Авторы: Жукова Нелля Рашидовна, Щегорцова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 170 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Населённый пункт: г. Белово Кемеровская обл
Наименование материала: Порект
Тема: "Земля - наш общий дом"
Раздел: дошкольное образование
НЕл 1Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 170 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Проект «Земля- наш общий дом!»
Выполнил: воспитатель
Жукова Нелля Рашидовна
Щегорцова Лариса Николаевна
2016 г.
Краткая аннотация к проекту
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой
могут
быть
решены
только
при
условии
формирования
экологического
мировоззрения
у
людей,
начиная
с
дошкольного
возраста,
повышения
их
экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля - стало
целью данной педагогической работы.
Проект «Земля – наш общий дом!» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию,
задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные,
преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного
взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые
представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе -
начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к
окружающей среде, к своему здоровью.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой
обеспечивает
становление
мировидения
ребенка,
его
личностный
рост.
Существенную
роль
в
этом
направлении
играет
поисково-познавательная
деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному
аспекту:
развитию
представлений
о
самоценности
природы,
эмоционально-
положительному
отношению
к
ней,
выработке
первых
навыков
экологически
грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Актуальность темы
Природа
-
удивительный
феномен,
воспитательное
воздействие
которого
на
духовный
мир
ребенка-дошкольника
трудно
переоценить.
Природа
является
источником
первых
конкретных
знаний
и
радостных
переживаний,
часто
запоминающихся
на
всю
жизнь.
Детская
душа
раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему
миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не
секрет,
что
дети
дошкольного
возраста
по
природе
своей
исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения
о
мире
традиционно
рассматриваются
как
важнейшие
черты
детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное
состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.
Исследовать,
открыть,
изучить
-
значит
сделать
шаг
в
неизведанное
и
непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для
того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как
процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение
им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического
взаимодействия
с
окружающей
средой
обеспечивает
становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль
в
этом
направлении
играет
поисково-познавательная
деятельность
дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их
процессе
дети
преобразуют
объекты
с
целью
выявить
их
скрытые
существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта:
Формирование
у
детей
экологических
знаний,
бережного
отношения
к
природе и всему окружающему.
Задачи проекта:
•
Формировать
у
детей
бережное,
ответственное,
эмоционально-
доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе
общения с ними;
•
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности;
•
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и обобщать;
•
Охранять и укреплять здоровье детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный
2 этап - Основной
3 этап - Заключительный
Подготовительный этап
1.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
2.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3.
Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на
реализацию проекта.
5.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1.
Апробация содержания краткосрочного проекта “Чистый мир”.
2.
Проведение мероприятий в группах.
3.
Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с
проектной деятельностью.
Заключительный этап
1.
Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2.
Фотомонтаж.
3.
Подведение итогов.
4.
Презентация проекта.
Участники проекта:
•
дети;
•
воспитатели;
•
родители.
Срок реализации проекта: Сентябрь 2016 - май 2017 г.
Принципы реализации проекта:
•
Принцип
дифференциации
и
индивидуализации
предполагает
создание
условий
для
полного
проявления
способностей
каждого
ребенка
и
своевременной воспитательно-образовательной работы.
•
Принцип
природосообразности
свидетельствует
о
том,
что
образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
внешним условиям.
•
Принцип
диалогического
общения
как
неотъемлемого
условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и
встречной
открытостью,
искренностью,
взаимопониманием
воспитателя
и
ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
• Принцип доступности
предусматривает осуществление экологической
работы
с
учетом
особенностей
возраста,
подготовленности,
а
также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
•
Принцип системности.
Достижение цели обеспечивается решением
комплекса
задач
оздоровительной,
образовательной
и
воспитательной
направленности
с
соответствующим
содержанием,
что
позволяет
получить
прогнозируемый результат.
•
Принцип
последовательности
заключается
в
постепенном
повышении требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта:
•
Экологические занятия.
•
Наблюдения и экологические экскурсии.
•
Познавательное чтение.
•
“Уроки доброты ”.
•
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
•
Природоохранные акции.
•
Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки
экологической направленности.
Ресурсное обеспечение
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты
занятий, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
5. Подборка опытов и экспериментов «Опыты».
Ожидаемые результаты:
1.
Сформированное
у
детей
бережное,
ответственное,
эмоционально-
доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе
общения с ними.
2.
Сформированные
навыки
наблюдения
и
экспериментирования
в
процессе поисково-познавательной деятельности.
3.
Ответственное
отношение
детей
к
окружающей
среде
и
своему
здоровью.
Обеспечение проекта
Раздел
Основные мероприятия
по реализации проекта
Группа
Работа с воспитанниками
Игры - занятия с детьми
познавательного характера
Все
Проведение опытов и экспериментов в
лаборатории «Опыты»
Старшая
Чтение художественной и
познавательной литературы
Все
Продуктивная деятельность детей
Старшая,
подготовительн
ая
Инсценировки и театрализация на
экологическую тематику
Подготовительн
ая
Экологические, подвижные,
дидактические, имитационные игры,
Все
игры - путешествия
Проведение экологического занятия
«Земля - наш общий дом»
Старшая
Помощь в создании библиотеки
(подборка книг и оформление
библиотеки по теме)
Старшая,
подготовительн
ая
Проведение прогулок, экскурсия в
Краеведческий музей
Старшая,
подготовительн
ая
Работа с родителями
Оформление фотоальбомов (по
намеченной тематике)
Все
Фотовыставка
Все
Организация просмотра тематических
видеофильмов, слайд фильмов.
Старшая,
подготовительна
я
Методическое сопровождение
Подборка наблюдений в природе
Воспитатели
Цикл наблюдений за животным и
растительным миром для детей
дошкольного возраста
Воспитатели
Подборка художественной литературы
по экологии
Воспитатели
Подборка литературы познавательного
характера
Воспитатели
Конспекты поисково - познавательных
занятий
Воспитатели
Сценарии досугов и развлечений
экологическо - познавательного
характера
Воспитатели
Консультационный материал по теме
Воспитатели
Консультационный материал для
родителей по теме
Воспитатели
Литература
1.Аксенова,
З.Ф.
Войди
в
природу
другом.
Экологическое
воспитание
дошкольников.
–
Москва:
ТЦ
Сфера,
2011.
–
128
с.
–
(Библиотека
воспитателя).
2.Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском
саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
3.Горькова,
Л.Г.
Сценарии
занятий
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
(средняя,
старшая,
подготовительная
группы)
/
Л.Г.
Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. -
(Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
4.Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. -
№ 3. – С. 62-64.
5.Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом
воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
6.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е
изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
7.Николаева,
С.Н.
Экологическое
воспитание
младших
дошкольников.
Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. -
96с.
8.Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное
воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.
9.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические
игры
для
дошкольников.
–
Москва:
ТЦ
Сфера,
2015.
–
112
с.
–
(Библиотека Воспитателя).
10.Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6.
- С.50-54.