Автор: Ракевич Зинаида Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9"
Населённый пункт: г.Сосногорск, республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение дошкольников нетрадиционным техникам рисования"
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы по обучению дошкольников нетрадиционным
техникам рисования.
В работе по изобразительной деятельности на начальном этапе, главной
целью было помочь детям войти в творческий мир, постичь художественную
ценность
и
самобытность
творчества
художников.
Начиная
со
второй
младшей группы, я знакомила детей с творчеством иллюстраторов детской
книги:
В.Васнецова,
Е.Рачёва,
Е.Чарушина,
А.Пахомова.
На
этом
этапе
ставилась задача – научить выделять в рисунках художественные средства
(сочетание красок, выразительность формы), находить особенности. Дети
заново
раскрывали
для
себя
мир
прекрасного,
своеобразие
и
индивидуальность творчества художников.
Но, одно дело – видеть и понимать прекрасное, и, совсем другое –
рисовать самому. Способность созерцать, любоваться и восхищаться -
щедрый дар, данный природой человеку. Он не только получает эстетическое
наслаждение от гармонии мира, но и импульс к собственному творчеству.
Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной
работы. Чувство, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с
красотой
и
гармонией
мира,
изведав
при
этом
чувство
восторга
и
восхищения, они испытывают желание «Остановить прекрасное мгновение»,
отобразив своё отношение к действительности на бумаге. Творчество не
может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным
и неповторимым. Не расставаясь с карандашом, фломастером или красками,
дети
незаметно
для
себя
учатся
наблюдать,
сравнивать,
думать,
фантазировать. Рисование для детей – радостный, вдохновенный труд, к
которому
не
надо
принуждать,
но
очень
важно
стимулировать
и
поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности
изобразительной деятельности.
Но, как правило, дети рисуют мало и не интересно. Стандартно. Чтобы
более полно развить изобразительные возможности детей, их творческие
способности, возникла идея расширить виды работ, развить интерес самому
творить. Вот тут и пригодились нетрадиционные техники изобразительного
искусства.
Для
детей
привычны
и
знакомы
следы,
оставленные
карандашами,
фломастерами,
шариковой
ручкой
и
кистью,
но
стало
удивительным
использование пальчиков и ладошек, песка и опилок, ниток и ракушек, воска
и гуаши, штампов и смятой бумаги, крупы и зёрен. Нестандартные подходы к
изобразительной
деятельности
удивляли
и
восхищали
детей,
тем
самым
вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное
рисование
раскрывало
творческие
возможности
детей,
позволяло
почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если
перепачкались, главное – чтобы они получили удовольствие от общения с
красками, радовались результатам своего творения.
В
работе
с
детьми
я
применяла
различные
способы
рисования,
предусматривающие
использование
нетрадиционных
материалов,
которые
позволяют расширить выбор техники изображения при выполнении детьми
творческих работ. Какие средства выразительности они нам дают, и с какого
возраста их рекомендуют применять?
Таких изученных и освоенных техник более 30.
Вот некоторые, наиболее популярные из них:
Рисование ладошкой или пальчиками (средства выразительности:
точки, пятна, линии, цвет; возраст любой).
Тычок
жёсткой
полусухой
кистью
(средства
выразительности:
фактурность окраски, цвет; возраст любой).
Кляксография, обычная и с трубочкой (средства выразительности –
пятно, от 5 лет).
Кляксография с ниточкой (средства выразительности – размытое
пятно, от 5 лет).
Отпечатки листьев (средства выразительности – фактура, цвет, от 5
лет).
Рисование
ладошками
(средства
выразительности
–
пятно,
цвет,
фантастический силуэт, от 2 лет).
Водяные пятна (средства выразительности – пятно, от 4 до 5 лет)
Рисование щёткой (средства выразительности – линия, с 4 лет)
Рисование силуэтное (средства выразительности – форма, фактура,
из косточек, из ракушек и бусинок и т.д.)
Монотипия предметная или пейзажная (средства выразительности:
пятно, тон, вертикальная и горизонтальная симметрия, изображение
пространства в композиции)
Граттаж (грунтованный лист, от 6 лет)
Эбру (рисование на воде, от 6 лет).
Использование этих техник рисования благотворно сказалось на уровне
развития
творческих
способностей
детей
и
помогло
развить
интерес
к
рисованию, надеюсь, на долгие годы. За три года дети постепенно овладели
всеми вышеперечисленными техниками. Их работы стали выразительными,
интересными, в полном смысле слова, творческими. Был проведён мастер-
класс, где мы активно приобщали родителей к этому интересному виду
деятельности.
Мы
неоднократно
устраивали
выставки
детских
работ.
Созданы альбом и презентация, которые получили заслуженную достойную
оценку. Трудно переоценить значение нетрадиционного рисования в плане
развития творческого потенциала личности ребёнка.
Чудеса живут повсюду,
Торопись навстречу им.
Научись увидеть чудо
И дарить его другим.