Автор: Горяйнова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№102 "Терем-теремок" г. Калуги
Населённый пункт: г.Калуга, Калужская обл.
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: "Природа и мы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания на
тему «Природа и мы».
Подготовила Горяйнова Н.А.
воспитатель МБДОУ №102
«Терем-теремок» г. Калуги
Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей, роли
семьи в воспитании у дошкольников бережного отношения к растениям.
Задачи:
- Обратить внимание родителей на проблему формирования экологической
культуры детей.
- Стимулировать интерес родителей к различным формам совместной с
детьми деятельности по экологическому воспитанию дома.
- Вовлекать родителей в деятельность группы по формированию
экологической культуры дошкольников.
Предварительная работа:
- Провести анкетирование родителей о значении экологического воспитания
дошкольников.
- Изготовление детьми пригласительных билетов на собрание и дипломов
для родителей (аппликация).
- Организовать выставку поделок из природного материала.
- Подготовить выставку журналов, книг, дидактических игр по экологии,
лепбук о растениях.
- Подготовить листовки- памятки с советами для родителей.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители!
«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».
В. А. Сухомлинский
Я хочу вам прочитать стихотворение Антона Мозякова. Берегите природу!
Оно раскрывает тему нашего собрания:
Деревце согнулось, плачет по ветру.
Солнышко проснулось рано поутру.
Ручеек грохочет, песенку поет.
Старый жук хохочет, крылышками бьет.
Лучик прикоснулся к деревцу рукой
Листик улыбнулся: «Не горюй, друг мой!»
Кто же эту ветку деревцу сломал?
Может, здесь промчался: трактор, самосвал?
Кто же мог нарушить в тишине покой?
Поломать, разрушить, может враг какой?
Нету адресата, только вот беда:
Деревце погибло, может, навсегда?!
Здесь, наверно, Вася вечером играл?
Веточку нечаянно мальчик поломал?
Ведь ломать – не строить! Правда же, друзья?
По таким законам жить никак нельзя!
Помогу бедняге, рану завяжу.
А ребятам в группе правду расскажу:
Берегите, люди, луг, траву, цветы.
Жить нельзя на свете без этой красоты.
О чем это стихотворение?
Когда вы отвечали на вопросы анкет перед собранием, вы отметили что
нужно делать, чтобы ребенок бережно относился к окружающему миру. И
сегодня мы продолжим говорить об этом.
Тема нашего собрания «Природа и мы». Сегодня мы не просто обсудим
важные аспекты экологического воспитания, но вспомним о разных методах
экологического воспитания дошкольников, которые формируют
эмоционально-положительный отклик, развивают наблюдательность,
любознательность.
Природа воздействует на чувства ребенка своим многообразием,
динамичностью, оставляет глубокий след в его душе. Дети, как
первооткрыватели, слушают стрекотание кузнечика, считают лепестки
ромашки, удивляются листопаду. Природа возбуждает у малыша
любознательность. Ребенок с огромным интересом смотрит на окружающий
мир, но иногда видит не все, пропускает главное. Взрослый, находящийся
рядом , должен научить не только смотреть, но и видеть, узнавать что-то
новое, любить и беречь природу. Поэтому важно начинать экологическое
воспитание в детском возрасте. Ранние детские впечатления могут
отразиться в последующей жизни взрослого человека: в его поступках,
суждениях. Любить природу значит не только не уничтожать, бережно
относиться, но и защищать, охранять.
Чтобы дети бережно относились к природе, были нетерпимы к случаям
нарушения правил поведения, надо ежедневно в наблюдениях, играх,
трудовой деятельности напоминать им о значении охраны природы.
Воспитанию бережного отношения к родной природе помогает знакомство с
ее тайнами, показ «интересного» в жизни растений, наблюдение за красотой
цветка, пейзажем родных мест и т.п.
Развивать эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему
живому помогает восприятие природы. Наблюдение- основное средство
познания природы. Если приучить ребенка любоваться яркими красками
осеннего леса, нежными лепестками полевых цветов, разнообразием форм
листьев на разных деревьях, у него разовьется художественный вкус, он
будет интересоваться окружающим миром, стремиться к созданию красоты
своими руками.
Мир живой природы чудесен, загадочен и красив. Каждый кустик, цветок,
стебелек неповторимы, скрывают в себе какие-то тайны.
Желание постигать эти тайны, видеть красоту природы – большое счастье.
Учить детей видеть в окружающей нас природе красоту необходимо
начинать с детства.
А теперь давайте немного поиграем, посоревнуемся в знании вопросов
экологического воспитания. Надо разделиться на две команды, пожалуйста,
пересядьте, так чтобы команда была за одним столом.
Первый тур блиц опрос. Задается вопрос, обсуждаете его и быстро отвечаете.
Вопросы:
- Как вы считаете, какова цель экологического воспитания дошкольников?
- Какие экологические проблемы существуют в нашей области?
- Как влияет состояние окружающей среды на здоровье детей?
- Как вы думаете, почему дети так небрежно, и даже безжалостно относятся к
природе?
- Как вы считаете, какая деятельность способствует экологическому
воспитанию дошкольников?
- По вашему мнению, как родители могут развивать экологическое сознание
детей?
Второй тур «Рассуждалки».
Как Вы поступите, если ваш ребенок:
- Поймал жука?
- Ломает ветку дерева?
- Бросил фантик от конфеты на землю?
- Хочет собрать букет ландышей (одуванчиков)?
Вывод: мы должны своим примером воспитывать бережное отношение
ребенка к природе.
А мы взрослые, хорошо ли знаем окружающую природу? Сможем ли
достоверно ответить детям на их вопросы? Давайте поиграем, проверим
свои знания.
Следующий тур «Ромашка». Вам предлагается цветок-ромашка, на ее
лепестках находятся загадки. Поочередно отрываете лепестки и загадываете
соперникам загадки.
-Почему молодые березовые листочки клейкие? (Смолистые вещества
помогают защищать листья от мороза).
- Почему нельзя топтать мухоморы в лесу? (Красный мухомор служит
лекарством для лосей).
- Из чего строят свои муравейники муравьи? (Из хвойных иголок, листьев,
кусочков коры, веточек).
- Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие
листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку).
- Он пушистый серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою
чистой, как поймаешь на ладонь. (снег)
- Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и
исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)
Вы очень хорошо знаете природу родного края и легко дадите ответы на все
детские «почему».
А вашему вниманию предлагается кроссворд состоящий из загадок о
лекарственных растениях.
1.
Ты растение не тронь- жжется больно как огонь. (крапива)
2.
Путник часто ранит ноги- вот и лекарь у дороги. (подорожник)
3.
Белая корзинка – золотое донце. (ромашка)
4.
Капля сочного нектара и душиста и сладка.
От простуды излечиться вам поможет …(медуница)
5.
Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека.
Там красные таблетки развешаны на ветке. (шиповник)
Воспитатель подводит итоги игры, подсчитывает баллы, благодарит всех
за участие, вручает грамоты победившей команде (грамоты-аппликации
оформили дети).
А теперь вашему вниманию представляем выставку поделок из
природного материала, сделанных детьми. Один из способов приобщения
детей к природе - художественное творчество с использованием природных
материалов. Это полезное увлекательное занятие имеет большое значение
для развития личности ребенка. Во время создания поделок развиваются
мелкая моторика, глазомер, умение целесообразно и бережно использовать
дары природы, воспитываются усидчивость и трудолюбие. Дошкольники
учатся подбирать материал, выбирать способы соединения деталей и
варианты изготовления.
В процессе работы дети часто экспериментируют с природным
материалом, узнают его свойства. Создавая поделку, они используют
естественную форму природного материала. Умение увидеть в природном
материале сходство с предметами действительности или сказочными
персонажами развивает фантазию, творческое воображение и
изобретательность. Дошкольники мастерят из шишек, желудей, соломы,
бересты, корней, ракушек и многого другого. Этот материал можно найти
повсюду: в лесу, у реки, в парке, в сквере. Гораздо больше возможностей для
творчества возникает, когда дети мастерят по собственному замыслу или на
какую-то заданную тему, не видя образец перед собой.
Ведущая деятельность дошкольника – игра. Хочется обратить ваше
внимание на игры, которые мы подготовили и уже играем с детьми.
(презентация экологических игр) Некоторые игры собраны в лепбуке,
который вы можете взять домой и дома в увлекательной форме закрепить
знания детей о растениях.
Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Л.Сорокина:
«Нельзя же вечно брать взаймы.
И долг природе должен быть оплачен,
Когда б язык природы знали мы,
Наверно жизнь была б у нас богаче»
Мы надеемся, что помогли Вам освежить знания о природе, которые вы
будете использовать в воспитании экологической культуры ваших детей.
Спасибо за участие. Разрешите подарить Вам памятки с советами по
экологическому воспитанию вашего ребенка.