Напоминание

Детская анимационная студия "Талантики"


Автор: Дашиева Цыбигма Батожаповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14 им.В.Н.Захарова
Населённый пункт: с.Чекунда, Верхнебуреинского района,Хабаровского края
Наименование материала: Программа детской анимационной студии "Талантики"
Тема: Детская анимационная студия "Талантики"
Раздел: начальное образование





Назад




В

последнее

время

все

актуальнее

звучит

вопрос

о

новых

технологиях,

которые

способствуют

формированию

таких

качеств

личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить

нестандартные решения. Одним из важных мотивов для занятий с детьми

младшего школьного возраста является интерес. Интерес – это активная

познавательная

направленность

на

предмет,

явление

или

деятельность,

связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Предметом

такой

заинтересованности

может

стать

создание

мультипликационного

фильма. Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А

раннее

приобщение

ребенка

к

применению

компьютерных

технологий

имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и

для

последующего

изучения

школьных предметов и в дальнейшей

профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение

его в информационное общество. В этом заключается новизна программы.

Дети с интересом осваивают новые технологии, им это интересно, для них

это актуально и ново.

Основное

направление

деятельности

в

рамках

реализации

программы

создание

короткометражных

мультфильмов

методом

покадровой

съёмки

с

применением

цифровых

технологий

в

различных

техниках

(пластилиновая,

бумажная

перекладка,

объёмная

анимация

и

другие).

Поскольку

мультипликация

находится

на

стыке

таких

видов

искусства, как кинематограф, театр, комикс, изобразительное искусство и

музыка,

то

и

программа

кружка

включает

разнообразные

виды

деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и,

конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов! Дети изучают

историю

мультипликации – от оптических игрушек до современных мультфильмов,

знакомятся с техниками мультипликации, с законами монтажа и средствами

выразительности,

применяемыми

в

мультипликации,

учатся

работать

с

цифровым

фотоаппаратом

и

микрофоном,

монтировать

мультфильм

на

компьютере.

Рисуют

афиши

и

пригласительные

на

показ

своих

мультфильмов.

Программа

разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей

младшего школьного возраста.

Цель программы: Вызвать у детей потребность в познавательной,

творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов

(важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития).

Задачи

Образовательные:

− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;

познакомить

с

технологией

создания

мультипликационного

фильма;

− формировать художественные навыки и умения;

− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.

1

Развивающие:

− развивать творческое мышление и воображение;

− развивать

детское

экспериментирование,

поощряя

действия

по

преобразованию объектов;

− способствовать проявлению индивидуальных интересов и

потребностей; − развивать интерес к совместной со сверстниками и

взрослыми деятельности.

Воспитательные:

− воспитывать чувство коллективизма;

− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений

посредством анимационной деятельности;

− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду

сверстников и его результатам;

− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

В

ходе

работы

предусматриваются

различные

формы

как

индивидуального

творчества

ребёнка,

так

и

его

сотрудничества

и

сотворчества со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий - 1

раз в неделю с сентября по май. Количество занятий в год - 38.

Продолжительность

занятий

1

час,

время,

предусмотренное

физиологическими

особенностями

возраста

детей

и

«Санитарно-

эпидемиологическими правилами и нормами» с игровыми переменами.

Программный

материал

реализуется

в

процессе

организации

художественной

деятельности

детей,

речевых

игр,

творческой

речевой

деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма,

составление

рассказов

из

личного

опыта),

через

ознакомление

с

компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.

В

программе

ДАС

«Талантики»

запланировано

создание

мультфильмов,

посвященных

календарным

праздникам:

«Наша

елочка»,

«Масленица», «Видеопоздравление любимой маме», «Нашим защитникам

Отечества». И на дни рождения членов студии.

Каждое занятие подчинено определенным принципам:

тематический

принцип:

реальные

события,

происходящие

в

окружающем

и

вызывающие

интерес

детей,

календарные

праздники,

сезонные

явления

в

природе.

Все

эти

факторы

отражаются

и

при

планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу

мультстудии «Талантики» в целостный образовательный процесс и решать

задачи развития детей комплексно;

принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до

придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до

фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров)

мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров;

формирование

познавательных

интересов

и

познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности: создание мультфильма –

это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность

дошкольников (знакомство с историей мультипликации, придумывание из

2

чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза

дымить и т.д., освоение анимационной техники перекладки).

Программа

предусматривает

применение

индивидуальных

и

групповых форм работы с детьми.

Индивидуальная

форма

работы

предполагает

дополнительное

объяснение задания детям, озвучивание ролей.

В

ходе

групповой

работы

детям

предоставляется

возможность

самостоятельно

построить

свою

работу

на

основе

принципа

взаимозаменяемости,

ощутить

помощь

со

стороны

друг

друга,

учесть

возможности

каждого

на

конкретном

этапе

деятельности.

Всё

это

способствует

более

быстрому

и

качественному

выполнению

задания.

Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные

работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при

организации групповой формы работы является ориентирование детей на

создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта

работы в рамках Программы.

Для реализации программы применяются следующие методы работы:

а)

методы

организации

и

осуществления

деятельности

(словесные,

наглядные,

практические,

самостоятельной

работы

и

работы

под

руководством педагога);

б) методы

стимулирования и мотивации учения (методы формирования

интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в)

методы

контроля

и

самоконтроля

(фронтальный

и

дифференцированный,

текущий и итоговый).

Каждое занятие включает небольшое словесное объяснение и

практическое выполнение задания. Работы, выполненные детьми,

размещаются на официальном сайте учреждения и принимают участие в

различных конкурсах и фестивалях, имеющих

художественно

эстетическую

или

социально-коммуникативную

направленность.

Целевые ориентиры Программы ДАС«Талантики»

1.

в развитии воспитанников:

ребенок

становится

активным

в

выборе

содержания

своего образования:

- активно сотрудничает с детьми и взрослыми;

- сам выбирает деятельность, в которой будет себя реализовывать;

- проявляет инициативу в различных видах деятельности;

- у него сформированы познавательные интересы и познавательные

действия в различных видах деятельности;

- развиты художественные способности в лепке, конструировании,

рисовании.

2. во взаимодействии школы с семьей:

3

- родители активно участвуют в образовательном

процессе;

-

продолжают

образовательную

деятельность дома;

- умеют

формулировать

свой

образовательный

заказ.

Результаты –продукты:

1.

Показ созданных мультфильмов членами ДАС.

2.

Демонстрация медиапродуктов на сайте школы, на страничке

группы.

3.

Фоторепортаж этапов реализуемого проекта в персональном

блоге на сайте школы.

Мониторинг реализации Программы

Успешность

овладения

умениями

отслеживается

c

помощью

наблюдения

за

деятельностью

детей,

бесед,

методик

на

выявление

следующих умений:

-

умения

детей

выслушивать

сверстника,

с

уважением

относиться к его мнению, интересам, отстаивать своё мнение;

-

умения

высказывать

свои

предположения

и

получать

необходимую информацию в общении;

-

владение

основными

речевыми

и

коммуникативными

умениями;

-

культура общения ;

-

реакция в конфликтных ситуациях .

Процесс создания мультфильма в стенах школьного учреждения

(последовательность действий)

1.

Подбор

материала

для

сценария.

Можно

взять

авторское произведение родителей на основе конкурсного отбора.

2.

Выбор анимационной техники.

3.

Изготовление фонов и персонажей. Используется

масса для лепки или пластилин, конструктор ЛЕГО, бросовый

материал (бусины, бантики и т.д.), или готовые куклы. Фон для

новичков

лучше

брать

неподвижный.

А

затем

он

может

и

панорамно двигаться – горизонтально или вертикально. В этом

случае персонаж идет, бежит, прыгает, ныряет на одном месте.

4.

Съемка анимационного фильма.

Размер кадра. Установить самое маленькое разрешение (640х480

– оно же VGA) – это делается для того, чтобы каждый отдельный кадр

занимал мало места в памяти, и фильм можно было быстро собрать и

посмотреть.

Вспышка. Желательно отключить вспышку (во-первых, часто бывают

неудобные блики и после каждой вспышки фотоаппарат долго готовиться к следующей

вспышке).

4

Баланс

белого.

Если

его

не

настроить,

то

все

кадры

могут

оказаться окрашенными в какой-нибудь цвет – весь фильм окажется, виден

как бы через цветное стекло.

Для съёмки подойдёт интенсивное, но равномерное освещение

рабочей плоскости. Основной лист (фон) лучше укрепить двусторонним

скотчем. Положить пластилиновый персонаж на фон-декорацию. Придать

персонажу нужную позу. Первая фаза готова к съемке.

Слегка изменили позу – вторая фаза. То, насколько последующая

фаза будет отличаться от предыдущей, зависит от замысла, от характера

движений персонажа. Чем меньше различий между кадрами, тем плавнее

будет

движение

объектов.

Важно,

чтобы

при

съёмке

не

двигался

фотоаппарат. Поэтому надо надёжно закрепить его на штативе, устойчиво

поставить штатив, так чтобы дети не сдвинули его. Для съёмки, нажатия

кнопки, лучше выбрать одного «ответственного». Следует осуществлять и

постоянный контроль качества отснятых кадров (не выходить за границы

кадра,

не

допускать

попадания

в

кадр

посторонних

предметов

и

рук).

Ребенок

передвигает

персонаж

и

игрушки,

наделяя

их

душевными

качествами, перевоплощается в них, становится участником этого действа-

игры, привносит элементы импровизации, спонтанно варьирует развитие

событий, что придает особую оригинальность работе. Важно сразу показать

отснятый

материал

детям.

Такая

функция

есть

у

многих

цифровых

фотоаппаратов,

когда

кадры

быстро

сменяют

друг

друга

и

получается

анимационное действие. Только тогда технологическая цепочка создания

фильма детям будет понятна. А при съёмке нового эпизода, они более

осознанно подойдут к процессу.

5.Звуковое оформление, или «озвучивание». Основное средство

выражения мыслей и чувств – звучащее слово, – вступая во взаимодействие

c

изобразительной

частью

фильма,

усиливает

его

в

идейном,

художественном плане. Здесь дети проявляют свои актерские способности:

выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но

новичкам

для

начала

лучше

просто

наложить

м е л од ию ,

соответствующую замыслу.

6.Монтаж

фильма

(верстка).

В

работе

с

дошкольниками

эта

функция

решается

педагогом.

Перенести

отснятые

фотографии

на

компьютер.

Разместить

снимки,

музыкальные

композиции,

голосовые

записи в программе для вёрстки и монтировать фильм.

Планирование

ДАС «Талантики» МБОУ СОШ №14 им.В.Н.захарова

на 2017-2018 учебный год

п/п

Тема занятия

неделя

Сентябрь: Пластилиновая анимация «Школьная пора»

1

История пластилиновой анимации

Придумывание сюжета

1 неделя

2

Как герои двигаются?

Подготовка пластилиновых героев

2 неделя

3

Для чего нужны декорации? Подготовка

декораций

3 неделя

5

4

Кто говорит в мультфильмах? Озвучивание

и монтаж

4 неделя

5

Просмотр мультфильма

5 неделя

Октябрь: Песочная анимация «Золотая осень»

6

Песочные истории

Придумывание сюжета

1 неделя

7

Живой песок

Рисование на песке

2 неделя

8

Ожившие картины

Съёмка песочной истории

3 неделя

9

Как «поёт» песок?

Подборка музыкального сопровождения

4 неделя

10

Просмотр мультфильма

5 неделя

Ноябрь: Кукольная анимация «В гости к сказке»

11

История кукольной анимации Придумывание

сюжета

1 неделя

12

Как куклы двигаются?

Подготовка кукол-героев

2 неделя

13

Для чего нужны декорации? Подготовка

декораций

3 неделя

14

Кто говорит в мультфильмах? Озвучивание

и монтаж

4 неделя

15

Просмотр мультфильма

5 неделя

Декабрь: Плоскостная анимация «Новогоднее волшебство»

16

История на бумаге

Придумывание сюжета

1 неделя

17

Как герои двигаются?

Изготовление подвижных фигурок из картона

2 неделя

18

Для чего нужны декорации?

Подготовка листов декораций

3 неделя

19

Как двигается рот когда говорит фигурка? Озвучивание

и монтаж

4 неделя

20

Просмотр мультфильма

5 неделя

Январь: Сыпучая анимация «Рисовая история»

21

Из чего можно сделать мультик? Создание

рисовой истории

3 неделя

22

Использование крупы в мультипликации

Подборка музыкального сопровождения и просмотр готового

мультфильма

4 неделя

Февраль: Лего-анимация «Нашим защитникам Отечества»

23

Лего фигурки в мультфильмах Придумывание

сюжета

1 неделя

24

Как фигурки передвигать?

Построение декораций фона, подборка героев

2 неделя

25

Профессия режиссер!

Съёмка мультфильма, озвучивание героев.

3 неделя

26

Просмотр мультфильма

4 неделя

Март: «Мамин праздник»

6

27

Создание анимации из доступных материалов (фольга)

Придумывание сюжета

1 неделя

28

Как заставить цветок распускаться?

Создание цветов с подвижными лепестками из фольги

2 неделя

29

Что такое драпировка?

Использование ткани для создания фона

3 неделя

30

Музыка вместо слов!

Подборка музыкального сопровождения.

4 неделя

31

Просмотр мультфильма

5 неделя

Апрель: Объёмная анимация «Космическое путешествие»

32

Использование различных техник в одном мультфильме

Придумывание сюжета

1 неделя

33

Движение в мультфильме

Подготовка пластилиновых и бумажных героев, кукол.

2 неделя

34

Подручные средства при создании декораций

3 неделя

Подготовка декораций из различных материалов

35

Как музыка влияет на характер сюжета? Озвучивание

и монтаж

4 неделя

36

Просмотр мультфильма

5 неделя

Май: «Скоро каникулы»

37

Создание коллективного фильма-отчёта о нашей жизни в

детском саду

3 неделя

38

Просмотр на родительском собрании.

4 неделя

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для достижения целевых ориентиров программы необходимы:

-

ножницы для каждого ребенка;

-

краски (акварельные, гуашь) и цветные карандаши;

-

пластилин;

-

песок;

-

бросовый материал (веточки, листья, мох, и.т.д.);

-

игрушки

(куклы

маленького

р а з м е р а ,

небольшие

машинки,

наборы конструктора ЛЕГО);

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

− телевизор

− фотоаппарат (штатив для фотоаппарата)

− музыкальный центр

− микрофон

− проектор

-

ноутбук, поддерживающий запись голоса, с выходом в

интернет;

− искусственные источники света (лампа)

Программное обеспечение (открытое):

Киностудия Windows Life – входит в комплект поставки Windows;

7

МултиПульт – бесплатная программа для сборки мультфильмов под

музыку;

Графический редактор Paint – входит в комплект поставки Windows;

Программа для монтажа фильмов Windows Movie Maker;

Программа просмотра изображений – входит в комплект поставки

Windows;

LibreOffice Impress – редактор презентаций в составе бесплатного

пакета LibreOffice;

VLC – бесплатный видео-плеер с возможностями конвертирования

видео и записи экрана;

Audaciti – бесплатная программа записи и обработки звука;

Adobe Flash CS3 – пробная версия программы имеется на сайте

производителя.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.:

Аспект Пресс, 1998.

2.Максимова С.В. Методическое пособие по применению мульт-терапии для детей с

нарушениями речи, 2011.

3.Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития

средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве, М. 2009.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс,

2005.

5. Смирнова И.А., Верховкина М.Е., Атарова М.Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного

образования в таблицах и схемах. - М.: Каро, 2014.

6. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб, 1997.

8



В раздел образования