Напоминание

"Креативность как компонент учебно-познавательной компетенции школьников"


Автор: Скорук Марина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: "Креативность как компонент учебно-познавательной компетенции школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




Креативность как компонент учебно-познавательной компетенции школьников

Скорук М.В., учитель математики

МАОУ «Центр образования № 13 имени

Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова»

Современная реформа системы образования ориентирована на развитие личности

обучающегося,

его

способностей

к

самостоятельной

учебной

деятельности.

Одним

из

важных направлений деятельности современной школы является такая организация учебного

процесса,

которая

обеспечивает

глубокие

и

прочные

знания

основ

наук,

формирует

у

обучающихся умение самостоятельно мыслить, развивает творчество и инициативу.

Творческая деятельность позволяет в полной мере раскрыть природные способности,

найти свое место в жизни, ставить цели и достигать их. Раннее начало занятий по развитию

творческих способностей делает обучение в школе осознанным, вырабатывает потребность в

творческой и исследовательской работе. Каждый ребенок имеет творческий потенциал. В

тоже время, творческая личность - это не только личность, потенциально способная к

творчеству, но и проявляющая себя в систематической творческой деятельности.

Таким образом, креативность – это творческие способности, характеризующиеся

готовностью к созданию принципиально новых идей. Согласно концепции креативности

Дж.Гилфорда и Э.П.Торренса существует шесть параметров креативности:

1)

способность к обнаружению и постановке проблем;

2)

способность к генерированию большого числа идей;

3)

гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

4)

оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

5)

способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6)

способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и сиснтезу.

Креативная компетентность обучающегося включает систему знаний, умений, навыков,

способностей

и

личностных

качеств,

необходимых

ему

для

творчества.

Творческий

компонент

может

присутствовать

в

любом

виде

деятельности

обучающегося

(коммуникативной, учебной, организаторской).

Сущность

моего

педагогического

опыта

состоит

в

формировании

креативной

компетентности учащихся средствами математики с целью повышения качества обучения.

Считаю,

что

каждый

ребенок

способен

к

творчеству

при

наличии

качественного

педагогического сопровождения.

Что

же

такое

творчество?

Творчество

это

деятельность,

результатом

которой

является создание новых материальных и духовных ценностей. В применении к школе

творческая

активность

ученика

это

направленность

его

личности

и

деятельности

на

создание и познание нового. Альтернативой творческой активности является пассивность

личности,

которая

выражается

в

чистом

испольнительстве,

отсутствии

стремления

к

изменению, в неумении применить усвоенные знания в новых условиях. Перефразируя слова

Л.Толстого, можно сказать, что если ученик не научится творить, то и в жизни он всегда

будет только подражать, копировать.

Актуальность данной темы состоит в том, что среди многих идей, направленных на

совершенствование

учебного

процесса,

идея

формирования

творческой

компетентности

является одной из самых значимых. Вся современная жизнь, научный прогресс связаны с

творчеством, созданием нового, появлением методов и идей, дающих возможность взглянуть

на хорошо известные явления с неожиданных позиций. Творчество необходимо во всех

сферах

деятельности

человека.

Для

того,

чтобы

разбудить

творческие

способности,

необходимо научить ребенка формировать желание искать новые, лучшие пути выполнения

порученного дела, прививать интерес к творческому поиску.

Для

формирования

творческой

компетентности

средствами

математики

есть

исключительные

возможности,

как

на

уроках,

так

и

во

внеурочной

деятельности.

Действительно,

поиск

способов

решения

нестандартных

задач,

нестандартные

решения

традиционных задач, беседы об известных ученых и их вкладе в развитие науки, создание

собственных задач – это важные составляющие на пути развития творческой компетентности

учащихся.

Различают два основных вида творческой деятельности:

1)

решение заданной проблемы (задачи), требующее нестандартного подхода к ее решению;

2)

постановка проблемы и ее решение, то есть составление новых математических задач,

анализ, сопоставление, поиск наиболее рациональных способов решения одной и той же

задачи.

Процессом развития творческих способностей учащихся надо управлять. Деятельность

учителя по развитию творческой компетентности – это система педагогических воздействий,

направленная на формирование у всех учащихся способности к усвоению новых знаний,

новых

способов

деятельности,

потребности

в

познании,

в

обновлении

информации

и

преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенного материала. Задача

учителя – «разбудить» способности своих учеников, воспитывать в них смелость мысли,

уверенность в том, что они решат любую задачу, в том числе и творческого характера.

На уроках математики приоритетным является деятельностный подход, использование

активных форм работы, в том числе и творческой деятельности учащихся. Предпочтение

отдаю следующим видам творческой деятельности.

1)

Решение задач разными способами. Эта деятельность развивает критичность и гибкость

мышления.

Необходимо

приучать

учеников

к

нахождению

оптимального

способа

решения

математической

задачи,

а

для

этого

целесообразно

включать

в

работу

выполнение одного и того же задания разными способами с последующим анализом

эффективности решения. Например, при изучении темы «Преобразование многочлена в

квадрат

двучлена»

в

7

классе

можно

предложить

учащимся

выполнить

задание

на

вычисление

значения

выражения

.

Первый

способ

решения

заключается в вычислениях по действиям, второй – в преобразовании выражения в

квадрат

двучлена.

На

примере

видно,

что

не

всегда

выгодно

находить

значение

выражения

по

действиям.

Иногда

нестандартный

подход

к

решению

позволяет

произвести вычисления практически устно.

2)

Проведение уроков-практикумов по решению одной задачи разными способами.

Пытаясь

найти

рациональный,

оригинальный,

красивый

способ

решения

задачи,

учащиеся вспоминают много теоретического материала, учатся анализировать условие

задачи,

обогащают

собственный

опыт

применением

знаний

в

различных

ситуациях.

Оптимальной формой работы на таком уроке является работа в группах. Урок одной

задачи можно провести, например, в конце изучения темы «Сумма углов треугольника» в

7 классе. В течение урока учащиеся повторяют практически весь теоретический материал,

который

они

изучали

до

этого;

учатся

работать

в

группах.

В

конце

урока

рассматриваются все решения, и выбирается наиболее рациональное.

3)

Решение нестандартных задач. Как известно, решение задачи – это поиск путей выхода

из проблемной ситуации. В решении любой задачи выделяют две стадии:

поиск ключевой идеи и плана решения;

реализация плана.

Задача считается нестандартной, если первая стадия является достаточно сложной для

ученика, то есть алгоритм решения задачи ему неизвестен. Невозможно дать алгоритм

решения всех нестандартных задач, так как при их решении используется зачастую

несколько методов. Однако существует три общих метода решения нестандартных задач.

Первый - разбиение нестандартной задачи на несколько стандартных подзадач. Второй –

замена данной задачи равносильной ей с помощью преобразования условия, замены

переменных

или

замены

объектов

другими.

Третий

-

введение

вспомогательных

элементов для увеличения данных и искомых величин.

4)

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала.

Самостоятельное изучение нового материала требует от каждого ученика напряжения

умственных сил, внимания, работы памяти. Такой вид работы предусматривает большую

активность учащихся, чем при восприятии информации на слух. Отбирая материал для

самостоятельного изучения, необходимо учитывать такие параметры как соотношение в

изучаемом

материале

уже

усвоенных

знаний

с

новыми

фактами

и

понятиями,

соотношение

«готовых»

знаний

и

самостоятельных

«открытий»,

соотношение

алгоритмичного и эвристичного. Желательно перед выполнением такого вида работы

разбить класс условно на три группы:

учащиеся,

которые

с

помощью

учителя

могут

рассказать

тему

своими

словами,

используя план (наглядно-чувственный уровень);

учащиеся, которые с помощью учителя могут объяснить внутренние и внешние связи

в содержании текста (репродуктивный уровень);

учащиеся,

которые

могут

с

помощью

учителя брать

информацию

из

текста

при

решении познавательных задач (обобщающий уровень).

Перед

началом

самостоятельной

работы

проводится

актуализация

опорного

материала и мотивируется самостоятельная познавательная деятельность, по окончании

работы - коллективное обсуждение всех заданий. Задания для самостоятельной работы

желательно

дифференцировать

для

каждой

группы

учащихся.

Для

достижения

максимального эффекта от этого вида деятельности работу надо проводить системно,

начиная с 5 класса. Например, в 5 классе тему «Умножение десятичных дробей на

разрядную единицу» изучаю с помощью изложенного выше вида работы.

5)

Подготовка кроссворда – один из интереснейших, живых и познавательных элементов

урока. Его можно использовать для актуализации опорного материала, тематического и

итогового

повторения.

Решение

кроссворда

активизирует

умственную

деятельность

учащихся, поддерживает внимание и живой интерес, расширяет кругозор.

6)

Составление задач – это высшая ступень творчества в математике. Составление задач

требует усилий, которые при решении готовых задач не нужны. Составлять задачи может

только тот, кто знает, как их решать. Как показывает мой опыт, все дети могут составлять

задачи,

если

научить

их,

как

это

надо

делать.

Схема

действий

учителя

при

этом

достаточно

проста:

«Новая

задача

Диагностика

задачи

Решение

задачи

Вычленение идеи → Создание новой задачи». Например, в 5 классе можно предложить

учащимся задания следующего вида:

составить и решить задачу, ответом которой будет число «…»;

составить и решить задачу по данному выражению;

составить и решить задачу по данному уравнению и т.п.

Интересна в этом аспекте тема 6 класса «Прямоугольная система координат», которая

носит пропедевтический характер для дальнейшего изучения алгебры. Составление и

решение

задач

по

данной

теме

помогает

развитию

у

учащихся

логического

и

пространственного мышления. Задача творческого характера звучит так: «Изобразите

фигуру по своему замыслу на координатной плоскости. Закодируйте ее, то есть запишите

координаты точек, ее составляющих». Любой ребенок может выполнить это задание.

Составленные задачи отличаются только степенью сложности. За время работы в школе

мною составлен банк данных задач, составленных детьми.

Конечно,

не

каждый

ребенок

способен

создать

достаточно

интересную

задачу,

но

практика показывает, что такая работа содействует увеличению интеллекта, способствует

развитию креативности, придает уверенности в своих силах.

7)

Написание проектов. Для меня проектная технология представляет большой интерес,

так

как

она

направлена

на

творческую

самореализацию

личности,

развитие

ее

возможностей,

мышления.

Участвуя

в

проекте,

школьники

реализовывают

свои

творческие возможности. Навыки и умения, полученные во время создания проекта,

развивают деловые качества, которые в дальнейшем помогут стать им успешными в

жизни и уверенными в себе людьми, духовно полноценными творческими личностями.

Участие в проектно-исследовательской работе – это прекрасная возможность для ребят

проявить

свои

знания,

способности,

воображение,

неординарность

мышления,

усовершенствовать

их.

Один

из

проектов,

который

был

оценен

жюри

открытой

региональной

конференции

творческих

работ

школьников

«Малые

грани»,

это

«Школьный математический календарь на 2017 год».

Среди методических приемов, положительно влияющих на развитие творческого начала,

хочу отметить прием «Нарочитая ошибка» как прием, активизирующий внимание учащихся,

заставляющий все проверять, а не принимать на веру. Прием «Замени учителя» побуждает

учащихся приложить максимум усилий для выполнения порученной работы. Прием «Равный

-

равному»

использую,

когда

возникает

необходимость

повторно

объяснить

материал

учащимся по разным причинам. В этом случае работа осуществляется в парах, когда один

ученик работает консультантом у другого, объясняя второму все непонятные ему моменты.

В своей работе использую как новые технологии, так и традиционные формы обучения и

воспитания.

Наиболее

удачными,

на

мой

взгляд,

являются

технологии,

связанные

с

различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартними

и интегрированными уроками.

Хочу

остановиться

на

интерактивном

обучении,

которое

считаю

актуальным

практически

на

каждом

уроке.

Эта

технология,

ее

методы

дают

возможность

создать

комфортные

условия

обучения,

потому

что

учебный

процесс

проходит

в

условиях

постоянного

активного

взаимодействия

всех

субъектов

обучения,

равноправия

между

учителем

и

учащимися.

Ученики

учатся

быть

демократичными,

критически

мыслить,

общаться с другими людьми. На уроках использую работу в парах, в малых группах.

Использование

современных

информационно-коммуникационных

технологий

на

уроках

дает

школьникам

возможность

получить

первичный

опыт

реализации

учебных

исследований

и

проектов

как

вида

творческой

деятельности,

сформировать

умение

представлять

результаты

своей

работы,

которые

в

дальнейшем

находят

применение

на

уроках в виде демонстрационного или дидактического материала и в повседневной жизни. В

5 классе при изучении темы «Элементы логики, статистики» весь класс был вовлечен в

осуществление

проекта

«Опрос

общественного

мнения

как

элемент

статистических

исследований общества». Ребята, объединившись в группы, разработали опросные листы по

интересующим

их

темам,

провели

опросы

внутри

школы,

обработали

полученную

информацию

с

помощью

возможностей

компьютерных

программ

и

презентовали

на

итоговом уроке результаты своей работы.

Особо

важное

значение

имеет

для

меня

применение

технологических

приемов

эмоционально-психологической направленности, потому что они:

создают положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся;

усиливают мотивацию учения, развивают интерес к предмету;

развивают эмоциональную сферу учащихсяся, воображение;

способствуют самовыражению и самоутверждению;

способствуют процессу самопознания.

Таким

образом, для

реализации

предложенного

опыта, по

моему мнению,

необходимы

следующие условия:

признание равноправного партнёрства (педагог – дети);

инициативность

самого

учителя

(только

творческая

личность

может

воспитать

творческую личность);

принятие ребёнка как самоценной личности;

высокий уровень коммуникации с социумом;

деятельностный

подход

в

обучении

на

основе

учета

и

дифференциации

уровня

интеллектуального

развития

школьника,

а

также

его

подготовки

по

предмету,

его

способностей и задатков;

использование заданий различной степени сложности, в том числе - повышенной;

использование

современных

технологий:

информационно-коммуникационной,

интерактивной,

проблемного

обучения,

проектной

деятельности,

развивающего

и

разноуровнего

обучения,

технологий

критического

мышления

и

создания

ситуации

успеха;

ориентация

учебного

процесса

на

развитие

самостоятельности

и

ответственности

обучающегося за результаты своей деятельности;

интеграция математики с такими предметными областями, как история, физика, химия,

география и др.;

интеграция основного и дополнительного образования.

Результатом формирования креативной компетентности обучающихся является создание

собственных продуктов творчества как на занятиях, так и во внеурочной деятельности,

индивидуальные достижения обучающихся на конкурсах и выставках, желание выполнять

творческие работы и применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Творческая

деятельность

обучающихся

открыла

большие

возможности

по

воспитанию

и

развитию

личности школьников, поддержанию устойчивого интереса к предмету. За последние три

года

наблюдается

положительная

динамика

увеличения

количества

творческих

работ

школьников по математике, увеличение количества участников, призёров и победителей

конкурсов, олимпиад, в том числе дистанционных.

В

результате

созданных

условий

у

обучающихся

формируются

качества

креативной

личности:

способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;

гибкость и критичность ума, интуиция, уверенность в себе;

способность составлять и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу

и комбинированию, к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;

эмоционально-волевые

качества:

одухотворённость,

эмоциональный

подъём

в

творческих ситуациях, воображение, чувство новизны, чуткость к противоречиям;

обладание

раскованностью

мыслей,

проницательность,

умение

видеть

знакомое

в

незнакомом, преодоление стереотипов;

способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;

высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия.

Предложенные

мной

подходы

к

развитию

творческой

компетентности

учащихся

средствами математики не являются абсолютной истиной, они постоянно подлежат анализу

и коррекции. Вообще, принцип творчества - это «высший пилотаж» любой деятельности.

Реализовать его очень трудно, но стремиться к этому необходимо.



В раздел образования