Напоминание

"Роспись каргопольской игрушки"


Автор: Захарова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №163" дошкольное образование
Населённый пункт: г.Зеленогорск Красноярский край
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Роспись каргопольской игрушки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Роспись каргопольской игрушки»

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие

(художественное творчество)

Цель: Познакомить детей с особенностями каргопольской росписи.

Задачи:

Познакомить детей и дать общее представление о каргопольской

игрушке;

Учить видеть и выделять характерные элементы росписи, такие как

«знаки солнца»;

Познакомить с цветовой гаммой каргопольской игрушки;

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Оборудование: гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, клеенки, кассета с

записями

народных

мелодий,

образцы

каргопольской

игрушки,

фигурки

птицы для росписи, вязаные гнёзда, презентация о г. Каргополь.

Ход занятия

Под музыку «Светит месяц» заходит воспитатель

Посмотри, как хороша,

Эта девица – душа,

Щечки алые горят

Удивительный наряд!

Чародейка, мастерица

Как волшебница, жар – птица!

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга – мастерица. А приехала я к вам из

древнего города Каргополь.

Много сказочных лет у России

Городов у России не счесть,

Может где-то бывает красивей,

Но не будет красивей, чем здесь!

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!

- Эти слова о славном городе Каргополь. В этот город я вас и приглашаю в

путешествие.

Хотите ли там побывать и узнать, чем он знаменит?

Тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда, вы должны

закрыть

глаза

и

произнести

заклинание:

«Раз,

два,

три,

повернись,

в

Каргополе очутись!»

- Вот мы и в Каргополе. Посмотрите, на экран. Есть в Архангельской области

тихий городок Каргополь.

Находится он далеко от больших дорог, среди

хвойных лесов, зимы здесь суровые. Вот в таких простых деревянных избах,

мастера

в

старину

лепили

свои

чудесные

игрушки.

Лепили

игрушку

с

любовью

руками

как

пирожок,

сушили,

обжигали

в

русской

печи,

раскрашивали

не

мудреными

красками.

За

зиму

столько

замечательных,

веселых игрушек накапливалось, что пора и на ярмарку!

-

Посмотрите

на

стол,

какие

игрушки

лепили

в

Каргополе!

(животные,

фигурки человека, птицы).

- А так же ребята, мастера для детворы изготавливали свистульки и игрушки

на которых можно исполнить какую-нибудь мелодию, (показ).

- Возьмите каждый по игрушке, рассмотрите, потрогайте, скажите из какого

материала изготовлены каргопольские игрушки? (из глины).

- Какие цвета преобладают в росписи игрушек?

- Старая каргопольская игрушка была не яркой, блеклой. Для ее украшения

мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не

знали.

Даже

сейчас

расписывают

мастера

игрушки

в

неяркие

цвета.

В

росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.

- Назовите какие знакомые элементы росписи вы видите на этих игрушках?

Например, я вижу здесь черные точки, а вы?

- А знаете ли вы, что все эти элементы называются «знаки солнца»?

- Каждый элемент узора имеет смысл, свое значение. Так круги, кольца с

крестом внутри – символ Земли, пашни;

На севере холодно, всегда ждут прихода весны, солнца, тепла. Ждут, когда

снова можно будет сеять и растить хлеб.

- Какое настроение вызывает у вас эти игрушки?

- Обратите внимание, какая замечательная необыкновенная птица у меня в

руках.

Бог греет и питает,

Чудно в перьях одевает,

Высоко они летают

Даже ангелов видали

-Люди

поклонялись

птицам

и

держали

в

доме

их

изображения-

чтобы

охраняли покой, берегли от ненастий.

- И знаете ребята, таких птиц я слепила очень много, а вот украсить их не

успела. Не

смогли бы вы стать моими помощниками – подмастерьями и

помочь раскрасить этих птиц?

А как это делается, я вам покажу.

А сначала мы поиграем:

Физкультминутка

Работа за столом

- А сейчас мы с вами ребята, попробуем приблизить весну и Солнце – на

время станем народными мастерами и распишем птицу.

Показ игрушки и её роспись

- Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!

Роспись птиц детьми.

Итог:

- Ребята, с какой игрушкой вы знакомились?

-

А

кто

запомнил,

как

называются

элементы

росписи,

которыми

мы

расписывали игрушки?

- Как у каждого человека

Как у каждого животного

Так и у птицы должен быть свой домик. (дарю гнезда)

Я

предлагаю

полюбоваться,

какая

у

нас

получилась

замечательная

каргопольская игрушка. Сегодня вечером каждый из вас может забрать свою

птицу домой и пусть она оберегает ваш дом и приносит счастье.



В раздел образования