Автор: Моржакова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д.с. №40"
Населённый пункт: г. Северск Томская область
Наименование материала: (из опыта работы)
Тема: "Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности через игру"
Раздел: дошкольное образование
Формирование у дошкольников предпосылок
учебной деятельности через игру.
Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать
удовлетворение.
Важно
с
самого
раннего
детства
воспитывать
у
детей
познавательные
интересы.
В
состоянии
интереса
возникает
подъём
всех
человеческих сил. Подготовка к школе -
важный этап в жизни старшего
дошкольника. Если занятия проходят в увлекательной для ребёнка форме –
это вызывает не только интерес к школе, а и желание учиться, познавать
новое.
Так как игра основной вид деятельности дошкольного возраста, то в ней
развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память,
воображение, дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный,
свойственный
дошкольному
возрасту
способ
усвоения
общественного
поведения.
В
игре
формируются
и
развиваются
все
стороны
личности
ребёнка,
происходят
значительные
изменения
в
его
психике,
которые
подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Сюжетно – ролевая игра, предполагающая развёрнутую воображаемую
ситуацию, предшествует играм по правилам. Играя, дети учатся человеческой
способности
к
сотрудничеству.
В
ролевой
игре
развиваются
качества,
необходимые для последующего обучения в школе. Также большое значение
для
формирования
предпосылок
учебной
деятельности
имеют
игры
по
правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно
предшествуют учебной деятельности. Способность подчиняться правилам и
переход внешних правил во внутренние
имеют огромное значение для
создания предпосылок учебной деятельности.
По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими
любой
деятельности:
учится
ставить
цель,
планировать,
добиваться
результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, в
частности , на учебную.
Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие
учебно-
дидактические
игры
и
игрушки,
которые
он
может
сделать
собственными руками, собрать или разобрать. Более всего детям нужны такие
игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают
развивать воображение, память, мышление и речь ребёнка, разнообразные его
способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические,
лингвистические,
организаторские
и
многие
–
многие
другие.
Игры,
выполняют особую роль в развитии воли детей, причём каждый вид игровой
деятельности
вносит
свой
специфический
вклад
в
совершенствование
волевого
процесса.
Конструктивные,
предметные
игры,
появляющиеся
первыми
в
возрастном
развитии
ребёнка,
способствуют
ускоренному
формированию произвольной регуляции действий: сюжетно-ролевые игры
ведут к закреплению у ребёнка необходимых волевых качеств личности.
Игра полностью отвечает потребностям ребёнка, воспитывает у него такие
качества,
как
жизнерадостность,
активность,
живость
воображения,
пытливость. Через игру ребёнок изучает цвет, форму, свойства материалов,
изучает растения и животных. В игре у детей развивается умение наблюдать,
расширяется кругозор интересов, выявляются вкусы и запросы.
Развивать у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности -это
значит, воспитывать у него осознанное положительное отношение к учебной
и
общественной
деятельности,
заставить
его
понять
важность
и
необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником.
Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько
педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности,
как он использует для этой цели игру.
Какие же игры наиболее полезны для подготовки к школе? Перечислить все
игры невозможно, но можно выбрать игры по своему вкусу, главное обратить
внимание
на
те
из
них,
которые
формируют
память,
внимание,
сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Какой картинки не
хватает?», «Сделай так же»);
Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов( «Что
из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус»,
«Найди такой же предмет (по цвету, форме, величине)», «Чья тень» и т. д.);
Развивают логическое мышление ( «Что сначала, что потом», «Сравни по
величине», шашки, шахматы и т. д.) и речь («Слова наоборот», «Синонимы»,
«Придумываем стихи» и т. д.).
Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в ДОУ составляет
основу
овладения
некоторыми
элементами
учебной
деятельности.
Дошкольники овладевают умениями, слушать, запоминать и последовательно
выполнять
задания;
подчинять
свои
действия
правилам,
определяющим
способ их выполнения; укладываться во времени; оценивать свою работу;
находить и исправлять свои ошибки; доводить работу до конца; держать в
порядке рабочее место, инструменты, материалы.
Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно
непривычный
и
незнакомый
для
него
мир.
От
того,
каким
будет
его
знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним
ребёнок
или
будет
себя
чувствовать
в
нём
чужим
и
незащищённым.
Тренируемые интеллектуальные процессы и качества в детском саду станут
помощниками, а не припятствием
в овладении будущими школьниками
образовательной программы.