Напоминание

"Интерактивное обучение на уроках химии".


Автор: Юрлова Татьяна Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ "Перво-Эртильская СОШ" Эртильского района Воронежской области
Населённый пункт: пос.Перво-Эртиль, Эртильский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Интерактивное обучение на уроках химии".
Раздел: среднее образование





Назад




«Интерактивное обучение на уроках химии».

Юрлова Татьяна Николаевна, учитель химии, ВКК

МКОУ « Перво-Эртильская СОШ»

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности,

когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются

вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу

того, что они знают и думают[1]. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют

участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным

партнером, а также делают возможным активный обмен сообщениями между пользователем и

информационной системой в режиме реального времени [2]. Совместная деятельность учащихся в

процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой

индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в

атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только

получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать

мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии,

вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных

форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися,

приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство

защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. В методике предметного обучения

доказан приоритет электронной техники и НИТО (В. А. Извозчиков и др.). Большой вклад в

разработку НИТО и их применение в обучении химии внесла Н. Е. Кузнецова [3]. Исследованы

возможности электронной техники в повышении уровня формирования технологических понятий,

в формировании компьютерной грамотности и активизации учебно-познавательной деятельности

учащихся. Разработана методика формирования обобщенных умений по химии на основе

компьютеризации обучения [3].

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие

педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога

становится создание условий для инициативы.

Идея интерактивного обучения приобретает с использованием интерактивных компьютерных

технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих

компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как

интерактивная доска. На мой взгляд, осмысление роли данных интерактивных средств в обучении,

разработка для них соответствующих дидактических пособий способны принципиально изменить

традиционное обучение, поднять его на новый качественный уровень. К формам и методам

интерактивного обучения могут быт отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации,

дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы

практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения

творческих за дач, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), практические

групповые и индивидуальные упражнения моделирование производственных процессов или

ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая; работа с авторскими

пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая

запись собственных действий; педагогическая студия, встречи с приглашенными специалистами,

методы с использованием компьютерной техники и др. [4, 5, 6].

Общеизвестно, что средний процент усвоения учебного материала следующий: урок-лекция –

5%; при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов

– 20%; аудиовизуальных материалов – 30-40%; работа в дискуссионных группах – 50%; практика

через действие – 75%; использования мультимедийных технологий – 80-85%. Поэтому, чтобы

максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их

личностные компетенции, я соединяю интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных

и мультимедийных средств. Мой кабинет химии имеет все необходимое оборудование для

проведения современного мультимедийного урока. Его я строю как в традиционной форме,

используя те же методы, но появляется возможность использовать на уроке динамические

информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование

изучаемого явления. Направленность на оперативную обратную связь, возможность выстраивания

индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного

дидактического средства обучения меняет дидактические методы традиционного урока.

Современный мультимедийный урок - это промежуточное звено между традиционным уроком и

открытым образованием. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от

пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно

моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при

необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же

или другими начальными параметрами. Мультимедиа позволяют увеличить время работы на уроке

учеников, интенсифицировать ее. Более того, они позволяют заставить работать каждого из них.

Каждый сможет видеть, слышать. Таким образом, уровень индивидуализации обучения

значительно возрастает. Но для этого урок должен быть интерактивным. Работа с интерактивной

доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют

с учителем и между собой. Она позволяет организовать более продуктивно выполнение тестовых

заданий на доске, взаимопроверку и обозначение правильных вариантов на доске, работу со

слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.

Очень часто на уроках использую таблицы, которые относятся к средствам реализации принципа

наглядности. Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике - означает, что

эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и

переработке учебного материала [4]. Таблицы учебные - наглядные пособия, содержащие цифры,

тексты или графические изображения, иллюстрирующие темы и разделы учебных предметов.

Различают следующие виды таблиц: иллюстративные, графические, цифровые, текстовые и

смешанные [7,8,9,10].

Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и

вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом

и активизирует их познавательную активность, развивает интерес к химии. С помощью

интерактивной доски у меня получается всецело завладеть вниманием учеников на уроках.

Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать

внимание учащихся. Преимущества работы с интерактивной доской:

учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и

динамичной подачи материала;

часть изображения можно закрыть “Шторкой” или высветить “Прожектором”;

моделирующая среда позволяет решать широкий круг задач путем их визуального проектирования

на основе моделей объектов, явлений, эффектов и свойств, с последующим управлением моделями

и наглядным представлением результатов расчета;

дополнительная акцептация внимания на важных и сложных моментах, многократное их

воспроизвендение для лучшего понимания, запоминания учащимися;

освобождение от рутинных записей;

возможность фиксации ключевых моментов;

предоставление необходимого справочно-иллюстративного материала по уроку;

материал для самостоятельной, контрольной работы;

сделать “Фотоаппаратом” снимок предыдущей страницы и сохранить.

В результате урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных

материалов, прежде всего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным;

неоднозначным и пригодным для анализа. Сочетаю различные виды материалов - фото, плакаты,

тексты, фолии для оверхеда, видео, схемы, диаграммы. Интерактивная доска использует

различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной

доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как

угодно передвигать. Мной накапливается методическая база электронных материалов для

дальнейшего использования: интерактивные плакаты, тесты, интерактивные презентации. В своей

работе использую мультимедиа-продукт “Уроки химии Кирилла и Мефодия”, «Виртуальную

химическую лабораторию», «Образовательную коллекцию», которые содержат медиа-

иллюстрации, тесты и проверочные задания, видеофрагменты, анимации, интерактивные

тренажеры; «Химические опыты со взрывом и без», которые дают возможность иллюстрировать

такие опыты, которые в школьных условиях сложно проводить или невозможно из-за их

опасности, например, опыты с хлором, бромом, иодом, фосфором и другие.

Для более объективного и оперативного контроля знаний учащихся использую специальную

программу - систему PRS, позволяющую самим учащимся с помощью пультов управления очень

быстро проверять уровень своей подготовки по различным разделам химии в форме тестов, что

значительно экономит время на уроке. Кроме того, система оперативного контроля знаний PRS

предусматривает мгновенное оценивание ответов в виде красочных, содержательных диаграмм с

комментарием ответов по каждому заданию, благодаря чему ученик сразу объективно оценивает

себя, получает оценку, избавляя учителя от потери лишнего времени на комментарии ответов

учащихся. Действительно, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, так

как ученики получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного

потенциала; по мнению А.К. Ахлебинина и др., успех при выполнении интерактивных обучающих

тестовых заданий может стимулировать интерес учащихся к изучению химии [1, 2].

Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности

учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под

результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового

быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно

владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными

способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование,

организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет

компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг, я считаю

необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на

интерактивное обучение, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся на

уроках химии.

Используемая литература:

1. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. - М.: Просвещение,

1988. - 160с.: ил. - (Б-ка учителя химии).

2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /

Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.

3. Кузнецова Н.Е.,Фролова О.Н, Шестаков А.П. Табличные процессоры // Информатика.2004.№38

С.16-17.

4. Педагогический словарь (В 3 томах). Т. 2. Редакторы Г.М. Воловникова и др. Издательство АПН

РСФСР, Москва, 1961г.-264с.

5. Рунова Л.М., Федотова И.Э., Потёмкина Н.М., Петрова Е.В. Термины неорганической химии //

Химия в школе.2005.№3 С.36.

6. Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ // Химия

в школе.2005.№2 С.57-58.

7. Маурина И.Я. О таблицах по химии // Химия в школе.1973.№1 С.69-72.

8. Сто лет периодического закона химических элементов под ред Н.Н. Семенов. Издательство

«Наука», М 1969 383 с.

9. Ледовская Е.М. Урок по теме «Металлы в организме человека» // Химия в школе.2005.№3 С.41.

10. Лобов Б.И., Волков В.Н., Давтян М.Л. Чем объясняется окраска солей 3d- элементов // Химия в

школе .2005.№4 С. 32.



В раздел образования