Автор: Сагитова Светлана Серафимовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ НГО "Детский сад № 15 "Берёзка"
Населённый пункт: посёлок Лобва
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Нравственно-патриотическое воспитание детей
в соответствии с ФГОС ДО.
С.С.Сагитова
МБДОУ НГО «Детский сад № 15 «Берёзка»
В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому
воспитанию необходимо учитывать следующие документы:
-
ФГОС
ДО
(Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования
и науки РФ.- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон «Об увековечивании Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
- Закон «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»;
- Национальная доктрина образования в РФ.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается,
что "система образования призвана обеспечить
воспитание патриотов России, граждан
правового
демократического,
социального
государства,
уважающих
права
и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную
и
религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку
обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой
живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент
на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом
относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных
задач дошкольного образовательного учреждения.
ЦЕЛЬ:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
родному дому, семье, детскому саду.
Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в
быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В
основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям
— к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе. Немалое значение для воспитания у детей
интереса
и
любви
к
родному
краю
имеет
ближайшее
окружение.
Постепенно
ребенок
знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и
символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
может быть представлена следующим образом:
Семья – Детский сад - Улица, район – Посёлок – Страна, главный город страны, символика.
Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу.
Все
эти
задачи
присутствуют
как
бы
внутри
работы
по
нравственно-патриотическому
воспитанию.
Система и последовательность работы
по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Тематические блоки:
Блок – «Я и Моя семья», «Я и мои друзья».
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная
взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с
отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому,
своим
сверстникам.
С
целью
воспитания
у
детей
любви
и
уважения
к
мамам,
папам,
пожилым людям, умение понимать и анализировать, проводим мероприятия «День пожилых
людей», занятия на темы «Семь Я», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.
Блок - «Культура и традиции»
Знакомим
детей
с
традициями
и
бытом
России.
Знакомим
с
историей
возникновения
народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми
накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой
целью
провели
занятия-
развлечения
«Выставка
дымковских
игрушек»,
«Масленица»,
«Осенины», «Русские матрешки».
Блок - «Я и Родина»
Знакомство
дошкольников
с
родным
посёлком,
областью
и
родной
страной
–
процесс
длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного
результата
можно
достичь
только
систематической
работой,
и
эта
работа,
в
основном,
проводится вне занятий. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.
Знакомство детей с улицами посёлка, с достопримечательностями. С героями, писателями,
чьи имена носят улицы посёлка
Блок - «Этих дней не смолкнет слава»
Мы
приглашаем
на
занятия,
утренники,
праздничные
концерты
ветеранов
Великой
Отечественной
войны
и
Боевой
Славы,
солдат
Российской
Армии.
Дети
совместно
с
родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской
армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам
Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых
российских воинов. С помощью детей и родителей в детском саду собираются материалы,
фотографии о ветеранах и участниках ВОВ, трудовиках тыла. Создаётся и пополняется
«Книга памяти», родители могут познакомиться с ней на сайте детского сада.
Блок – «Урал - великий край державы»,
в
котором
расширяются
представления
детей
о
природных
ресурсах
родного
края,
воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием
стали
совместные
с
родителями
походы,
во
время
которых
дети
не
только
имеют
возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями
любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией стало в зимнее
время забота о птицах нашего города. Во время прогулки в зимний лес дети со взрослыми
вешают кормушки (сделанные руками пап), наблюдают за зимними деревьями и следами
зверей в лесу. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал.
Блок – «Педагогическое сопровождение семьи»
В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и
как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями
по
данному
вопросу
способствует
бережному
отношению
к
традициям,
сохранению
вертикальных семейных связей.
В работе с родителями используем разнообразные формы:
- «Круглый стол»,
- семинары – практикумы,
- посиделки,
- конкурсы,
- выставки,
- походы,
- игровые программы.
Заключение:
Формирование патриотических чувств дошкольника проходит эффективнее, если детский сад
устанавливает
тесную
связь
с
семьёй.
Необходимость
подключения
семьи
к
процессу
ознакомления
дошкольников
с
социальным
окружением
объясняется
особыми
педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить
дошкольное
учреждение:
любовь
и
привязанность
к
детям,
эмоционально-нравственная
насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё
это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский
сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников
детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Взаимодействие
семьи
и
дошкольного
образовательного
учреждения
необходимо
осуществлять
на
основе
принципа
единства
координации
усилий
ДОУ,
семьи
и
общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.
Литература.
1.
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования)
утверждён 17
октября
2013
года Приказом №1155
Министерства
образования и науки РФ.
2.
Доронов
С.,
Доронова
Т. «Взаимодействие
семьи
и
детского
сада
как
средство
реализации
Федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования »
Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 49.
3.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём на Урале».