Автор: Захарова Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: город Верхняя Пышма, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Модерн и контемпорари - учимся различать!
Раздел: дополнительное образование
Модерн и контемпорари - учимся различать!
В переводе с английского языка слова modern dance и contemporary dance означают «современный
танец», и различие между значениями этих слов не всегда очевидно. Различие
между контемпорари и модерн состоит в том, что в контемпорари не используется какая-либо
конкретная, определенная техника для того, чтобы найти свой уникальный стиль. Хореографы танца
модерн создали свои техники, каждая из которых обладает собственной лексикой, языком и стилем,
характерными только для их собственной хореографии. Как мы уже рассказывали в одной из
предыдущих статей, контемпорари - это постмодерн, поэтому танцовщики и хореографы этого стиля
сталкиваются с бесконечным разнообразием жанров и техник, и именно из этой разнородности они
создают свои собственные композиции. Вот наиболее широко используемые в
Европе техники модерна:
�
Марта Грэм, основана на сжатии и
освобождении таза.
�
Хосе Лимон, работа с весом и гравитацией.
�
Алвин Николас, гибкость и выразительность тела.
�
Курт Йосс
– Зигурт Лэдэр, динамика и экспрессия в движении.
�
Рудольф Лабан,
анализ и исследование пространства.
�
Эмиль Жак-Далькроз, ритмика и
«музыка и движение». В свете недавних тенденций развития техник
контемпорари, которые имеют место в США, становится ясно, что танцовщики сегодня больше не
могут обходиться только классической школой или школой модерн, более того, они все чаще
прибегают к самым разнообразным техникам, например, к восточным практикам, таким как йога, тай
цзи цюань, айкидо и буто. Анатомическая работа, кинесиология (наука о движении тела),
расслабление, техника Александера, физиология движения, контактная импровизация, работа с
вокалом. Если более глубоко вникнуть в истории развития этих
стилей, то можно выделить отличительные особенности каждого.
�
Отличительные особенности модерна: Это танец
раскрепощенного тела. Движение зарождается от импульса, которое дает свободное парение телу в
пространстве. Ломанные линии, эффектные бросания в пол, немыслимые акробатические фигуры и
даже какие-то оптические спецэффекты – танец полностью зависит от фантазии хореографа,
основанной на выбранной технике. В модерне имеет значение внутреннее наполнение движения,
четкость линий, умение работать с дыханием.
�
Отличительные особенности
контемпорари: Этот танец требует понимания и осознания того, как
работает тело, как оно движется, как поддержать и направить возникнувший импульс движения.
Характерной особенностью контемпорари является чередование напряженных натянутых мышц и
неожиданного расслабления, внезапные остановки (часто на прямых ногах), падения и подъемы,
балансирование. Это настоящий театр танца, искусство движений, которые рождаются от чувств и
эмоций танцора. От модерна контемпорари отличается большей свободой. Здесь свобода творчества
может ограничиваться только недостаточностью фантазии.
Известные американские хореографы высказывают свое мнение по поводу этих стилей:
�
Гленн Эджертон (художественный руководитель Hubbard Street Dance, Chicago)
"Между двумя этими жанрами нет четкого различия. Я думаю, что все это лишь логическое развитие и
продолжение классического балета. По моему мнению, контемпорари свойственно больше форм и
линий классицизма, а модерн — более приземлен и передает ощущение силы тяжести" .
�
Джанет Эйлбер (художественный руководитель Martha Graham Dance Company, New-York
"Невозможно разделить эти понятия. Они постоянно трансформируются в использовании, и Школа
танца Марты Грэм всегда называлась Martha Graham School of Contemporary Dance. Именно
Contemporary, а не Modern. Каждое новое поколение отрицает достижения предыдущего поколения,
зачастую меняя лишь названия и формулировки. Вероятно следующим стилем будет post-
contemporary dance."
�
Бенуа-свен Пуффер
(художественный руководитель Cedar Lake Contemporary Ballet, New-York) "Для меня
контемпорари значит то, что происходит сегодня, сейчас. В названии нашей компании есть слово
"контемпорари", потому что большинство работ из нашего репертуара создано здесь и сейчас,
специально для компании. Я приехал из Европы, и там, когда мы слышим слово "модерн", мы
считаем , что речь идет об основных техниках, появившихся в США — Лимон, Хортон, Грэм,
хореографы, которые заложили основу того танца, который мы развиваем сейчас."
�
Джин Фрибури (реконструктор и участник компании Merce Cunningham Dance Company, New-York)
"Я думаю, что Каннингем — это начало постмодерн-танца, который произошел от модерна, а тому, в
свою очередь, положила начало Марта Грэм. Его техника имеет много балетных аспектов. Я думаю,
что модерн это более старая техника, которая родилась в определенное время и была полным уходом
от классики и отрицавшая ее интеграцию."
�
Алекс Кэтли
(хореограф и создатель The Foundry, San-Francisco) "Я занимаюсь
контемпорари — это танец, интересы которого обращаются к ретрансляции сегодняшней культуры.
Искусство движется по кругу — Грэм, Каннингем, Тейлор, Форсайт, Бауш — и в какой-то момент
кристаллизуется, когда кто-то поворачивает его в другое направление. Мы сейчас находимся только в
младенческом возрасте, наблюдая, как эта яркая атлетическая форма танца, увиденная на ТВ, в конце
концов выльется в в прекрасный художественный танец."
�
Патрик Корбин
(художественный руководитель CorbinDances, New-York) "Для меня модерн — это
техника, которая родилась в Денишоун. Контемпорари — это все, что угодно, что может вдохновлять в
современном искусстве, архитектуре и то, как ты это обрабатываешь, читаешь и развиваешь
движение в каждый момент времени. Все эти ярлыки обычно появляются, когда обращают взгляд в
прошлое, или уже после того, как развился и закрепился стиль или техника. Все еще нет ни одной
настоящей школы техники контемпорари, никто не обозначен, как лидер, который постоянно
развивает технику, которую ты можешь назвать контемпорари, и его будут изучать следующие
поколения танцовщиков".
�
Рей Липер (директор Nuvo Dance
Convention, хореограф SYTYCD, Los Angeles) "Contemporary — это нечто сегодняшнее.
Хоть говоря контемпорари, мы больше имеем в виду стиль, все же он имеет корни в технике, потому
что это смесь нескольких техник — балет, джаз, модерн. Ноя бы не хотел, чтобы на меня повесили
ярлык хореограф contemporary jazz. Я вдохновляюсь музыкой или концепцией, которые я стремлюсь
реализовать в движении. Если бы люди действительно знали откуда пришел контемпорари, мы бы не
были столь поспешны в том, чтобы называть стилем контемпорари то, что на самом деле является
контемпорари джазом или контемпорари балет."
�
Дженифер Арчибальд (создатель и директор Arch DANCE, также преподает hip-hop и contemporary
jazz в Dance New Amsterdam, New York)
"Контемпорари — это коллекция методов, которые развились из модерн и постмодерн танца. Это
также некоторые неканонизированные техники, которые мы учим чтобы добавить личной экспрессии
и выразительности. Если модерн двигался против основ балета, то контемпорари двигается против
основ классического модерна. Контемпорари — это не техника, это
жанр, который ассоциируется с философией и исследованием различных естественных энергий и
эмоций. С одной стороны — телесная выразительность, которая присутствует сегодня в танце, и с
другой — духовность движений контемпорари, которая часто бывает утеряна новым поколением в
этом хаосе различных методов."