Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание в соответствии с ФГОС ДО


Автор: Сагитова Светлана Серафимовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ НГО "Детский сад № 15 "Берёзка"
Населённый пункт: посёлок Лобва
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственно-патриотическое воспитание детей

в соответствии с ФГОС ДО.

С.С.Сагитова

МБДОУ НГО «Детский сад № 15 «Берёзка»

В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому

воспитанию необходимо учитывать следующие документы:

-

ФГОС

ДО

(Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования

и науки РФ.- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон «Об увековечивании Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;

- Закон «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»;

- Национальная доктрина образования в РФ.

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается,

что "система образования призвана обеспечить

воспитание патриотов России, граждан

правового

демократического,

социального

государства,

уважающих

права

и

свободы

личности,

обладающих

высокой

нравственностью

и

проявляющих

национальную

и

религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку

обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой

живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент

на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом

относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных

задач дошкольного образовательного учреждения.

ЦЕЛЬ:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к

родному дому, семье, детскому саду.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в

быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его

взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В

основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям

— к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и

ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он

изумляется и что вызывает отклик в его душе. Немалое значение для воспитания у детей

интереса

и

любви

к

родному

краю

имеет

ближайшее

окружение.

Постепенно

ребенок

знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и

символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

может быть представлена следующим образом:

Семья – Детский сад - Улица, район – Посёлок – Страна, главный город страны, символика.

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу.

Все

эти

задачи

присутствуют

как

бы

внутри

работы

по

нравственно-патриотическому

воспитанию.

Система и последовательность работы

по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Тематические блоки:

Блок – «Я и Моя семья», «Я и мои друзья».

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная

взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с

отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому,

своим

сверстникам.

С

целью

воспитания

у

детей

любви

и

уважения

к

мамам,

папам,

пожилым людям, умение понимать и анализировать, проводим мероприятия «День пожилых

людей», занятия на темы «Семь Я», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.

Блок - «Культура и традиции»

Знакомим

детей

с

традициями

и

бытом

России.

Знакомим

с

историей

возникновения

народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми

накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой

целью

провели

занятия-

развлечения

«Выставка

дымковских

игрушек»,

«Масленица»,

«Осенины», «Русские матрешки».

Блок - «Я и Родина»

Знакомство

дошкольников

с

родным

посёлком,

областью

и

родной

страной

процесс

длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного

результата

можно

достичь

только

систематической

работой,

и

эта

работа,

в

основном,

проводится вне занятий. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Знакомство детей с улицами посёлка, с достопримечательностями. С героями, писателями,

чьи имена носят улицы посёлка

Блок - «Этих дней не смолкнет слава»

Мы

приглашаем

на

занятия,

утренники,

праздничные

концерты

ветеранов

Великой

Отечественной

войны

и

Боевой

Славы,

солдат

Российской

Армии.

Дети

совместно

с

родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской

армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам

Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых

российских воинов. С помощью детей и родителей в детском саду собираются материалы,

фотографии о ветеранах и участниках ВОВ, трудовиках тыла. Создаётся и пополняется

«Книга памяти», родители могут познакомиться с ней на сайте детского сада.

Блок – «Урал - великий край державы»,

в

котором

расширяются

представления

детей

о

природных

ресурсах

родного

края,

воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием

стали

совместные

с

родителями

походы,

во

время

которых

дети

не

только

имеют

возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями

любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией стало в зимнее

время забота о птицах нашего города. Во время прогулки в зимний лес дети со взрослыми

вешают кормушки (сделанные руками пап), наблюдают за зимними деревьями и следами

зверей в лесу. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи»

В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и

как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно

относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями

по

данному

вопросу

способствует

бережному

отношению

к

традициям,

сохранению

вертикальных семейных связей.

В работе с родителями используем разнообразные формы:

- «Круглый стол»,

- семинары – практикумы,

- посиделки,

- конкурсы,

- выставки,

- походы,

- игровые программы.

Заключение:

Формирование патриотических чувств дошкольника проходит эффективнее, если детский сад

устанавливает

тесную

связь

с

семьёй.

Необходимость

подключения

семьи

к

процессу

ознакомления

дошкольников

с

социальным

окружением

объясняется

особыми

педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить

дошкольное

учреждение:

любовь

и

привязанность

к

детям,

эмоционально-нравственная

насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё

это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский

сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников

детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Взаимодействие

семьи

и

дошкольного

образовательного

учреждения

необходимо

осуществлять

на

основе

принципа

единства

координации

усилий

ДОУ,

семьи

и

общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.

Литература.

1.

ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования)

утверждён 17

октября

2013

года Приказом №1155

Министерства

образования и науки РФ.

2.

Доронов

С.,

Доронова

Т. «Взаимодействие

семьи

и

детского

сада

как

средство

реализации

Федерального

государственного

стандарта

дошкольного

образования »

Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 49.

3.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём на Урале».



В раздел образования