Напоминание

"Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)"


Автор: Жирнова Ольга Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР "Умка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Умка»

«Развитие координационных способностей старшего возраста

посредством использования элементов спортивных игр

(мини-футбол)»

(Учебно-методическое пособие для педагогических работников

системы дошкольного образования)

О.В. Жирнова

Новый Уренгой,2018

1

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ

1.

Теоретико-методологические

основы

понятия

координационных способностей детей…………………………………………..5

1.2. Особенности

развития

координационных

способностей

детей

старшего

дошкольного возраста на занятиях по физической культуре…………………….6

1.3.

Психолого-педагогические

принципы

развития

координационных

способностей

старшего

возраста

посредством

использования

элементов

спортивных игр………………………………………………………………………7

Раздел

2.

Развитие координационных способностей старшего возраста

посредством

использования

элементов

спортивных

игр

(мини-футбол)

………………………………………………………………………………..9

2.1

Т е с т ы

д л я

о п р е д е л е н и я

л о в к о с т и

и

к о о р д и н а ц и о н н ы х

способностей………………………………………………………………………..10

2.2 Комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, (элементы

футбола) способствующих развитию координации движений детей

старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической

культуре……………………………………………………………………………..11

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...15

2

Введение.

Актуальность. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются

основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки,

создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ

здорового образа жизни.

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в

дошкольных

образовательных

учреждениях,

проблема

совершенствования

физического воспитания детей остается актуальной. Специалисты указывают,

что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных

учреждениях

функционирует

недостаточно

эффективно,

и

отмечают

необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых,

так

и

внедрения

новых

средств,

форм

и

методов

занятий

физическими

упражнениями.

Исследования, проведенные в науке, свидетельствуют о том, что наиболее

с е р ь ё зн ы е

от к л о н е н и я

мото р и к и

р а с п р о с т р а н я ют с я

н а

с ф е р у

координационных

проявлений

(Воронков

В.В

1994г,

Торская

И.Ю

1999-

2001гг.). Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих

формирование двигательных умений, развитие физических способностей.

Так,

дети

5-6

лет

обладают

низким

уровнем

развития

координации,

нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки

формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных

реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая.

Важным средством развития моторной функции служат упражнения с

мячом, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит,

главным образом, в основе развития двигательных функций рук и ног.

В ходе подготовки команды по мини-футболу, для участия в городских

соревнованиях, была отмечена значительная динамика в области развития у

детей

координационных

способностей.

Дети

стали

резкими,

быстрыми

в

различных

движениях

как

с

мячом,

так

и

без

мяча,

очень

уверенными

и

точными в своих движениях и т.д. Возникла идея, использовать проводимые

упражнения

на

тренировках

по

мини-футболу

на

занятии

по

физической

культуре для развития у детей координационных способностей.

Футбол

-

спортивная

игра.

Динамичность,

эмоциональность,

разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей

старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится,

отбивает,

подбрасывает,

перебрасывает,

соединяет

движения

с

различными

поворотами.

Эти

действия

развивают

глазомер,

координацию,

ловкость,

согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу.

3

Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с

мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на

действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом

их повседневного двигательного поведения. Все это содействуют улучшению

ориентировки в пространстве, что так важно для общего развития, активизации

их умственной и сенсорной деятельности.

Объект исследования: координационные способности.

Предмет

влияние

игровых

упражнений

(элементов

мини-футбола)

на

развитие

координационных

способностей

у

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Ц е л ь

создание

системы

работы

по

использованию

комплекса

игровых

упражнений

с

мячом

и

без

мяча

на

занятии

по

физической

культуре

для

развития

координационных

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Гипотеза: предполагается, что применение спортивных упражнений, элементов

мини-футбола

на

занятиях

физической

культуры

повысят

уровень

координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Опираясь на цель и гипотезу исследования были поставлены следующие

Задачи:

1.

Изучить

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

исследования.

2.

Провести мониторинг координационных способностей детей и выявить

их уровень развития.

3.

Систематизировать комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча,

для развития координационных способностей.

4.

Провести

сравнительный

анализ

уровней

развития

координационных

способностей экспериментальной и контрольной групп.

5.

Обосновать результаты эксперимента.

Новизна исследования состоит в использовании игровых упражнений с мячом

и без мяча, для развития координационных способностей.

Практическая

значимость

исследования: Опыт

работы

может

быть

использован

воспитателями,

инструкторами

по

физическому

воспитанию,

а

также родителями.

Структура и объем работы.

Разработка состоит из введения, двух разделов, списка литературы и

приложений.

4

РАЗД Е Л

1 .

Те о р е т и к о - м е т од о л о г и ч е с к и е

о с н ов ы

п о н я т и я

координационных способностей детей.

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности,

осуществляемой

в

вероятностных

и

неожиданно

возникающих

ситуациях,

которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к

концентрации

и

переключению

внимания,

пространственной,

временной,

динамической

точности

движений

и

их

биомеханической

рациональности.

Координационные способности в значительной степени определяют уровень

двигательных

возможностей

человека.

По

мнению

многих

исследователей,

координационные способности являются базой и создают предпосылки для

успешного

формирования

и

совершенствования

физических

качеств

(D.-

D.BIume, 1978; В.И.Лях ,1986; А.Г.Карпеев, 1998; И.И. Сулейманов, 1986; и

др.).

Базовые

координационные

способности

имеют

широкий

спектр

применения и включают в себя: способность ориентироваться в пространстве,

дифференцировать

свои

мышечные

ощущения

и

регулировать

степень

напряжения

мышц,

реагировать

на

сигнал)

внешней

среды,

способность

сохранять статическое и динамическое равновесие, чувство ритма (П.Хиртц,

Г.Людвиг, Ж.Вельнитц, 1981; В.И.Лях, 1989; И. И.Сулейманов 1986).

Совершенствование

базовых

координационных

способностей

-

это

не

заучивание постоянной формулы движения, а лишь предпосылка дальнейшего

совершенствования различных его координационных проявлений (элементов) в

изменяющихся условиях. Совершенствование различных видов координации

должно находить свое применение в способности решать двигательную задачу

наиболее соответствующим ситуации способом.

Под координационными способностями понимают, во–первых, способность

целесообразно

формировать

(строить)

целостные

двигательные

акты,

во

вторых,

способность

преобразовать

выработанные

формы

действий

или

переключаться

от

одних

к

другим,

соответственно

требованиям

меняющих

условий.

Под

двигательно-координационными

способностями

понимаются

способности быстро, точно, целесообразно, экономно находчиво, т.е. наиболее

совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие

неожиданно). Выделяют три вида координации при выполнении двигательных

действий - нервную, мышечную и двигательную.

Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих

движениями

через

мышечное

напряжение.

Это

согласованное

сочетание

нервных

процессов,

приводящее

в

конкретных

условиях

(внешних

и

внутренних) к решению двигательной задачи.

5

Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих

команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других

факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется

ею.

Двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела

в

пространстве

и

во

времени,

одновременное

и

последовательное,

соответствующее

двигательной

задаче,

внешнему

окружению

и

состоянию

человека.

1.2. Особенности развития координационных способностей детей старшего

дошкольного возраста на занятиях по физической культуре

В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех

систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у

детей практически всех физических качеств и координационных способностей,

реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка

фундамента”

для

развития

координационных

способностей,

а

также

приобретение

знаний,

умений

и

навыков

при

выполнении

упражнений

на

координацию. Этот возрастной период называется “золотым возрастом”, имея в

виду

темп

развития

координационных

способностей.

Хорошо

развитые

координационные способности являются необходимыми предпосылками для

успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и

способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию

и

ситуационно

адекватное

разнообразное

применение.

Координационные

способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления

движениями, к увеличению двигательного опыта.

Координационные способности развиваются при выполнении упражнений,

проводимых

в

усложненных

условиях,

требующих

внезапного

изменения

техники

движения,

с

дополнительными

заданиями,

при

коллективном

выполнении упражнений с одним предметом, с использованием различных

предметов, физкультурного инвентаря, оборудования. Одним способствующим

к повышению координационных способностей являются упражнения с мячом,

(элементы

спортивных

игр).

Они

обладает

набором

упражнений,

которые

обеспечивают

возможность

решения

двигательной

задачи

в

условиях

вариативности,

быстрой

смены

различных

двигательных

действий

и

необходимости

управлять

различными

звеньями

опорно-двигательного

аппарата при постоянной необходимости преодоления избыточных степеней

свободы.

По данным В.П.Назарова, А.И.Козлова координация в одних движениях

может быть повышена развитием координированности в других, сходных по

6

степени координационной сложности. Определив контрольными упражнениями

уровень

координационных

способностей

В.П.Назаров

и

А.И.Козлов

специальными

упражнениями

развивали

эти

способности.

По сле

соответствующего периода дети выполняли задание на координацию на резко

возросшем уровне.

Основным средством воспитания координационных способностей являются

физические

упражнения

повышенной

координационной

сложности

и

содержащие элементы новизны.

Сложность физических упражнений можно увеличить за счет:

1. Изменения пространственных, временных и динамических параметров.

2. Внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес,

высоту.

3. Изменения площади опоры, или увеличения ее подвижности в

упражнениях на равновесие.

4. Комбинирования двигательных навыков.

5. Сочетания ходьбы с прыжками.

6. Выполнения упражнений по сигналу или за ограниченное время

7. Бега и ловли предметов.

Игровые

упражнения

с

мячом

являются

средством,

гармонически

развивающего

ребенка,

дающий

значительный

образовательный

и

воспитательный эффект. Мяч – это снаряд, который требует проворных рук,

быстрых ног в элементах мини-футбола и повышенного внимания.

Упражнения в бросании, катании мяча, способствуют развитию глазомера,

меткости,

хорошей

координации

движений,

ритмичности,

согласованности

движений.

Они

формируют

умения

схватить,

удержать,

бросить,

приучают

рассчитывать

направление

броска,

согласовывать

усилия

с

расстоянием,

развивают

выразительность

движения,

пространственную

ориентировку.

Упражнения с мячом различного веса и объема развивают не только крупные,

но и мелкие мышцы обеих рук, пальцев и кистей, что особенно важно для

шестилетнего ребенка готовящегося в школе. Игровые упражнения с мячом

развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские

взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

1.3. Психолого-педагогические принципы развития

координационных

способностей

старшего

возраста

посредством

использования

элементов

спортивных игр

Работа с детьми по развитие координационных способностей старшего

возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)

должна базироваться на следующих принципах:

учет принципов постепенности,

7

систематичности и последовательности

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,

принципа развивающего и воспитывающего обучения,

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение

темпа

-

необходимые

условия

для

развития

координации.

Координация

движений

невозможна

без

пространственной

ориентировки,

она

является

необходимым

компонентом

любого

двигательного

действия.

В

общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются

быстро,

так

как

здесь

одновременно

участвуют

зрительные

и

мышечные

ощущения,

в

то

же

время

упражнения

сопровождаются

пояснениями,

указаниями,

командами

инструктора.

Движения

ног

и

рук

могут

быть:

одновременными,

поочередными,

последовательными.

Легче

всего

согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более

трудны

поочередные

движения.

Самые

сложные

разноименные

и

разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для

рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать

упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или

туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения

рук, ног и туловища.

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения

принципа

систематичности

и

последовательности.

Нельзя

допускать

неоправданных

перерывов

между

занятиями,

т.к.

это

приводит

к

потере

мышечных

ощущений

и

их

тонких

дифференцировок

при

напряжениях

и

расслаблениях.

Кроме того, процесс обучения новым движениям всегда связан с быстрым

нарастанием утомления. А при утомлении как физическом, так и психическом

также сильно снижается четкость мышечных ощущений. В этом состоянии

координационные

способности

совершенствуются

плохо.

Отсюда

вытекает

следующая методическая установка.

Упражнения

на

развитие

координационных

способностей

необходимо

применять

по

возможности

часто,

т.к.

при

этом

расширяется

запас

двигательных

умений

и

навыков

и

одновременно

совершенствуется

сама

способность к их быстрому освоению. Однако нельзя, как уже было отмечено,

доводить организм до заметного утомления.

Принцип

развивающего

и

воспитывающего

обучения направлен

на

достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

1)

Обращать внимание на личность ребенка;

2)

Научить обучающегося мыслить причинно.

8

Раздел

2.

Развитие координационных способностей старшего

возраста посредством использования элементов спортивных игр

(мини-футбол)

Организация системы работы по развитию координационных способностей

старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр была

выстроена поэтапно:

Первый

этап

констатирующий.

Прежде

чем

приступить

к

работе

по

развитию координационных

способностей

старшего

возраста

посредством

использования элементов спортивных игр с детьми экспериментальной группы

был

проведен

мониторинг на

выявление

уровня

координационных

способностей в старших группах. Для этого были использованы тесты:

Тесты для определения ловкости и координационных способностей:

1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно

перестраивать

свои

действия

в

соответствии

с

требованиями

внезапно

меняющейся обстановки).

Ребенок

встает

у

контрольной

линии,

по

сигналу

«марш»

этот

момент

воспитатель

включает

секундомер)

трехкратно

преодолевает

10-метровую

дистанцию, в конце дистанции лежат три кубика. Ребенок добегает и берет по

одному каждый кубик, несет его на финиш. Фиксируется общее время бега.

2.

Статическое

равновесие (тест

выявляет

и

тренирует

координационные

возможности детей).

Ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к

пятке впереди стоящей ноги — и пытается при этом сохранить равновесие.

Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия

фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

3.

Сохранять

равновесие,

стоя

на

одной

ноге

в

течение

минуты,

руки

разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не

фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть

глаза.

4.

Стоя

на

одной

ноге,

подпрыгнуть,

и

приземлится

на

другую

ногу.

Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в

течение нескольких минут.

Тесты с футбольным мячом:

1. Ведение мяча по кругу, по свистку остановка стопой. (Определяется

способность контроля мяча)

2. Змейка, с футбольным мячом обходя фишки, стоящие в один ряд.

(Определяется способность быстрого и правильного смены направления с

мячом).

3. Вбрасывание футбольного мяча руками (м). (Вбрасывание мяча руками на

9

дальность выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по

коридору шириной 2 м. Мяч, упавший за пределами коридора, не

засчитывается. Даётся три попытки, учитывается лучший результат).

При проведении мониторинга мы оценивали результат по следующим

критериям:

время,

затрачиваемое

на

освоение

нового

движения

или

какой-то

комбинации, чем оно короче, тем выше координационные способности;

время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности

в

соответствии

с

изменившейся

ситуацией.

В

этих

условиях

умение

выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной

задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

координационная

сложность

выполняемых

двигательных

заданий

(действий) или их комплекса (комбинации). В качестве заданий тестов

рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием

движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и

реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

точность

выполнения

двигательных

действий

по

о сновным

х а р а к т е р и с т и к а м

т е х н и к и

( д и н а м и ч е с к и м ,

в р е м е н н ы м ,

пространственным);

сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

стабильность

выполнения

сложного

в

координационном

отношении

двигательного

задания

(по

конечному

результату

и

стабильности

отдельных

характеристик

движения).

При

выполнении

каждого

упражнения отслеживались следующим критериям:

- время освоения;

- точность выполнения;

- стабильность выполнения.

Результаты

исследования показали,

что

39%

детей

имеют

низкую

координационную способность. Трудности возникли: в тесте бег 3*10, дети

затрачивали много времени на бег, в тесте - стоя на одной ноге, подпрыгнуть, и

приземлится на другую ногу, многие не могли удержать равновесие. В тесте

ведение мяча по кругу, мяч с трудом контролировался, и не выполнялась четкая

остановка. В тесте «змейка» с мячом, очень много затрачивалось времени на

выполнение,

не

было

точности.

Таким

образом, на

втором

этапе

формирующем

нами

была

составлена

определенная

система

работы

по

развитию координационных способностей детей экспериментальной группы

посредством целенаправленного включения в физкультурные занятия игровых

упражнений

с

мячом

элементов

мини-футбола,

методическое

просвещение

педагогов и родителей по данной проблеме.

10

Цель:

проверить

выдвинутую

нами

гипотезу

относительно

того,

что

составленные нами комплексы (элементов мини-футбола) будут способствовать

развитию

координационных

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Составлен план работы с детьми экспериментальной группы по

формированию координационных способностей:

1.

Составлен комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, (элементы

футбола) способствующих развитию координации движений детей

старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической

культуре на один год (комплекс представлен ниже).

2.

Разработан календарный план системы занятий включающих комплекс

игровых упражнений элементов мини-футбола, который включает

определенные задачи на каждое занятие.

3.

Внедрен комплекс элементов мини-футбола по формированию

координационных способностей в системе занятий.

4.

Методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме:

«Упражнения с элементами мини-футбола, развивающие

координационные способности детей старшего дошкольного возраста».

2.2 Комплекс игровых упражнений с мячом и без мяча, (элементы

футбола) способствующих развитию координации движений детей

старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической

культуре

Все

движения

комплекса

спортивных

элементов,

предназначенных

на

формирование

и

развитие

координационных

способностей

детей

можно

условно классифицировать таким образом:

1.

Движения рук и плечевого пояса;

2.

Движения ног и мышц всего тела.

Для

движения

рук

и

плечевого

пояса

в

занятиях

по

физической

культуре

используем следующие упражнения:

Упр. с мячом в руках:

- ходьба с круговым вращением мяча вокруг головы, туловища, ног

- ходьба с выполнением мячом змейки под ногой

- бег с подбрасыванием мяча вверх.

- переход с бега на месте на бег по прямой (по сигналу).

- бег по прямой, по сигналу развернуться и бег в обратном направлении.

-бег с ускорением из различных исходных положений.

Для движения ног и мышц всего тела используем следующие упражнения:

Без мяча

11

- бег различными способами:

- спиной вперед

- с крестным шагом

- челночный бег 3*10 на скорость

- упражнение

«лестница». ( На полу из гимнастического коврика сделана

лестница, она лежит на полу, ребенок выполняет различные комбинации

движения ног, проходя эту лестницу от начала до конца на скорость).

С мячом

1.

Упражнения на развитие “чувства мяча”. –

- бег по кругу с ведением мяча по свистку остановка стопой и смена

направления движения.

2.

Упражнения,

направленные

на

обучение

ударов

различными

способами

- внутренней стороной стопы,

- внутренней частью подъема

-

с р е д н е й

ч а с т ь ю

п о д ъ е м а

3. Упражнения, направленные на обучение передач и остановок мяча

различными способами.

-остановки катящегося мяча подошвой,

-остановка мяча внутренней стороной стопы

- передачи мяча на месте в парах с остановкой стопой.

-

п е р е д а ч и

м я ч а

в

д в и ж е н и и

с

а т а к о й

н а

в о р о т а .

4. Упражнения, направленными на обучение ведения мяча различными

способами.

-ведение футбольного мяча с изменением направления.

- ведение мяча ногой. – («змейка» с ведением мяча между фишками,

стоящими в ряд и забиванием мяча в ворота.)

- обманные движения «финты»

- челночный бег 3*10 с ведением мяча в футболе.

5.Комбинированные

упражнения,

направленные

на

закрепление

и

совершенствование элементов игры в футбол

Физкультурные занятия с использованием элементов игры в футбол, делятся на:

– обучающие, для ознакомления с новым материалом;

с м е ш а н н о г о

т и п а ,

н а п р а в л е н н ы е

н а

з а к р е п л е н и е ;

– вариативные, с использованием более сложных вариантов уже освоенных

двигательных действий.

– тренировочные, включающие большое количество соревновательных

упражнений и игр с мячом, направленные на развитие координационных

способностей.

На третьем этапе

результирующем, проведённая вышеуказанная работа

была внедрена в практику (2015-2016 уч. год).

12

В конце учебного года проведён контрольный

этап

исследования–

диагностический с целью: определить, насколько организованная нами работа

была

эффективной

для

развития

координационных

способностей

у

детей

старшего дошкольного возраста.

Проведенный

повторный

мониторинг

в

конце

года,

показал

очень

хорошую динамику показателей в развитии координационных способностей у

старших

дошкольников.

У

экспериментальной

группы

%

низкого

уровня

снизился, а средний и высокий вырос. В дополнение, у многих ребят появился

интерес к мини-футболу, они записались на различные секции, что так же

положительно влияет на формирование физических способностей.

Используя

элементы

спортивных

игр,

у

детей

5–7

лет

при

систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом.

Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом

мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие

движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у

детей старшего дошкольного возраста становятся правильнее, свободнее по

сравнению

с

младшими

детьми,

достигают

определенного

уровня

совершенства.

Поэтому

на

базе

уже

имеющихся

движений

появляется

возможность

формировать

достаточно

сложные

действия

с

мячом,

навыки

выполнения их определенными способами.

В

перспективе

планируется

использовать

выше

указанный

комплекс

упражнений на занятиях по физической культуре во всех группах старшего

дошкольного возраста.

Заключение

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в

дошкольных

образовательных

учреждениях,

проблема

совершенствования

физического воспитания детей остается актуальной.

Исследования, проведенные в науке, свидетельствуют о том, что наиболее

с е р ь ё зн ы е

от к л о н е н и я

мото р и к и

р а с п р о с т р а н я ют с я

н а

с ф е р у

координационных

проявлений

(Воронков

В.В

1994г,

Торская

И.Ю

1999-

2001гг.).

Под

координационными

способностями

понимают,

во–первых,

способность целесообразно формировать (строить) целостные двигательные

акты, во – вторых, способность преобразовать выработанные формы действий

или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющих

условий.

Важным средством развития моторной функции служат упражнения с

мячом, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит,

главным образом, в основе развития двигательных функций рук и ног.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится,

отбивает,

подбрасывает,

перебрасывает,

соединяет

движения

с

различными

13

поворотами.

Эти

действия

развивают

глазомер,

координацию,

ловкость,

согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу. Мы выбрали

элементы

мини-футбола

для

развития

координационных

способностей.

Исследование проходило в три этапа:

На первом этапе исследования- констатирующем изучили литературу

D.BIume, 1978; В.И.Лях ,1986; А.Г.Карпеев, 1998; И.И. Сулейманов, 1986; и др.

и провели мониторинг по изучению координационных способностей. На втором

этапе - формирующем нами была составлена определенная система работы по

развитию координационных способностей детей экспериментальной группы

посредством целенаправленного включения в физкультурные занятия игровых

упражнений

с

мячом

элементов

мини-футбола,

методическое

просвещение

педагогов и родителей по данной проблеме.

На третьем этапе

результирующем, проведённая вышеуказанная работа

была внедрена в практику (2015-2016 уч. год).

В конце учебного года проведён контрольный

этап

исследования–

диагностический с целью: определить, насколько организованная нами работа

была

эффективной

для

развития

координационных

способностей

у

детей

старшего дошкольного возраста.

Проведенный

повторный

мониторинг

в

конце

года,

показал

очень

хорошую динамику показателей в развитии координационных способностей у

старших

дошкольников.

У

экспериментальной

группы

%

низкого

уровня

снизился, а средний и высокий вырос. В дополнение, у многих ребят появился

интерес к мини-футболу, они записались на различные секции, что так же

положительно влияет на формирование физических способностей.

Проведенный

повторный

мониторинг

в

конце

года,

показал

очень

хорошую динамику показателей в развитии координационных способностей у

старших

дошкольников.

У

экспериментальной

группы

%

низкого

уровня

снизился, а средний и высокий вырос. В дополнение, у многих ребят появился

интерес к мини-футболу, они записались на различные секции, что так же

положительно влияет на формирование физических способностей.

Литература:

14

1.

Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.:

Просвещение, 1992.

2.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.

– М.: Просвещение, 1981.

3.

Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4–7 лет. –

М.: ВАКО, 2007.

4.

Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. – М.: Издательство “Скрипторий

2003”, 2009.

5.

Кожухова

Н.Н.,

Рыжкова

Л.А.,

Борисова

М.М. Теория

и

методика

физического

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

М.:

Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

6.

Макарова

О.С. Игра,

спорт,

диалог

в

физической

культуре

начальной

школы: спортивно – игровые проекты для первого класса. – М.: школьная

пресса, 2002.

7.

Николаева

Н.И. Школа

мяча:

Учебно

методическое

пособие

для

педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. –

СПб.: Издательство “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2008.

8.

Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л. Б. Игры, занятия и упражнения

с мячами. – М.: Просвещение, 2010.

9.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на

воздухе. – М.: Просвещение, 1983.

15



В раздел образования