Автор: Малашенкова Татьяна Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Чернавская СОШ
Населённый пункт: Панино Воронежская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Календарно - тематическое планирование 5 класс"
Раздел: среднее образование
Календарно-тематическое планирование 5 класс
34 часа, 1 раз в неделю
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Чернавская СОШ с учѐтом Примерной программы основного общего образования по
географии и на основе авторской программы Е.М. Домогатских, Программа по географии
для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское
слово-РС», 2010.
Рабочая программа ориентирована на учебники по географии, автора Е.М. Домогатских,
-М.: ООО "Русское слово - учебник", 2014.
Согласно учебному плану на изучение географии отводится
в 5 классе 35 часов, практических работ 5
в 6 классе 35 часов, практических работ 5
в 7 классе 70 часов, практических работ 8
в 8 классе 70 часов, практических работ 11
в 9 классе 68 часов, практических работ 6, проверочных работ 6
Срок реализации рабочей программы__5_ лет.
Результаты учебного предмета 5 класс
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение
следующих личностных результатов:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения программы по географии заключаются в
формировании и развитии посредством географического знания:
-
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
учащихся;
-
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций,
готовности
следовать
этическим
нормам
поведения
в
повседневной
жизни
и
производственной
деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями.
Предметные результаты:
- представление о географической науке, её роли в освоении планеты человеком,
географические знания как компонент научной картины мира, необходимость знаний для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-
первичные
навыки
использования
территориального
подхода
как
основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
-
представления
и
основополагающие
теоретические
знания
о
целостности
и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах
её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности
людей,
экологических
проблемах
на
разных
материках
и
в
отдельных
странах;
- элементарные практические умения использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов географической
среды, в том числе её экологических параметров;
- основы картографической грамотности и использование географической карты
как одного из «языков» международного общения;
- навыки нахождения и использования, презентация географической информации;
- умения и навыки использования разных географических знаний в повседневной
жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельная оценка уровня
безопасности
окружающей
среды,
адаптация
к
условиям
территории
проживания,
соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
-
представление
об
особенностях
экологических
проблем
на
различных
территориях и акваториях, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Основное содержание учебного предмета
1 раздел. Наука география. География – землеописание, современная география – наука о
природе, населении и хозяйстве планеты. Источники географических знаний. Современные
научные исследования космоса.
2
раздел.
Земля
и
её
изображение.
Земля
имеет
форму
шара.
Доказательства
шарообразности земли. Параметры земли, орбитальное и осевое движение. Глобус – модель
земного шара. Карта – чертёж, изображающий земную поверхность. Ориентирование –
определение
местоположения
относительно
сторон
горизонта.
Основные
стороны
горизонта, промежуточные.
3
раздел. История географических открытий. Древние люди совершали путешествия.
Практически вся суша заселена человеком. Тур Хейердал доказал, что древние люди могли
пересекать огромные просторы по океану. Финикийские моряки первыми обогнули Африку.
Геродот – великий путешественник. Пифей первый нашёл путь из Средиземного моря в
Северное. На севере Европы жили викинги – на Скандинавии, Исландии, Гренландии. Лейв
Счастливый открыл Америку. Во второй половине 13 века семья Поло отправилась в Китай,
Марко Поло много лет служил китайскому императору, много поездил по стране. По его
рассказам была написана книга. Афанасий Никитин отправился на берег Каспийского моря
в Ширванское царство. Поиски морского пути в Индию. Достижения Б.Диаш, Васко да
Гама. К берегам Америки Колумб совершил 4 плавания, до конца жизни был уверен, что
открыл земли в Азии. Магеллан нашёл пролив, соединяющий Атлантику и Тихий океан,
первым пересёк Тихий океан и дал ему имя. Открытие Австралии голландцами и Д.Куком.
Попытка Кука найти ещё более южные земли. С.Дежнёв обогнул восточную оконечность
Азии и открыл пролив между Азией и Америкой. Беринг и Чириков подошли к берегам
С.Америки со стороны Тихого океана. Первые русские кругосветные плавания. Открытия
Крузенштерна, Лисянского, Беллинсгаузена, Лазарева.
4 раздел. Путешествие по планете земля. Мировой океан – огромная единая масса воды,
она делится на моря и океаны. Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова,
полуострова,
заливы,
проливы.
В
океане
обнаружено
множество
живых
организмов, они живут в разных слоях воды. Человек использует богатства океана. Евразия
– самый большой материк на земле. Её делят на две части – Европу и Азию. Африка –
второй по площади материк. Здесь находится самая большая пустыня мира – Сахара и
самое жаркое место на планете. Северная Америка – третий по величине материк. Берега
его омывают три океана. Самая большая река – Миссисипи. Природные условия очень
разнообразны. Ю.А. – самый влажный материк. На западном его побережье протянулись
Анды. На востоке Амазонская низм. В Ю.А. самая полноводная река – Амазонка и самый
высокий водопад Анхель. Австралия – самый маленький и сухой материк. Реки и озёра
иногда пересыхают. Здесь сохранился уникальный животный мир. Антарктида – самый
холодный и самый южный материк. Он покрыт толстым ледяным щитом толщиной 2 км.
Животный мир материка особенный. Антарктида не принадлежит ни одному государству.
5 раздел. Природа земли. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. В
природе
есть
разнообразные
объекты.
Природа
состоит
из
4
оболочек
–
литосферы,
атмосферы, гидросферы, биосферы. Они взаимодействуют друг с другом и образуют ГО.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество
часов
Практическа
я работа
1
Наука география.
2
1
2
Земля и её изображение.
5
1
3
История географических открытий.
14
1
4
Путешествие по планете земля.
10
1
5
Природа земли.
4
1
Итого
35
5
Календарно-тематическое планирование
по географии 1 час в неделю
5 класс
№
Дата
по
Дата
факт
Тема урока
Кол-во
часов
Примечание
Наука география (2)
1
Чт Что такое география?
1
2
Методы географических исследований.
Обобщение, контроль и коррекция
знаний по теме раздела
1
Земля и её изображение (5)
3
От плоской Земли к земному шару
1
4
Форма, размеры и движения Земли
1
5
Глобус и карта
1
6
Ориентирование на местности
1
7
Урок обобщения, контроля и коррекции
знаний по теме раздела
1
История географических открытий (14)
8
По следам путешественников каменного
века
1
9
Путешественники
древности
1
10
Путешествия морских народов
1
11
Первые европейцы на краю Азии
1
12
Хождение за три моря
1
13
Морской путь в Индию
1
14
Открытие
Америки
1
15
Первое кругосветное плавание
1
16
Открытие Южного
материка
1
17
Поиски Южной земли
продолжаются
1
18
Русские
путешественники
1
19
Вокруг света под русским флагом
1
20
Урок обобщения и контроля знаний по
теме раздела
1
21
Урок коррекции знаний по теме раздела
1
Путешествие по планете Земля (10)
22
Мировой океан и его части
1
23
Значение Мирового океана для природы
и человека
1
24
Путешествие по Евразии
1
25
Путешествие по Африке
1
26
Путешествие по Северной Америке
1
27
Путешествие по Южной Америке
1
28
Путешествие по Австралии
1
29
Путешествие по Антарктиде
1
30
Урок обобщения и контроля знаний по
теме раздела
1
31
Урок коррекции знаний по теме раздела
1
Природа Земли (4)
32
Что такое природа
1
33
Оболочки Земли. Обобщение, контроль
и коррекция знаний по теме раздела
1
34
Урок обобщения и контроля по курсу
1
35
Урок коррекции знаний по курсу
1