Автор: Дериглазова Елена Николаевна
Должность: преподаватель по хоровому пению
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: города Курска
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Народная песня как средство духовно - нравственного воспитания
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры г. Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 4» города Курска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Народная песня как средство духовно –
нравственного воспитания»
преподавателя высшей категории
Дериглазовой Елены Николаевны
КУРСК
2016 г.
Аннотация: в обращении к детскому традиционному творчеству
перед педагогом открывается возможность опереться на реальный
жизненный опыт детей, помочь осознать им фольклор как часть
жизни, как саму жизнь, гибко устанавливая связь между школьными
уроками и окружающей жизнью.
Цели и задачи ,поставленные в этой работе:
- раскрытие заложенных творческих способностей ребёнка
- обеспечение заинтересованной занятости ребёнка
- формирование навыков самостоятельного обучения, в том числе
посредством отработки домашнего задания, аудио прослушивания,
видео просмотра
-
раскрытие
и
развитие
творческого
потенциала
ребёнка,
индивидуальных способностей
- постановка голоса
- обращение внимания на слуховой контроль
-
формирование
и
поддержание
рабочей
дисциплины
во
время
занятий
-
воспитание
таких
качеств
как:
целеустремлённость,
точность,
профессионализм, артистизм, импровизация.
Содержание
1.
Введение
2.
История
и
современное
состояние
традиций
духовно
–
нравственного воспитания
3.
О возрождении русского фольклора (обрядовый фольклор)
4.
Школа
русского
фольклора
как
одна
из
специфических
форм художественно – нравственного воспитания
5.
Заключение
6.
Список литературы
Введение
Распознать в юном возрасте способности и творческие
наклонности ребёнка, создать условия для их развития и
обеспечить
необходимую
для
этого
образовательную
основу
–
задачи
современной
системы
образования.
Значимую
роль
в
достижении
успеха
и
решении
вышеуказанных
задач
имеет
система
дополнительного
образования
детей.
Одним
из
направлений
в
развитии
ребёнка является привитие ему любви к искусству, в том
числе музыкальному.
Фольклор
–
уникальная
самобытная
культура
наших
п р е д ко в ,
бл а год а р я
ко т о р о й
о с у щ е с т в л я е т с я
преемственность поколений, их приобщение к жизненным
национальным истокам. Это бесценный дар памяти наших
предков, своеобразная копилка народных знаний о жизни,
о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах
борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти
знания являются универсальными, незыблемым стержнем
общих законов сохранения и продления жизни на Земле.
Они
содержат
понятия
о
необходимости
вдумчивого
и
бережного отношения к окружающему миру, о творческой
активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно
–
эстетические
ценности,
и
на
их
основе
непрерывно
созидать новые.
Роль традиционного культурного наследия
исключительна не только в решении задач художественно
– эстетического и творческого развития подрастающего
поколения.
Уроки
фольклора
–
результативная
форма
воспитания, развития и обучения школьников, неизменно
вызывающая
их
глубокий
интере с
и
большую
эмоциональную отдачу. Традиционная народная культура
создаёт
самые
благоприятные
условия
для
развития
т в о рч е с ко го
м ы ш л е н и я ,
ко м м у н и к а т и в н о с т и ,
коллективизма.
Народной
песне
удаётся
пробудить
заложенные в человеке, наверное, на уровне подсознания,
генетической
памяти:
музыкальность,
особую
пластику
жестов, ритмичность, импровизационность, особый склад
мышления и мироощущения – одним словом, то, что не
может заглушить никакое воспитание, пусть даже самое
элитарное.
На мой взгляд, в настоящее время назрела жизненно
важная необходимость обращения к народной песне не
только
как
к
предмету
историко–этнографического
исследования, но и как к мощному средству духовно –
нравственного
воспитания.
К
сожалению,
массовая
культура России, оказывающая большое воздействие на
умы и сердца подрастающего поколения и ориентирующая
на западные традиции и ценности, развивается по пути,
который
мало
способствует
развитию
духовности,
нравственной чистоты, позитивных личностных качеств. С
помощью
современных
средств
информации
молодёжи
поставляется,
как
правило,
коммерчески
-
выгодная,
ходовая продукция, негативно действующая не только на
ещё не устоявшиеся вкусы юного человека, но и на их
чувства,
стремления
и
желания.
Последствия
такого
влияния уже сказываются и в будущем могут привести к
необратимым
изменениям
ценностных
приоритетов
в
нашем обществе. Это тем более, недопустимо, потому что
к
потере
традиционных
духовно
–
нравственных
ц е н н о с т е й
м оже т
и сч е з н у т ь
и
н а ц и о н а л ь н а я
самобытность, как таковая. А что может быть ужасней,
чем
люди,
забывшие
традиции
своих
предков,
язык
и
культуру.
Поэтому
на
сегодняшний
момент
так
важна
деятельность
педагога
–
фольклориста.
Необходима
всяческая
поддержка
самодеятельных
народных
коллективов, активное привлечение детей к изучению и
исполнению
русского
фольклора.
От
этнографического
изучения народной песни пора переходить практическому
преподаванию
и
приобщению
к
исполнительству
молодёжи,
на
всех
стадиях
образования
в
различных
организационных формах.
1.
История и современное состояние традиций
духовно
–
нравственного
воспитания
с
помощью
народной песни.
Фольклор является источником разных видов
искусства. Песня поётся, и её содержание выражает не
только
слово,
но
и
мелодия
и
ритмический
строй.
Фольклор – важная часть художественной культуры. С ним
можно
и
нужно
знакомить
детей,
потому
что
в
нём
воплощено не просто прошлое культуры, но и древнейшие
и всегда необходимые способности человеческой души.
Песня появилась давно, тогда ещё и разделения не
было на
рассказ и пение. Не торопясь, торжественно
рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу
русской земли. Бродили по свету скоморохи – мастера на
все руки: Они и спеть и сплясать и сказочку рассказать
могли. В редкие праздники звучали плясовые песни, под
гармошку, да с припевками. В красоте старинных песен
образуется
живая
связь
с
эпическим
тоном
подвигов
русского человека сегодняшних дней. К числу древнейших
по
происхождению
песен
относятся
различные
виды
земледельческих
песен
годового
круга,
«календарные
песни». Главная тема этих песен земледельческий труд,
явления природы, от которых зависела успешность труда.
Пример: «Земелюшка - чернозём,
Там берёзка выросла.
Пахал мужик огород,
Оставил он уголок,
Красным девкам на ленок».
В
песенном
творчестве
русского
народа
важное
место
принадлежит
эпическим
песням.
По
содержанию
они
разнообразны: легендарно – героические, сатирические,
лирико
–
драматические,
сказочно
–
фантастические.
Наиболее
древние
из
них
помогали
в
труде,
в
других
песнях
рассказывалось
о
великих
событиях
истории,
о
подвигах
богатырей
русских,
обороняющих
землю
от
врагов.
Замечательные
лирические
песни,
семейные,
свадебные,
песни,
повествующие
о
тяжёлой
доле
и
прекрасной
душе
женщины,
хороводные,
игровые,
плясовые – этих песен множество и все они складывались
и передавались веками из уст в уста лишь по памяти, по
слуху, без всякой письменной записи. Многие из древних
народных
песен
и
обрядов
продолжают
бытовать
и
поныне:
весенние
хороводы,
украшение
берёзки,
ёлки,
дуба, липы, свадебный обряд, похоронные плачи, гадание
девушек о суженом-ряженом и т.д.Главное в этих песнях
энергетиче ский
заряд,
стихия
эм о ц и о н а льн о го
раскрепощения – всё о том, чем влечёт рок-музыка – есть в
народной
песне.
Русская
народная
песня
воспитывает
своим содержанием, мелодикой личность человека. Почти
все народные песни о любви. О любви к родной земле, а
значит и к людям, которые живут на этой земле. Много
песен сложено о нелёгкой женской доле, о её горестях,
печалях, страданиях, о её радостях.В народных песнях
образ
женщин
сравнивают
с
растениями
(калинушка,
рябинушка,
аленький
цветочек,
ягодка),
лебёдушкой,
утушкой и т.д.
Пример: «Как по горкам, по горам
Белый лебедь летал,
Белый лебедь летал,
Лебёдушку дожидал…»
Народная песня занимает огромное место в жизни,
культуре
каждого
народа.
В
наше
время
в
обществе
началось национальное возрождение, появился интереск
народному
творчеству,
фольклорным
традициям.
Реализация
воспитательного
фольклора
происходит
в
четырёх
направлениях:
нравственном,
патриотическом,
трудовом
и
эстетическом.
Фольклор
даёт
возможность
своими
средствами
и
формами
в о с п р о и з в е с т и
необходимые
нравственные
и
духовные
ценности,
обращает
нас
к
духовным
истокам
нашего
народа.
Ф ол ь к л о р н о е
с од е р ж а н и е
и
ф о рм ы
я в л я ю т с я
эффе кт ив ны м
с р ед с т вом
пе р ед ач и
т р уд о в о г о ,
практического
и
познавательного
опыта;
способом
сохранения
традиций
и
истории
семьи,
рода,
общины,
всего народа в целом.
2.
О
возрождении
русского
фольклора,
обрядовый
фольклор
Обрядовый фольклор – сложное многожанровое
явление.
Исследователи
делят
его
на
календарный
и
свадебный. В концертном фольклоре выделяют колядки,
масленичные
песни,
веснянки,
троицко-семицкие,
купальские, жнивные.
Термин
«обрядовые
песни»
обозначает
многожанровое
явление. Различают шесть жанров:
- ритуальные
- заклинательные
-величальные
- корильные
- игровые и лирико-обрядовые песни различаются между
собой вполне определённо.
Каждый
из
жанров
обрядового
песенного
фольклора
выполнял
в
обряде
только
ему
присущую
функцию:
Ритуальные песни формировали обряд, фиксировали его
совершение;
заклинательные – заклинали сверхъестественные силы и
благополучие человека;
величальные – расхваливали участников ритуала;
корильные – наоборот ругали;
и г р о в ы е
–
о ч е в и д н о
м а г и ч е с к и е
п о
с в о е м у
происхождению
в
обрядово
–
драматургическом
плане
изобразили трудовой опыт крестьянства;
лирические песни, отражая мир человеческих обрядовых
переживаний, рассказали о социально – бытовой жизни
народа.
Не первый раз приходиться убеждаться в том, что
молодёжь в действительности мало знакомая с настоящим
фольклором
(традиционные
народные
песни,
обряды,
народная драма и т.д.), отмахивается от него как от чего-то
скучного, примитивного. Между тем в старинных песнях
есть и энергичные ритмы, и громкость,которая зависит от
самих
поющих,
а
главное
–
возможность
для
каждого
включиться
в
действие:
в
песню,
пляску,
величание,
напутствие. Со сказок, пословиц, поговорок, частушек и
т.д.,
с
умения
их
исполнить
начинается
знакомство
с
фольклором,
необходимое
для
восприятия
его
в
дальнейшем,
для
понимания
о собого
в и д е н и я
окружающего
мира,
записанного
в
ф ол ь к л о р е
поколениями наших предков. Зная и понимая фольклор,
мы можем вести диалог со своими близкими друзьями и с
теми, кто жил столетия назад. Словом, чтобы на основе
фольклора возникло полноценное общение, надо сначала
приобщиться к народной художественной традиции.
3.
Школа
русского
фольклора
как
одна
из
специфических форм художественно – эстетического
воспитания. Народная песня как средство духовно –
нравственного воспитания
Новая школьная программа, принципы которой
основаны на закономерностях самой музыки как живого
искусства, вызывает необходимость особого внимания к
народной
музыке,
как
целостному
явлению
культуры
народа
поможет
раскрыть
и
своеобразие
народно-
песенных жанров. Обращение к фольклору, бытующему
среди
детей,
требует
от
педагога
умения
быть
и
музыкальным
этнографом,
проявить
наблюдательность,
внимательно присматриваясь к тому, в какие игры и как
играют дети, какие песни поют, а затем обобщить свои
наблюдения, отобрать и привлечь нужный материал на
уроки.
Это
даёт
возможность
показать
причастность
обучающихся к народному творчеству.
В обращении к детскому традиционному творчеству
перед педагогом открывается возможность опереться на
реальный
жизненный
опыт
детей,
помочь
осознать
им
фольклор
как
часть
жизни,
как
саму
жизнь,
гибко
устанавливая
связь
между
школьными
уроками
и
окружающей жизнью. При освоении текстов и песенных
мелодий есть смысл обращать внимание на то, как в них
«входит» песня, что с собой привносит, как она там живёт.
Постепенно дети учатся бережно относиться к каждой из
них, поскольку у каждой свой неповторимый характер.
Любой текст несёт в себе разноплановую информацию, а
текст, который люди пронесли сквозь время, несомненно,
обладает
значительной
глубиной.
К
таким
текстам
относятся
фольклорные
песни.
Для
того,
чтобы
ясно
представить каким образом русская народная песня может
служить источником знаний, можно предложить в качестве
иллюстраций интерпритацию песни «Чёрный ворон»:
Чёрный ворон, друг залётный,
Ты летаешь далеко.
Ты принёс, принёс мне чёрный ворон
Руку белаю с кольцом.
По колечку друга я узнала
Чья у ворона рука.
Эх, рука мово милого,
Знать убитай на войне.
Он убитай, лежит не зарытай
В чужой дальней стороне.
Интерпретация текста – это путь анализа и
синтеза,
примеривание
к
жизни
других
людей
и
окружающего
мира
и
себя
в
нём.
И,
поскольку
мир,заключённый
в
фольклоре,
соотносится
с
тем,
в
котором мы живём, само по себе проситься использовать
этот
богатейший
материал.В
социализации
ребёнка
народной
культурно
–
художественной
системы
понимается
совокупность
всех
видов
его
творческой
деятельности.
Большое
внимание
всегда
уделялось
обучению детей с самых ранних лет жизненно – ценным
навыкам
и
знаниям.
К
7
-8
годам
ребёнок
владеет
не сколькими
видами
хозяйственно
–
б ы то в о й
деятельности.
Воспитывающая роль искусства в духовно – нравственном
становлении
юной
личности
может
в
полной
мере
осуществиться сегодня через школу русского фольклора.
Основой
учебного
процесса
и
организационно
–
методической работы в школе предполагает приобщение
обучающихся к фольклору, на фоне их широко культурно –
эстетического
развития,
координацию
классных
обязательно
для
всех
и
внеклассных
(свободно
выбираемых
форм)
занятий.
Только
в
этом
случае
мы
сможем
добиться
создание
целостной
системы
художественно
–
эстетического
развития
детей,
формированиеу
них
художественного
восприятия
и
а кт и в н о й
т в о рч е с ко й
д е я т е л ь н о с т и .
П о э т о м у
немаловажное
значение
приобретает
взаимосвязь
различных
видов
народного
творчества
в
учебном
процессе. Реализация проекта русского фольклора связана
с
поиском
разнообразных
форм
освоения
народной
культуры,
народных
традиций.
Дети
получают
возможно сть
познакомиться
с
музыкальным
и
поэтическим
фольклором,
этнографией
(костюмы,
украшения,
игрушки,
праздники),
историей,
народно-
земледельческим
календарём
России,
как
в
учебном
процессе, так и во внеклассной работе. Расширяя формы
активного общения детей, педагогов и родителей основной
акцент
делается
на
взаимоуважение
людей,
общение,
максимальное
развитие
раскрепощённости,
которое
присутствует у детей начиная с 5 – 6 летнего возраста.
Народные музыкальные традиции – это многолетний опыт
народно – инструментального исполнительства, которые
представляют собой богатейший и должно неосвоенный
до конца фактор до профессиональной подготовки детей.
Ме тод и ка
т во рч е с ко го
и зу ч е н и я ,
о с во е н и я
и
использования народного музыкального опыта и традиций
в
учебном
процессе
не
получила
ещё
необходимого
теоретического и практического обоснования. Опираясь на
свой опыт учебного процесса и сферу дополнительного
образования школа русского фольклора охватывает: всех
детей,
подростков,
старшеклассников,
имеющий
различный уровень интеллектуальных и художественно –
творческих способностей, которые вырабатывают у них
умение самоутвердить, самореализовать себя в тех или
иных
видах
занятий
музыкально
–
фольклорного
направления (инструментального и хорового, декоративно
– прикладного направления и других профилей), которые
отвечают
в
свою
очередь
сегодняшним
спросом
социальной среды. Непрерывность, последовательность и
преемственность
в
организации
детского
творчества
и
эстетического
воспитания
в
освоении
и
использовании
народного
опыта
и
традиций,
испытывается
большая
кропотливая
работа.
Она
вбирает
в
себя
изучение
и
освоение
исторического
прошлого
России,
изучение,
сохранение,
передачу
и
всяческую
популяризацию
ремёсел,
обрядности,
ведение
домашнего
хозяйства
и
другие элементы. Ориентация школы русского фольклора
на
использование
национальной
культуры
из
опыта
народной
педагогики
предполагает
учёт
целого
ряда
фундаментальных
идей,
положений
и
исходных
принципов,
которые
вытекают
из
существующих
народных традиций.
Происходящее в настоящее время в процессе
обновления
в
социально
–
экономической
и
духовной
сферах
жизни
общества
требует
более
критически
подходить
к
отбору
учебного
репертуара,
анализа,
изучению
и
обобщению
национальных
музыкальных
традиций. В учебном процессе важны и уместны, в свою
очередь
собой
оправданы
обобщение
и
широкое
использование
в
проведении
фестивалей,
смотров
и
конкурсов.
Такие мероприятия позволяют
комплексно и
фундаментально
решать
задачу
художественно
–
эстетического
развития
детей.
Особенно
плодотворен
тематический
подход,
опираясь
на
собственный
опыт,
когда тот или иной общешкольный праздник проводится
под
определённым
названием,
привлекается
население
всего
района,
а
не
сводится
к
отчётным
концертам
и
сборным программам. Поэтому каждый из нас педагогов и
родителей должен умело и грамотно использовать народно
-
педагогический
опыт
и
традиции
как
эффективное
средство
социального
общения
художественно
–
эстетического
развития
детей
и
подростков,
духовного
обогащения различных групп населения. Сегодня детское
творчество,
в
том
числе
и
художественное,
становится
о р и е н т и р о в а н н ы м
н а
л и ч н о с т ь
р е б ё н к а ,
е г о
индивидуальные особенности и интересы. Это позволяет
нам
рассматривать
каждого
педагога
школы
русского
фольклора
как
квалифицированного
э т н о л о г а ,
обладающего
высокой
лично стной
к ул ьт у р о й ,
потребностью духовного самосовершенствования. Целями
его деятельности является: пробуждение интересов детей
к
традиционным
национальным
обычаям,
обрядам,
истории
родного
края,
помощь
и
личное
участие
в
организации
культурно
–
художественной
деятельности
детей
и
взрослых,
содействие
раннему
выявлению
одарённых детей в области традиционных ремёсел, разных
видов и жанров народно – художественного творчества.
Мне хотелось особо выделить навыки и умение в анализе
у р о в н я
с ох р а н н о с т и
кул ьту р н о
–
б ы то в ы х
и
художественных традиций, наличие конкретных носителей
русского фольклора, ремёсел в лице отдельных лиц, семей,
династий.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что русская народная
песня представляет собой неисчерпаемую сокровищницу
традиций
и
опыта
творчества,
жизненного
уклада
и
духовно – нравственных ценностей. Пройдя многовековую
историю развития и сохранив в первозданном виде все
свои
достоинства,
она
способна
стать
средством
современного
возрождения
и
сохранения
национальной
самобытности
нашей
страны.
Поэтому
необходимо
активное
приобщение
к
народному
творчеству
подрастающего поколения с самого раннего возраста, то
есть
с
того
периода,
когда
душа
ребёнка
наиболее
восприимчива
к
подлинной
красоте.
Работая
на
специально подобранном народно – песенном материале,
ни в коем случае не следует забывать о местных певческих
традициях.
Обязательно
необходимо
включать
в
программный репертуар местные варианты песен, игр и
танца.
И только вобрав в себя с помощью народной песни
основные
жизненные
понятия,
накопленные
благодаря
многовековому опыту, личность молодого человека сможет
правильно сформировать основные нравственные идеалы.
А
это
значит,
что
такой
человек
в
будущем
сможет
противостоять
засилию
пошлости
и
безвкусицы
современной массовой культуры.
Список литературы
1.
Актуальные проблемы художественного воспитания детей
дошкольного и школьного возраста. – М.: Искусств, 1983-
274с.
2.
Аникин
В.П.
Фольклор
как
коллективное
творчество
народа. – М.: Просвещение, 1969-80 с.
3.
Асафьев Б.В. О народной музыке – Л.: Музыка, 1987-277с.
4.
Балашова
С.С.
Народная
музыка
в
младших
классах//
М у з ы к а
в
ш к о л е .
В . 2 /
Методический
журнал
министерства просвещения РСФСР. – М.: Просвещение, -
1982. С. 13-17
5.
Беган Б. Воспитание искусством. – М.: Советская Россия, -
1986-128 с.
6.
Гаврилова Н. А. Курский песенно-танцевальный фольклор
и
его
сценическое
воплощение.
//
Роль
народной
культуры
в
духовном
возрождении
России
/
Сборник
докладов 10 – й научной практической конференции. –
Курск: КГПУ, - 1995. С. 52-56
7.
Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л.: Наука, - 1967 – 315 с.
8.
Данилевская В.А. русская народная песня в музыкальном
воспитании учащихся. – М.: Просвещение, - 1956 -114 с.
9.
Лихачев
Б.Т.
Эстетическое
воспитание
в
школе.
–
М.:
Педагогика, - 1987. – С. 38-45.
10.Мельников
И.Н.
Русский
детский
фольклор:
Учебное
пособие для пед. Ун-тов. – М.: Просвещение. – 1976 – 239
с.
11.Школа русского фольклора: Обучение в младших классах /
Под общ. Ред. Проф. М. Т. Картавцевой. – М.: ЦИТП, - 1994.
– 69 с.