Напоминание

"Развитие общения старших дошкольников со сверстниками в театрализованной деятельности".


Автор: Мещерякова Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 95 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие общения старших дошкольников со сверстниками в театрализованной деятельности".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие общения старших дошкольников со сверстниками в театрализованной

деятельности».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования отмечено, что социально-коммуникативное развитие направлено на

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со

взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,

целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие

социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со

сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что для дошкольника

общение с другими людьми – это не только источник разнообразных

переживаний, но и главное условие формирования его личности, его

человеческого развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если

он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями,

которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребёнок никогда не

научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать,

как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Всё это он может освоить только

вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Объект исследования – процесс общения старших дошкольников со

сверстниками.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития

общения старших дошкольников со сверстниками.

Цель исследования – выделение педагогических условий, способствующих

развитию общения старших дошкольников со сверстниками в процессе

театрализованной деятельности.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования

поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую

литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень развития общения старших дошкольников со сверстниками.

3. Разработать и апробировать технологию развития общения старших

дошкольников со сверстниками в процессе театрализованной деятельности.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тесты

диагностики развития общения детей старшего дошкольного возраста в

театрализованной деятельности, анализ и обработка полученных данных.

Методологические основы проблемы:

- теоретические основы деятельности общения в работах А.В. Запорожца, А.А.

Леонтьева, М.Н. Лисиной, А.Т. Рузской и др.;

- положение о развитии навыков общения у детей старшего дошкольного

возраста (Н.В. Кляева, В.П. Куницына, А.А. Леонтьев, Н.И. Левшина, М.В.

Полякова и др.);

- личностный подход (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский);

- положение о формировании навыков общения у детей старшего дошкольного

возраста (Т.С. Блощицина, Д.Б. Годовикова, Н.В. Клюева, Т.А.Репина);

- положение о развитии общения детей старшего дошкольного возраста в

процессе театрализованной деятельности (Л.В. Артемьева, Т.Д. Маханева, Н.А.

Реуцкая, Н.Ф. Сорокина, Л.П. Стрелкова, Л.С. Фурмина и др.).

В ходе теоретического изучения вопроса нами было рассмотрено понятие

«общение», под которым понимается форма деятельности, осуществляемая

между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению

психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении

взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю

деятельность, взаимную связь между людьми.

Понятие общение в нашем исследовании связано с развитием общения старших

дошкольников со сверстниками в театрализованной деятельности.

«Театрализованная деятельность дошкольников» - это специфический вид

художественно – творческой деятельности, в процессе которого ее участники

осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной

роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в

подготовке и разыгрывании разного рода представлений, приобщаются к

театральной культуре.

Для овладения старшими дошкольниками данным видом деятельности и

развития общения со сверстниками необходимо создание определенных

педагогических условий:

- использование разнообразных методов и приёмов (совместное придумывание

сюжета; исполнение ролей, использование нетрадиционного набора кукол для

сочинения сценок и пьес, использовать занятия по развитию речи для

обогащения театрализованных игр);

- непосредственное руководство педагога;

- учёт возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В практической части работы нами было проведено исследование, цель которого

- выявить уровень развития общения старших дошкольников со сверстниками.

В исследовании приняло участие 15 детей в возрасте пяти – шести лет МДОУ

«Детский сад № 95 к.в.» г. Магнитогорска. Исследование проводилось в период

с конца сентября 2014 года по февраль 2015 года.

В ходе исследования мы использовали следующие методики: тест «Рукавички»;

игра «Папа вызывает врача» (авторы Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н.

Денисовой), беседа с детьми о нормах взаимодействия со сверстником в игре

(авторы Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко), программированное упражнение

«Дружба» (автор: Тугулева Г.В.), «Каков ребенок во взаимоотношениях с

окружающими людьми?» (автор Р.С. Немов)

Результаты констатирующего этапа эксперимента по изучению уровня развития

общения детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о недостаточно

высоком уровне.

На основе полученных результатов нами была разработана технология

развития общения старших дошкольников со сверстниками в процессе

театрализованной деятельности.

Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает

соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной

среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной

деятельностью детей; предоставление права и свободы выбора; создание

условий для моделирования; поиска и экспериментирования;

полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и

полоролевая адресованность оборудования и материала.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые

диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из

жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных

спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и

инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения

(вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному

развитию детей.

Схема занятия:

- введение в тему, создание эмоционального настроя;

- театрализованная деятельность (в разных формах);

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной

деятельности.

Нами были использованы такие задания как: выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (дети тащат любую карточку, на которой

схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Данная система является дополнительным образованием.

На заключительном этапе был проведён контрольный эксперимент, который

показал, что результаты детей улучшились.

На основе полученных результатов можно отметить, что представленная нами

технология развития общения старших дошкольников со сверстниками является

эффективной, т.к. дошкольники улучшили свои результаты.



В раздел образования