Авторы: Ткачик Алевтина Александровна, Иванова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 19 "Золушка"
Населённый пункт: МО г.о.Подольск м-н Климовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности, как условие успешного речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности, как
условие успешного речевого развития детей среднего дошкольного возраста».
Подготовили:
воспитатели МБДОУ № 19
Ткачик А.А.
Иванова О.Н.
О бра з на я,
богат а я
с инонима ми,
дополне ниями
и
опис а ниями
реч ь
у
детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в
возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к
ее усвоению.
Дети нашей группе не исключение, у многих из них наблюдаются проблемы речевого
развития.
Сенситивный
период
характеризуется
повышенной
чувствительностью,
обострённой
эмоциональной восприимчивостью к внешним воздействиям определённого рода.
«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет
назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать
крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое дело имеется бытовой
прибор.
К
сожалению,
проблему
недоразвития
мелкой
моторики большинство
родителей
осознают только перед школой (ребёнок приходит учиться в школу, но при этом не может
удержать карандаш в руке).
Работа по развитию мелкой моторики рук у детей ведётся нами второй год, начиная со
второй
младшей
группы.
На
основе
наблюдений
за
детьми
нами
была
выявлена
следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается
и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Чем активнее и
точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Учитывая вышесказанное, приоритетом нашей работы по речевому развитию детей
стала
тренировка мелкой
моторики рук,
которая
является
стимулирующим
фактором
для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Первым
делом
нами
была
организована
необходимая развивающая
пространственно-
предметная среда.
Считаем,
что
маленькие
дети
перегружены
информацией,
а
нам
необходимо
сделать
процесс обучения для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому, нами был
создан сенсомоторный уголок.
Функции сенсомоторного уголка
Дети имеют возможность играть и экспериментировать с представленными в сенсорном
уголке
экспонатами,
тем
самым
обогащают
свой
чувственный
опыт. Мелкие детали,
перебираемые детскими пальчиками, дали не только возможность развития моторики
пальцев рук, а стимулировали развитие речи детей.
В ходе наблюдения за самостоятельной деятельностью детей, мы обратили внимание на
то, что нашим малышам наиболее интересны тактильные игры.
Наверняка, для вас не
будет открытием, что тактильные игры помогают не только сенсорному развитию ребёнка,
это – прямой путь к их речевому развитию.
Например, рисование на манке, игры с водой.
Параллельно с этой работой нами была изучена технология мнемотехники.
Мнемотехника
–
это
совокупность
методов
и
приёмов,
которые
позволяют
визуализировать
информацию
для
облегчения
восприятия
и
последующего
воспроизведения.
В конце учебного года, в процессе образовательной деятельности по речевому развитию
детей, мы стала использовать мнемоквадраты.
Например, объёмное изображение зайца.
Воспитатель спрашивает, какого цвета шубка у зайца? (белая). Какая шубка на ощупь?
(мягкая,
гладкая). В
дальнейшем
ребёнок
самостоятельно
составляет
описательный
рассказ, опираясь на мнемоквадрат.
Сенсомоторный
уголок
мы
продолжаем
использовать
и
в
средней
группе.
Игрушки
и
пособия
систематически
обновляются,
задачи,
поставленные
в
играх,
усложняются, это повышает к ним интерес детей и позволяет нам разнообразить их
использование.
Параллельно
усложняется
работа
и
по
использованию
мнемотехники,
дети
стали
выкладывать мнемоквадраты в мнемодорожки.
Новизна опыта работы состоит в том, что в средней группе мы объединила тактильные
игры
с
природным
материалом
и
технологию
мнемотехники,
которая
заключается
в
создании детьми объёмных изображений с использованием нетрадиционных материалов.
Большое
количество
природного материала
в
сенсомоторном
уголке:
шишки,
жёлуди,
грецкие орехи, бобы, горох и многое другое мы применяем для создания объёмных
картинок, так называемых мнемоквадратов.
Расскажу
более
подробно.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
работа
по
обучению
детей
рассказыванию, у воспитателей вызывает затруднения. Причина – зачастую традиционные
занятия не интересны детям, им скучно. Расскажу, как это делаем мы.
Например, «Составление рассказа о зиме».
1. В беседе с детьми, с помощью загадок наводящих вопросов мы называем признаки
зимы.
2. Одновременно с этим на доске схематично изображаем тот или иной признак.
Например, идёт снег.
3.
Далее
детям
предлагаем
заняться
продуктивной
деятельностью,
с
использованием
нетрадиционных
материалов.
В
продуктивной
деятельности
дети
создают
реальный
продукт,
в
котором
представление
о
признаке
получает
материальное
воплощение
в
объемном изображении. Эта работа продолжается на нескольких занятиях.
С неба падают снежинки (ватные диски и нитки)
День короткий, а ночь длинная. (пластилин и крупа)
На деревьях нет листьев. Они стоят укрытые снегом. (рисование солью)
Дети зимой любят лепить снеговиков (рисование солью)
С нами остаются зимующие птицы. (пластилин и крупа)
Заяц и белка поменяли свои шубы. (клей и нитки для вязания)
Еж спит в норе (пластилин и семена подсолнуха)
Медведь спит в берлоге (нитки для вязания и вата)
Люди зимой одевают теплую одежду (использовались различные виды ткани)
4.
Из
полученных
объёмных
изображений
дети
самостоятельно
выкладывают
мнемодорожки.
Хочу
подчеркнуть,
что
каждый
ребёнок
выстраивает
свою
дорожку
индивидуально,
поэтому рассказы получаются разными. На мой взгляд, в итоге, дети приобрели навык
составление творческих рассказов о зиме.
С данной технологией познакомили родителей своих воспитанников, т.к. убедились в его
результативности.
Нами была
организована игротека
с
родителями.
Её
цель
—
демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Во
время мероприятия родители познакомились с технологией мнемотехники, различными
тактильными играми с природным материалом и получили возможность совместно с
детьми
изготовить
мнемоквадраты
с
использованием
нетрадиционных
материалов.
В
дальнейшем, родители смогли применить полученные знания при изготовлении книжек –
малышек. Сейчас книжки - малышки находятся у нас в речевом уголке и вызывают
интерес у моих воспитанников. В свободной игровой деятельности дети рассматривают
эти книжки, проявляют инициативу по составлению рассказов о признаках зимы.
В
старшей
группе работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является
частью
нашего
педагогического
мастерства,
а
главное
использование
данного
опыта
работы
позволит
детям
легко
заучивать
стихотворения,
составлять
и
пересказывать
рассказы.
Этот
приём
планируем
использовать
и
в
опытно
–экспериментальной
деятельности.