Напоминание

Народная песня как средство духовно - нравственного воспитания


Автор: Дериглазова Елена Николаевна
Должность: преподаватель по хоровому пению
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: города Курска
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Народная песня как средство духовно - нравственного воспитания
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры г. Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 4» города Курска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Народная песня как средство духовно –

нравственного воспитания»

преподавателя высшей категории

Дериглазовой Елены Николаевны

КУРСК

2016 г.

Аннотация: в обращении к детскому традиционному творчеству

перед педагогом открывается возможность опереться на реальный

жизненный опыт детей, помочь осознать им фольклор как часть

жизни, как саму жизнь, гибко устанавливая связь между школьными

уроками и окружающей жизнью.

Цели и задачи ,поставленные в этой работе:

- раскрытие заложенных творческих способностей ребёнка

- обеспечение заинтересованной занятости ребёнка

- формирование навыков самостоятельного обучения, в том числе

посредством отработки домашнего задания, аудио прослушивания,

видео просмотра

-

раскрытие

и

развитие

творческого

потенциала

ребёнка,

индивидуальных способностей

- постановка голоса

- обращение внимания на слуховой контроль

-

формирование

и

поддержание

рабочей

дисциплины

во

время

занятий

-

воспитание

таких

качеств

как:

целеустремлённость,

точность,

профессионализм, артистизм, импровизация.

Содержание

1.

Введение

2.

История

и

современное

состояние

традиций

духовно

нравственного воспитания

3.

О возрождении русского фольклора (обрядовый фольклор)

4.

Школа

русского

фольклора

как

одна

из

специфических

форм художественно – нравственного воспитания

5.

Заключение

6.

Список литературы

Введение

Распознать в юном возрасте способности и творческие

наклонности ребёнка, создать условия для их развития и

обеспечить

необходимую

для

этого

образовательную

основу

задачи

современной

системы

образования.

Значимую

роль

в

достижении

успеха

и

решении

вышеуказанных

задач

имеет

система

дополнительного

образования

детей.

Одним

из

направлений

в

развитии

ребёнка является привитие ему любви к искусству, в том

числе музыкальному.

Фольклор

уникальная

самобытная

культура

наших

п р е д ко в ,

бл а год а р я

ко т о р о й

о с у щ е с т в л я е т с я

преемственность поколений, их приобщение к жизненным

национальным истокам. Это бесценный дар памяти наших

предков, своеобразная копилка народных знаний о жизни,

о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах

борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти

знания являются универсальными, незыблемым стержнем

общих законов сохранения и продления жизни на Земле.

Они

содержат

понятия

о

необходимости

вдумчивого

и

бережного отношения к окружающему миру, о творческой

активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно

эстетические

ценности,

и

на

их

основе

непрерывно

созидать новые.

Роль традиционного культурного наследия

исключительна не только в решении задач художественно

– эстетического и творческого развития подрастающего

поколения.

Уроки

фольклора

результативная

форма

воспитания, развития и обучения школьников, неизменно

вызывающая

их

глубокий

интере с

и

большую

эмоциональную отдачу. Традиционная народная культура

создаёт

самые

благоприятные

условия

для

развития

т в о рч е с ко го

м ы ш л е н и я ,

ко м м у н и к а т и в н о с т и ,

коллективизма.

Народной

песне

удаётся

пробудить

заложенные в человеке, наверное, на уровне подсознания,

генетической

памяти:

музыкальность,

особую

пластику

жестов, ритмичность, импровизационность, особый склад

мышления и мироощущения – одним словом, то, что не

может заглушить никакое воспитание, пусть даже самое

элитарное.

На мой взгляд, в настоящее время назрела жизненно

важная необходимость обращения к народной песне не

только

как

к

предмету

историко–этнографического

исследования, но и как к мощному средству духовно –

нравственного

воспитания.

К

сожалению,

массовая

культура России, оказывающая большое воздействие на

умы и сердца подрастающего поколения и ориентирующая

на западные традиции и ценности, развивается по пути,

который

мало

способствует

развитию

духовности,

нравственной чистоты, позитивных личностных качеств. С

помощью

современных

средств

информации

молодёжи

поставляется,

как

правило,

коммерчески

-

выгодная,

ходовая продукция, негативно действующая не только на

ещё не устоявшиеся вкусы юного человека, но и на их

чувства,

стремления

и

желания.

Последствия

такого

влияния уже сказываются и в будущем могут привести к

необратимым

изменениям

ценностных

приоритетов

в

нашем обществе. Это тем более, недопустимо, потому что

к

потере

традиционных

духовно

нравственных

ц е н н о с т е й

м оже т

и сч е з н у т ь

и

н а ц и о н а л ь н а я

самобытность, как таковая. А что может быть ужасней,

чем

люди,

забывшие

традиции

своих

предков,

язык

и

культуру.

Поэтому

на

сегодняшний

момент

так

важна

деятельность

педагога

фольклориста.

Необходима

всяческая

поддержка

самодеятельных

народных

коллективов, активное привлечение детей к изучению и

исполнению

русского

фольклора.

От

этнографического

изучения народной песни пора переходить практическому

преподаванию

и

приобщению

к

исполнительству

молодёжи,

на

всех

стадиях

образования

в

различных

организационных формах.

1.

История и современное состояние традиций

духовно

нравственного

воспитания

с

помощью

народной песни.

Фольклор является источником разных видов

искусства. Песня поётся, и её содержание выражает не

только

слово,

но

и

мелодия

и

ритмический

строй.

Фольклор – важная часть художественной культуры. С ним

можно

и

нужно

знакомить

детей,

потому

что

в

нём

воплощено не просто прошлое культуры, но и древнейшие

и всегда необходимые способности человеческой души.

Песня появилась давно, тогда ещё и разделения не

было на

рассказ и пение. Не торопясь, торжественно

рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу

русской земли. Бродили по свету скоморохи – мастера на

все руки: Они и спеть и сплясать и сказочку рассказать

могли. В редкие праздники звучали плясовые песни, под

гармошку, да с припевками. В красоте старинных песен

образуется

живая

связь

с

эпическим

тоном

подвигов

русского человека сегодняшних дней. К числу древнейших

по

происхождению

песен

относятся

различные

виды

земледельческих

песен

годового

круга,

«календарные

песни». Главная тема этих песен земледельческий труд,

явления природы, от которых зависела успешность труда.

Пример: «Земелюшка - чернозём,

Там берёзка выросла.

Пахал мужик огород,

Оставил он уголок,

Красным девкам на ленок».

В

песенном

творчестве

русского

народа

важное

место

принадлежит

эпическим

песням.

По

содержанию

они

разнообразны: легендарно – героические, сатирические,

лирико

драматические,

сказочно

фантастические.

Наиболее

древние

из

них

помогали

в

труде,

в

других

песнях

рассказывалось

о

великих

событиях

истории,

о

подвигах

богатырей

русских,

обороняющих

землю

от

врагов.

Замечательные

лирические

песни,

семейные,

свадебные,

песни,

повествующие

о

тяжёлой

доле

и

прекрасной

душе

женщины,

хороводные,

игровые,

плясовые – этих песен множество и все они складывались

и передавались веками из уст в уста лишь по памяти, по

слуху, без всякой письменной записи. Многие из древних

народных

песен

и

обрядов

продолжают

бытовать

и

поныне:

весенние

хороводы,

украшение

берёзки,

ёлки,

дуба, липы, свадебный обряд, похоронные плачи, гадание

девушек о суженом-ряженом и т.д.Главное в этих песнях

энергетиче ский

заряд,

стихия

эм о ц и о н а льн о го

раскрепощения – всё о том, чем влечёт рок-музыка – есть в

народной

песне.

Русская

народная

песня

воспитывает

своим содержанием, мелодикой личность человека. Почти

все народные песни о любви. О любви к родной земле, а

значит и к людям, которые живут на этой земле. Много

песен сложено о нелёгкой женской доле, о её горестях,

печалях, страданиях, о её радостях.В народных песнях

образ

женщин

сравнивают

с

растениями

(калинушка,

рябинушка,

аленький

цветочек,

ягодка),

лебёдушкой,

утушкой и т.д.

Пример: «Как по горкам, по горам

Белый лебедь летал,

Белый лебедь летал,

Лебёдушку дожидал…»

Народная песня занимает огромное место в жизни,

культуре

каждого

народа.

В

наше

время

в

обществе

началось национальное возрождение, появился интереск

народному

творчеству,

фольклорным

традициям.

Реализация

воспитательного

фольклора

происходит

в

четырёх

направлениях:

нравственном,

патриотическом,

трудовом

и

эстетическом.

Фольклор

даёт

возможность

своими

средствами

и

формами

в о с п р о и з в е с т и

необходимые

нравственные

и

духовные

ценности,

обращает

нас

к

духовным

истокам

нашего

народа.

Ф ол ь к л о р н о е

с од е р ж а н и е

и

ф о рм ы

я в л я ю т с я

эффе кт ив ны м

с р ед с т вом

пе р ед ач и

т р уд о в о г о ,

практического

и

познавательного

опыта;

способом

сохранения

традиций

и

истории

семьи,

рода,

общины,

всего народа в целом.

2.

О

возрождении

русского

фольклора,

обрядовый

фольклор

Обрядовый фольклор – сложное многожанровое

явление.

Исследователи

делят

его

на

календарный

и

свадебный. В концертном фольклоре выделяют колядки,

масленичные

песни,

веснянки,

троицко-семицкие,

купальские, жнивные.

Термин

«обрядовые

песни»

обозначает

многожанровое

явление. Различают шесть жанров:

- ритуальные

- заклинательные

-величальные

- корильные

- игровые и лирико-обрядовые песни различаются между

собой вполне определённо.

Каждый

из

жанров

обрядового

песенного

фольклора

выполнял

в

обряде

только

ему

присущую

функцию:

Ритуальные песни формировали обряд, фиксировали его

совершение;

заклинательные – заклинали сверхъестественные силы и

благополучие человека;

величальные – расхваливали участников ритуала;

корильные – наоборот ругали;

и г р о в ы е

о ч е в и д н о

м а г и ч е с к и е

п о

с в о е м у

происхождению

в

обрядово

драматургическом

плане

изобразили трудовой опыт крестьянства;

лирические песни, отражая мир человеческих обрядовых

переживаний, рассказали о социально – бытовой жизни

народа.

Не первый раз приходиться убеждаться в том, что

молодёжь в действительности мало знакомая с настоящим

фольклором

(традиционные

народные

песни,

обряды,

народная драма и т.д.), отмахивается от него как от чего-то

скучного, примитивного. Между тем в старинных песнях

есть и энергичные ритмы, и громкость,которая зависит от

самих

поющих,

а

главное

возможность

для

каждого

включиться

в

действие:

в

песню,

пляску,

величание,

напутствие. Со сказок, пословиц, поговорок, частушек и

т.д.,

с

умения

их

исполнить

начинается

знакомство

с

фольклором,

необходимое

для

восприятия

его

в

дальнейшем,

для

понимания

о собого

в и д е н и я

окружающего

мира,

записанного

в

ф ол ь к л о р е

поколениями наших предков. Зная и понимая фольклор,

мы можем вести диалог со своими близкими друзьями и с

теми, кто жил столетия назад. Словом, чтобы на основе

фольклора возникло полноценное общение, надо сначала

приобщиться к народной художественной традиции.

3.

Школа

русского

фольклора

как

одна

из

специфических форм художественно – эстетического

воспитания. Народная песня как средство духовно –

нравственного воспитания

Новая школьная программа, принципы которой

основаны на закономерностях самой музыки как живого

искусства, вызывает необходимость особого внимания к

народной

музыке,

как

целостному

явлению

культуры

народа

поможет

раскрыть

и

своеобразие

народно-

песенных жанров. Обращение к фольклору, бытующему

среди

детей,

требует

от

педагога

умения

быть

и

музыкальным

этнографом,

проявить

наблюдательность,

внимательно присматриваясь к тому, в какие игры и как

играют дети, какие песни поют, а затем обобщить свои

наблюдения, отобрать и привлечь нужный материал на

уроки.

Это

даёт

возможность

показать

причастность

обучающихся к народному творчеству.

В обращении к детскому традиционному творчеству

перед педагогом открывается возможность опереться на

реальный

жизненный

опыт

детей,

помочь

осознать

им

фольклор

как

часть

жизни,

как

саму

жизнь,

гибко

устанавливая

связь

между

школьными

уроками

и

окружающей жизнью. При освоении текстов и песенных

мелодий есть смысл обращать внимание на то, как в них

«входит» песня, что с собой привносит, как она там живёт.

Постепенно дети учатся бережно относиться к каждой из

них, поскольку у каждой свой неповторимый характер.

Любой текст несёт в себе разноплановую информацию, а

текст, который люди пронесли сквозь время, несомненно,

обладает

значительной

глубиной.

К

таким

текстам

относятся

фольклорные

песни.

Для

того,

чтобы

ясно

представить каким образом русская народная песня может

служить источником знаний, можно предложить в качестве

иллюстраций интерпритацию песни «Чёрный ворон»:

Чёрный ворон, друг залётный,

Ты летаешь далеко.

Ты принёс, принёс мне чёрный ворон

Руку белаю с кольцом.

По колечку друга я узнала

Чья у ворона рука.

Эх, рука мово милого,

Знать убитай на войне.

Он убитай, лежит не зарытай

В чужой дальней стороне.

Интерпретация текста – это путь анализа и

синтеза,

примеривание

к

жизни

других

людей

и

окружающего

мира

и

себя

в

нём.

И,

поскольку

мир,заключённый

в

фольклоре,

соотносится

с

тем,

в

котором мы живём, само по себе проситься использовать

этот

богатейший

материал.В

социализации

ребёнка

народной

культурно

художественной

системы

понимается

совокупность

всех

видов

его

творческой

деятельности.

Большое

внимание

всегда

уделялось

обучению детей с самых ранних лет жизненно – ценным

навыкам

и

знаниям.

К

7

-8

годам

ребёнок

владеет

не сколькими

видами

хозяйственно

б ы то в о й

деятельности.

Воспитывающая роль искусства в духовно – нравственном

становлении

юной

личности

может

в

полной

мере

осуществиться сегодня через школу русского фольклора.

Основой

учебного

процесса

и

организационно

методической работы в школе предполагает приобщение

обучающихся к фольклору, на фоне их широко культурно –

эстетического

развития,

координацию

классных

обязательно

для

всех

и

внеклассных

(свободно

выбираемых

форм)

занятий.

Только

в

этом

случае

мы

сможем

добиться

создание

целостной

системы

художественно

эстетического

развития

детей,

формированиеу

них

художественного

восприятия

и

а кт и в н о й

т в о рч е с ко й

д е я т е л ь н о с т и .

П о э т о м у

немаловажное

значение

приобретает

взаимосвязь

различных

видов

народного

творчества

в

учебном

процессе. Реализация проекта русского фольклора связана

с

поиском

разнообразных

форм

освоения

народной

культуры,

народных

традиций.

Дети

получают

возможно сть

познакомиться

с

музыкальным

и

поэтическим

фольклором,

этнографией

(костюмы,

украшения,

игрушки,

праздники),

историей,

народно-

земледельческим

календарём

России,

как

в

учебном

процессе, так и во внеклассной работе. Расширяя формы

активного общения детей, педагогов и родителей основной

акцент

делается

на

взаимоуважение

людей,

общение,

максимальное

развитие

раскрепощённости,

которое

присутствует у детей начиная с 5 – 6 летнего возраста.

Народные музыкальные традиции – это многолетний опыт

народно – инструментального исполнительства, которые

представляют собой богатейший и должно неосвоенный

до конца фактор до профессиональной подготовки детей.

Ме тод и ка

т во рч е с ко го

и зу ч е н и я ,

о с во е н и я

и

использования народного музыкального опыта и традиций

в

учебном

процессе

не

получила

ещё

необходимого

теоретического и практического обоснования. Опираясь на

свой опыт учебного процесса и сферу дополнительного

образования школа русского фольклора охватывает: всех

детей,

подростков,

старшеклассников,

имеющий

различный уровень интеллектуальных и художественно –

творческих способностей, которые вырабатывают у них

умение самоутвердить, самореализовать себя в тех или

иных

видах

занятий

музыкально

фольклорного

направления (инструментального и хорового, декоративно

– прикладного направления и других профилей), которые

отвечают

в

свою

очередь

сегодняшним

спросом

социальной среды. Непрерывность, последовательность и

преемственность

в

организации

детского

творчества

и

эстетического

воспитания

в

освоении

и

использовании

народного

опыта

и

традиций,

испытывается

большая

кропотливая

работа.

Она

вбирает

в

себя

изучение

и

освоение

исторического

прошлого

России,

изучение,

сохранение,

передачу

и

всяческую

популяризацию

ремёсел,

обрядности,

ведение

домашнего

хозяйства

и

другие элементы. Ориентация школы русского фольклора

на

использование

национальной

культуры

из

опыта

народной

педагогики

предполагает

учёт

целого

ряда

фундаментальных

идей,

положений

и

исходных

принципов,

которые

вытекают

из

существующих

народных традиций.

Происходящее в настоящее время в процессе

обновления

в

социально

экономической

и

духовной

сферах

жизни

общества

требует

более

критически

подходить

к

отбору

учебного

репертуара,

анализа,

изучению

и

обобщению

национальных

музыкальных

традиций. В учебном процессе важны и уместны, в свою

очередь

собой

оправданы

обобщение

и

широкое

использование

в

проведении

фестивалей,

смотров

и

конкурсов.

Такие мероприятия позволяют

комплексно и

фундаментально

решать

задачу

художественно

эстетического

развития

детей.

Особенно

плодотворен

тематический

подход,

опираясь

на

собственный

опыт,

когда тот или иной общешкольный праздник проводится

под

определённым

названием,

привлекается

население

всего

района,

а

не

сводится

к

отчётным

концертам

и

сборным программам. Поэтому каждый из нас педагогов и

родителей должен умело и грамотно использовать народно

-

педагогический

опыт

и

традиции

как

эффективное

средство

социального

общения

художественно

эстетического

развития

детей

и

подростков,

духовного

обогащения различных групп населения. Сегодня детское

творчество,

в

том

числе

и

художественное,

становится

о р и е н т и р о в а н н ы м

н а

л и ч н о с т ь

р е б ё н к а ,

е г о

индивидуальные особенности и интересы. Это позволяет

нам

рассматривать

каждого

педагога

школы

русского

фольклора

как

квалифицированного

э т н о л о г а ,

обладающего

высокой

лично стной

к ул ьт у р о й ,

потребностью духовного самосовершенствования. Целями

его деятельности является: пробуждение интересов детей

к

традиционным

национальным

обычаям,

обрядам,

истории

родного

края,

помощь

и

личное

участие

в

организации

культурно

художественной

деятельности

детей

и

взрослых,

содействие

раннему

выявлению

одарённых детей в области традиционных ремёсел, разных

видов и жанров народно – художественного творчества.

Мне хотелось особо выделить навыки и умение в анализе

у р о в н я

с ох р а н н о с т и

кул ьту р н о

б ы то в ы х

и

художественных традиций, наличие конкретных носителей

русского фольклора, ремёсел в лице отдельных лиц, семей,

династий.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что русская народная

песня представляет собой неисчерпаемую сокровищницу

традиций

и

опыта

творчества,

жизненного

уклада

и

духовно – нравственных ценностей. Пройдя многовековую

историю развития и сохранив в первозданном виде все

свои

достоинства,

она

способна

стать

средством

современного

возрождения

и

сохранения

национальной

самобытности

нашей

страны.

Поэтому

необходимо

активное

приобщение

к

народному

творчеству

подрастающего поколения с самого раннего возраста, то

есть

с

того

периода,

когда

душа

ребёнка

наиболее

восприимчива

к

подлинной

красоте.

Работая

на

специально подобранном народно – песенном материале,

ни в коем случае не следует забывать о местных певческих

традициях.

Обязательно

необходимо

включать

в

программный репертуар местные варианты песен, игр и

танца.

И только вобрав в себя с помощью народной песни

основные

жизненные

понятия,

накопленные

благодаря

многовековому опыту, личность молодого человека сможет

правильно сформировать основные нравственные идеалы.

А

это

значит,

что

такой

человек

в

будущем

сможет

противостоять

засилию

пошлости

и

безвкусицы

современной массовой культуры.

Список литературы

1.

Актуальные проблемы художественного воспитания детей

дошкольного и школьного возраста. – М.: Искусств, 1983-

274с.

2.

Аникин

В.П.

Фольклор

как

коллективное

творчество

народа. – М.: Просвещение, 1969-80 с.

3.

Асафьев Б.В. О народной музыке – Л.: Музыка, 1987-277с.

4.

Балашова

С.С.

Народная

музыка

в

младших

классах//

М у з ы к а

в

ш к о л е .

В . 2 /

Методический

журнал

министерства просвещения РСФСР. – М.: Просвещение, -

1982. С. 13-17

5.

Беган Б. Воспитание искусством. – М.: Советская Россия, -

1986-128 с.

6.

Гаврилова Н. А. Курский песенно-танцевальный фольклор

и

его

сценическое

воплощение.

//

Роль

народной

культуры

в

духовном

возрождении

России

/

Сборник

докладов 10 – й научной практической конференции. –

Курск: КГПУ, - 1995. С. 52-56

7.

Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л.: Наука, - 1967 – 315 с.

8.

Данилевская В.А. русская народная песня в музыкальном

воспитании учащихся. – М.: Просвещение, - 1956 -114 с.

9.

Лихачев

Б.Т.

Эстетическое

воспитание

в

школе.

М.:

Педагогика, - 1987. – С. 38-45.

10.Мельников

И.Н.

Русский

детский

фольклор:

Учебное

пособие для пед. Ун-тов. – М.: Просвещение. – 1976 – 239

с.

11.Школа русского фольклора: Обучение в младших классах /

Под общ. Ред. Проф. М. Т. Картавцевой. – М.: ЦИТП, - 1994.

– 69 с.



В раздел образования