Автор: Михайленко Марина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "ЧГТК им.М.И.Щадова"
Населённый пункт: г. Черемхово, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия повышения качества обучения студентов
Раздел: среднее профессиональное
Михайленко М.В.
преподаватель
ГБПОУ «ЧГТК им.М.И.Щадова»
Педагогические условия повышения качества обучения
студентов.
Общеизвестно, что высокое качество обучения может быть достигнуто
тогда, когда студенты относятся к учёбе с интересом, стремятся расширить
свои познания в той или иной области науки и техники. Вместе с тем нужно
понимать, что успешное обучение зависит не только от прилежания и
работоспособности обучаемого, но и связано с общей организацией учебного
процесса.
Что же могло бы способствовать лучшему усвоению знаний, повышению
качества обучения студентов?
В ходе проведённых тестирований и индивидуальных бесед со студентами
нами было выяснено, что одними из главных причин неудовлетворённости в
организации учебного процесса студенты называют большой объём учебного
материала, личную неорганизованность, неумение рационального
распределения времени на изучение дисциплин и на сдачу зачётных и
экзаменационных сессий. В итоге студенты ощущают эмоциональную
напряжённость, которая переходит в стрессовые состояния (особенно в
период сессии), повышается утомляемость, раздражительность,
агрессивность, что влияет, как на здоровье отдельного студента, так и на
психофизический климат всего коллектива. Некоторые студенты
высказывают разочарование в выборе профессии.
Повышению успеваемости способствует моральная и материальная
стимуляция этого процесса, разнообразие подачи учебного материала,
побуждение у студента стремления к достижению компетентности.
По нашему мнению, обучение будет более успешным, если мы учтём
следующее.
2
Студенту важно понимание чёткой перспективы своего становления как
специалиста и уверенность в том, что требования, предъявляемые к нему в
процессе обучения в учебном заведении, соответствуют качественному
выполнению будущим специалистом своих функциональных обязанностей.
Получив образование и профессию, молодой человек стремится приносить
пользу обществу, хочет признания, ищет простора для самовыражения.
Препятствиями на пути могут быть как социальные условия, не позволяющие
молодому человеку достичь жизненных целей, так и его личностные
качества. Это проистекает из-за того, что человек плохо знает себя:
особенности интеллектуальных, психических функций, темперамента,
характера, склада нервной системы и др. Он не владеет полностью наукой
управления: умением ставить цели, составлять планы, анализировать
результаты и т.д., теряется при первых неудачах, не владеет умениями
самореабилитации и самовосстановления. Поэтому необходимо научить
будущих специалистов включать в свою деятельность такой компонент как
коррегирование – перестройка собственной деятельности на основе её
самооценки и переоценки.
В процессе учёбы студент познаёт себя. Под самопознанием следует
понимать изучение личностью собственных физических и психических
особенностей. Человек познает себя как непосредственно, так и
опосредованно. В первом случае самопознание осуществляется методом
самонаблюдения. В процессе восприятия, представления, размышления и
переживания человек как бы отдаст себе отчет о собственном состоянии и
оценивает его. На этом и основан самоконтроль – жизненно важное качество
личности, особенно для человека лётной профессии.
Также необходимо и помочь ему в этом, создавая новые гуманно-
ориентированные условия обучения, оптимизируя образовательную среду.
Например, вводя элементы из дистанционных методов обучения, можно
проектировать индивидуально-ориентированные образовательные системы.
Применяя современные технологии обучения в организации учебного
3
процесса повышается разнообразие подачи учебного материала и его
наглядность, предоставляется постоянный доступ к литературе и другим
методическим материалам, организовываются различные способы
тестирования и контроля с выбором времени для этого самим обучаемым,
делается более гибким взаимодействие «преподаватель-студент».
Важное значение в познании себя имеет изучение отношения окружающих к
познающему себя человеку. Объективные оценки близких, сокурсников,
друзей позволяют глубже познать себя.
В процессе изучения опыта других людей, анализа различных точек
зрения на решение какой-либо профессиональной проблемы, у студента
формируется представление о будущей специальности, вырабатываются
объективные критерии для самоанализа и самооценки себя как
профессионала. И, наконец, личность может себя сравнивать с идеалом
человека и при этом отмечать то, чего у неё нет, и что должно быть
сформировано. Однако ни что не может заменить практическое познание себя
в деятельности, во взаимоотношениях с людьми, в повышении уровня своего
самообразования. Студент должен обладать чувством собственного
достоинства и значимости, так как удовлетворение этих потребностей,
основанное на объективной оценке его достижений, едва ли не кратчайший
путь к росту знаний обучаемого, его добросовестности. Утвердить себя,
добиться признания, найти своё место в обществе - важнейшая потребность
личности, мощный стимул повышения активности и, следовательно,
источник развития. Объективное основание этого – уникальность,
неповторимость личности и, одновременно, её социальный характер. В ходе
самоутверждения происходит осознание самоценности личности,
формируется положительный образ – «я», рождается чувство собственного
достоинства и чести - внутреннее основание нравственности. В зависимости
от самосознания устанавливается уровень притязаний личности. Чем выше
самооценка, тем выше притязания, масштабнее жизненная стратегия,
следовательно, выше жизненные достижения человека.
4
Таким образом, выполняя нашу основную задачу, повышения качества
обучения студента, мы считаем, что недостаточно его просто вооружить
профессиональными знаниями. Необходимо развить самосознание будущего
специалиста, научить контролировать собственную деятельность, что
обеспечит осознанность его включения в процесс профессионального
становления. Учитывая здоровьесберегающие факторы, возможно уменьшить
психофизическую напряженность учащегося и, как следствие, повысить
качество усвоения учебного материала при формировании
профессиональных компетенций, что скажется и на эффективности учебного
процесса в целом .