Напоминание

"МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ"


Автор: Зайцева Ирина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ КАК

УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В

РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ»

Подготовила педагог-психолог Зайцева И.А.

МАДОУ ДС №29 «Ёлочка»

г, Нижневртовск

МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПЕДАГОГАМИ

Нередко от педагогов можно слышать упрёк в адрес современных родителей по

поводу их педагогической пассивности: « Они не чем не интересуются, проблемы

развития собственного ребёнка откладывают на «потом». Им всегда некогда, они

вечно торопятся». По - человечески воспитателей можно понять. Эта проблема,

перестанет быть актуальной, если педагог позволит себе выйти за оценочные рамки.

Перестанет упрекать и тем более осуждать матерей и отцов за их «педагогическую

пассивность». Если идти в сотрудничестве с семьёй по пути постоянного поиска

виноватого, можно зайти только в тупик!

В современной практике сотрудничества всё ещё сохраняется рациональный стиль

общения. Он проявляется в чрезмерной обращённости воспитателя к рассудку

родителя, к его чувству родительского долга: «Вы обязаны, вы же мать» и т.п ; в

ущерб обращённости просто к чувствам матери или отца. Всё это мешает

устанавливать контакт с родителями не только на уровне обмена информации, но и,

тем более, на уровне обмена переживаниями. Рационализм общения мешает

установлению личностных диалогических отношений между педагогом и

родителем, сохраняя ролевой характер их взаимодействия.

Ролевое общение задаёт поведению его участников определённые рамки,

вынуждая говорить о том, что положено сдерживать потребность быть более

искренним. Воспитатель, оставаясь в границах роли, привыкает ощущать себя не

свободным и не даёт свободы партнёру по общению «родителю», беря под свой

контроль его педагогическую компетентность, направляет и ограничивает его. В

этой ситуации родителю отводится пассивная роль объекта воздействия и оценки со

стороны педагога. Таким образом, оценочный характер общения «Педагог- семья»

не способствует установлению подлинно диалогического сотрудничества сторон.

Монополия педагогов на знания о том, как семья должна воспитывать ребёнка,

отдаляет их от семьи, её потребностей.

Представим такую ситуацию: педагог с дипломом, уверенно демонстрирует

знания о развитии ребёнка родителем, на родительском собрании. Рассказывает о

развитии у ребёнка воображения, памяти, мышления. С профессиональной точки

зрения – хорошая тема, не вызывает ни каких возражений. Но если её «примерить» к

актуальным потребностям конкретных семей, профессионально не имеющего

отношения к педагогике, психологии, она может вызвать раздражение: «Зачем мне

специальные знания, у меня совсем другие проблемы!». Таким образом, мы видим,

что сотрудничество с семьёй превращается в «навязывание» знаний, которые

родителями не воспринимаются. Причём выбор знаний остаётся за педагогами, они

решают, в какой педагогической информации нуждается родитель.

Недостаточная потребность родителя в педагогическом сотрудничестве «низкая

мотивация на сотрудничество» с педагогом, основная претензия к семье со стороны

ДОУ. О родителях, которые проявляли бы готовность сотрудничать, мечтают многие

педагоги. Под «педагогической активностью» родителя, подразумевается желание

родителя принять на себя роль «ученика», демонстрирующего готовность получать

от педагога знания, слушать его и слушаться

.

Безусловно, каждый педагог понимает ценность того, чтобы родители по

доброй воле раскрывали в общении с педагогами волнующие и радующие их мысли

и переживания по поводу воспитания ребёнка. Наиболее благоприятный путь

достижения доверительных партнёрских

отношений с семьёй , лежит через доверие

педагогической компетентности родителей, личностный , безоценочный стиль

общения и установления диалога с каждой семьёй.

Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного

познания партнёрами друг друга. Это может быть анкета для родителей к изучению

педагогом социальных факторов семейного воспитания. В которой будут вопросы

из которых виден запрос родителей на получение информации и помощи от

педагогов, т.е. то, что актуально для родителей, в чём они заинтересованы, а не то,

что им навязывает педагог.

Теперь на данном этапе задача педагога – заинтересовать родителей, предлагая

им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. В базисной программе

развития ребёнка дошкольника «Истоки» в разделе «Сотрудничество педагога с

семьёй» выделены задачи сотрудничества.

Первая задача: «Установить партнёрские отношения с семьёй каждого

воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать

атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержке и

взаимопроникновения в проблемы друг друга».

Вторая задача «активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях». Она

связывается с процессами самопознания родителями собственного опыта

взаимоотношений с ребёнком.

В противовес информированию родителей о жизни детей в ДОУ, рефлексивная

модель общения педагога с семьёй, обнаруживается в переосмыслении родителями

своих воспитательных установок и стереотипов родительского мышления,

раскрытии своих внутренних резервов, причём раскрытии самими родителями. В

психологии такая форма переосмысления называется «рефлексией». В переводе с

латинского языка это означает «обращение назад». Джон Локк называл рефлексию

«заглядыванием внутрь себя». Рефлексивная направленность педагогического

общения помогает не просто «указать человеку область его неадекватности, а

подвести его к тому, чтобы он конструировал его сам для себя» (Л.А.Петровская,

Ю.М.Жуков). В исследовании О.Л. Зверевой в понятие «Педагогическая рефлексия»

автор включает умение родителей анализировать собственную воспитательную

деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины, как своих

педагогических удач, так и просчётов, осуществлять выбор методов воздействия на

ребёнка. По мере осмысления родителями переживания своих взаимоотношений с

ребёнком, у них происходят позитивные личностные изменения, которые в свою

очередь влияют положительно на детско - родительские взаимоотношения.

На таблице, вы видите наиболее используемые и признанные в практике общения

с родительской аудиторией методы, формирующие рефлексию опыта родителей. В

беседах и дискуссиях воспитатель гибко использует разнообразные методы

общения.

Охарактеризуем их.

Методы оптимизации общения педагога с семьей

Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей

на размышление. Например: «В чём , по вашему мнению, заключается главный залог

благополучия ребёнка- в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких

умственных способностях?»

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к

анализу воспитательных приёмов, поиску наиболее подходящего способа

родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности

педагогического такта. Например, родителям предлагается ситуация: «Вы наказали

ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему

именно так?»

Ролевое проигрывание семейных ситуаций, моделирующих родительское

поведение, позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и

взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям: «Проиграйте

пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком» и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Например, дать оценку разным

способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть разницу,

выбрать более удачные, заменить нежелательные формы обращения на

конструктивные. Например, вместо: «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» -

«Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!» Или задание

определить, в чем видится неконстуктивность таких обращений к ребенку, как:

«Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли что ты хочешь?» и др. Это

могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение». («Хорошо

учиться в школе – это значит......» или «Особенности моего ребенка, это ......) и т.п.

Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический

опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков

ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных

потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребенка в

конкретной ситуации, полезно сформулировать перед родителями вопрос: «А как бы

поступил ваш ребенок в подобной ситуации?»

Обращение к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который

более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» или

«Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите пожалуйста». Побуждение

родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать

собственные удачи и просчеты в воспитании, применяемыми в аналогичных

ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных детских деятельностях

(рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.)

способствует эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта

партнерских отношений.

Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать

варианты своего поведения в игровой обстановке.

Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу ДОУ

показывают, что родители находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей»,

постепенно становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование

собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно

анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с

ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери.

Используемая литература: Е.П. Арнаутова «Педагог и семья»



В раздел образования