Автор: Захарова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №163" дошкольное образование
Населённый пункт: г.Зеленогорск Красноярский край
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Роспись каргопольской игрушки"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Роспись каргопольской игрушки»
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие
(художественное творчество)
Цель: Познакомить детей с особенностями каргопольской росписи.
Задачи:
●
Познакомить детей и дать общее представление о каргопольской
игрушке;
●
Учить видеть и выделять характерные элементы росписи, такие как
«знаки солнца»;
●
Познакомить с цветовой гаммой каргопольской игрушки;
●
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Оборудование: гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, клеенки, кассета с
записями
народных
мелодий,
образцы
каргопольской
игрушки,
фигурки
птицы для росписи, вязаные гнёзда, презентация о г. Каргополь.
Ход занятия
Под музыку «Светит месяц» заходит воспитатель
Посмотри, как хороша,
Эта девица – душа,
Щечки алые горят
Удивительный наряд!
Чародейка, мастерица
Как волшебница, жар – птица!
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга – мастерица. А приехала я к вам из
древнего города Каргополь.
Много сказочных лет у России
Городов у России не счесть,
Может где-то бывает красивей,
Но не будет красивей, чем здесь!
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор!
- Эти слова о славном городе Каргополь. В этот город я вас и приглашаю в
путешествие.
Хотите ли там побывать и узнать, чем он знаменит?
Тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда, вы должны
закрыть
глаза
и
произнести
заклинание:
«Раз,
два,
три,
повернись,
в
Каргополе очутись!»
- Вот мы и в Каргополе. Посмотрите, на экран. Есть в Архангельской области
тихий городок Каргополь.
Находится он далеко от больших дорог, среди
хвойных лесов, зимы здесь суровые. Вот в таких простых деревянных избах,
мастера
в
старину
лепили
свои
чудесные
игрушки.
Лепили
игрушку
с
любовью
руками
как
пирожок,
сушили,
обжигали
в
русской
печи,
раскрашивали
не
мудреными
красками.
За
зиму
столько
замечательных,
веселых игрушек накапливалось, что пора и на ярмарку!
-
Посмотрите
на
стол,
какие
игрушки
лепили
в
Каргополе!
(животные,
фигурки человека, птицы).
- А так же ребята, мастера для детворы изготавливали свистульки и игрушки
на которых можно исполнить какую-нибудь мелодию, (показ).
- Возьмите каждый по игрушке, рассмотрите, потрогайте, скажите из какого
материала изготовлены каргопольские игрушки? (из глины).
- Какие цвета преобладают в росписи игрушек?
- Старая каргопольская игрушка была не яркой, блеклой. Для ее украшения
мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не
знали.
Даже
сейчас
расписывают
мастера
игрушки
в
неяркие
цвета.
В
росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.
- Назовите какие знакомые элементы росписи вы видите на этих игрушках?
Например, я вижу здесь черные точки, а вы?
- А знаете ли вы, что все эти элементы называются «знаки солнца»?
- Каждый элемент узора имеет смысл, свое значение. Так круги, кольца с
крестом внутри – символ Земли, пашни;
На севере холодно, всегда ждут прихода весны, солнца, тепла. Ждут, когда
снова можно будет сеять и растить хлеб.
- Какое настроение вызывает у вас эти игрушки?
- Обратите внимание, какая замечательная необыкновенная птица у меня в
руках.
Бог греет и питает,
Чудно в перьях одевает,
Высоко они летают
Даже ангелов видали
-Люди
поклонялись
птицам
и
держали
в
доме
их
изображения-
чтобы
охраняли покой, берегли от ненастий.
- И знаете ребята, таких птиц я слепила очень много, а вот украсить их не
успела. Не
смогли бы вы стать моими помощниками – подмастерьями и
помочь раскрасить этих птиц?
А как это делается, я вам покажу.
А сначала мы поиграем:
Физкультминутка
Работа за столом
- А сейчас мы с вами ребята, попробуем приблизить весну и Солнце – на
время станем народными мастерами и распишем птицу.
Показ игрушки и её роспись
- Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!
Роспись птиц детьми.
Итог:
- Ребята, с какой игрушкой вы знакомились?
-
А
кто
запомнил,
как
называются
элементы
росписи,
которыми
мы
расписывали игрушки?
- Как у каждого человека
Как у каждого животного
Так и у птицы должен быть свой домик. (дарю гнезда)
Я
предлагаю
полюбоваться,
какая
у
нас
получилась
замечательная
каргопольская игрушка. Сегодня вечером каждый из вас может забрать свою
птицу домой и пусть она оберегает ваш дом и приносит счастье.