Напоминание

Модерн и контемпорари - учимся различать!


Автор: Захарова Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: город Верхняя Пышма, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Модерн и контемпорари - учимся различать!
Раздел: дополнительное образование





Назад




Модерн и контемпорари - учимся различать!

В переводе с английского языка слова modern dance и contemporary dance означают «современный

танец», и различие между значениями этих слов не всегда очевидно. Различие

между контемпорари и модерн состоит в том, что в контемпорари не используется какая-либо

конкретная, определенная техника для того, чтобы найти свой уникальный стиль. Хореографы танца

модерн создали свои техники, каждая из которых обладает собственной лексикой, языком и стилем,

характерными только для их собственной хореографии. Как мы уже рассказывали в одной из

предыдущих статей, контемпорари - это постмодерн, поэтому танцовщики и хореографы этого стиля

сталкиваются с бесконечным разнообразием жанров и техник, и именно из этой разнородности они

создают свои собственные композиции. Вот наиболее широко используемые в

Европе техники модерна:

Марта Грэм, основана на сжатии и

освобождении таза.

Хосе Лимон, работа с весом и гравитацией.

Алвин Николас, гибкость и выразительность тела.

Курт Йосс

– Зигурт Лэдэр, динамика и экспрессия в движении.

Рудольф Лабан,

анализ и исследование пространства.

Эмиль Жак-Далькроз, ритмика и

«музыка и движение». В свете недавних тенденций развития техник

контемпорари, которые имеют место в США, становится ясно, что танцовщики сегодня больше не

могут обходиться только классической школой или школой модерн, более того, они все чаще

прибегают к самым разнообразным техникам, например, к восточным практикам, таким как йога, тай

цзи цюань, айкидо и буто. Анатомическая работа, кинесиология (наука о движении тела),

расслабление, техника Александера, физиология движения, контактная импровизация, работа с

вокалом. Если более глубоко вникнуть в истории развития этих

стилей, то можно выделить отличительные особенности каждого.

Отличительные особенности модерна: Это танец

раскрепощенного тела. Движение зарождается от импульса, которое дает свободное парение телу в

пространстве. Ломанные линии, эффектные бросания в пол, немыслимые акробатические фигуры и

даже какие-то оптические спецэффекты – танец полностью зависит от фантазии хореографа,

основанной на выбранной технике. В модерне имеет значение внутреннее наполнение движения,

четкость линий, умение работать с дыханием.

Отличительные особенности

контемпорари: Этот танец требует понимания и осознания того, как

работает тело, как оно движется, как поддержать и направить возникнувший импульс движения.

Характерной особенностью контемпорари является чередование напряженных натянутых мышц и

неожиданного расслабления, внезапные остановки (часто на прямых ногах), падения и подъемы,

балансирование. Это настоящий театр танца, искусство движений, которые рождаются от чувств и

эмоций танцора. От модерна контемпорари отличается большей свободой. Здесь свобода творчества

может ограничиваться только недостаточностью фантазии.

Известные американские хореографы высказывают свое мнение по поводу этих стилей:

Гленн Эджертон (художественный руководитель Hubbard Street Dance, Chicago)

"Между двумя этими жанрами нет четкого различия. Я думаю, что все это лишь логическое развитие и

продолжение классического балета. По моему мнению, контемпорари свойственно больше форм и

линий классицизма, а модерн — более приземлен и передает ощущение силы тяжести" .

Джанет Эйлбер (художественный руководитель Martha Graham Dance Company, New-York

"Невозможно разделить эти понятия. Они постоянно трансформируются в использовании, и Школа

танца Марты Грэм всегда называлась Martha Graham School of Contemporary Dance. Именно

Contemporary, а не Modern. Каждое новое поколение отрицает достижения предыдущего поколения,

зачастую меняя лишь названия и формулировки. Вероятно следующим стилем будет post-

contemporary dance."

Бенуа-свен Пуффер

(художественный руководитель Cedar Lake Contemporary Ballet, New-York) "Для меня

контемпорари значит то, что происходит сегодня, сейчас. В названии нашей компании есть слово

"контемпорари", потому что большинство работ из нашего репертуара создано здесь и сейчас,

специально для компании. Я приехал из Европы, и там, когда мы слышим слово "модерн", мы

считаем , что речь идет об основных техниках, появившихся в США — Лимон, Хортон, Грэм,

хореографы, которые заложили основу того танца, который мы развиваем сейчас."

Джин Фрибури (реконструктор и участник компании Merce Cunningham Dance Company, New-York)

"Я думаю, что Каннингем — это начало постмодерн-танца, который произошел от модерна, а тому, в

свою очередь, положила начало Марта Грэм. Его техника имеет много балетных аспектов. Я думаю,

что модерн это более старая техника, которая родилась в определенное время и была полным уходом

от классики и отрицавшая ее интеграцию."

Алекс Кэтли

(хореограф и создатель The Foundry, San-Francisco) "Я занимаюсь

контемпорари — это танец, интересы которого обращаются к ретрансляции сегодняшней культуры.

Искусство движется по кругу — Грэм, Каннингем, Тейлор, Форсайт, Бауш — и в какой-то момент

кристаллизуется, когда кто-то поворачивает его в другое направление. Мы сейчас находимся только в

младенческом возрасте, наблюдая, как эта яркая атлетическая форма танца, увиденная на ТВ, в конце

концов выльется в в прекрасный художественный танец."

Патрик Корбин

(художественный руководитель CorbinDances, New-York) "Для меня модерн — это

техника, которая родилась в Денишоун. Контемпорари — это все, что угодно, что может вдохновлять в

современном искусстве, архитектуре и то, как ты это обрабатываешь, читаешь и развиваешь

движение в каждый момент времени. Все эти ярлыки обычно появляются, когда обращают взгляд в

прошлое, или уже после того, как развился и закрепился стиль или техника. Все еще нет ни одной

настоящей школы техники контемпорари, никто не обозначен, как лидер, который постоянно

развивает технику, которую ты можешь назвать контемпорари, и его будут изучать следующие

поколения танцовщиков".

Рей Липер (директор Nuvo Dance

Convention, хореограф SYTYCD, Los Angeles) "Contemporary — это нечто сегодняшнее.

Хоть говоря контемпорари, мы больше имеем в виду стиль, все же он имеет корни в технике, потому

что это смесь нескольких техник — балет, джаз, модерн. Ноя бы не хотел, чтобы на меня повесили

ярлык хореограф contemporary jazz. Я вдохновляюсь музыкой или концепцией, которые я стремлюсь

реализовать в движении. Если бы люди действительно знали откуда пришел контемпорари, мы бы не

были столь поспешны в том, чтобы называть стилем контемпорари то, что на самом деле является

контемпорари джазом или контемпорари балет."

Дженифер Арчибальд (создатель и директор Arch DANCE, также преподает hip-hop и contemporary

jazz в Dance New Amsterdam, New York)

"Контемпорари — это коллекция методов, которые развились из модерн и постмодерн танца. Это

также некоторые неканонизированные техники, которые мы учим чтобы добавить личной экспрессии

и выразительности. Если модерн двигался против основ балета, то контемпорари двигается против

основ классического модерна. Контемпорари — это не техника, это

жанр, который ассоциируется с философией и исследованием различных естественных энергий и

эмоций. С одной стороны — телесная выразительность, которая присутствует сегодня в танце, и с

другой — духовность движений контемпорари, которая часто бывает утеряна новым поколением в

этом хаосе различных методов."



В раздел образования