Автор: Зайцева Ирина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ"
Раздел: дошкольное образование
«
МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ КАК
УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В
РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ»
Подготовила педагог-психолог Зайцева И.А.
МАДОУ ДС №29 «Ёлочка»
г, Нижневртовск
МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПЕДАГОГАМИ
Нередко от педагогов можно слышать упрёк в адрес современных родителей по
поводу их педагогической пассивности: « Они не чем не интересуются, проблемы
развития собственного ребёнка откладывают на «потом». Им всегда некогда, они
вечно торопятся». По - человечески воспитателей можно понять. Эта проблема,
перестанет быть актуальной, если педагог позволит себе выйти за оценочные рамки.
Перестанет упрекать и тем более осуждать матерей и отцов за их «педагогическую
пассивность». Если идти в сотрудничестве с семьёй по пути постоянного поиска
виноватого, можно зайти только в тупик!
В современной практике сотрудничества всё ещё сохраняется рациональный стиль
общения. Он проявляется в чрезмерной обращённости воспитателя к рассудку
родителя, к его чувству родительского долга: «Вы обязаны, вы же мать» и т.п ; в
ущерб обращённости просто к чувствам матери или отца. Всё это мешает
устанавливать контакт с родителями не только на уровне обмена информации, но и,
тем более, на уровне обмена переживаниями. Рационализм общения мешает
установлению личностных диалогических отношений между педагогом и
родителем, сохраняя ролевой характер их взаимодействия.
Ролевое общение задаёт поведению его участников определённые рамки,
вынуждая говорить о том, что положено сдерживать потребность быть более
искренним. Воспитатель, оставаясь в границах роли, привыкает ощущать себя не
свободным и не даёт свободы партнёру по общению «родителю», беря под свой
контроль его педагогическую компетентность, направляет и ограничивает его. В
этой ситуации родителю отводится пассивная роль объекта воздействия и оценки со
стороны педагога. Таким образом, оценочный характер общения «Педагог- семья»
не способствует установлению подлинно диалогического сотрудничества сторон.
Монополия педагогов на знания о том, как семья должна воспитывать ребёнка,
отдаляет их от семьи, её потребностей.
Представим такую ситуацию: педагог с дипломом, уверенно демонстрирует
знания о развитии ребёнка родителем, на родительском собрании. Рассказывает о
развитии у ребёнка воображения, памяти, мышления. С профессиональной точки
зрения – хорошая тема, не вызывает ни каких возражений. Но если её «примерить» к
актуальным потребностям конкретных семей, профессионально не имеющего
отношения к педагогике, психологии, она может вызвать раздражение: «Зачем мне
специальные знания, у меня совсем другие проблемы!». Таким образом, мы видим,
что сотрудничество с семьёй превращается в «навязывание» знаний, которые
родителями не воспринимаются. Причём выбор знаний остаётся за педагогами, они
решают, в какой педагогической информации нуждается родитель.
Недостаточная потребность родителя в педагогическом сотрудничестве «низкая
мотивация на сотрудничество» с педагогом, основная претензия к семье со стороны
ДОУ. О родителях, которые проявляли бы готовность сотрудничать, мечтают многие
педагоги. Под «педагогической активностью» родителя, подразумевается желание
родителя принять на себя роль «ученика», демонстрирующего готовность получать
от педагога знания, слушать его и слушаться
.
Безусловно, каждый педагог понимает ценность того, чтобы родители по
доброй воле раскрывали в общении с педагогами волнующие и радующие их мысли
и переживания по поводу воспитания ребёнка. Наиболее благоприятный путь
достижения доверительных партнёрских
отношений с семьёй , лежит через доверие
педагогической компетентности родителей, личностный , безоценочный стиль
общения и установления диалога с каждой семьёй.
Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного
познания партнёрами друг друга. Это может быть анкета для родителей к изучению
педагогом социальных факторов семейного воспитания. В которой будут вопросы
из которых виден запрос родителей на получение информации и помощи от
педагогов, т.е. то, что актуально для родителей, в чём они заинтересованы, а не то,
что им навязывает педагог.
Теперь на данном этапе задача педагога – заинтересовать родителей, предлагая
им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. В базисной программе
развития ребёнка дошкольника «Истоки» в разделе «Сотрудничество педагога с
семьёй» выделены задачи сотрудничества.
Первая задача: «Установить партнёрские отношения с семьёй каждого
воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать
атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержке и
взаимопроникновения в проблемы друг друга».
Вторая задача «активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях». Она
связывается с процессами самопознания родителями собственного опыта
взаимоотношений с ребёнком.
В противовес информированию родителей о жизни детей в ДОУ, рефлексивная
модель общения педагога с семьёй, обнаруживается в переосмыслении родителями
своих воспитательных установок и стереотипов родительского мышления,
раскрытии своих внутренних резервов, причём раскрытии самими родителями. В
психологии такая форма переосмысления называется «рефлексией». В переводе с
латинского языка это означает «обращение назад». Джон Локк называл рефлексию
«заглядыванием внутрь себя». Рефлексивная направленность педагогического
общения помогает не просто «указать человеку область его неадекватности, а
подвести его к тому, чтобы он конструировал его сам для себя» (Л.А.Петровская,
Ю.М.Жуков). В исследовании О.Л. Зверевой в понятие «Педагогическая рефлексия»
автор включает умение родителей анализировать собственную воспитательную
деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины, как своих
педагогических удач, так и просчётов, осуществлять выбор методов воздействия на
ребёнка. По мере осмысления родителями переживания своих взаимоотношений с
ребёнком, у них происходят позитивные личностные изменения, которые в свою
очередь влияют положительно на детско - родительские взаимоотношения.
На таблице, вы видите наиболее используемые и признанные в практике общения
с родительской аудиторией методы, формирующие рефлексию опыта родителей. В
беседах и дискуссиях воспитатель гибко использует разнообразные методы
общения.
Охарактеризуем их.
Методы оптимизации общения педагога с семьей
Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей
на размышление. Например: «В чём , по вашему мнению, заключается главный залог
благополучия ребёнка- в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких
умственных способностях?»
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к
анализу воспитательных приёмов, поиску наиболее подходящего способа
родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности
педагогического такта. Например, родителям предлагается ситуация: «Вы наказали
ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему
именно так?»
Ролевое проигрывание семейных ситуаций, моделирующих родительское
поведение, позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и
взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям: «Проиграйте
пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком» и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Например, дать оценку разным
способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть разницу,
выбрать более удачные, заменить нежелательные формы обращения на
конструктивные. Например, вместо: «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» -
«Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!» Или задание
определить, в чем видится неконстуктивность таких обращений к ребенку, как:
«Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли что ты хочешь?» и др. Это
могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение». («Хорошо
учиться в школе – это значит......» или «Особенности моего ребенка, это ......) и т.п.
Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический
опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков
ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных
потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребенка в
конкретной ситуации, полезно сформулировать перед родителями вопрос: «А как бы
поступил ваш ребенок в подобной ситуации?»
Обращение к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который
более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» или
«Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите пожалуйста». Побуждение
родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать
собственные удачи и просчеты в воспитании, применяемыми в аналогичных
ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных детских деятельностях
(рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.)
способствует эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта
партнерских отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать
варианты своего поведения в игровой обстановке.
Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу ДОУ
показывают, что родители находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей»,
постепенно становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование
собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно
анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с
ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери.
Используемая литература: Е.П. Арнаутова «Педагог и семья»