Автор: Барабанова Юлия Викторовна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ГБУСОН РО РЦ "Добродея"
Населённый пункт: город Шахты, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Креативная функция творческой реабилитации в формировании личности особенного ребенка."
Раздел: дополнительное образование
Креативная функция творческой реабилитации в формировании личности
особенного ребенка.
Дети с ограниченными возможностями – это особый, своеобразный контингент детей. Их
отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их обучения и
воспитания педагоги и родители ждут достаточно долго. С этими детьми, чаще всего, труднее
установить «обратную связь», чем с их нормально развивающими сверстниками. У «особых» детей
имеют место нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и
нарушения
в
эмоционально-волевой
сфере.
Поэтому
в
образовательный,
воспитательный
и
реабилитационные
процессы
с
«особыми»
детьми
целесообразно
включать
различные
педагогические игровые приемы и методы, как традиционные, так и не традиционные.
Особое внимание в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями стоит
уделить развитию его творческих способностей, так как влияние занятий творчеством, различными
видами
прикладного
искусства
на
развитие
ребенка
трудно
переоценить.
Сделать
это
можно,
например,
через
формирование
и
развитие
у
детей
навыков
рисования,
лепки,
прикладного
творчества.
Осваивая
творческие
умения
и
навыки,
дети
развивают
не
только
творческие,
но
и
коммуникативные
способности,
нравственные
качества
личности,
самовыражаются
и
самосовершенствуются.
Так, например, изобразительная деятельность, лепка, прикладные виды творчества заключают
в себе большие возможности: это средства умственного, моторного, эмоционально-эстетического и
волевого
развития
детей.
В
процессе
занятий
происходит
совершенствование
их
психических
функций:
зрительного
восприятия,
воображения,
памяти,
мыслительных
операций
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).
Занятия творчеством создают основу для содержательного
общения
взрослого
и
ребенка,
обеспечивают
положительное
эмоциональное
состояние,
выполняют
терапевтическую
функцию, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают
положительное эмоциональное состояние.
Положительные
эмоции
составляют
основу
психического
здоровья
и
эмоционального
благополучия детей, поэтому педагогу и родителям необходимо
постоянно поддерживать интерес ребенка к творчеству. Ребенок
испытывает
потребность
не
только
в
познании,
но
и
в
овладении способами деятельности. Есть две благоприятные
темы,
удовлетворяющие
любопытствам
ребенка,
но
не
требующие
от
него
технической
виртуозности:
это
игры
и
занятия
с
красками,
и
работы
с
разными
материалами.
Различные манипуляции с красками, материалами, необычные
техники
помогают
ребёнку
преодолеть
страх
перед
началом
работы, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть
такие
качества,
как
боязнь
показаться
смешным,
неумелым,
непонятым.
Использование
различных
материалов
обогащает
детей
знанием
способов
работы
с
ними,
их
творческих
возможностей,
делает
работы
детей
более
интересными,
разнообразными,
выразительными,
повышает
эстетическую
сторону
работы.
Занятия
творчеством,
несомненно,
помогает
воспитать
у
детей
усидчивость,
упорство,
стремление
доводить
начатое
дело
до
конца,
развивает
самостоятельность, а творческие работы, изготовленные своими руками, обладают необыкновенной
привлекательностью и особой лечебной аурой, принося
радость себе и окружающим!