Напоминание

"Театрализованная игра эффективный способ воздействия на развитие ребенка дошкольного возраста"


Автор: Феоктистова Зульфира Зуфаровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Театрализованная игра эффективный способ воздействия на развитие ребенка дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театрализованная игра эффективный способ воздействия на развитие ребенка дошкольного

возраста

Важное значение в возникновении у детей особого рода театрализованной игры имеет

сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети

уже

не

удоволетворяются

в

своих

играх

только

изображением

деятельности

взрослых,

их

начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую,

историческую

тематику).

Такие

игры

являются

переходными,

в

них

присутствуют

элементы

драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей

больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых

ролей.

Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на

котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей

5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.

Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой игры

и театрализованной игры. В

сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной

игре из готового источника (литературно-художественного). В сюжетно-ролевой игре инициатива

детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной на выразительность разыгрываемых

ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной и не может быть

представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано

зрителю: детям, родителям.

Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности

при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность,

наблюдается

нарушение

грамматического

строя

речи,

недостаточность

фонетико-

фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю

утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности,

совершенствовании

речевых

навыков,

развитии

психических

процессов,

повышении

эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Для

успешного

формирования

творческой

активности

детей

в

театрализованной

деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

* приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении

взрослых.Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют

детям

осваивать

законы

жанра.

Накопленные

впечатления

помогают

им

при

разыгрывании

простейших

ролей,

постижении

азов

перевоплощения.

Осваивая

способы

действий,

ребенок

начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

*

Педагог

должен

осознанно

выбирать

художественное

произведение

для

работы.

Вначале

воспитателю

необходимо

выразительно

прочитать

произведение,

а

затем

провести

по

нему

беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств

выразительности.

Чем

меньше

ребенок,

тем

определеннее,

акцентированнее

должно

быть

чтение,

направленное

на

артистичность,

искренность

и

неподдельность

чувств

педагога,

являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

*

Огромную

роль

в

осмыслении

познавательного

и

эмоционального

материала

играют

иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу

эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он

плачет?» и т. д. ) При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных

этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок:

например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю

белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко

фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

*

Необходимо

предоставлять

детям

возможность

самовыражаться

в

своем

творчестве

сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

* Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Рекомендуемые

формы

работы

с

родителями:

проведение

досугов,

тематических

вечеров

«Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и

различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические

особенности

детей

дошкольного

возраста

включают

стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время

от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна

быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором

ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз

посмотреть иллюстрации и т. д.

В

группе

для

детей

2-4

лет

должен

быть

уголок

ряжения

и

игрушки-животные

для

театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды

театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях

учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности

должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Театрализованная

деятельность

выполняет

одновременно

познавательную,

воспитательную и развивающую функцию.

Участвуя

в

театрализованных

играх,

дети

познают

окружающий

мир,

становятся

участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может

быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного

отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки

сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится

интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном

интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей

развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В

театрализованной

игре

дети

имитируют

движения

персонажей,

при

этом

совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь

повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и

торможения.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются,

входят

в

образ,

овладевают

средствами

выразительности.

Дети

начинают

чувствовать

ответственность за успех игры.

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на

ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

•В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем

мире;

•Развиваются

психические

процессы:

внимание,

память,

восприятие,

воображение,

стимулируются мыслительные операции;

•Происходит развитие различных анализаторов;

•Активизируется

и

совершенствуется

словарный

запас,

грамматический

строй

речи,

звукопроизношение,

навыки

связной

речи,

мелодико-интонационная

сторона

речи,

темп,

выразительность речи.

•Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность

движений.

•Развивается эмоционально-волевая сфера;

•Происходит коррекция поведения;

•Развивается

чувство

коллективизма,

ответственность

друг

за

друга,

формируется

опыт

нравственного поведения;

•Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

•Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес,

увлекают их.



В раздел образования