Напоминание

"Земля - наш общий дом"


Авторы: Жукова Нелля Рашидовна, Щегорцова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 170 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Населённый пункт: г. Белово Кемеровская обл
Наименование материала: Порект
Тема: "Земля - наш общий дом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




НЕл 1Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 170 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Проект «Земля- наш общий дом!»

Выполнил: воспитатель

Жукова Нелля Рашидовна

Щегорцова Лариса Николаевна

2016 г.

Краткая аннотация к проекту

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой

могут

быть

решены

только

при

условии

формирования

экологического

мировоззрения

у

людей,

начиная

с

дошкольного

возраста,

повышения

их

экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля - стало

целью данной педагогической работы.

Проект «Земля – наш общий дом!» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию,

задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные,

преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного

взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые

представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе -

начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к

окружающей среде, к своему здоровью.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой

обеспечивает

становление

мировидения

ребенка,

его

личностный

рост.

Существенную

роль

в

этом

направлении

играет

поисково-познавательная

деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному

аспекту:

развитию

представлений

о

самоценности

природы,

эмоционально-

положительному

отношению

к

ней,

выработке

первых

навыков

экологически

грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Актуальность темы

Природа

-

удивительный

феномен,

воспитательное

воздействие

которого

на

духовный

мир

ребенка-дошкольника

трудно

переоценить.

Природа

является

источником

первых

конкретных

знаний

и

радостных

переживаний,

часто

запоминающихся

на

всю

жизнь.

Детская

душа

раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему

миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не

секрет,

что

дети

дошкольного

возраста

по

природе

своей

исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,

постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые

сведения

о

мире

традиционно

рассматриваются

как

важнейшие

черты

детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное

состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.

Исследовать,

открыть,

изучить

-

значит

сделать

шаг

в

неизведанное

и

непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для

того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как

процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение

им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами

практического

взаимодействия

с

окружающей

средой

обеспечивает

становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль

в

этом

направлении

играет

поисково-познавательная

деятельность

дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их

процессе

дети

преобразуют

объекты

с

целью

выявить

их

скрытые

существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта:

Формирование

у

детей

экологических

знаний,

бережного

отношения

к

природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

Формировать

у

детей

бережное,

ответственное,

эмоционально-

доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе

общения с ними;

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе

поисково-познавательной деятельности;

Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение

анализировать, сравнивать и обобщать;

Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

2 этап - Основной

3 этап - Заключительный

Подготовительный этап

1.

Сбор и анализ литературы по данной теме.

2.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3.

Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

4.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на

реализацию проекта.

5.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

1.

Апробация содержания краткосрочного проекта “Чистый мир”.

2.

Проведение мероприятий в группах.

3.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с

проектной деятельностью.

Заключительный этап

1.

Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2.

Фотомонтаж.

3.

Подведение итогов.

4.

Презентация проекта.

Участники проекта:

дети;

воспитатели;

родители.

Срок реализации проекта: Сентябрь 2016 - май 2017 г.

Принципы реализации проекта:

Принцип

дифференциации

и

индивидуализации

предполагает

создание

условий

для

полного

проявления

способностей

каждого

ребенка

и

своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип

природосообразности

свидетельствует

о

том,

что

образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и

внешним условиям.

Принцип

диалогического

общения

как

неотъемлемого

условия

взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и

встречной

открытостью,

искренностью,

взаимопониманием

воспитателя

и

ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности

предусматривает осуществление экологической

работы

с

учетом

особенностей

возраста,

подготовленности,

а

также

индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности.

Достижение цели обеспечивается решением

комплекса

задач

оздоровительной,

образовательной

и

воспитательной

направленности

с

соответствующим

содержанием,

что

позволяет

получить

прогнозируемый результат.

Принцип

последовательности

заключается

в

постепенном

повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:

Экологические занятия.

Наблюдения и экологические экскурсии.

Познавательное чтение.

“Уроки доброты ”.

Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).

Природоохранные акции.

Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки

экологической направленности.

Ресурсное обеспечение

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты

занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

5. Подборка опытов и экспериментов «Опыты».

Ожидаемые результаты:

1.

Сформированное

у

детей

бережное,

ответственное,

эмоционально-

доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе

общения с ними.

2.

Сформированные

навыки

наблюдения

и

экспериментирования

в

процессе поисково-познавательной деятельности.

3.

Ответственное

отношение

детей

к

окружающей

среде

и

своему

здоровью.

Обеспечение проекта

Раздел

Основные мероприятия

по реализации проекта

Группа

Работа с воспитанниками

Игры - занятия с детьми

познавательного характера

Все

Проведение опытов и экспериментов в

лаборатории «Опыты»

Старшая

Чтение художественной и

познавательной литературы

Все

Продуктивная деятельность детей

Старшая,

подготовительн

ая

Инсценировки и театрализация на

экологическую тематику

Подготовительн

ая

Экологические, подвижные,

дидактические, имитационные игры,

Все

игры - путешествия

Проведение экологического занятия

«Земля - наш общий дом»

Старшая

Помощь в создании библиотеки

(подборка книг и оформление

библиотеки по теме)

Старшая,

подготовительн

ая

Проведение прогулок, экскурсия в

Краеведческий музей

Старшая,

подготовительн

ая

Работа с родителями

Оформление фотоальбомов (по

намеченной тематике)

Все

Фотовыставка

Все

Организация просмотра тематических

видеофильмов, слайд фильмов.

Старшая,

подготовительна

я

Методическое сопровождение

Подборка наблюдений в природе

Воспитатели

Цикл наблюдений за животным и

растительным миром для детей

дошкольного возраста

Воспитатели

Подборка художественной литературы

по экологии

Воспитатели

Подборка литературы познавательного

характера

Воспитатели

Конспекты поисково - познавательных

занятий

Воспитатели

Сценарии досугов и развлечений

экологическо - познавательного

характера

Воспитатели

Консультационный материал по теме

Воспитатели

Консультационный материал для

родителей по теме

Воспитатели

Литература

1.Аксенова,

З.Ф.

Войди

в

природу

другом.

Экологическое

воспитание

дошкольников.

Москва:

ТЦ

Сфера,

2011.

128

с.

(Библиотека

воспитателя).

2.Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском

саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.

3.Горькова,

Л.Г.

Сценарии

занятий

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

(средняя,

старшая,

подготовительная

группы)

/

Л.Г.

Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. -

(Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

4.Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. -

№ 3. – С. 62-64.

5.Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом

воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

6.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через

сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е

изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

7.Николаева,

С.Н.

Экологическое

воспитание

младших

дошкольников.

Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. -

96с.

8.Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное

воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.

9.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические

игры

для

дошкольников.

Москва:

ТЦ

Сфера,

2015.

112

с.

(Библиотека Воспитателя).

10.Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6.

- С.50-54.



В раздел образования