Автор: Жирнова Ольга Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР "Умка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка «Умка»
«Развитие координационных способностей старшего возраста
посредством использования элементов спортивных игр
(мини-футбол)»
(Учебно-методическое пособие для педагогических работников
системы дошкольного образования)
О.В. Жирнова
Новый Уренгой,2018
1
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ
1.
Теоретико-методологические
основы
понятия
координационных способностей детей…………………………………………..5
1.2. Особенности
развития
координационных
способностей
детей
старшего
дошкольного возраста на занятиях по физической культуре…………………….6
1.3.
Психолого-педагогические
принципы
развития
координационных
способностей
старшего
возраста
посредством
использования
элементов
спортивных игр………………………………………………………………………7
Раздел
2.
Развитие координационных способностей старшего возраста
посредством
использования
элементов
спортивных
игр
(мини-футбол)
………………………………………………………………………………..9
2.1
Т е с т ы
д л я
о п р е д е л е н и я
л о в к о с т и
и
к о о р д и н а ц и о н н ы х
способностей………………………………………………………………………..10
2.2 Комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, (элементы
футбола) способствующих развитию координации движений детей
старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической
культуре……………………………………………………………………………..11
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...15
2
Введение.
Актуальность. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются
основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки,
создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ
здорового образа жизни.
В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в
дошкольных
образовательных
учреждениях,
проблема
совершенствования
физического воспитания детей остается актуальной. Специалисты указывают,
что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных
учреждениях
функционирует
недостаточно
эффективно,
и
отмечают
необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых,
так
и
внедрения
новых
средств,
форм
и
методов
занятий
физическими
упражнениями.
Исследования, проведенные в науке, свидетельствуют о том, что наиболее
с е р ь ё зн ы е
от к л о н е н и я
мото р и к и
р а с п р о с т р а н я ют с я
н а
с ф е р у
координационных
проявлений
(Воронков
В.В
1994г,
Торская
И.Ю
1999-
2001гг.). Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих
формирование двигательных умений, развитие физических способностей.
Так,
дети
5-6
лет
обладают
низким
уровнем
развития
координации,
нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки
формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных
реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая.
Важным средством развития моторной функции служат упражнения с
мячом, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит,
главным образом, в основе развития двигательных функций рук и ног.
В ходе подготовки команды по мини-футболу, для участия в городских
соревнованиях, была отмечена значительная динамика в области развития у
детей
координационных
способностей.
Дети
стали
резкими,
быстрыми
в
различных
движениях
как
с
мячом,
так
и
без
мяча,
очень
уверенными
и
точными в своих движениях и т.д. Возникла идея, использовать проводимые
упражнения
на
тренировках
по
мини-футболу
на
занятии
по
физической
культуре для развития у детей координационных способностей.
Футбол
-
спортивная
игра.
Динамичность,
эмоциональность,
разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей
старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится,
отбивает,
подбрасывает,
перебрасывает,
соединяет
движения
с
различными
поворотами.
Эти
действия
развивают
глазомер,
координацию,
ловкость,
согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу.
3
Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с
мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на
действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом
их повседневного двигательного поведения. Все это содействуют улучшению
ориентировки в пространстве, что так важно для общего развития, активизации
их умственной и сенсорной деятельности.
Объект исследования: координационные способности.
Предмет
–
влияние
игровых
упражнений
(элементов
мини-футбола)
на
развитие
координационных
способностей
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Ц е л ь –
создание
системы
работы
по
использованию
комплекса
игровых
упражнений
с
мячом
и
без
мяча
на
занятии
по
физической
культуре
для
развития
координационных
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Гипотеза: предполагается, что применение спортивных упражнений, элементов
мини-футбола
на
занятиях
физической
культуры
повысят
уровень
координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Опираясь на цель и гипотезу исследования были поставлены следующие
Задачи:
1.
Изучить
психолого-педагогическую
литературу
по
проблеме
исследования.
2.
Провести мониторинг координационных способностей детей и выявить
их уровень развития.
3.
Систематизировать комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча,
для развития координационных способностей.
4.
Провести
сравнительный
анализ
уровней
развития
координационных
способностей экспериментальной и контрольной групп.
5.
Обосновать результаты эксперимента.
Новизна исследования состоит в использовании игровых упражнений с мячом
и без мяча, для развития координационных способностей.
Практическая
значимость
исследования: Опыт
работы
может
быть
использован
воспитателями,
инструкторами
по
физическому
воспитанию,
а
также родителями.
Структура и объем работы.
Разработка состоит из введения, двух разделов, списка литературы и
приложений.
4
РАЗД Е Л
1 .
Те о р е т и к о - м е т од о л о г и ч е с к и е
о с н ов ы
п о н я т и я
координационных способностей детей.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности,
осуществляемой
в
вероятностных
и
неожиданно
возникающих
ситуациях,
которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к
концентрации
и
переключению
внимания,
пространственной,
временной,
динамической
точности
движений
и
их
биомеханической
рациональности.
Координационные способности в значительной степени определяют уровень
двигательных
возможностей
человека.
По
мнению
многих
исследователей,
координационные способности являются базой и создают предпосылки для
успешного
формирования
и
совершенствования
физических
качеств
(D.-
D.BIume, 1978; В.И.Лях ,1986; А.Г.Карпеев, 1998; И.И. Сулейманов, 1986; и
др.).
Базовые
координационные
способности
имеют
широкий
спектр
применения и включают в себя: способность ориентироваться в пространстве,
дифференцировать
свои
мышечные
ощущения
и
регулировать
степень
напряжения
мышц,
реагировать
на
сигнал)
внешней
среды,
способность
сохранять статическое и динамическое равновесие, чувство ритма (П.Хиртц,
Г.Людвиг, Ж.Вельнитц, 1981; В.И.Лях, 1989; И. И.Сулейманов 1986).
Совершенствование
базовых
координационных
способностей
-
это
не
заучивание постоянной формулы движения, а лишь предпосылка дальнейшего
совершенствования различных его координационных проявлений (элементов) в
изменяющихся условиях. Совершенствование различных видов координации
должно находить свое применение в способности решать двигательную задачу
наиболее соответствующим ситуации способом.
Под координационными способностями понимают, во–первых, способность
целесообразно
формировать
(строить)
целостные
двигательные
акты,
во
–
вторых,
способность
преобразовать
выработанные
формы
действий
или
переключаться
от
одних
к
другим,
соответственно
требованиям
меняющих
условий.
Под
двигательно-координационными
способностями
понимаются
способности быстро, точно, целесообразно, экономно находчиво, т.е. наиболее
совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие
неожиданно). Выделяют три вида координации при выполнении двигательных
действий - нервную, мышечную и двигательную.
Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих
движениями
через
мышечное
напряжение.
Это
согласованное
сочетание
нервных
процессов,
приводящее
в
конкретных
условиях
(внешних
и
внутренних) к решению двигательной задачи.
5
Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих
команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других
факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется
ею.
Двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела
в
пространстве
и
во
времени,
одновременное
и
последовательное,
соответствующее
двигательной
задаче,
внешнему
окружению
и
состоянию
человека.
1.2. Особенности развития координационных способностей детей старшего
дошкольного возраста на занятиях по физической культуре
В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех
систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у
детей практически всех физических качеств и координационных способностей,
реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка
фундамента”
для
развития
координационных
способностей,
а
также
приобретение
знаний,
умений
и
навыков
при
выполнении
упражнений
на
координацию. Этот возрастной период называется “золотым возрастом”, имея в
виду
темп
развития
координационных
способностей.
Хорошо
развитые
координационные способности являются необходимыми предпосылками для
успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и
способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию
и
ситуационно
–
адекватное
разнообразное
применение.
Координационные
способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления
движениями, к увеличению двигательного опыта.
Координационные способности развиваются при выполнении упражнений,
проводимых
в
усложненных
условиях,
требующих
внезапного
изменения
техники
движения,
с
дополнительными
заданиями,
при
коллективном
выполнении упражнений с одним предметом, с использованием различных
предметов, физкультурного инвентаря, оборудования. Одним способствующим
к повышению координационных способностей являются упражнения с мячом,
(элементы
спортивных
игр).
Они
обладает
набором
упражнений,
которые
обеспечивают
возможность
решения
двигательной
задачи
в
условиях
вариативности,
быстрой
смены
различных
двигательных
действий
и
необходимости
управлять
различными
звеньями
опорно-двигательного
аппарата при постоянной необходимости преодоления избыточных степеней
свободы.
По данным В.П.Назарова, А.И.Козлова координация в одних движениях
может быть повышена развитием координированности в других, сходных по
6
степени координационной сложности. Определив контрольными упражнениями
уровень
координационных
способностей
В.П.Назаров
и
А.И.Козлов
специальными
упражнениями
развивали
эти
способности.
По сле
соответствующего периода дети выполняли задание на координацию на резко
возросшем уровне.
Основным средством воспитания координационных способностей являются
физические
упражнения
повышенной
координационной
сложности
и
содержащие элементы новизны.
Сложность физических упражнений можно увеличить за счет:
1. Изменения пространственных, временных и динамических параметров.
2. Внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес,
высоту.
3. Изменения площади опоры, или увеличения ее подвижности в
упражнениях на равновесие.
4. Комбинирования двигательных навыков.
5. Сочетания ходьбы с прыжками.
6. Выполнения упражнений по сигналу или за ограниченное время
7. Бега и ловли предметов.
Игровые
упражнения
с
мячом
являются
средством,
гармонически
развивающего
ребенка,
дающий
значительный
образовательный
и
воспитательный эффект. Мяч – это снаряд, который требует проворных рук,
быстрых ног в элементах мини-футбола и повышенного внимания.
Упражнения в бросании, катании мяча, способствуют развитию глазомера,
меткости,
хорошей
координации
движений,
ритмичности,
согласованности
движений.
Они
формируют
умения
схватить,
удержать,
бросить,
приучают
рассчитывать
направление
броска,
согласовывать
усилия
с
расстоянием,
развивают
выразительность
движения,
пространственную
ориентировку.
Упражнения с мячом различного веса и объема развивают не только крупные,
но и мелкие мышцы обеих рук, пальцев и кистей, что особенно важно для
шестилетнего ребенка готовящегося в школе. Игровые упражнения с мячом
развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские
взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
1.3. Психолого-педагогические принципы развития
координационных
способностей
старшего
возраста
посредством
использования
элементов
спортивных игр
Работа с детьми по развитие координационных способностей старшего
возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)
должна базироваться на следующих принципах:
учет принципов постепенности,
7
систематичности и последовательности
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
принципа развивающего и воспитывающего обучения,
Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение
темпа
-
необходимые
условия
для
развития
координации.
Координация
движений
невозможна
без
пространственной
ориентировки,
она
является
необходимым
компонентом
любого
двигательного
действия.
В
общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются
быстро,
так
как
здесь
одновременно
участвуют
зрительные
и
мышечные
ощущения,
в
то
же
время
упражнения
сопровождаются
пояснениями,
указаниями,
командами
инструктора.
Движения
ног
и
рук
могут
быть:
одновременными,
поочередными,
последовательными.
Легче
всего
согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более
трудны
поочередные
движения.
Самые
сложные
разноименные
и
разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для
рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать
упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или
туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения
рук, ног и туловища.
Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения
принципа
систематичности
и
последовательности.
Нельзя
допускать
неоправданных
перерывов
между
занятиями,
т.к.
это
приводит
к
потере
мышечных
ощущений
и
их
тонких
дифференцировок
при
напряжениях
и
расслаблениях.
Кроме того, процесс обучения новым движениям всегда связан с быстрым
нарастанием утомления. А при утомлении как физическом, так и психическом
также сильно снижается четкость мышечных ощущений. В этом состоянии
координационные
способности
совершенствуются
плохо.
Отсюда
вытекает
следующая методическая установка.
Упражнения
на
развитие
координационных
способностей
необходимо
применять
по
возможности
часто,
т.к.
при
этом
расширяется
запас
двигательных
умений
и
навыков
и
одновременно
совершенствуется
сама
способность к их быстрому освоению. Однако нельзя, как уже было отмечено,
доводить организм до заметного утомления.
Принцип
развивающего
и
воспитывающего
обучения направлен
на
достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:
1)
Обращать внимание на личность ребенка;
2)
Научить обучающегося мыслить причинно.
8
Раздел
2.
Развитие координационных способностей старшего
возраста посредством использования элементов спортивных игр
(мини-футбол)
Организация системы работы по развитию координационных способностей
старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр была
выстроена поэтапно:
Первый
этап
–
констатирующий.
Прежде
чем
приступить
к
работе
по
развитию координационных
способностей
старшего
возраста
посредством
использования элементов спортивных игр с детьми экспериментальной группы
был
проведен
мониторинг на
выявление
уровня
координационных
способностей в старших группах. Для этого были использованы тесты:
Тесты для определения ловкости и координационных способностей:
1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно
перестраивать
свои
действия
в
соответствии
с
требованиями
внезапно
меняющейся обстановки).
Ребенок
встает
у
контрольной
линии,
по
сигналу
«марш»
(в
этот
момент
воспитатель
включает
секундомер)
трехкратно
преодолевает
10-метровую
дистанцию, в конце дистанции лежат три кубика. Ребенок добегает и берет по
одному каждый кубик, несет его на финиш. Фиксируется общее время бега.
2.
Статическое
равновесие (тест
выявляет
и
тренирует
координационные
возможности детей).
Ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к
пятке впереди стоящей ноги — и пытается при этом сохранить равновесие.
Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия
фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.
3.
Сохранять
равновесие,
стоя
на
одной
ноге
в
течение
минуты,
руки
разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не
фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть
глаза.
4.
Стоя
на
одной
ноге,
подпрыгнуть,
и
приземлится
на
другую
ногу.
Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в
течение нескольких минут.
Тесты с футбольным мячом:
1. Ведение мяча по кругу, по свистку остановка стопой. (Определяется
способность контроля мяча)
2. Змейка, с футбольным мячом обходя фишки, стоящие в один ряд.
(Определяется способность быстрого и правильного смены направления с
мячом).
3. Вбрасывание футбольного мяча руками (м). (Вбрасывание мяча руками на
9
дальность выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по
коридору шириной 2 м. Мяч, упавший за пределами коридора, не
засчитывается. Даётся три попытки, учитывается лучший результат).
При проведении мониторинга мы оценивали результат по следующим
критериям:
время,
затрачиваемое
на
освоение
нового
движения
или
какой-то
комбинации, чем оно короче, тем выше координационные способности;
время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности
в
соответствии
с
изменившейся
ситуацией.
В
этих
условиях
умение
выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной
задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;
координационная
сложность
выполняемых
двигательных
заданий
(действий) или их комплекса (комбинации). В качестве заданий тестов
рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием
движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и
реже встречающиеся в двигательном опыте человека;
точность
выполнения
двигательных
действий
по
о сновным
х а р а к т е р и с т и к а м
т е х н и к и
( д и н а м и ч е с к и м ,
в р е м е н н ы м ,
пространственным);
сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
стабильность
выполнения
сложного
в
координационном
отношении
двигательного
задания
(по
конечному
результату
и
стабильности
отдельных
характеристик
движения).
При
выполнении
каждого
упражнения отслеживались следующим критериям:
- время освоения;
- точность выполнения;
- стабильность выполнения.
Результаты
исследования показали,
что
39%
детей
имеют
низкую
координационную способность. Трудности возникли: в тесте бег 3*10, дети
затрачивали много времени на бег, в тесте - стоя на одной ноге, подпрыгнуть, и
приземлится на другую ногу, многие не могли удержать равновесие. В тесте
ведение мяча по кругу, мяч с трудом контролировался, и не выполнялась четкая
остановка. В тесте «змейка» с мячом, очень много затрачивалось времени на
выполнение,
не
было
точности.
Таким
образом, на
втором
этапе
–
формирующем
нами
была
составлена
определенная
система
работы
по
развитию координационных способностей детей экспериментальной группы
посредством целенаправленного включения в физкультурные занятия игровых
упражнений
с
мячом
элементов
мини-футбола,
методическое
просвещение
педагогов и родителей по данной проблеме.
10
Цель:
проверить
выдвинутую
нами
гипотезу
относительно
того,
что
составленные нами комплексы (элементов мини-футбола) будут способствовать
развитию
координационных
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Составлен план работы с детьми экспериментальной группы по
формированию координационных способностей:
1.
Составлен комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, (элементы
футбола) способствующих развитию координации движений детей
старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической
культуре на один год (комплекс представлен ниже).
2.
Разработан календарный план системы занятий включающих комплекс
игровых упражнений элементов мини-футбола, который включает
определенные задачи на каждое занятие.
3.
Внедрен комплекс элементов мини-футбола по формированию
координационных способностей в системе занятий.
4.
Методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме:
«Упражнения с элементами мини-футбола, развивающие
координационные способности детей старшего дошкольного возраста».
2.2 Комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, (элементы
футбола) способствующих развитию координации движений детей
старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической
культуре
Все
движения
комплекса
спортивных
элементов,
предназначенных
на
формирование
и
развитие
координационных
способностей
детей
можно
условно классифицировать таким образом:
1.
Движения рук и плечевого пояса;
2.
Движения ног и мышц всего тела.
Для
движения
рук
и
плечевого
пояса
в
занятиях
по
физической
культуре
используем следующие упражнения:
Упр. с мячом в руках:
- ходьба с круговым вращением мяча вокруг головы, туловища, ног
- ходьба с выполнением мячом змейки под ногой
- бег с подбрасыванием мяча вверх.
- переход с бега на месте на бег по прямой (по сигналу).
- бег по прямой, по сигналу развернуться и бег в обратном направлении.
-бег с ускорением из различных исходных положений.
Для движения ног и мышц всего тела используем следующие упражнения:
Без мяча
11
- бег различными способами:
- спиной вперед
- с крестным шагом
- челночный бег 3*10 на скорость
- упражнение
«лестница». ( На полу из гимнастического коврика сделана
лестница, она лежит на полу, ребенок выполняет различные комбинации
движения ног, проходя эту лестницу от начала до конца на скорость).
С мячом
1.
Упражнения на развитие “чувства мяча”. –
- бег по кругу с ведением мяча по свистку остановка стопой и смена
направления движения.
2.
Упражнения,
направленные
на
обучение
ударов
различными
способами
- внутренней стороной стопы,
- внутренней частью подъема
-
с р е д н е й
ч а с т ь ю
п о д ъ е м а
3. Упражнения, направленные на обучение передач и остановок мяча
различными способами.
-остановки катящегося мяча подошвой,
-остановка мяча внутренней стороной стопы
- передачи мяча на месте в парах с остановкой стопой.
-
п е р е д а ч и
м я ч а
в
д в и ж е н и и
с
а т а к о й
н а
в о р о т а .
4. Упражнения, направленными на обучение ведения мяча различными
способами.
-ведение футбольного мяча с изменением направления.
- ведение мяча ногой. – («змейка» с ведением мяча между фишками,
стоящими в ряд и забиванием мяча в ворота.)
- обманные движения «финты»
- челночный бег 3*10 с ведением мяча в футболе.
5.Комбинированные
упражнения,
направленные
на
закрепление
и
совершенствование элементов игры в футбол
Физкультурные занятия с использованием элементов игры в футбол, делятся на:
– обучающие, для ознакомления с новым материалом;
–
с м е ш а н н о г о
т и п а ,
н а п р а в л е н н ы е
н а
з а к р е п л е н и е ;
– вариативные, с использованием более сложных вариантов уже освоенных
двигательных действий.
– тренировочные, включающие большое количество соревновательных
упражнений и игр с мячом, направленные на развитие координационных
способностей.
На третьем этапе
– результирующем, проведённая вышеуказанная работа
была внедрена в практику (2015-2016 уч. год).
12
В конце учебного года проведён контрольный
этап
исследования–
диагностический с целью: определить, насколько организованная нами работа
была
эффективной
для
развития
координационных
способностей
у
детей
старшего дошкольного возраста.
Проведенный
повторный
мониторинг
в
конце
года,
показал
очень
хорошую динамику показателей в развитии координационных способностей у
старших
дошкольников.
У
экспериментальной
группы
%
низкого
уровня
снизился, а средний и высокий вырос. В дополнение, у многих ребят появился
интерес к мини-футболу, они записались на различные секции, что так же
положительно влияет на формирование физических способностей.
Используя
элементы
спортивных
игр,
у
детей
5–7
лет
при
систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом.
Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом
мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие
движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у
детей старшего дошкольного возраста становятся правильнее, свободнее по
сравнению
с
младшими
детьми,
достигают
определенного
уровня
совершенства.
Поэтому
на
базе
уже
имеющихся
движений
появляется
возможность
формировать
достаточно
сложные
действия
с
мячом,
навыки
выполнения их определенными способами.
В
перспективе
планируется
использовать
выше
указанный
комплекс
упражнений на занятиях по физической культуре во всех группах старшего
дошкольного возраста.
Заключение
В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в
дошкольных
образовательных
учреждениях,
проблема
совершенствования
физического воспитания детей остается актуальной.
Исследования, проведенные в науке, свидетельствуют о том, что наиболее
с е р ь ё зн ы е
от к л о н е н и я
мото р и к и
р а с п р о с т р а н я ют с я
н а
с ф е р у
координационных
проявлений
(Воронков
В.В
1994г,
Торская
И.Ю
1999-
2001гг.).
Под
координационными
способностями
понимают,
во–первых,
способность целесообразно формировать (строить) целостные двигательные
акты, во – вторых, способность преобразовать выработанные формы действий
или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющих
условий.
Важным средством развития моторной функции служат упражнения с
мячом, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит,
главным образом, в основе развития двигательных функций рук и ног.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится,
отбивает,
подбрасывает,
перебрасывает,
соединяет
движения
с
различными
13
поворотами.
Эти
действия
развивают
глазомер,
координацию,
ловкость,
согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу. Мы выбрали
элементы
мини-футбола
для
развития
координационных
способностей.
Исследование проходило в три этапа:
На первом этапе исследования- констатирующем изучили литературу
D.BIume, 1978; В.И.Лях ,1986; А.Г.Карпеев, 1998; И.И. Сулейманов, 1986; и др.
и провели мониторинг по изучению координационных способностей. На втором
этапе - формирующем нами была составлена определенная система работы по
развитию координационных способностей детей экспериментальной группы
посредством целенаправленного включения в физкультурные занятия игровых
упражнений
с
мячом
элементов
мини-футбола,
методическое
просвещение
педагогов и родителей по данной проблеме.
На третьем этапе
– результирующем, проведённая вышеуказанная работа
была внедрена в практику (2015-2016 уч. год).
В конце учебного года проведён контрольный
этап
исследования–
диагностический с целью: определить, насколько организованная нами работа
была
эффективной
для
развития
координационных
способностей
у
детей
старшего дошкольного возраста.
Проведенный
повторный
мониторинг
в
конце
года,
показал
очень
хорошую динамику показателей в развитии координационных способностей у
старших
дошкольников.
У
экспериментальной
группы
%
низкого
уровня
снизился, а средний и высокий вырос. В дополнение, у многих ребят появился
интерес к мини-футболу, они записались на различные секции, что так же
положительно влияет на формирование физических способностей.
Проведенный
повторный
мониторинг
в
конце
года,
показал
очень
хорошую динамику показателей в развитии координационных способностей у
старших
дошкольников.
У
экспериментальной
группы
%
низкого
уровня
снизился, а средний и высокий вырос. В дополнение, у многих ребят появился
интерес к мини-футболу, они записались на различные секции, что так же
положительно влияет на формирование физических способностей.
Литература:
14
1.
Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.:
Просвещение, 1992.
2.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.
– М.: Просвещение, 1981.
3.
Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4–7 лет. –
М.: ВАКО, 2007.
4.
Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. – М.: Издательство “Скрипторий
2003”, 2009.
5.
Кожухова
Н.Н.,
Рыжкова
Л.А.,
Борисова
М.М. Теория
и
методика
физического
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
–
М.:
Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
6.
Макарова
О.С. Игра,
спорт,
диалог
в
физической
культуре
начальной
школы: спортивно – игровые проекты для первого класса. – М.: школьная
пресса, 2002.
7.
Николаева
Н.И. Школа
мяча:
Учебно
–
методическое
пособие
для
педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. –
СПб.: Издательство “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2008.
8.
Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л. Б. Игры, занятия и упражнения
с мячами. – М.: Просвещение, 2010.
9.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на
воздухе. – М.: Просвещение, 1983.
15