Автор: Прокопьева Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №203
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности(театральные постановки)"
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих
способностей дошкольников
в театрализованной
деятельности(театральные
постановки
Автор Прокопьева Вера Николаевна
МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы»
Чебоксары 2015 г
1.
Обоснование актуальности темы педагогической системы.
Театральное творчество – творчество коллективное и оно
сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее
внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов.
Основной целью детского театрального творчества является содействие
становлению ребенка как личности. Дошкольный возраст – один из наиболее
ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы
закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного
и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период
от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так
важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру,
литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов
можно достигнуть.
Актуальность использования театрализованной деятельности в воспитании
детей дошкольного возраста заключается в том, что она является одной из
самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.
Она доставляет детям радость, развивает воображение и
фантазию, способствует творческому
развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По
эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка
театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом
с музыкой, рисованием и лепкой.
Театрализованная
деятельность
—
важнейшее
средство
развития
у
детей
способности
распознавать
эмоциональное
состояние
человека
по
мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных
ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная
деятельность
позволяет
формировать
опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение
или
сказка
для
детей
дошкольного
возраста
всегда
имеют
нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не
только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Именно
способность
ребенка
к
такой
идентификации
с
полюбившимся
образом позволяет мне через театрализованную деятельность оказывать пози-
тивное влияние на детей.
Театральное искусство, обладает большими возможностями воспитания
у детей желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть,
образно мыслить, слушать и слышать. Это помогает преодолевать робость,
неуверенность в себе, застенчивость.
Поэтому особое значение в дошкольном воспитании можно и нужно
уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые
помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире,
повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой,
музыкой,
изобразительным
искусством,
правилами
этикета,
обрядами,
традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием о
детстве, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками,
родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребёнка.
Поэтому, определившись с темой самообразования, я определила для себя
цель и следующие задачи:
Цель:
Организовать
и
провести
работу
с
дошкольниками
по
театрализованной
деятельности,
которая
будет
способствовать
развитию
творческих способностей.
Задачи:
1.
Приобщать
детей
к
театральной
культуре
(знакомить
с
театральными
жанрами, видами кукольных театров).
2.
Развивать элементы актерского мастерства.
3.
Создавать
условия
для
развития
творческой
активности
детей
в
театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество,
развивать
способность
свободно
и
раскрепощено
держаться
при
выступлении, побуждать к импровизации средствами
мимики, интонации,
выразительных движений).
4.
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей
и
взрослых
(постановка
совместных
спектаклей
с
участием
детей,
родителей, педагогов).
2.
Ведущая педагогическая идея
Сформировать
у
дошкольников
способности
выражать
восприятие
окружающего их мира, совершенствовать их эстетические
и творческие
способности средствами театрализованной игры.
3.
Методологическая основа опыта.
Большинство
исследователей
приходят
к
выводу
о
том,
что
театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их
«творческими». Изучив методическую литературу и ссылаясь на их работы
(М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин), можно выделить следующее,
что
в отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует
обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в
ней иногда достаточно внешнего подражания. В театрализованных играх
развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое,
музыкально –
игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
С самых ранних лет ребёнок стремиться проявить творчество. Очень
важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств
и
мыслей,
поощрять
желание
быть
непохожим
на
других,
разбудить
их
фантазию,
реализовать
их
способности.
Театрализованная
деятельность
позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому,
что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного
возраста
всегда
имеют
нравственную
направленность
(дружба,
доброта,
смелость).
На
основе
изученной
литературы
разработала
и
составила
план
совместной
деятельности
дошкольниками
на
учебный
год,
согласно
тематического
планирования
ДОУ.
Определила
формы,
методы
и
объём
работы с учётом возрастных особенностей детей.
Методы и приёмы:
Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми
сюжетов – моделей, ситуаций – моделей, этюдов, в которых они будут
осваивать способы художественно – творческой деятельности);
Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный
образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
Метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление
ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих
ассоциаций создавать в сознании новые образы);
Приёмы: прямые и косвенные
Разнообразила
и
дополнила
развивающую
среду
группы
масками,
костюмами,
новыми
игрушками
–
персонажами
и
играми
для
театрализованной деятельности, различными видами кукольных театров и пр.
4.
Теоретическое обоснование опыта.
Еще до нашей эры возникло театральное искусство. У всех народов мира
с
древнейших
времён
существуют
праздники,
связанные
с
ежегодными
циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды
дали жизнь драме и театру. Хор ряженых и запевала не просто исполняли
песню, между ними возникал диалог, а значит - активная мимика, действие.
Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней
свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем
мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить
в
этом
мире,
строить
взаимоотношения
с
окружающими,
а
это
в
свою
очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в
обществе.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так
важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств
и мыслей,
разбудить фантазию детей,
попытаться максимально реализовать
их способности. А для этого в группе имеются несколько видов театра:
пальчиковый театр;
театр «Киндер» («Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь»);
деревянный настольный театр;
театр «Живой перчатки»;
театр «Ниточка – клубочек»;
театр кукол «Би-ба-бо»;
плоскостной театр на фланелеграфе
Все
виды
театров
использую
в
процессе
работы
как
совместной
деятельности
с
детьми,
так
и
в
самостоятельной
деятельности
дошкольников. Дети, играя в эти виды театра, проявляют свои успехи в
кукловождении, в имитации движений героев своего «сценария».
С
помощью
игр,
упражнений
и
этюдов помогла
активизировать
воображение детей, побуждала их к общению, речевому сопровождению
своих
действий.
В
этих
упражнениях
дети
то
украшали
торт,
то
превращались
в
шаловливых
волчат:
«Шьем
кукле
платье»,
«Доброе
животное», « «Фруктовый сад», «Слушаем музыку»; обыгрывали этюды по
стихам: «Жадный пес», «Был у зайца дом».
Игры
на
превращения научили
ребят
выразительности,
умению
оживлять
фантазию
и
воображение.
Чтобы
движение
доставляло
удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть
своим
телом,
например,
произвольно
напрягать
и
расслаблять
мышцы,
свободно и непроизвольно пользоваться движениями рук. Выразительными
должны
быть
так
же
кисти
и
пальцы.
Музыкальное
сопровождение
подбирается соответственно содержанию игр.
Вполне согласна с высказыванием О.П. Радынова: «Театрализация это
волшебный
мир,
в
котором
ребёнок
радуется,
играя,
а
играя,
познаёт
окружающее…». А ведь и, правда, театрализация – это самый творческий
вид детской деятельности.
Маленький ребёнок, который едва научился осмыслять окружающую
его жизнь, охотно демонстрирует, как прыгает зайчик, или белочка, как скачет
лошадка, или передвигается косолапый медведь.
Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю
не на результат в форме внешней демонстрации театрального действия, а на
организацию творческой деятельности в процессе создания спектакля. Мои
дети
любят
распределять
роли,
по
каким-либо
качествам
ребёнка
и
персонажа. Очень редко, когда дети хотят играть отрицательные роли. Но
иногда бывает и так: стремление активно участвовать в игре толкает ребёнка
к исполнению любой, даже отрицательной роли. Чтобы привлечь внимание
сверстников к себе, он готов шутовски смешить их.
Театрализация
-
это
в
первую
очередь
импровизация,
оживление
предметов и звуков. В ней ребенок накапливает опыт ролевого поведения и
ролевых отношений, который облегчает ему вхождение в жизнь. Моя цель в
театрально-игровой
деятельности
является
развитие
творческих
и
личностных качеств детей, их волевой, эмоциональной сферы, эстетического
развития. Но самое главное, что порождает театральная игра - это стремление
к самореализации, самовыражению.
Театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному
богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё
отношение
к
добру
и
злу;
познаёт
радость,
связанную
с
преодоление
трудностей общения, неуверенности в себе.