Напоминание

физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период


Автор: Камаева Эльвира Александровна
Должность: воспитатель ГКП
Учебное заведение: НОШ д. Старокульчубаево
Населённый пункт: Республика Башкортостан Мишкинского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУ

«

Отдел

образования

администрация

муниципального

района

Мишкинский

район

РБ

»

Филиал

МБОУ

СОШ

д

.

Большесухоязово

НОШ

д

.

Старокульчубаево

Работа

воспитателя

ГКП

НОШ

д

.

Старокульчубаево

Камаевой

Эльвиры

Александровны

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и

умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья.

Поэтому важная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы

способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития

дошкольника. С возрастом в распорядке дня ребёнка физические упражнения должны

занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению

адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии.

Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной

системы, улучшению памяти, процессов обучения, улучшению сна, возрастанию

возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Наилучший способ повышения двигательной активности детей – правильное,

соответствующее возрасту физическое воспитание.

Действие физических упражнений основано на их способности стимулировать

физиологические процессы в организме. Нет такого органа, функциональные

возможности которого не изменялись бы под влиянием систематических физических

упражнений.

Средства физической культуры оказывают положительное влияние на организм не

только здоровых детей. Особо важное значение они имеют для ослабленных и больных

детей.

Для повышения мышечной активности необходимы физические упражнения для

совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения

плоскостопия. В упражнениях используют различные пособия: скакалки, мячи, ленты,

гимнастические палки, применение которых очень разнообразит, оживляет занятия.

Важное значение в жизни дошкольников придается игре. Играя, ребенок познает

окружающий мир, что дает ему удовлетворение и радость, всесторонне развивает его.

Различные движения в играх помогают воспитывать такие важные моральные качества,

как активность, дисциплинированность, решительность.

Игры могут быть на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на

скорость, метание, прыжки через препятствия.

Постепенно правила несколько усложняются, повышается требовательность к точности их

выполнения. Также используется текст, который определяет ритм движений, способствует

развитию речи у детей.

В возрасте 4 лет можно приучить детей к ходьбе на лыжах.

До 8-летнего возраста нужно ограничить лыжные прогулки и проводить их вблизи. Очень

важно правильно надеть лыжи. Сначала ребенок должен приучиться ходить без палок, и

лишь когда он станет падать реже, ему дают палки.

Очень хорошо, если ребенок будет ходить на лыжах 2-3 раза в неделю у себя во дворе, а в

выходной день с родителями.

Зимой содержание занятий на воздухе составляют : ходьба на лыжах, ходьба и бег по

снежному валу со спрыгиванием, метание снежков в горизонтальную, вертикальную,

движущуюся цель и на расстояние,

скольжение на ногах по ледяной дорожке с разнообразными упражнениями (приседания,

ловля предметов, повороты и т.д.), катание на санках

.

Катание с небольшой горки – веселое и полезное развлечение.

Заниматься надо регулярно, так как физические упражнения и другие двигательные

навыки могут быть хорошо усвоены ребенком и окажут

благоприятное влияние на его физическое развитие и состояние здоровья только тогда,

когда повторяются изо дня в день и не один, а 2-3 раза в день (утренняя гимнастика,

занятия физкультурой, игры, лыжи и др).

Очень важным правилом является постепенность увеличения нагрузки в процессе

занятий. Величину физической нагрузки нужно выбирать соответственно силам ребенка,

его физической подготовленности, состоянию здоровья в данный момент. Уменьшить

физическую нагрузку можно чередованием упражнений с паузами отдыха, включением в

занятия дыхательных упражнений.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,

эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы

включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется

план оздоровительных занятий на год:

Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/

Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/

Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/

Физкультурные занятия /3 раза в неделю/

Пальчиковая гимнастика /ежедневно/

Профилактические прививки

Профилактика плоскостопия /ежедневно/

Профилактика осанки детей /ежедневно/

Физкультминутки /ежедневно/

Подвижные игры /ежедневно/

Прогулки /в теплое время года/

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных

образовательных учреждениях реализуется в следующих

формах:

-физкультурного занятия

-утренней гимнастики

-физкультминутки

-физкультурной паузы

-

физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья

Физкультурное занятие – основная форма физического воспитания, направленная на

ознакомление детей с основными общеразвивающими движениями, играми.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. Летом в спортивной площадке,

зимой на улице, на детской площадке, а в холодное время – в спортивном зале.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений,

направленных на повышение функциональной активности организма. Упражнения

нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы

внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика

проводится ежедневно (в летнее время на свежем воздухе, а зимой – в помещении).

Физкультминутки – комплекс специальных упражнений и игровых заданий для

отдельных групп мышц. Физкультминутки проводятся на занятиях малоподвижного

характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания

положительных эмоций, подъема активности детей.

Физкультурная пауза – перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры,

игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия

эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе

занятий с умственной нагрузкой.

Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья

Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц.

Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты,

разнообразные движения. Физкультурные праздники проводятся не менее 3 раз в год.

Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер:

"Мама, папа, я - дружная семья". Как правило, они проводятся на воздухе и имеют

продолжительность 1-1,5 часа.

Цель: Научить детей дышать через

нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи:

Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма

к заболеваниям дыхательной системы.

Основные правила.

Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный

оздоровительный эффект.

Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его

положительное действие.

Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

Дышать носом

Массаж рук

Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать

ощущения легкости, радости.

“Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.

Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.

Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.

Массаж ушных раковин

Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат

и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах. Поглаживает ушные

раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами; ласково оттягивает ушные раковины

вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз); нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые

сережки”); лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных

движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и

всеслышащими);

Массаж головы

Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы. Пальцами, словно граблями,

ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог. Совершает

спиралевидные движения пальцами от висков к затылку. “ С любовью и лаской водит

пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на

конкурсе причесок”.

Массаж лица

Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица,

вырабатывать умение управлять мимикой, “лепить” красивое лицо.

Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже,

словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.

Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные

движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).

С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые

брови (от переносицы к вискам).

Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые

реснички.

Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает

себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо

создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для

развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки,

метание). Оформление зимних участков - работа непростая, требующая больших

физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является

обязательным условием.



В раздел образования