Автор: Дашкина Евгения Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУДО ЦДиЮТТ "ПАТРИОТ"
Населённый пункт: Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дополнительном образовании детей"
Раздел: дополнительное образование
Е.В. Дашкина
педагог-психолог
«Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в
учреждении дополнительного образования»
По
профессиональномустандарту,
каждый
педагога
должен
обладать
соответствующими
психологическими
компетентностями,
но
без
потери
своей
индивидуальности.
Доклад
посвящен
вопросам,
связанным
с
актуальностью
психолого-
педагогического
сопровождения
образовательного
процесса
в
дополнительном
образовании.
Сегодня
предлагаю
вамуважаемые
коллеги,
«покружим
хоровод»
вокруг
психологических характеристик ребенка,которые могут помочь родителю и ребенку, на
точке выбора направления и уровня программы.
Что
же
происходит
с
тем
ребенком,
который
приходит
к
педагогам
дополнительного образования на программы?Что нужно знать педагогу об условиях
самореализации ребенка в дополнительном образовании? Что может сделать психолог
в рамках помощи педагогу и на оборот, чем и какими психологическими техниками и
приемами,
визуальными
методами
диагностики
может
воспользоваться
педагогв
работе с детьми?
Долгое время, как и сейчас, в кружки и секции приходили дети разного возраста.
И если это ребенок дошкольного возраста или младшего школьного возраста, то его,
как правило, приводят родители. В этом случае у родителей могут быть определенные
пожелания, мысли, свои проекции по поводу того, что будет развивать в себе ребенок,
чего он будет достигать при освоении той или иной программы, возможно, просто
будет
проводить
досуг.
Поэтому,
потребность
в
изучении
особенностей
ребенка
возрастает и дает ему широкий спектр возможностей в рамках передачи социального
опыта.
Поскольку, дополнительное образование,является все таки образованием и несет
в себе социальную функцию, которая подразумевает передачу того уникального опыта
от
взрослого
поколения
подрастающему.
Что,
в
целом,
позволит
подростку
быть
успешным в жизни, социальным и коммуникативным. И даже если это организация
свободного времени ребенка, она все равно имеет ЦЕЛЬ, которая достигается по
результатам окончания ребенком той или иной программы.
Приведенные
ниже
критерии
помогут
классифицировать
или
определить
те
значимые психологические характеристики личности ребенка, учет которых позволит
осуществить
выбор
дополнительной
общеобразовательной
программы,
предпочтительное направление для более успешной социализации.
Итак,
организовывая
работу
по
реализации
программы
дополнительного
образования детей, необходимо учитывать:
индивидуальные
особенности
ребенка
(интересы
и
их
устойчивость,
познавательные способности, общительность, тревожность, темп деятельности,
физиологические предпосылки, задатки, особые таланты и т.д.);
ожидания
родителей
и
собственные
ожидания
педагога
относительно
результатов
дополнительного
образования
(деть
ребенку
знания,
развить
способности, организовать досуг, получить представление о профессии и т.п.);
выбор
направленности
программы
дополнительного
образования
хорошо
организовывать согласно склонностям ребенка и собственным ожиданиям, но
без проекции собственной нереализованной деятельности;
выбор образовательного учреждения по принципу территориальной доступности
или по другим транспортным и временным возможностям семьи;
выбор программы с учетом возраста ребенка.
Изучив
перечисленные
характеристики
можно
рекомендовать
уровень
и
направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Психологические
характеристики,
на
которые
хорошо
было
бы
обращать
внимание каждому педагогу дополнительного образования и тренеру-преподавателю:
Уровень
мотивации,
эмоции ребенка
Настроение
ребенка
В н у т р е н н и е
/внешние
мотивы
Удовлетворенность
результатом
Физиологически
е
и
психологические
задатки
ребенка
способствующие
самореализации
в этой области
Тип
н е р в н о й
системы
Гибкость,
переключаемост
ь
психических
процессов
Темперамент
Специальные
( с л у х ,
ч у в с т в о
ритма)
Внутренние
склонности
(направленность)
ребенка
Период проб
Неустойчивый
интерес
Стойкий
познавательный
интерес
Волевые
устремления
Физические
силы,
телосложение
Астеническое
телосложение
Телосложение
мышечного типа
Среднее
образование
Работоспособност
ь
Вывод: даже если у ребенка нет определенных предпосылок к той или иной
программе, он может посещать занятия, в рамках ознакомительных или досуговых
программ. В любом случае, это будет помогать ребенку социализироваться в жизни,
чувствовать
себя
определено
успешным
человеком
в
области
коммуникации,
построения отношений и в презентации себя.
Внутренниесклонностях
и
направленности
ребенка
имеют
определенную
последовательность
развития:
как
только
ребенокосуществляет пробу,
получает
определенный
опыт,
примеривает
на
себя
деятельности,
потом
формируется
–
неустойчивый
интерес
при
котором
ребенок
может
сомневаться,
проявлять
пассивность. В случае если период неустойчивого интереса благополучно пройден,
наступает
– стойкий
познавательный
интерес,
который
перерастает волевые
устремления (когда ребенок может при помощи волевых усилий сам себя заставить и
настроить
на
достижение
высоких
результатов).
Следует
напомнить
о
том
что,
процессы произвольности формируются в младшем школьном возрасте с 7 – 10 лет,
только потом ребенок может ставить цели в достигать их самостоятельно.
Все
вышеперечисленные
предпо сылки
следует
коррелировать
с
направленностью дополнительного образования.
Значимые
психологические
характеристикипомогают
развивать
определенные функции у ребенка с опорой на ведущий канал восприятия.
Итак,
определив
психологические
характеристики,
направленности,
запрос
родителей, свои собственные ожидания, собственное планирование взаимодействия с
ребенком,
важно
ориентироваться
на
внутренние
психологические
условия
при
распределении и освоении программного материала.
Сохранить
интерес
ребенка
к
дополнительному
образованию
помогут
следующиепсихологические средства формирования и педагогические средства
помощи.
Образ
значимого
взрослого
является
важным,
поскольку
именно
так
воспринимает ребенок педагога и поэтому готов усваивать социальный опыт.
Дети не могут отделить нас с тем, что мы преподносим, так как значимый
взрослый
является
элементомсоциального
опыта.В
случае
если
интерес
к
деятельности
падает
–
педагогу
важно
оказывать
стимулирующую
помощь
(предвосхищения, доверие, замечание динамических успехов, отражение своих
эмоций, описательная похвала и т.п.)
Интеллектуальные способности ребенка – в случае если интерес ребенка
сохраняется, но из-за каких-то особенностей когнитивной сферы ребенок не
может
выполнить
задание
или
упражнение,
педагог
может
оказать
и
разъяснительную помощь и организовать соответствующим образом среду для
ребенка.
Дополнить
объяснение
схемами,
картинками,
видео-фильмами,
самостоятельной
работой
с
применением
дополнительных,стимульных
материалов.
Саморегуляция – это управление собственным поведением – если мы говорим
о ленивых, дезадаптивных детях, со школьной не успеваемостью, для таких
детей
программы
дополнительного
образования
являются
оазисом,
где
он
получает поддержу, где он может раскрыть себя, показать свою успешность, а
потом опираясь на метапредметные связи, в школе стать успешным. В случае со
школьной
неуспеваемостью,
педагог
должен
предъявлять
посильные
для
ребенка
требования.
Если
ребенок
с
поведенческими
трудностями
или
негативными проявлениями –важно предъявлять требования постепенно (для
таких
детей
напоминать
о
«промохах»).
Еще
тут
может
помочь
выработка
правил
в
начале
учебного
процесса.
В
случае
если
у
ребенка
возникают
проблемы педагог обязан оказывать организационную помощь (делай так, будь
внимательным, смотри вот так) таким образом направлять и побуждать ребенка
управлять собственным поведением.
В
заключении
хочется
добавить,
что
объективное
использование
метода
наблюдения,
не
требует
квалификации
психолога,
так
как
педагог
проводит
диагностику для пары педагог-ребенок. Применяя психодиагностику вы определяете
для
себя
возможности
движения,
а
не
возможные
психотипы
или
вечные
психологические
характеристики.
Диагностика
необходима
для
дальнейшей
организации
взаимодействия
с
ребенком,
которые
вы
сможете
увидеть
и
отрефлексировать.
Даже
если
на
первый
взгляд
нам
кажется
изучение
индивидуальных
характеристик незначительным, потому что детей много, и вам кажется, что важнее
увлечь
ребенка,
провести
по
маршруту
программы
или
у
вас
нет
времени
анализировать его индивидуальность и потенциал, обращайте внимание на мысли,
чувства и эмоции данного ребенка. Уверенна, что если ребенок будет знать, что вы
понимаете его трудности, цените его интересы, то вы реализуете цели поставленные в
программах, более эффективно.
Предлагаю вам взять с собой следующую ценность. Вера в потенциал каждого
ребенка!
Список литературы.
1.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. вузов /
Г.С. Абрамова. – Академический проект; Альма Матер, 2006 – 702 с.
2.
Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб.пособие / Т.В. Габай. –
М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
3.
П а вл о в ,
И . С .
П с и хот е р ап и я
в
п р а кт и ке .
Те х н о л о г и я
психотерапевтического процесса / И.С. Павлов. - М.: Акад. Проект, Культура,
2012. - 512 c.