Автор: Феоктистова Зульфира Зуфаровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Театрализованная игра эффективный способ воздействия на развитие ребенка дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная игра эффективный способ воздействия на развитие ребенка дошкольного
возраста
Важное значение в возникновении у детей особого рода театрализованной игры имеет
сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети
уже
не
удоволетворяются
в
своих
играх
только
изображением
деятельности
взрослых,
их
начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую,
историческую
тематику).
Такие
игры
являются
переходными,
в
них
присутствуют
элементы
драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей
больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых
ролей.
Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на
котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей
5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.
Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой игры
и театрализованной игры. В
сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной
игре из готового источника (литературно-художественного). В сюжетно-ролевой игре инициатива
детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной на выразительность разыгрываемых
ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной и не может быть
представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано
зрителю: детям, родителям.
Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности
при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность,
наблюдается
нарушение
грамматического
строя
речи,
недостаточность
фонетико-
фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю
утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.
И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности,
совершенствовании
речевых
навыков,
развитии
психических
процессов,
повышении
эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.
Для
успешного
формирования
творческой
активности
детей
в
театрализованной
деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
* приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении
взрослых.Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют
детям
осваивать
законы
жанра.
Накопленные
впечатления
помогают
им
при
разыгрывании
простейших
ролей,
постижении
азов
перевоплощения.
Осваивая
способы
действий,
ребенок
начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
*
Педагог
должен
осознанно
выбирать
художественное
произведение
для
работы.
Вначале
воспитателю
необходимо
выразительно
прочитать
произведение,
а
затем
провести
по
нему
беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств
выразительности.
Чем
меньше
ребенок,
тем
определеннее,
акцентированнее
должно
быть
чтение,
направленное
на
артистичность,
искренность
и
неподдельность
чувств
педагога,
являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
*
Огромную
роль
в
осмыслении
познавательного
и
эмоционального
материала
играют
иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу
эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он
плачет?» и т. д. ) При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных
этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок:
например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю
белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко
фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.
*
Необходимо
предоставлять
детям
возможность
самовыражаться
в
своем
творчестве
(в
сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
* Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.
Рекомендуемые
формы
работы
с
родителями:
проведение
досугов,
тематических
вечеров
«Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и
различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.
Социально-психологические
особенности
детей
дошкольного
возраста
включают
стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время
от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна
быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором
ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз
посмотреть иллюстрации и т. д.
В
группе
для
детей
2-4
лет
должен
быть
уголок
ряжения
и
игрушки-животные
для
театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды
театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях
учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности
должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Театрализованная
деятельность
выполняет
одновременно
познавательную,
воспитательную и развивающую функцию.
Участвуя
в
театрализованных
играх,
дети
познают
окружающий
мир,
становятся
участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может
быть разнообразной.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного
отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки
сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится
интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.
Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном
интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей
развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
В
театрализованной
игре
дети
имитируют
движения
персонажей,
при
этом
совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь
повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и
торможения.
От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются,
входят
в
образ,
овладевают
средствами
выразительности.
Дети
начинают
чувствовать
ответственность за успех игры.
Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на
ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
•В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем
мире;
•Развиваются
психические
процессы:
внимание,
память,
восприятие,
воображение,
стимулируются мыслительные операции;
•Происходит развитие различных анализаторов;
•Активизируется
и
совершенствуется
словарный
запас,
грамматический
строй
речи,
звукопроизношение,
навыки
связной
речи,
мелодико-интонационная
сторона
речи,
темп,
выразительность речи.
•Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность
движений.
•Развивается эмоционально-волевая сфера;
•Происходит коррекция поведения;
•Развивается
чувство
коллективизма,
ответственность
друг
за
друга,
формируется
опыт
нравственного поведения;
•Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
•Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес,
увлекают их.