации, организации

совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, опыт управления с

другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей.

6.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы

наблюдение

беседы с детьми

анкетирование родителей;

представление учащимися проектов

участие в предметных неделях

выпуск информационных листовок, стенгазет, буклетов

Оценивая результаты, педагог обращает внимание на достижения учащихся в ум-

ственном, нравственном, творческом развитии, участие учащихся в мероприятиях.

Работа с родителями:

Анкетирование.

Консультации.

Наглядный материал: фотовыставки, фотогазеты.

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к

познавательному экспериментированию»;

Рекомендации: «Проведение опыта с детьми дома»;

Открытый показ для родителей опытов-экспериментов.

Оформление папки «Мои открытия».

7.

Методические рекомендации

В ходе реализации программы курса «Юные исследователи» уместно

использование следующих приемов:

-словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);

-наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, гербарии, муляжи,

натуральные наглядные пособия);

-практические (наблюдения, эксперименты, лабораторные работы);

-использование занимательного материала.

-устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций.

-

работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц.

Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную

деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Формирование знание осуществляется исследовательским методом, который

заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путем

постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного

творческого решения, самостоятельного построения выводов.

Уместно использование следующих форм организации учебного процесса:

-учебное занятие;

-занятие-наблюдение;

-лабораторное занятие;

-занятие-исследование;

-практическое занятие (работа на учебно-опытном участке, творческие мастерские)

-экскурсии;

-путешествия, интеллектуальные, экологические игры, конкурсы;

-встречи с интересными людьми;

-защита проектов;

-фоторепортажи;

-выпуск листовок, информационных вестников;

-экспресс - интервью;

Помимо демонстрационных опытов, используются следующие методы и приемы:

• Наблюдения за физическими явлениями.

• Знакомство с глобусом, картами, компасом, микроскопом.

• Создание моделей исследуемого явления.

• Рассказы о великих изобретателях и ученых.

• Просмотр видеофильмов.

• Чтение познавательной литературы.

• Создание творческих продуктов.

• Самостоятельное экспериментирование.

Планируемая нами исследовательская работа тесно связана с разработанной Вахру-

шев программой по Окружающему миру.

7.

Материально – техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально – техни-

ческого обеспечения

Кол -во

Библиотечный фонд

1

А.И. Шапиро Секреты знакомых предметов

5

2

О.Б.Сапожникова Песочная терапия

1

3

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты

и эксперименты»

1

4

Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская дея-

тельность»

1

5

Л.Н.Прохоровой «Организация экспериментальной дея-

тельности школьнтков: Методические рекомендации»

1

6

Занимательные опыты и эксперименты

1

7

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты:

Мир растений.

1

8

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперимен-

ты: Мир растений.

1

Экранно- звуковые пособия

1

Оборудование класса

1

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас,

магниты, микроскоп, чашечные весы, термометры для из-

мерения температуры воды, воздуха, тела человека; про-

стейшие измерительные приборы (линейка, сантиметровая

лента, рулетка, разные виды весов, объемные мерки с деле-

ниями), часы песочные, механические, электронные и т.д.;

2

Разнообразные сосуды из различных материалов, разного

объема и формы

3

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

шишки, семена и т.д.;

4

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани,

дерева, пробки и т.д.;

5

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красите-

ли;

6

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль,

сахар, сито, свечи и т.д..

7

Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейне-

ры для хранения мелких и сыпучих предметов, перчатки.

8

Карточки-схемы проведения экспериментов.

9

Графики; схемы, фиксирующие продолжительные наблю-

дения, наблюдения сравнительного характера, индивиду-

альные дневники наблюдений.

10

Шкафы для хранения пособий и дидактического

материала.

Столы

Стулья

Классная доска с набором приспособлений для крепления

таблиц.

Содержание«Юные исследователи»

34 недели (по 2 часа в неделю)

1.Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка;

требования к поведению учащихся во время занятия;

Соблюдение порядка на рабочем месте;

соблюдение правил по технике безопасности.

2. Прозрачная вода

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с

широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные

картинки.

Описание.

В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она

любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена во-

дой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли

они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки:

одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это

вода?Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им

предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать,

чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.)

Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и на-

зови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хоро-

шо видно картинку?

Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

3. Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных ве-

ществ.

Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стираль-

ный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с

изображением представленных веществ.

Описание. Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и веще-

ства в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Дед

Знай добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось.-

Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок ?До-бавляет к воде реч-

ной песок, перемешивает. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или оста-

лась прозрачной? Растворился ли речной песок ?

Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляет

краску, перемешивает. Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли

краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)

Растворится ли в воде мука ?Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Ка-

кой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный поро-

шок, перемешивается. Растворился ли порошок в воде? Что вы

заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она

на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) Какие

вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?

(Результаты фиксируются на фланелеграфе.)

4. Вода принимает форму

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, рези-

новая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик,

целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой со-

судов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок

Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос:

«Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти со-

суды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковши-

ком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют,

одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в

разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В

рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различ-

ные сосуды

5. Почему все звучит?

Задач:подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание пред-

мета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная

линейка, металлофон.

Описание.

• Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям за

крыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им

предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слы

шим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изоб

разить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит

муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в

его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что

произошло? Почему

звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда

она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью

линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладо-

шкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук?

(Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же

возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха

вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит?Какие еще можете

назвать предметы, которые будут звучать?

6. Все увидим, все узнаем

Задача: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха,

мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные ка-

рандаши.

Описание. Дети получают «подарок» от деда Зная, рассматривают его. Что это? (Бу-

синка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Дед Знай предлагает рассмот-

реть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого

стеклышка? В чем секрет стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)

Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы

думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)

• Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы

по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков

предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через

лупу

7. Воздух повсюду

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свой-

ство — невидимость.

Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка,

листы бумаги.

Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он

невидимый, и все же Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы

его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле

своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это прове-

рить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она на-

чала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка

выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство пред-

метов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

• Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети

надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?

Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не

является пустым.

8. Воздух работает

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы

(парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пласти-

лина, палочка, воздушные шарики.

Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что

внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы ? Как это

можно проверить ?Запускает в воду пустую пластмассовую

ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют

на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла?Прикрепляет па-

рус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется бы-

стрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить

двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за

их движением. Почему движется шар ?Воздух вырывается из шара и заставляет его

двигаться.

Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком

9. Что отражается в зеркале?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные

отражать.

Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый

воздушный шар, сковорода, рабочие

'ПИТЫ.

Описание. Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало.

Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева?

справа? А теперь посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличают-

ся они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.) Изображение в

зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на

самом деле.

• Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковоро

да, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все

предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что выобратили внимание при

выборе предмета ? Попробуйте ко предмет на ощупь, гладкий он или шерохова-

тый? Все ли предметы блестят ? Посмотрите, одинаково ли вашеотража всех

этих предметах? Всегда ли оно одной и той же форм! получается лучшее отра-

жение?Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах,

из них получаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить,где на

улице можно увидеть свое отражение. (В луже, в витрине магазина.)

• В рабочих листах дети выполняют задание «Найди все предметы, в которых можно

увидеть отражение.

10. Солнечные зайчики

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать сол-

нечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Материал: зеркала.

Описание. Дед Знай помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчи-

ке. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он пока-

зывает, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч

света и само становится источником света.) Предлагает детям пускать солнечные зай-

чики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направле-

нии), прятать их (прикрыв ладошкой).

• Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.

Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от неболь

шого движения зеркала он перемещается на большое рас

стояние.

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещен-ном помещении. Почему

солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)

11. Волшебное сито

Задачи: познакомить детей со способом отделения комков от песка, мелкой крупы

от крупной с помощью развить самостоятельность.

Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, манная и рис, песок, мелкие

камешки.

Описание. К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в

гости к бабушке — отнести ей гор манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она

не> уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась.(показывает миску с крупой.)

Как отделить рис от манки?

• Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как

можно это сделать быстрее?Посмотри

те, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые

могут помочь нам? Замечаем, что возле деда Зная лежит cито?Для чего необходи-

мо? Как этим пользоваться?Что из сита сыпется в миску?

Красная Шапочка рассматривает очищенную манку,

благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»

• Найдем вещества у нас в лаборатории, которые

просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешк

отделить песок от камешков? Дети самостоятельно

просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось.Почему крупные вещества

остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску?Для чего необходимо сито?

Есть ли у

вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Крас-

ной Шапочке.

12.Песочная страна.

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представ-

ление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознатель-

ность в ходе проведения опытов

Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об

объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют

согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

13.Песок, глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему пе-

сок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка,

глины.

Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизиро-

вать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем во-

просы.

14.Почва (песок, глина, камни).

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о

песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины,

камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

15.Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать

семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать

в разговор в ходе беседы.

Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к

миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в

ходе игры называют семена растений.

16.Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в

жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать

выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к приро-

де. Коммуникация:продолжать развивать логическое мышление, воображение; акти-

визировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

17.Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять

знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе

проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Позна-

вательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспе-

риментов.

18.В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное от-

ношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом иссле-

дования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес

исследовательской деятельности.

19.Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение

классифицировать по признаку: тонет ,плавает .

Познание: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас

предметам ,их свойствам .

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация

словаря железный, пластмассовый, каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи

признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды,

формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни чело-

века

Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанав-

ливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской

деятельности.

20.Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой приро-

де.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать

представление о жизни диких животных зимой.

Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

 

21.Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со

свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса)Дать понятие о значимо-

сти воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, на-

ходить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опы-

тов…

Умеют называть свойства воды, его значение ,умеют находить слова противополож-

ные по значению.

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может на-

греваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и при-

лагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять кра-

сители.

22.Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению

растений черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать

любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень,

стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без

солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями ком-

натных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к

свету. Умеют называть комнатные растения.

.

23.Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов.

Растениям – теплую водичку

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, разви-

вать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь

детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке

24.Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей

краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружа-

ющей действительности.

Коммуникация: Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

25.Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность де-

тей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

26.Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие

предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознатель-

ность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умоза-

ключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением

таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться,

свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любозна-

тельность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и эксперимен-

тов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства ма-

териалов.

27.Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структу-

ра поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практиче-

ской деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предло-

жения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствую-

щие металлу.

28.В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить

свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать

любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая,

цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других пред-

метов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

29.Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизи-

ровать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного

мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно

исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов.строят предложения грамматически

правильно.

Стекло, его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверх-

ности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)

Познание: знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства

стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов

Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

30. «Угадай-ка»

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который

зависит от материала.

Материалы: предметы одинаковой формы и размера из

разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы;

емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного мате-

риала одинакового цвета, сенсорный ящик.

Описание. Перед детьми находятся различные пары пред-

метов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи

и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по весу.)

Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе!

• Игра «Угадайка» — из сенсорного ящика дети выбирают

предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый он

или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть пред-

мета? (От того, из какого материала он сделан.)

детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета опреде-

лить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.)

Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду

предмета.

(От тяжелого предмета всплеск сильнее.) Затем бросают предметы в таз с песком и

определяют нес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке. (От тя-

желого предмета углубление в песке больше.)

31. Почему все звучит?

Задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание

предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная

линейка, металлофон.

Описание.

• Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям за

крыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им

предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слы

шим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изоб

разить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит

муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в

его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что

произошло? Почему

звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда

она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью

линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладо-

шкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук?

(Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же

возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха

вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит?Какие еще можете

назвать предметы, которые будут звучать?

32.Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком,

лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над при-

бором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Им-

провизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно бу-

дет прочитать.

33.Рекордный вес

Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или кон-

сервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.

1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.

2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".

3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и

прогнётся вниз.

4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.

5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную

банку. Гармошка не прогибается!

34.Итоговое занятие.

Рассмотрено

Согласовано

Заместитель директора по УР

Протокол заседания МО учителей

_________________

Агаркина Т.В.

№1

подпись Ф.И.О.

______________ Борисенко Л.А.

31. 08.2015 г.

подпись руководителя МО

Ф.И.О.

От 31.08.2015 г.

Краснодарский край муниципальное образование Отрадненский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

(название образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

«Поиск»

(наименование курса)

______________ 1 года_________________

(срок реализации программы)

_______________от 7 - до 10 лет__________

(возраст обучающихся)

Учитель: Линькова И.Е.

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2часа

П

ланирование составлено на основе авторской программы учителя

Линьковой Ирины Евгеньевны

Утверждено решением педсовета.

Протокол № 1 от 31.08. 2015 г.

Примерное календарно- тематическое планирование

курса «Поиск»

(34 часа)

Тема

Всего

часов

Теоре

тичес

ких

Практи

чес

ких

Экскурсии

Дата

По пла-

ну

Факт

1

Вводное занятие

1

1

-----

----

2

Прозрачная вода

1

----

1

-----

3

Что растворяется в воде

1

-------

1

------

4

Вода принимает форму

1

-----

1

------

5

Почему все звучит

1

-----

1

----

6

Наш друг – вода

1

1

-----

----

7

Проектная работа

4

-----

4

-----

8

Все увидим, все узнаем

1

-----

-----

1

9

Воздух повсюду

1

---

1

------

10

Воздух работает

1

---

1

------

11

Что отражается в зерка-

ле

1

----

1

----

12

Солнечные зайчики

1

-----

1

-----

13

Чем мы дышим?

1

1

----

-----

14

Проектная работа

4

----

4

-----

15

Волшебное сито

1

----

1

-----

16

Песочная страна

1

----

1

------

17

Песок, глина

1

1

----

-----

18 Почва (песок, глина,

камни).

1

-----

1

----

19

Летающие семена

1

1

----

1

20

Помоги защитить пла-

нету Земля!

1

1

------

------

21

Проектная работа

4

-----

4

------

22

Ветер, ветер ветерок

1

------

1

-----

23

Поиски воздуха

1

1

-----

------

24

В гостях у Карандаша

Карандашовича и Гвоз-

дя Гвоздовича

1

1

-----

-----

25

Плавающие и тонущие

предметы

1

1

----

-----

26

Мех. Зачем зайчику дру-

гая шуба

1

-----

1

-----

27

Проектная работа

5

----

5

----

28

Путешествие с капель-

кой

1

----

1

-----

29

Чудеса растений

1

-----

1

-----

30

Значение воды в жизни

растений

1

-----

1

-----

31

Волшебная кисточка

1

1

-----

-----

32

Как достают скрепку из

воды

1

1

-----

-----

33

Кто позаботиться о рас-

тениях?

1

1

-----

----

34

Проектная работа

4

----

4

-----

35

Волшебная рукавичка

1

1

---

------

36

Метал

1

---

1

-----

37

В мире пластмассы

1

1

-----

----

38

Путешествие в мир

стеклянных вещей

1

1

-----

----

39

Угадай-ка

1

1

-----

-----

40

Куда девается мусор?

1

1

-----

----

41

Проектная работа

4

-----

4

----

42

Почему все звучит?

1

1

-----

----

43

Секретное письмо

1

------

1

------

44

Рекордный вес

1

1

------

----

45 Проектная работа

5

-----

5

-----

Итого

68

19

47

2

Рассмотрено

Согласовано

Заместитель директора по УР

Протокол заседания МО учителей

_________________

Агаркина Т.В.

№1

подпись Ф.И.О.

______________ Борисенко Л.А.

31. 08.2015 г.

подпись руководителя МО

Ф.И.О.

От 31.08.2015 г.

Краснодарский край муниципальное образование Отрадненский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

(название образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

«Поиск»

(наименование курса)

1 год

(срок реализации программы)

___от 7 - до 10 лет

(возраст обучающихся)

Учитель: Линькова И.Е.

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1час

П

ланирование составлено на основе авторской программы учителя

Линьковой Ирины Евгеньевны

Утверждено решением педсовета.

Протокол № 1 от 31.08. 2015 г.

Примерное календарно- тематическое планирование

курса «Поиск»

(34 часа)

Тема

Всего

часов

Теоре

тичес

ких

Практи

чес

ких

Экскурсии

Дата

По пла-

ну

Факт

1

Вводное занятие

1

1

-----

----

2

Что растворяется в воде

1

-------

1

------

3

Вода принимает форму

1

-----

1

------

4

Наш друг – вода

1

1

-----

----

5

Проектная работа

2

-----

2

-----

6

Все увидим, все узнаем

1

-----

-----

1

7

Что отражается в зерка-

ле

1

----

1

----

8

Проектная работа

2

----

2

-----

9

Песочная страна

1

----

1

------

10 Почва (песок, глина,

камни).

1

-----

1

----

11

Летающие семена

1

1

----

1

12

Помоги защитить пла-

нету Земля!

1

1

------

------

13

Проектная работа

2

-----

2

------

14

Ветер, ветер ветерок

1

------

1

-----

15

Поиски воздуха

1

1

-----

------

16

Путешествие с капель-

кой

1

----

1

-----

17

Чудеса растений

1

-----

1

-----

18

Волшебная кисточка

1

1

-----

-----

19

Как достают скрепку из

воды

1

1

-----

-----

20

Проектная работа

2

----

2

-----

21

Метал

1

---

1

-----

22

В мире пластмассы

1

1

-----

----

23

Путешествие в мир

стеклянных вещей

1

1

-----

----

24

Угадай-ка

1

1

-----

-----

25

Куда девается мусор?

1

1

-----

----

26

Проектная работа

2

-----

2

----

27

Секретное письмо

1

------

1

------

28

Рекордный вес

1

1

------

----

Итого

34

12

20

2



В раздел образования