Автор: Юрлова Татьяна Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ "Перво-Эртильская СОШ" Эртильского района Воронежской области
Населённый пункт: пос.Перво-Эртиль, Эртильский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение ИКТ в обучении химии".
Раздел: среднее образование
«Применение ИКТ в обучении химии».
Юрлова Татьяна Николаевна, учитель химии, ВКК
МКОУ « Перво-Эртильская СОШ»
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве
одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования
основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без
включения информационной компоненты в систему профильного химического образования.
Конечным результатом внедрения информационных технологий в процесс обучения химии, является
овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих
в природе и используемых в практической деятельности.
Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий
необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного
процесса на каждом этапе урока.
Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности: создавать компьютерные
модели конспекта урока, темы, курса в целом; максимально целесообразно располагать материал;
обеспечивать
основной
материал
дополнительной
информацией;
подбирать
и
систематизировать
материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет: экономить время; красочно оформлять материал;
повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания; оптимизировать
процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы; индивидуализировать обучение;
концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока; в любой момент возвращаться к уже
знакомому материалу; самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.
На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные
возможности:
аккумулировать
совместные
усилия
учителей;
развивать,
модернизировать,
корректировать электронные материалы; систематически накапливать материал; повышать мотивацию
преподавания и обучения.
При обучении химии компьютер используют исходя из особенностей химии как науки. Например,
для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования компьютера,
компьютерной
поддержки
процесса
изложения
учебного
материала
и
контроля
его
усвоения.
Моделирование химических явлений и процессов на компьютере – необходимо, прежде всего, для
изучения
явлений
и
экспериментов,
которые
практически
невозможно
показать
в
школьной
лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.
Ученик
может
исследовать
явление,
изменяя
параметры,
сравнивать
полученные
результаты,
анализировать их, делать выводы. Например, задавая разные значения концентрации реагирующих
веществ (в программе, моделирующей зависимость скорости химической реакции от различных
факторов), учащийся может проследить за изменением объема выделяющегося газа и т.д. Такое
использование
компьютера
полезно
тем,
что
прививает
учащимся
навыки
исследовательской
деятельности,
формирует
познавательный
интерес,
повышает
мотивацию,
развивает
научное
мышление.
Проблему
оптимального
обучения
школьников
химии
можно
решить
использованием
информационно коммуникативные технологии на уроках химии с целью развития познавательной
компетентности школьников.
Применяя информационно-коммуникативные технологии в школе, необходимо следить за тем, чтобы
ученик не превратился в автомат, который умеет мыслить и работать только по предложенному ему
алгоритму. Для решения этой проблемы необходимо наряду с информационными методами обучения
применять и традиционные. Используя различные технологии обучения, можно приучить учащихся к
разным способам восприятия материала: чтение страниц учебника, объяснение учителя, получение
информации с экрана монитора и др. Таким образом, при планировании уроков необходимо найти
оптимальное
сочетание
информационных
технологий
с
другими
(традиционными)
средствами
обучения.
В своей практике использую компьютерные технологии как для всего класса для демонстрации
опытов,
экспериментов,
иллюстраций
каких-либо
промышленных
химических
процессов,
анимационные иллюстрации химических реакций, так и для учащихся, проявляющих повышенный
интерес
к
изучению
химии.
В
силу
ряда
причин
не
всегда
имеется
возможность
проведения
химического
эксперимента.
И
тогда
на
помощь
учителю
приходят
виртуальные
лаборатории.
Трехмерная
анимация,
наличие
проводника,
возможность
проделать
на
уроке
дополнительный
химический эксперимент-это лишь некоторые доводы в пользу применения виртуальной лаборатории.
Много на уроках химии применяю электронных тестов.
Тесты в электронном виде – это один из видов контроля знаний, который всё чаще входит в жизнь
современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они
укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро
оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
Применение компьютерного тестирования по химии развивает интеллектуальные способности
учащихся, т.к. они один и тот же тест могут проходить по нескольку раз, пока не будет получен
положительный результат. Все эти тесты соответствуют минимуму требований по химии. За короткое
время
можно
раскрыть,
объяснить
подтвердить
формулами
и
экспериментом
наиболее
трудные
вопросы программы. Например, образование связи азотом амина и ионом водорода воды или кислоты
по донорно-акцепторному механизму. С помощью компьютерного сопровождения урока учащиеся
легче воспринимают трудные разделы программы.
В настоящее время большое внимание уделяется технике безопасности. В связи с этим опыты по
химии
с
ядовитыми
веществами
можно
демонстрировать
на
уроке,
фрагменты
компьютерного
сопровождения
подобного
эксперимента
дают
учащимся
убедительные
знания
о
веществах
и
явлениях,
сопровождающих
данные
превращения.
Например,
опыты
с
аминами:
взаимодействие
амина
с
кислотой,
горение;
амфотерные
свойства
аминокислот;
свойства
хлора,
фтора.
Идёт
демонстрация химического эксперимента, который в силу опасности для здоровья детей, желательно
наблюдать с экрана монитора.
Компьютерная
анимация
также
находит
место
при
изучении
темы
«Окислительно-
восстановительные
реакции».
При
этом
на
уроках
ребята
самостоятельно
подбирают
стехиометрические
коэффициенты.
Для
подготовки
докладов
учащиеся
используют
энциклопедические данные о биографии выдающихся химиков. Жизнедеятельность великих учёных в
области химии широко представлена на компакт-дисках. Кроме этого учащиеся много на уроках
химии используют также видеоматериалы. Они помогают учащимся лучше разобраться в веществах и
их применении в народном хозяйстве.
Из всего сказанного следует, что химия как наука ХХI
века
тесно
связана
с
новыми
информационными компьютерными технологиями, использование которых расширяет возможности
учащихся, даёт более углубленно изучать интересующую его тему.
Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении химии,
определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала.
На каждом конкретном уроке могут быть использованы определенные программы, исходя из целей
урока, при этом функции учителя и компьютера различны. Программные средства для эффективного
применения
в
учебном
процессе
должны
соответствовать
курсу
химии,
иметь
высокую
степень
наглядности,
простоту
использования,
способствовать
формированию
обще
учебных
и
экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.
Опыт применения компьютерных технологий в обучении химии в школе позволяет заключить, что
для получения высокого обучающего эффекта важно их систематическое использование, как на стадии
изучения материала, так и на стадии оперативного контроля за усвоением знаний, а для этого также
необходим широкий ассортимент педагогических программных средств (ППС). Визуальный материал,
используемый на уроке, должен быть очень ярким, образным; неоднозначным. В своей работе сочетаю
различные виды материалов - фото, плакаты, тексты, фолии для оверхеда, видео, схемы, диаграммы.
Интерактивная
доска
использует
различные
стили
обучения:
визуальные,
слуховые
или
кинестетические.
Благодаря
интерактивной
доске,
ученики
могут
видеть
большие
цветные
изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Мной накапливается методическая
база
электронных
материалов
для
дальнейшего
использования:
интерактивные
плакаты,
тесты,
интерактивные презентации. В своей работе использую мультимедиа-продукт “Уроки химии Кирилла
и
Мефодия”, «Виртуальную химическую лабораторию», «Образовательную коллекцию», которые
содержат
медиа-иллюстрации,
тесты
и
проверочные
задания,
видеофрагменты,
анимации,
интерактивные
тренажеры;
«Химические
опыты
со
взрывом
и
без»,
дающие
возможность
иллюстрировать такие опыты, которые в школьных условиях сложно проводить или невозможно из-за
их опасности, например, опыты с хлором, бромом, иодом, фосфором и другие.
Использование педагогических программных средств в обучении химии дает возможность:
1) индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с
индивидуальной скоростью усвоения материала;
2) осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной
деятельности;
3) осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
4) осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
5) визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране монитора
данного процесса;
6) проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта
или эксперимента;
7) формировать культуру учебной деятельности обучаемого и обучающего.
Большие возможности для личностного развития предоставляет использование Интернета в учебно-
воспитательном процессе средних учебных заведений. Опыт работы показывает, что в условиях
инновационного
образовательного
учреждения,
располагающего
соответствующей
материальной
базой применение Интернета открывает принципиально новые возможности для познавательной и
творческой самореализации. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности, используя
Интернет, получают расширенный доступ к интересующей их информации. Они самостоятельно
разыскивают сообщения о проведении конкурсов, олимпиад, конференций, тестирования и т.д.
Использование
информационно
–
коммуникативных
технологий
на
уроках
химии
является
средством развития познавательной компетентности школьников. Химия как наука ХХI века тесно
связана
с
новыми
информационными
компьютерными
технологиями,
использование
которых
расширяет возможности учащихся, даёт более углубленно изучать интересующую его тему.
Литература:
КоневМ. Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения.// Химия в
школе,2008.-№5 ,с.12-15.
Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.// Химия в
школе, 2002. - №8, с. 35 – 37.
Курдюмова Т. Н., Курдюмов Г. М. Компьютерные обучающие игры. //Химия. Методика преподавания,
2004. - №1, с. 75 – 77.
Левитас Д. Г. Школа для профессионалов или семь уроков для тех, кто учит. – М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. - 256 с.
Макошина
В.
Н.
Мещерикова
Е.
В.
Использование
компьютеров
в
обучении
химии.
//
Химия.
Методика преподавания в школе, 2002. - №6, с. 55 – 60.
Нечиталова Е. В. Информационные технологии на уроках химии. //Химия в школе, 2005. - №3, с. 13 –
15.
Раткевич Е. Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования. //Химия. Методика преподавания
в школе, 2001. - №1, с.13 – 18.
С компьютером на урок: с чего начинать: Учебно-методическое пособие/ О. Л. Колпаков, В. П.
Жуланова, В. Н. Борздун, Е. О. Казадаева. – Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2004. – 53 с.
Фельдман И. Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций. //Химия в
школе, 2005.- №7, с. 36 – 37.