Автор: Захарова Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: город Верхняя Пышма, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Дисциплина и воспитательная работа в хореографическом коллективе.
Раздел: дополнительное образование
Дисциплина и воспитательная работа в хореографическом коллективе.
У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера,
последовательности и содержания зависит развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает,
что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный
настрой детей. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают
определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы,
посильны для выполнения.
Одним из первых требований преподавателя является соблюдение дисциплины. Дисциплина - это фактор
качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель
использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация
всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях и других мероприятиях. Для хорошей
организации занятий педагог ведет журнал посещаемости. Это другая сторона воспитания, которая
дисциплинирует и очень хорошо влияет на детей психологически. Существуют индивидуальные карты детей, в
которых ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика профессиональных успехов ребенка,
развитие его психофизических возможностей.
Это трудоемкая работа преподавателя, но ее результаты в последствии представляют интерес. При анализе
записей можно проследить успехи и недочеты детей на занятиях. Может оказаться, что леность и инертность
ученика при начальном этапе обучения перерастает в профессиональный интерес, что происходит активное
развитие профессиональных данных, изменение в характере ребенка в процессе занятий. Тщательный анализ
этих записей поможет преподавателю совершенствовать методы своей работы, придать целенаправленность и
определенную перспективу педагогическому воспитательному процессу в коллективе.
Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным
результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются
различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-
руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен
заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с
детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их
сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир.
Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без
уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут
выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга,
его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до
конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже
взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу
интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового
хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка
или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на
нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.
В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что
связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и
систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей,
концертов, художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические темы формируют маленького
человека, развивают в нем чувство прекрасного.